Организация бизнес-процессов в банковском секторе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №18 (308) май 2020 г.

Дата публикации: 02.05.2020

Статья просмотрена: 84 раза

Библиографическое описание:

Стадник, Ю. С. Организация бизнес-процессов в банковском секторе / Ю. С. Стадник. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 141-144. — URL: https://moluch.ru/archive/308/69524/ (дата обращения: 03.03.2021).



Статья посвящена организации бизнес-процессов в банковском секторе. В статье рассмотрены теоретико-методологические основы бизнес-процессов в банковском секторе; проанализированы подходы бизнес-процессов в банковском секторе; исследована специфика и предложены пути улучшения бизнес-процессов в банковском сектор.

Ключевые слова: организация, предприятие, банк, банковский сектор, бизнес-процесс, ренджирование.

The article is devoted to the organization of business processes in the banking sector. The article considers the theoretical and methodological foundations of business processes in the banking sector; analyzes the approaches of business processes in the banking sector; examines the specifics and suggests ways to improve business processes in the banking sector.

Keywords: organization, enterprise, Bank, banking sector, business process, ranking.

Формализация и регулирование бизнес-процессов является одним из важнейших факторов успеха любого коммерческого банка. Различные банки находятся на разных этапах формализации своих бизнес-процессов.

Некоторые только начинают эту деятельность, другие уже создали большую базу процессов. Следует, однако, отметить, что проекты, которые описывают бизнес-процессы, не являются «одноразовыми», а скорее итеративны по своей природе, поэтому каждый банк должен иметь возможность управлять своими бизнес-процессами и давать инструкции о том, как их использовать [1, с. 3].

Итеративность связана с тем, что требования клиентов меняются, рынок меняется, появляются новые нормативные документы Банка России и т. д. Такие изменения требуют постоянного мониторинга и необходимости обновления бизнес-процессов.

Описание и оптимизация бизнес-процессов напрямую влияет на операционную и стратегическую эффективность коммерческого банка, что в конечном итоге влияет на прибыльность и рейтинги.

Российские коммерческие банки в настоящее время вступают в фазу качественного роста. Реформа банковской системы практически остановлена, и текущая ситуация в финансовом секторе показывает, что банковская система нуждается в изменениях, которые значительно облегчают работу сотрудников коммерческого банка и повышают доходность кредитной организации. Значительно возрастает острая необходимость улучшения качества банков в условиях усиливающейся конкуренции. Реинжиниринг позволяет найти наиболее эффективное решение этой проблемы и является одним из признанных методов решения организационных проблем, которые полностью оправданы на практике [3, с. 21].

Анализ тенденций в банковском секторе за последние годы показывает значительные изменения, которые привели к необходимости пересмотра существующего подхода к управлению, в частности:

– усиление конкуренции на рынке банковских услуг;

– необходимость постоянного изменения банковских продуктов;

– превращение банковского продукта из физического лица в массовый продукт;

– сложность банковского продукта.

Эти факторы привели к проникновению процессного подхода в банковскую индустрию.

Благодаря процессуальному подходу к управлению каждое структурное подразделение обеспечивает реализацию конкретных бизнес-процессов, в которые оно вовлечено. Обязанности, область ответственности, критерии успешной работы для каждого структурного подразделения сформулированы и имеют смысл только в контексте конкретного бизнес-процесса. Горизонтальные связи между структурными единицами в этом подходе намного сильнее, чем в функциональном подходе.

Вертикальные связи между структурными единицами и вдоль линии «подчиненных начальников» несколько слабее. Сотрудник несет ответственность не только за свои функции, но и за бизнес-процессы, в которых он участвует. Для него важны функции и результаты параллельных структурных подразделений, которые участвуют в тех же бизнес-процессах, что и он. Взаимная ответственность за результат бизнес-процесса возникает между всеми участниками [5, с. 32].

В банковской литературе выделяются следующие основные принципы процессного подхода к управлению:

– выполнение процесса регламентировано;

– каждый процесс имеет внутреннего или внешнего потребителя;

– деятельность банка (компании) представлена ​​в виде серии процессов, которые выполняются для достижения целей.

У каждого процесса есть владелец — человек, который отвечает за результат процесса.

Ключевые показатели устанавливаются для процессов, которые можно использовать для оценки того, как процесс выполняется и как это влияет на итоговые показатели всей компании.

Типичная структура управления бизнес-процессами в банковском секторе представлена стандартной цепочкой цикла управления, которая состоит из следующих этапов: планирование, организация, учет, контроль, регулирование (рисунок 1). В силу характера деятельности и создаваемого продукта бизнес-процессы организации делятся на основные, вспомогательные и управленческие процессы [6, с. 4].

Рис. 1. Схема бизнес-процесса

Основные процессы напрямую связаны с основными направлениями деятельности организации. Особенностью наиболее важных бизнес-процессов является то, что они создают добавленную стоимость для продукта и представляют собой источник дохода. Ключевые процессы определяют профиль бизнеса компании.

Базовые банковские процессы (процессные продукты) объединяют все банковские операции для накопления и перераспределения средств. Процессы — продукты в целом представляют фронт-офис банка. Основные бизнес-процессы в отделении банка включают кредиты, инвестиционный банкинг, финансовые консультации, частный банкинг, услуги по управлению денежными средствами, сбор средств и т. д.

Вспомогательные процессы (поддерживающие процессы) направлены на поддержание активности основных процессов. Результатом вспомогательного процесса являются ресурсы для основных процессов. Действия процессов не относятся к основной деятельности организации. Вспомогательные процессы потребителей — это другие организационные процессы.

Поддержка банковских бизнес-процессов охватывает все виды банковских операций, которые нацелены на обеспечение бесперебойной работы банка и которые объединены в бэк-офис. Основные бизнес-процессы бэк-офиса включают бухгалтерский и управленческий учет, юридические консультации, управление персоналом, маркетинг, информационные технологии, материально-техническое обеспечение и т. д. [2, с. 44].

Процессы управления направлены на повышение эффективности деятельности организации. Процессы управления и поддерживающие процессы требуются не внешним потребителем, а скорее для корпоративного управления, поскольку эти процессы позволяют управлять компанией и обеспечивать ее выживание, конкурентоспособность и развитие. Процессы управления организацией включают стратегическое управление, финансовый менеджмент, управление маркетингом и управление персоналом.

Этот тип процесса формирует промежуточный офис банка, основной задачей которого является комплексное внедрение процесса управления. Наиболее важные процессы среднего офиса включают управление рисками и контроллинг.

Бизнес-процессы — «Продукты», отражающие продуктовый комплекс банка, могут быть представлены в виде трехступенчатой ​​системы:

– простые продукты, каждая часть которых является только продуктовой линией. Простые продукты выделяются как часть продуктовой линейки в соответствии с различными критериями классификации (характеристики групп клиентов, технологии продаж, срочность и т. д.), но главное — это финансово-экономическая природа продукта;

– простые продукты, не отличающиеся технологией продаж, а только своими маркетинговыми компонентами, а также комбинированные и сложные продукты;

– продуктовые линейки как инструкции для операций банка, отвечающие одной из глобальных потребностей клиентов.

Процессный подход не исключает функциональный. Наоборот, эти подходы могут дополнять друг друга. Адаптивный подход рассматривает функцию как задачу, которую компания решает для достижения своих целей. Бизнес-процесс — это реализация функции во времени, способ решения бизнес-проблемы [4, с. 44].

Процессный подход ориентирует управление банком на управление процессами, а не на людей. Это, в свою очередь, позволяет радикально переосмыслить роль руководителей и сотрудников, перераспределить их функции в создании потоков создания ценности для кредитной организации, а также выровнять и сосредоточить усилия сотрудников на удовлетворении потребностей клиентов.

Эффективность управления банком определяет финансовые показатели его деятельности. Достижение определенных финансовых параметров является следствием принятия и реализации подходящих управленческих решений.

Можно сделать следующие выводы, что в последние годы становится все более очевидной практическая необходимость описания бизнес-процессов и внедрения процессного подхода в деятельность отечественных банков. Многие кредитные организации, особенно из ТОП-50, уже описали свои бизнес-процессы с использованием современных технологий моделирования. Другие все еще находятся в середине или в начале этой поездки.

Актуальность реинжиниринга для банковского сектора определяется тем, что он ориентирован на широкомасштабное использование новейших технологий. Постоянное изменение экономической ситуации требует постоянного изменения основных принципов банковских учреждений. Реинжиниринг бизнес-процессов предлагает конкурентное преимущество, его применение отражается в снижении затрат и позволяет банку стать более мобильным и быстрее адаптироваться к быстро меняющимся рыночным условиям.

Однако описание бизнес-процессов не является самоцелью, хотя это очень важный этап, от которого зависит решение многих важных задач и проектов. Должен продолжать идти. Требуются конкретные и практические применения процессного подхода и связанных с ним методов. Одним из таких приложений является организация оперативного управления банком и электронного документооборота, которые тесно интегрированы в бизнес-процессы. Управление задачами в рамках каждого бизнес-процесса значительно повышает эффективность коммерческого банка, своевременно достигает определенного KPI, экономит финансовые ресурсы и в конечном итоге приводит к комплексной реализации процессного подхода. Описание бизнес-процессов и внедрение процессного подхода к управлению, хотя и в минимальном формате, составляют основу для многих других задач и проектов кредитной организации. Без этого невозможно внедрить другие современные технологии управления в долгосрочной перспективе, включая технологии управления операциями и документооборота.

Основные проблемы российских банков в создании новых и совершенствовании существующих бизнес-процессов:

– недостаточная автоматизация бизнес-процессов;

– нет личной ответственности сотрудников банка за реализацию определенных бизнес-процессов.

– реализация незавершенных бизнес-процессов.

Эти проблемы должны решаться на ранних этапах развития бизнес-процессов. В ходе их реализации следует проводить совместную подготовку персонала, в рамках которой сотрудники могут делиться своими существующими рабочими навыками и обмениваться новым опытом. При реализации того или иного бизнес-процесса руководство банка должно более точно следовать схемам и инструкциям для бизнес-процессов, проводить тестовую работу, а затем внедрять ее в общую работу банка.

Поэтому структура и оценка бизнес-процессов определяются целями, для которых они применяются. Формализация и регулирование бизнес-процессов является одним из важнейших факторов успеха любого коммерческого банка. Следует отметить, что требования клиентов постоянно меняются, рынок меняется, появляются новые нормативные документы Банка России и т. д. Такие изменения требуют постоянного мониторинга и необходимости обновления бизнес-процессов. Описание бизнес-процессов банка напрямую влияет на его операционную и стратегическую эффективность, что в конечном итоге оказывает существенное влияние на показатели прибыльности.

Литература:

  1. Банковские операции. Учебное пособие. Часть 1. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 96 c.
  2. Голикова, Ю. С. Организация деятельности Центрального банка. Учебник / Ю. С. Голикова, М. А. Хохленкова. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 111 c.
  3. Деньги, кредит, банки и денежно-кредитная система: тесты, задания, кейсы. Учебное пособие. — М.: КноРус, 2018. — 111 c.
  4. Киреев, В. Л. Банковское дело. Краткий курс: Учебное пособие / В. Л. Киреев. — СПб.: Лань, 2019. — 208 c.
  5. Петров, М. А. Банковское дело / М. А. Петров. — М.: Рид Групп, 2019. — 244 c.
  6. Сплошнов, С. В. Банковский розничный бизнес. Учебное пособие / С. В. Сплошнов, Н. Л. Давыдова. — М.: Вышэйшая школа, 2019. — 259 c.
Основные термины (генерируются автоматически): банковский сектор, процесс, коммерческий банк, банк, конечный итог, кредитная организация, подход, продукт, банковская система, банковский продукт.


Похожие статьи

Банковские продукты и услуги для физических лиц: основные...

Обзор основных тенденций и перспектив развития банковских продуктов и услуг на российском рынке. Ключевые слова: банковские продукты и услуги для физических лиц, финансовые технологии, сегмент «ритейл», кредитные организации, сервисы...

Анализ места и функций коммерческих банков в современной...

Банк России, денежно-кредитная политика, Центральный Банк, валютный рынок, денежно-кредитная сфера, Российская Федерация, банковская система, денежно-кредитное регулирование, срок, банковский сектор. Расходы коммерческого банка как один из...

Банковский сектор РФ: текущее состояние и тенденции развития

Банковский сектор России в настоящее время претерпевает ряд существенных изменений. Данные изменения касаются не только качественных характеристик банковских продуктов и услуг...

Влияние кредитной политики банков на реальный сектор...

Ключевые слова: банковская система, реальный сектор экономики, кредитование, банковские услуги, кредитные организации, кредитные операции. В национальной экономике банковская система является важнейшим институтом, обеспечивающим общую экономическую...

Качество продуктов и услуг коммерческого банка

В статье анализируется содержание понятия качества применительно к банковским продуктам и услугам, определяется соотношение понятий банковского продукта и банковской услуги.

Основы кредитной политики и кредитного портфеля...

Ключевые слова: кредитная политика, коммерческий банк, кредитный портфель, операции коммерческого банка. Коммерческие банки как один из элементов банковской системы оказались наиболее подвержены влиянию международного финансового кризиса 2008 года.

Банковская система и небанковские коммерческие организации

Банк — непременный атрибут товарно-денежного хозяйства. Первоначально банковские операции сводились к покупке, продаже и

Двухуровневая банковская система основывается на построении взаимоотношения между банками в двух плоскостях по вертикали и по...

Критерии и показатели оценки развития банковской системы на...

Банковская система — это прежде всего совокупность банков, поэтому достаточно сложить показатели их устойчивости и этот результат считать отражающим устойчивость всей банковской системы, в которой банки являются ее родовыми элементами.

Инновации в банковской сфере | Статья в журнале...

Современный этап развития мировой банковской системы протекает в условиях обострения конкуренции и кризисных явлений на финансовых рынках. Одним из основных факторов успешного развития банковской деятельности выступает политика постоянных нововведений.

Оценка состояния банковской системы России

Характерными чертами банковской системы ученые-экономисты считают следующие признаки. На первом месте отмечается развитость системы и большое число кредитных институтов, которые были созданы в первые годы экономических реформ. Самое большое число банков...

Похожие статьи

Банковские продукты и услуги для физических лиц: основные...

Обзор основных тенденций и перспектив развития банковских продуктов и услуг на российском рынке. Ключевые слова: банковские продукты и услуги для физических лиц, финансовые технологии, сегмент «ритейл», кредитные организации, сервисы...

Анализ места и функций коммерческих банков в современной...

Банк России, денежно-кредитная политика, Центральный Банк, валютный рынок, денежно-кредитная сфера, Российская Федерация, банковская система, денежно-кредитное регулирование, срок, банковский сектор. Расходы коммерческого банка как один из...

Банковский сектор РФ: текущее состояние и тенденции развития

Банковский сектор России в настоящее время претерпевает ряд существенных изменений. Данные изменения касаются не только качественных характеристик банковских продуктов и услуг...

Влияние кредитной политики банков на реальный сектор...

Ключевые слова: банковская система, реальный сектор экономики, кредитование, банковские услуги, кредитные организации, кредитные операции. В национальной экономике банковская система является важнейшим институтом, обеспечивающим общую экономическую...

Качество продуктов и услуг коммерческого банка

В статье анализируется содержание понятия качества применительно к банковским продуктам и услугам, определяется соотношение понятий банковского продукта и банковской услуги.

Основы кредитной политики и кредитного портфеля...

Ключевые слова: кредитная политика, коммерческий банк, кредитный портфель, операции коммерческого банка. Коммерческие банки как один из элементов банковской системы оказались наиболее подвержены влиянию международного финансового кризиса 2008 года.

Банковская система и небанковские коммерческие организации

Банк — непременный атрибут товарно-денежного хозяйства. Первоначально банковские операции сводились к покупке, продаже и

Двухуровневая банковская система основывается на построении взаимоотношения между банками в двух плоскостях по вертикали и по...

Критерии и показатели оценки развития банковской системы на...

Банковская система — это прежде всего совокупность банков, поэтому достаточно сложить показатели их устойчивости и этот результат считать отражающим устойчивость всей банковской системы, в которой банки являются ее родовыми элементами.

Инновации в банковской сфере | Статья в журнале...

Современный этап развития мировой банковской системы протекает в условиях обострения конкуренции и кризисных явлений на финансовых рынках. Одним из основных факторов успешного развития банковской деятельности выступает политика постоянных нововведений.

Оценка состояния банковской системы России

Характерными чертами банковской системы ученые-экономисты считают следующие признаки. На первом месте отмечается развитость системы и большое число кредитных институтов, которые были созданы в первые годы экономических реформ. Самое большое число банков...

Задать вопрос