О репрессивной политике тоталитарной системы в области культуры в 30–40 годы XX века и ее последствия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 октября, печатный экземпляр отправим 7 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №18 (308) май 2020 г.

Дата публикации: 29.04.2020

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Ибраев, Г. М. О репрессивной политике тоталитарной системы в области культуры в 30–40 годы XX века и ее последствия / Г. М. Ибраев, А. Т. Абдираманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 364-365. — URL: https://moluch.ru/archive/308/69462/ (дата обращения: 19.09.2020).



Сейчас в наше время идут процессы переосмысления национальной истории прошлого, но при этом открываются новые ценные пласты истории, в прежнее советское время запретные, и рушатся, казалось бы догмы и идеологии. Но есть неизвестные белые пятна в истории Казахстана, по различным политическим и идеологическим причинам не ставшие предметом изучения, которые позволяют лучше раскрыть тему на базе местных, ранее неизданных, архивных материалов. Не в должной мере изучен вопрос о механизмах проведения сталинской репрессивной тоталитарной системы по отношению культуре, в частности образования, театра и т. д.

В 20–30 годы в стране утверждается господство марксистко-ленинской идеологии, официальный статус которой был законодательно оформлен в конституции СССР 1936 года. Ее официальный статус означал прежде всего благоприятные условия в стране, и целью которой являлось искоренение, с точки зрения сталинизма, всякого рода инакомыслия, в том числе и в области культуры. Если говорить о формах и методах сталинизма в области культуры, то, как правило, применялись классические приемы от полной дискредитации враждебной идеологии до проведения незаконных арестов, запретов в издании произведении государственных общественных деятелей, писателей и т. д. [1].

Карательную функцию контроля в области культуры выполнял специально созданный партией отдел культуры и пропаганды. Для осуществления этой задачи тоталитарная система создала стройную систему органов власти, которые выполняли функцию контроля — это специально созданные сектора партийных отделов культуры и пропаганды ВКП (б), а главным органом, осуществлявшим цензуру печатной продукции, стал Главлит, а также областные управления по делам искусств при облисполкомах, секретные отделы местных органов образования, областные и районные органы контроля за печатной продукцией, райсполкомы и конечно же органы НКВД.

С укреплением позиции тоталитаризма, в стране и по указанию ее лидера, система обращает свое пристальное внимание на культуру. Высшее руководство страны ЦК ВКП (б) во главе с И. В. Сталиным утверждают резолюцию, получившую название «О политике партии в области художественной культуры». Она, как известно, положила начало активной идеологизации в обществе и проводимому жесткому партийному контролю в области художественного творчества и культуры [2].

Трагическую роль в судьбах национальной культуры сыграло письмо Сталина «О некоторых вопросах большевизма». В качестве официального, к обязательному исполнению документа, по данному письму в 1932 г. была издана записка отдела культуры и пропаганды Казкрайкома КП (б) и Казахстанского института марксизма-ленинизма «О задачах борьбы на теоретическом фронте, в связи с письмом Сталина». В ней значительная часть деятельности казахстанских авторов объявлялась не марксисткой. Дело дошло до того, что в решениях съезда КазАПП (Казахстанская ассоциация пролетарских писателей), проходившего в феврале 1932 г., записано: «Устная и письменная литература до Октябрьской революции была преимущественно байской». В эту категорию попадают прекрасные образцы устного народного творчества казахов, созданные Бухар жырау, Шалкииз жырау, кюи Курмангазы, народные эпосы, сказки, в которых есть сведения о ханах и батырах и т. д. [2].

Если до середины 20-х годов в стране издавались работы политических и идейных оппонентов большевиков, то с начала 30-х годов вся эта литература была изъята из библиотек, а затем уничтожена, а сами авторы подвергались гонениям и репрессиям. В подтверждение приводим обнаруженные архивные документы.

«Всем Заврайоно Кзыл-Орды

От 15 IV 1937 г.

Согласно решению комитета по Высшей школе при СНК СССР, учебник педагогики врага народа, троцкиста Пестрака запрещен.

ОБЛОНО предлагает немедленно вышеуказанный учебник из Кзыл-Ординского районо, педучилищ и индивидуального пользования преподавателей и учащихся изъять. На изъятые учебники составить акт и передать в местные органы НКВД. При прохождении программы, желательно использование учащимися педучилищ учебники педагогики С. Шомбарова, с учетом исправления, внесенных автором и опубликованных в журналах коммунистического просвещения (№ 3 за 1935 г) и Педобразования (№ 6 за 1936 г). КГОА Ф 127, оп1 д1 л18.»

Из вышеприведенного архивного документа видно, что тоталитарная система уничтожала неугодную литературу и их авторов, а взамен оставляла литературу, угодную властям, да еще в исправленном виде с учетом своего времени.

В качестве доказательства приведем очередной архивный документ, в котором показана суть репрессивного механизма Системы по отношению к культуре, в частности театра.

«Секретно.

Казахское областное управление

По делам искусств при облисполкоме

13 IХ 1937 г. Чимкент.

Кзыл-Ординское районо

Снимите с репертуара и запретите ставить следующие пьесы:

1.«Хаджи-Мурат» А. Пушкина.

2.«Ошибка» Красницкого.

3.«Акесынын баласы» Сарсенова и Жарокова.

Снимите с репертуара и категорически запретите к постановке все пьесы Ильяса Жансугурова.

Запретите также читку, использование в общественных местах стихов и отрывков Жансугурова Ильяса.

О пьесе «Аркалык» Шанина, впредь до особого распоряжения, снять с репертуара пьесу «Аркалык» Шанина.

О принятых мерах сообщить мне.

Искусство при облисполкоме. КГОА Ф 127, оп1 д1 л129.»

В указанном документе четко видно, что тоталитарная система уничтожала память казахского народа, лучших театральных деятелях, внесших огромный вклад в развитие национальной культуры, запрещая при этом лучшие, созданные этими авторами, произведения. В другом найденном в архиве Кзыл-Орды документе красноречиво показывается цензурная функция печально знаменитого Главлита и его не менее жесткие указания.

«Секретно 6 экземпляров

Секретный казахский отдел образования.

25 III 1937. Зав. Кзыл-Ординский РОНО

Органы Главлита сейчас производят изъятие из библиотек общественного пользования все книги и брошюры следующих лиц:

  1. Антонов-Овсеенко В. А.
  2. Яковлев А. И.
  3. Квиринг А. И.
  4. Осинский (Оболенский В).
  5. Бубнов А. С.

Предлагаем Вам лично с райлитом произвести изъятие книг и брошюр и портретов перечисленных лиц из всех библиотек, учебных заведений, расположенных в вашем районе. Изъятие должно производиться в строго секретном порядке. Одновременно немедленно переименовать школы, которые носят их названия. КГОА Ф 127, оп1 д1 л43.»

Из приведенных документов можно сделать вывод о том, что сталинская тоталитарная власть, проводя свою репрессивную политику в области культуры, хотела и видела в культуре только обслуживающую функцию, поддерживающую сталинскую систему общества и всецело выражающего интересы ВКП (б) и ее лидера И. В. Сталина. Подавляя при этом сущностную сторону культуры, для сталинизма были необходимы преданные люди, беспрекословно выполнявшие волю партии и ее лидера И. В. Сталина.

С обретением независимости широкая общественность Казахстана узнала тщательно скрываемое прошлое. Теперь мы знаем и возвращаем имена лучших представителей национальной культуры. Ведь сегодня наше общество успешно двигается в сторону правового государства и потому важно, чтобы оно знало трагические страницы недавнего прошлого и сделало соответствующие духу времени выводы.

Литература:

  1. Абдакимов А. История Казахстана. — А., 1994. — С. 134–138.
  2. Сулейменов О. Помнить прошлое // Казахстанская правда. — 1991. — 30 мая.
  3. Большевик Казахстана. — 1933. — № 6. — С. 22–23.
Основные термины (генерируются автоматически): область культуры, национальная культура, тоталитарная система, III, автор, дело искусств, кзыл-ординский районо, культура, официальный статус, печатная продукция.


Похожие статьи

Культура и искусство Армении | Статья в сборнике...

Культура и искусство Армении. Автор: Саргсян Асмик Людвиговна. Рубрика: 9. Культура отдельных стран и народов.

Армянская материальная и духовная культура сложилась на основе богатых культур древнейших обитателей Армянского нагорья, всех тех этнических...

Традиционная культура в контексте приоритетов региональной...

Культура России — единая целостная система, органично включающая в себя все многообразие национальных культур. Одним из основных направлений культурной политики государства является сохранение и развитие единого культурного пространства.

Проблемы сферы культуры и искусства в экономике...

Одной из характерных черт культуры Набережных Челнов, как и многих других крупных промышленных

Новое время и новый социокультурный статус Российской Федерации

‒ выделение грантов, стипендий и поощрительных премий деятелям искусства и культуры по...

Региональный компонент в развитии изобразительной...

Культура человека — есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет художественно-эстетическое воспитание.

Дети знакомятся с национальной культурой, искусством, детской художественной литературой.

Развитие культурного туризма в Кызыле | Статья в журнале...

Национальный парк культуры и отдыха любят кызылчане. Он запоминается естественностью, буйной растительностью и своими размерами.

 повышение культурного и образовательного уровня населения, совершенствование систем воспитания, образования и организации досуга

Становление народно-инструментального и профессионального...

В казахской музыкальной культуре кюй — ведущий жанр.

Далеко отставшая культура письменности казахского народа мешала развитию искусства в целом.

Высокая поэтическая культура, широкое развитие импровизации отмечалось всеми, кто бывал когда-либо в степи.

Национальные школы Казахстана 1920-х — начала 1940-х гг.

В структуре формируемой системы советской единой школы был выделен самостоятельный тип школ — «национальная школа». Организационно и содержательно она являлась интегральной частью обшей системы, но отличалась спецификой учебного плана — местом и ролью родного...

Понятие, виды и сущность политической культуры

Говоря о роли политической культуры в жизни общества, автор рассуждает о сущностной цели

Ильин отводит роль политической культуре не как конечной цели человеческой жизни, а

Данные элементы обусловлены социально-экономическими, национально-культурными и...

Книжная культура Узбекистана как актуальное научное...

Книжная культура в Центральной Азии имеет самобытную, богатую традициями и именами

Историографию книжного дела Узбекистана существенно обогатили работы М. Г. Епифанова и Ю. Ю

Это был “Календарь на 1871 год””. Автором-составителем являлся сотрудник газеты...

Похожие статьи

Культура и искусство Армении | Статья в сборнике...

Культура и искусство Армении. Автор: Саргсян Асмик Людвиговна. Рубрика: 9. Культура отдельных стран и народов.

Армянская материальная и духовная культура сложилась на основе богатых культур древнейших обитателей Армянского нагорья, всех тех этнических...

Традиционная культура в контексте приоритетов региональной...

Культура России — единая целостная система, органично включающая в себя все многообразие национальных культур. Одним из основных направлений культурной политики государства является сохранение и развитие единого культурного пространства.

Проблемы сферы культуры и искусства в экономике...

Одной из характерных черт культуры Набережных Челнов, как и многих других крупных промышленных

Новое время и новый социокультурный статус Российской Федерации

‒ выделение грантов, стипендий и поощрительных премий деятелям искусства и культуры по...

Региональный компонент в развитии изобразительной...

Культура человека — есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет художественно-эстетическое воспитание.

Дети знакомятся с национальной культурой, искусством, детской художественной литературой.

Развитие культурного туризма в Кызыле | Статья в журнале...

Национальный парк культуры и отдыха любят кызылчане. Он запоминается естественностью, буйной растительностью и своими размерами.

 повышение культурного и образовательного уровня населения, совершенствование систем воспитания, образования и организации досуга

Становление народно-инструментального и профессионального...

В казахской музыкальной культуре кюй — ведущий жанр.

Далеко отставшая культура письменности казахского народа мешала развитию искусства в целом.

Высокая поэтическая культура, широкое развитие импровизации отмечалось всеми, кто бывал когда-либо в степи.

Национальные школы Казахстана 1920-х — начала 1940-х гг.

В структуре формируемой системы советской единой школы был выделен самостоятельный тип школ — «национальная школа». Организационно и содержательно она являлась интегральной частью обшей системы, но отличалась спецификой учебного плана — местом и ролью родного...

Понятие, виды и сущность политической культуры

Говоря о роли политической культуры в жизни общества, автор рассуждает о сущностной цели

Ильин отводит роль политической культуре не как конечной цели человеческой жизни, а

Данные элементы обусловлены социально-экономическими, национально-культурными и...

Книжная культура Узбекистана как актуальное научное...

Книжная культура в Центральной Азии имеет самобытную, богатую традициями и именами

Историографию книжного дела Узбекистана существенно обогатили работы М. Г. Епифанова и Ю. Ю

Это был “Календарь на 1871 год””. Автором-составителем являлся сотрудник газеты...

Задать вопрос