Играя, учимся математике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 декабря, печатный экземпляр отправим 22 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Болгова, И. В. Играя, учимся математике / И. В. Болгова, Т. П. Ботвич, Т. Г. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 478-483. — URL: https://moluch.ru/archive/308/69498/ (дата обращения: 08.12.2021).



Каждый дошкольник — это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования. Любая математическая задача на смекалку, несет в себе определенную умственную нагрузку. Умственная задача найти путь решения реализуется средствами игры и в игровых действиях. Важно научить детей не только считать, измерять и решать арифметические задачи, но и развивать у них способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умение «конструировать», оперировать предметами, знаками и символами.

Любая необычная игровая ситуация, в которой есть элемент проблемности, всегда вызывает большой интерес у детей. Такие задания как поиск признака отличия одной группы предметов от другой, поиск недостающих в ряду фигур, задания на продолжение логического ряда способствуют развитию смекалки, логического мышления и сообразительности, развитию умения с высокой скоростью воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают осознавать, что для правильного решения логической задачи требуется сосредоточиться, они начинают понимать, что подобная занимательная задачка содержит в себе какой-то «подвох» и для ее решения требуется понять, в чем здесь хитрость.

Обучая детей в игре, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!

Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства ставят необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которых сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения. Ключом развития математических способностей является организация целенаправленной интеллектуально — познавательной деятельности, именно интеллектуальные игры опираются на поисковую активность и сообразительность ребенка, и не усвоение каких-либо конкретных знаний и умений. Регулярные занятия с дошкольниками по развитию мышления существенно повышают интерес к интеллектуальным задачам, доставляют удовольствие от их выполнения, придают ребенку уверенность в себе.

Технологическая карта организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений.

Возрастная группа: подготовительная группа.

Воспитатели: Болгова Ирина Викторовна

Ботвич Татьяна Петровна

Кузнецова Татьяна Григорьевна

Тема: «Путешествие по островам в поисках сокровищ».

Интеграция образовательных областей всоответствии стребованиями ФГОС: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Форма совместной деятельности: занятие-путешествие.

Форма организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, конструктивная, двигательная.

Цель:Продолжать закреплять элементарные математические представления детей посредством решения проблемных ситуаций и активизацию мыслительных процессов).

Задачи:

Образовательные:

  1. Совершенствовать навыки прямого и обратного счёта в пределах 20.
  2. Учить измерять длину отрезка с помощью условной мерки, устанавливать зависимость результата измерения (полученное число) от величины мерки.
  3. Продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение в пределах 10.
  4. Закреплять представления о геометрических фигурах: располагать геометрические фигуры так, чтобы в каждом столбике и в каждой строчке встречалась фигура только один раз.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию мыслительных операций, любознательности, познавательной активности.
  2. Развивать умение чётко и быстро отвечать на поставленные вопросы.

Воспитательные:

  1. Воспитывать дружеское взаимоотношение между детьми.
  2. Воспитывать интерес к математике.

Демонстрационный материал: карта сокровищ, кораблик (игрушка), набор цифр от 1 до 20; ключ, сундук с сокровищами.

Раздаточный:набор цифр от 1 до 10, квадраты Воскобовича, полоски бумаги жёлтого цвета, мерки разного цвета (2см, 3см,5 см, 6 см, 10см, 15см, карандаши, фишки (круги), листы бумаги, напольное панно с геометрическими фигурами.

Предполагаемый результат:

Считают до 20 и обратно, измеряют длину отрезка меркой, решают арифметические задачи, знают геометрические фигуры.


Этап, продолжительность

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Результат деятельности

Организационно-мотивационный этап

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости, давайте поприветствуем их и подарим им тепло своих улыбок.

Воспитатель:

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Приветствие, доброе пожелание,

установление зрительного,

тактильного контактов и т. д.

Создание эмоционального настроя на работу.

Организация образовательного пространства

на совместную деятельность.

Дети становятся в круг, берутся за руки и улыбаются друг другу

Психологическая готовность к предстоящей деятельности.

Этап актуализации знаний

Воспитатель: Проведём

математическую разминку и сосчитаем до 20. А теперь обратно.

«Счёт в прямом и обратном порядке с передачей мяча по кругу».

Воспитатель:

Ребята, недавно я перебирала старые вещи на бабушкином чердаке и кое что нашла, вот, посмотрите. Дети подходят к столу и видят «карту сокровищ» (на картележат листы с заданиями в виде сложенных в трубочку листов бумаги).

Воспитатель: Как вы думаете, что это?(карта сокровищ)

Воспитатель: Да, вы правы, это необыкновенная карта, на ней указан путь к острову, на котором спрятаны сокровища. Что там спрятано, как вы думаете? (золото, серебро), изумруды, кристаллы.

А вы хотите отправиться в путешествие и открыть сундук с драгоценностями? На чем мы можем туда добраться? (на корабле). А вы хотите поработать своими ручками и построить самостоятельно каждый свой корабль?

Актуализация имеющихся знаний, представлений.

Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений

Воспитатель настраивает воспитанников на активную познавательную деятельность.

Показывает карту сокровищ, заинтересовывает детей.

Считают до 20 и обратно

Внимательно рассматривают карту с

сокровищами, островами.

Отвечают на вопросы

Практическая работа

Воспитатель: подходите к стульям, садитесь. Скажите, что у меня в руках? (верно, это квадрат). А это квадрат непростой, а волшебный. Он умеет превращаться в любой предмет. Кладём квадрат уголком вниз, какая фигура получилась? (ромб) Загибаем угол с правой стороны, загибаем угол с левой стороны, а теперь складываем пополам. Что получилось? (кораблик). Какую фигуру он напоминает (трапецию).

Молодцы, все справились с заданием: корабль-лодка готовы. Давайте поставим их на пристань.

Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений

Выполняют практическую работу.

Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми

Этап усвоения нового материала

Чтобы открыть сундук, что ребята нам понадобится (ответы детей: ключ) А для того, чтоб его получить, надо выполнить задания. Справиться с ними смогут только очень внимательные, сообразительные, ловкие, те, кто умеют слушать и думать.

Теперь вернемся к карте. Как вы думаете, на какой остров нам в начале нужно отправиться? (на первый) Ребёнок управляет корабликом. Приплыли. А здесь у нас задание. Это Остров «Измерение».

1 задание: Измерить длину дороги с помощью условной мерки. Чтобы справиться с заданием, посмотрите, как правильно нужно его выполнить. Кладу мерку к началу дороги так, чтобы края мерки и дороги совпали, отмечаю карандашом конец мерки, провожу линию по краю мерки. Отмечаю 1 фишку. Далее прикладываю мерку уже к линии, отмеченной на полоске. (2) Моя мерка поместилась на этой дороге полностью 15 раз. Цифру 15 ставлю в таблицу рядом с меркой. При измерении маленькой меркой у меня получился большой результат.

Разделимся на пары и измерим свои дороги. Результат будем отмечать в таблице цифрами.

Почему у вас цифры разные (разные мерки)

Дети выполняют. Молодцы! Успешно справились с заданием, за это вы получаете часть ключа. Вернёмся к карте.

Теперь мы должны отправиться на какой остров?(на 2-ой остров). Приплыли.

Ребята, вы, наверное, устали, задание было сложное, чтобы продолжить наше путешествие мы должны отдохнуть, набраться сил.

Показ способа измерения длины дороги с помощью условной мерки.

Измеряют длину дороги с помощью условной мерки в парах.

Результат измерения отмечают в таблице

Динамическая пауза.

Ветер дует, задувает,

Пальму в стороны качает (2раза)

А под пальмой краб сидит,

И клешнями шевелит

Чайка над водой летает,

И за рыбками ныряет

А под пальмой краб сидит,

И клешнями шевелит (2 раза)

Под водой на глубине

Крокодил лежит на дне

А под пальмой краб сидит,

И клешнями шевелит (2 раза)

Проведение игры. Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости

Участвуют в игре

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта

Этап усвоения/ расширения имеющихся знаний)

Молодцы. Ну давайте теперь задание посмотрим, мы же приплыли.

А это остров «Математических задач»

2 задание: Составить и решить задачу

Посчитайте, сколько бананов лежит на тарелке? Я положила ещё два(кладу).

Придумайте задачу о том, что я сделала.

Денис (На тарелке лежало 5 бананов, вы положили ещё два. Сколько всего бананов стало на тарелке?

— Какое условие в задаче? (На тарелке лежало 5 бананов, вы положили ещё два. — Какой вопрос в задаче? (Сколько всего бананов стало на тарелке?

Решим задачу с помощью геометрических кругов.

— Сколько бананов лежало на тарелке? (5) рисуем круг с 5 точками обозначает количество бананов, лежавших на тарелке — Сколько я положила бананов? (2) круг с 2 точками обозначает количество бананов, которые вы положили.

— Больше или меньше бананов стало после того, как я добавила ещё два? (больше).

— Что вы сделали, чтобы ответить на вопрос задачи? (К пяти прибавили два).

— Сколько всего бананов стало на тарелке? (7). Общий круг- сколько всего бананов.

Дети читают: К пяти прибавить два получилось семь.

Давайте решим задачу с помощью цифр и арифметических знаков. (Один ребёнок записывает на доске.)

— Что вы сделали, чтобы ответить на вопрос задачи? (К пяти прибавили два)

Сколько всего бананов стало(оказалось на тарелке? (7).Дети читают: К пяти прибавить два получилось семь

5+2=7

Молодцы, вы справились с заданием. За это вы получаете часть ключа.

Воспитатель: Вот и сундук с сокровищами, на нем замок. Как его открыть? У нас есть ключ, но не целый. Часть ключа, вы получите, выполнив, следующее задание.

Это Остров «Сообразительности». (беру листок, читаю задание и иду к геом.фигурам) Давайте подойдём к этому острову.

3задание: Необходимо расположить фигуры так, чтобы в каждом столбике и в каждой строчке встречалась фигура только один раз и до тех пор, пока не закроет все клеточки.

Ну что, проверяем, в 1 столбике повторяются фигуры? А во втором, третьем? Молодцы, вы справились с заданием и за это вы получаете часть ключа. (выложить на мольберте часть ключа).

Воспитатель: Теперь мы можем открыть сундук с сокровищами. Что же в сундуке? Здесь лежит книга «Волшебные сказки» для нашей группыисокровища (шоколадки-медальки). Только я не знаю, как их разделить?

Дети: 1)Посчитать шоколадки и детей.

2) Раздать всем по шоколадке.

Воспитатель: Верно.

Дети встают в круг и раздают шоколадки.

Предлагает сосчитать бананы на тарелке и просит придумать задачу. Просит выложить решение задачи с помощью геометрических кругов, а затем с помощью цифр и арифметических знаков, хвалит детей, вручает часть ключа.

Даёт задание расположить фигуры так, чтобы в каждом столбике и в каждой строчке встречалась фигура только один раз и до тех пор, пока не закроет все клеточки.

Считают, отвечают на вопросы воспитателя, записывают решение с помощью геометрических кругов и с помощью цифр и арифметических знаков, самостоятельно составляют задачу, определяют условие и вопрос.

Выкладывают геометрические фигуры на напольном панно подгруппами

Считают шоколадки и детей

Получают часть ключа

выкладывают на мольберте часть ключа

Открывают сундук с сокровищами с помощью ключа

Заключительный этап. Рефлексия

Итог НОД:

Воспитатель: сядем в круг. Ребята, скажите, вам было интересно? Задание какого острова вам понравилось больше? (ответы детей) Вы замечательные путешественники и дружные ребята. Спасибо всем.

Предлагаю проанализировать свою работу с помощью наводящих вопросов. Оценка педагогом: все молодцы.

Высказываются по поводу полученной информации,своего эмоционального состояния.

Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса.

Сформированность элементарных навыков самооценки.

Литература:

  1. Колягин Ю. М. «Учись решать задачи» М.,1979
  2. Помораева И. А. «Формирование элементарных математических представлений» М, 2016
  3. К. В. Шевелев: Дошкольная математика в играх. — «Мозаика — Синтез», М.- 2004г.
Основные термины (генерируются автоматически): часть ключа, ребенок, задание, задача, банан, воспитатель, круг, фигура, какой остров, карт сокровищ.


Похожие статьи

Логопедический квест «В поисках сокровищ» | Статья в журнале...

За каждое задание — кусочек карты.

воспитатель, ребенок, слайд, ответ детей, Ребята, задание, детский сад, герой, день, молодец.

задание, ребенок, сундук, сокровище, слово, предложение, пират, музыка, друг, Слайд, Ребята, Ответ детей, III, тихая музыка...

Обучение старших дошкольников решению арифметических задач

Примерное задание для обучения детей решению задач в уме. Воспитатель вывешивает карточки с задачами — картинками, на которых с

2 задание. Задана величина, равная 2 ягодам. Какая задача-картинка подходит? Какое действие в этой задаче нужно выполнить?

Конспект занятия в средней группе «Приключения...»

Дети встают в круг и вместе с воспитателем под определенную музыку показывают с помощью движений, мимики, позы взятую на себя роль.

ответ детей, воспитатель, злая волшебница, задание, Ребята, злая колдунья, самоклеящаяся бумага, ДОБРО, ребенок, волшебная страна.

Методика работы по развитию представлений о форме у детей...

По заданию воспитателя один ребенок берет в руки маленький шар, а другой — большой. Дети передают шары по кругу: маленький шар догоняет большой шар.

Задачи: – Упражнять в умении называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат.

«Путешествие в страну геометрических фигур». Конспект...

Задачи

Дети заходят в группу, становятся в круг. Дети показывают движения и проговаривают слова стоя в кругу.

План-карта Страны геометрических фигур. Взрослый: — Вот мы и в стране геометрических фигур.

Дети внимательно слушают воспитателя.

Конспект организованной образовательной деятельности...

Образовательные задачи: Умению различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Воспитатель:Дети, у нас есть ключи, но они какие-то необычные. Дети: У ключей шляпки похожи на геометрические фигуры и в воротах скважина...

«В поисках сокровищ»: квест-игра для педагогов | Молодой ученый

Скачать Часть 6 (pdf). Библиографическое описание: Сарина, Е. В. «В поисках сокровищ»: квест-игра для педагогов / Е. В. Сарина.

Задачи: Вовлекать каждого педагога в творческий поиск.

Достойно защитить? У него вы ключ к сокровищам найдете... (старший воспитатель).

Танграм - дощечка мудрости | Статья в журнале «Юный ученый»

Волшебная страна, ребенок, воспитатель, задание, Злой Волшебник, ребята, лишняя фигура, детский сад, Дед Морозу, Великий Устюг. Методическая разработка организованной образовательной... Фигуры отправляют на прогулку, в это время символы цвета меняются на...

Сюжетные занятия по основам математики для старших...

Дети вспоминают задачу из первого задания.

Гном фигуру из них составлял, Стриж по памяти эту фигуру повторял.

Дети играют парами в игру «Сделай как я!»: один выкладывает фигуру, затем на мгновение показывает ее партнеру и тот воспроизводит увиденную фигуру...

Похожие статьи

Логопедический квест «В поисках сокровищ» | Статья в журнале...

За каждое задание — кусочек карты.

воспитатель, ребенок, слайд, ответ детей, Ребята, задание, детский сад, герой, день, молодец.

задание, ребенок, сундук, сокровище, слово, предложение, пират, музыка, друг, Слайд, Ребята, Ответ детей, III, тихая музыка...

Обучение старших дошкольников решению арифметических задач

Примерное задание для обучения детей решению задач в уме. Воспитатель вывешивает карточки с задачами — картинками, на которых с

2 задание. Задана величина, равная 2 ягодам. Какая задача-картинка подходит? Какое действие в этой задаче нужно выполнить?

Конспект занятия в средней группе «Приключения...»

Дети встают в круг и вместе с воспитателем под определенную музыку показывают с помощью движений, мимики, позы взятую на себя роль.

ответ детей, воспитатель, злая волшебница, задание, Ребята, злая колдунья, самоклеящаяся бумага, ДОБРО, ребенок, волшебная страна.

Методика работы по развитию представлений о форме у детей...

По заданию воспитателя один ребенок берет в руки маленький шар, а другой — большой. Дети передают шары по кругу: маленький шар догоняет большой шар.

Задачи: – Упражнять в умении называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат.

«Путешествие в страну геометрических фигур». Конспект...

Задачи

Дети заходят в группу, становятся в круг. Дети показывают движения и проговаривают слова стоя в кругу.

План-карта Страны геометрических фигур. Взрослый: — Вот мы и в стране геометрических фигур.

Дети внимательно слушают воспитателя.

Конспект организованной образовательной деятельности...

Образовательные задачи: Умению различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Воспитатель:Дети, у нас есть ключи, но они какие-то необычные. Дети: У ключей шляпки похожи на геометрические фигуры и в воротах скважина...

«В поисках сокровищ»: квест-игра для педагогов | Молодой ученый

Скачать Часть 6 (pdf). Библиографическое описание: Сарина, Е. В. «В поисках сокровищ»: квест-игра для педагогов / Е. В. Сарина.

Задачи: Вовлекать каждого педагога в творческий поиск.

Достойно защитить? У него вы ключ к сокровищам найдете... (старший воспитатель).

Танграм - дощечка мудрости | Статья в журнале «Юный ученый»

Волшебная страна, ребенок, воспитатель, задание, Злой Волшебник, ребята, лишняя фигура, детский сад, Дед Морозу, Великий Устюг. Методическая разработка организованной образовательной... Фигуры отправляют на прогулку, в это время символы цвета меняются на...

Сюжетные занятия по основам математики для старших...

Дети вспоминают задачу из первого задания.

Гном фигуру из них составлял, Стриж по памяти эту фигуру повторял.

Дети играют парами в игру «Сделай как я!»: один выкладывает фигуру, затем на мгновение показывает ее партнеру и тот воспроизводит увиденную фигуру...

Задать вопрос