Эмпирическое исследование копинг-стратегий у кадет с разным типом виктимного поведения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №18 (308) май 2020 г.

Дата публикации: 01.05.2020

Статья просмотрена: 138 раз

Библиографическое описание:

Гаджи-Касимов, Ф. Н. Эмпирическое исследование копинг-стратегий у кадет с разным типом виктимного поведения / Ф. Н. Гаджи-Касимов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 394-397. — URL: https://moluch.ru/archive/308/69461/ (дата обращения: 20.04.2024).



Данное исследование было проведено в феврале 2020 г. на базе Московского суворовского военного училища Министерства обороны Российской Федерации. В исследовании приняли участие 47 воспитанников суворовского училища, обучающихся в 8 классе. Возраст тестируемых — 15 лет.

В качестве гипотезы нами было выдвинуто предположение о том, что для кадет с разным типом виктимного поведения характерно использование как адаптивных (продуктивных), так и неадаптивных (непродуктивных) копинг-стратегий. Чем выше уровень виктимности, тем чаще использование неадаптивных копинг-стратегий и тем ниже уровень жизнестойкости. Чем ниже уровень виктимности, тем чаще использование адаптивных копинг-стратегий и тем выше уровень жизнестойкости.

Эмпирическое исследование было проведено в четыре основных этапа:

подготовительный, диагностический, сравнительный, итоговый.

В рамках проведенного эмпирического исследования были использованы следующие методики:

  1. Методика «Индикатор копинг-стратегий» Дж. Амирхана (вадаптации Н. А. Сирота и В. М. Ялтонского)

Цель: определение копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий.

  1. ЮКШ — «Юношеская копинг-шкала» Э. Фрайденберг, Р. Льюиса (в адаптации Т. Л. Крюковой)

Цель: установление индивидуальных особенностей совладающего поведения.

  1. Тест жизнестойкости С. Мадди (в адаптации Д. А. Леонтьева)

Цель: определение характерного уровня общей жизнестойкости.

  1. Методика исследования склонности к виктимному поведению (О. О. Андронникова)

Цель: измерение предрасположенности к реализации отдельных форм виктимного поведения.

  1. Опросник «Ролевой виктимности» (М. А. Одинцова, Н. П. Радчикова)

Цель: выявление ролевой психологической виктимности в поведении подростков.

Результаты, полученные по методике «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана (в адаптации Н. А. Сирота и В. М. Ялтонского) (распределение кадет по характерным копинг-стратегиям)

Копинг-стратегия

Уровень

В чел.

В%

Стратегия разрешения проблем

низкий уровень

2 чел.

4 %

средний уровень

30 чел.

64 %

высокий уровень

15 чел.

32 %

Стратегия социальной поддержки

очень низкий уровень

2 чел.

4 %

низкий уровень

6 чел.

13 %

средний уровень

30 чел.

64 %

высокий уровень

9 чел.

19 %

Стратегия избегания

очень низкий уровень

12 чел.

26 %

низкий уровень

31 чел.

66 %

средний уровень

4 чел.

8 %

Результаты, полученные по методике «Юношеская копинг-шкала» Э. Фрайденберг, Р. Льюиса (распределение кадет по характерным копинг-стратегиям)

Копинг-стратегия

Уровень

В чел.

В%

Продуктивные копинги

Решение проблем

высокий уровень

47 чел.

100 %

Работа

высокий уровень

47 чел.

100 %

Духовность

низкий уровень

4 чел.

8 %

средний уровень

22 чел.

47 %

высокий уровень

21 чел.

45 %

Позитивный фокус

средний уровень

4 чел.

8 %

высокий уровень

43 чел.

92 %

Социальные копинги

Социальная поддержка

низкий уровень

3 чел.

6 %

средний уровень

12 чел.

26 %

высокий уровень

32 чел.

68 %

Друзья

средний уровень

8 чел.

17 %

высокий уровень

39 чел.

83 %

Принадлежность

средний уровень

6 чел.

12 %

высокий уровень

41 чел.

88 %

Общественные действия

низкий уровень

6 чел.

12 %

средний уровень

27 чел.

58 %

высокий уровень

14 чел.

30 %

Профессиональная помощь

низкий уровень

3 чел.

6 %

средний уровень

22 чел.

47 %

высокий уровень

22 чел.

47 %

Непродуктивные копинги

Беспокойство

низкий уровень

1 чел.

2 %

средний уровень

3 чел.

6 %

высокий уровень

43 чел.

92 %

Чудо

низкий уровень

1 чел.

2 %

средний уровень

20 чел.

43 %

высокий уровень

26 чел.

55 %

Несовладание

низкий уровень

8 чел.

17 %

средний уровень

34 чел.

72 %

высокий уровень

5 чел.

11 %

Разрядка

низкий уровень

12 чел.

26 %

средний уровень

33 чел.

70 %

высокий уровень

2 чел.

4 %

Игнорирование

низкий уровень

6 чел.

12 %

средний уровень

36 чел.

77 %

высокий уровень

5 чел.

11 %

Самообвинение

низкий уровень

2 чел.

4 %

средний уровень

17 чел.

36 %

высокий уровень

28 чел.

60 %

Уход в себя

средний уровень

31 чел.

66 %

высокий уровень

16 чел.

34 %

Отвлечение

средний уровень

9 чел.

19 %

высокий уровень

38 чел.

81 %

Активный отдых

высокий уровень

47 чел.

100 %

Результаты, полученные по тесту жизнестойкости С. Мадди (в адаптации Д. А. Леонтьева) (распределение кадет по общему уровню жизнестойкости)

Уровень жизнестойкости

В чел.

В%

Низкий уровень

4 чел.

8 %

Средний уровень

27 чел.

58 %

Высокий уровень

16 чел.

34 %

Результаты, полученные по методике исследования склонности к виктимному поведению О. О. Андронниковой (Распределение кадет по характерным формам виктимного поведения)

Форма виктимного поведения

В чел.

В%

Агрессивное поведение

4 чел.

8 %

Аутоагрессивное поведение

18 чел.

38 %

Гиперсоциальное поведение

21 чел.

45 %

Зависимое поведение

0 чел.

0 %

Некритичное поведение

3 чел.

6 %

Реализованная виктимность

1 чел.

2 %

Результаты, полученные по опроснику «Ролевой виктимности» М. А. Одинцовой, Н. П. Радчиковой (распределение кадет по уровню виктимности)

Уровень виктимности

В чел.

В%

Очень низкий уровень

3 чел.

7 %

Низкий уровень

3 чел.

7 %

Ниже среднего уровень

8 чел.

16 %

Средний уровень

24 чел.

51 %

Выше среднего уровень

4 чел.

8 %

Высокий уровень

3 чел.

7 %

Очень высокий уровень

2 чел.

4 %

В результате тестирования на выявление уровня виктимности в выборке кадет следует отметить, что:

  1. половина опрошенных (51 %) продемонстрировали средний уровень виктимности — виктимный тип поведения.
  2. около трети подростков (30 %) показали себя как не склонные к виктимности — невиктимный тип поведения.
  3. порядка пятой части (19 %) кадет продемонстрировали гипервиктимное поведение.

Наше исследование показало, что часто при решении своих проблем виктимные и гипервиктимные кадеты используют неадаптивные копинг-стратегии. При этом уровень их жизнестойкости ниже уровня жизнестойкости невиктимных кадет. В то же время невиктимным кадетам в меньшей степени, но всё-таки, тоже свойственно использование неадаптивных копинг-стратегий. Но их уровень жизнестойкости стабильно выше уровня жизнестойкости виктимных и гипервиктимных кадет.

Эмпирический материал, полученный нами в ходе исследования, согласуется с теоретическими положениями, представленными в авторитетных исследованиях по изучению психологии несовершеннолетних детей и подростков.

Литература:

  1. Андронникова О. О. Психологические факторы возникновения виктимного поведения подростков: дис.... канд. психолог. наук: Новосиб. гос. пед. ун-т — Новосибирск, 2005. — 213 с.
  2. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий — СПб: Питер, 2011. — 701 с.
  3. Крюкова Т. Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы — Изд. 2-е, испр., доп. — Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. — 61 с.
  4. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. — М.: Смысл, 2006. — 63 с.
  5. Одинцова М. А. Типы поведения жертвы: диагностика ролевой виктимности — Самара: Бахрах-М, 2013. — 158 с.
Основные термины (генерируются автоматически): высокий уровень, уровень, уровень жизнестойкости, распределение кадет, поведение, кадет, Льюис, социальная поддержка, тест жизнестойкости, тип поведения.


Похожие статьи

Особенности копинг-стратегий у кадет с разным уровнем...

Чем выше уровень виктимности, тем чаще использование неадаптивных

При этом уровень их жизнестойкости ниже уровня жизнестойкости невиктимных кадет.

Следует отметить, что кадеты с невиктимным типом поведения также нуждаются в соответствующей поддержке и...

Жизнестойкость воспитанников детского дома с разным уровнем...

Жизнестойкость подростков детского дома с разным уровнем адаптивности не достаточно

Также они отличаются высоким уровнем конфликтности и склонностью к совершению

Социально-психологические аспекты проблемы девиантного поведения подростков в...

Некоторые аспекты изучения проблемы жизнестойкости

Жизнестойкость воспитанников детского дома с разным уровнем... Актуальность проблемы адаптивности и жизнестойкости детей, оставшихся без попечения. детского дома, тем больше они будут испытывать удовлетворенность от своей деятельности, тем больше.

Жизнестойкость и адаптивность подростков, оставшихся без...

Жизнестойкость воспитанников детского дома с разным уровнем адаптивности. Критерии и показатели социально-психологической

девиантное поведение, девиантное поведение подростков, подростковый возраст, подросток, дом, социальная дезадаптация, детский дом...

Изучение адаптированности кадет к условиям обучения в военном...

Для диагностики уровня адаптированности кадет применяется метод экспертных оценок

Нами была разработана система мероприятий, которые способствуют адаптации кадет на первом

Социально-психологическая адаптация первоклассников к условиям школьного обучения и её...

Личностные ресурсы и паттерны поведения этнических армян...

По методике «Тест жизнестойкости», исследование личностных ресурсов, необходимых для преодоления трудных жизненных ситуаций у опрошенных нами респондентов из Еревана, являющихся представителями двух различных возрастных групп, выявило следующее.

Копинг-стратегии у военнослужащих срочной и контрактной...

 военнослужащие имеющие высокий уровень интеллектуальных способностей имеют более высокий уровень функциональной подвижности нервных процессов (R=0,23; р ≤0,05). Копинг-стратегии у военнослужащих срочной и контрактной службы с разным уровнем фрустрации.

Проблема использования методик в бланковом и электронном...

Статья посвящена проблеме использования методик в бланковом и электронном виде при изучении жизнестойкости личности. Авторы анализируют различные подходы к использованию ЭВМ в психодиагностике, а также связанную с использованием ЭВМ проблему валидности.

Развитие жизнестойкости младших школьников | Молодой ученый

Нами определен уровень жизнестойкости и ее составляющих: вовлеченность, контроль и принятие риска у 25 младших школьников, в том числе 12 мальчиков и 13 девочек учащихся 4 класса МБОУ СОШ № 31 г. Белгорода (Рис.1.). Мы отметили, что как по жизнестойкости в...

Похожие статьи

Особенности копинг-стратегий у кадет с разным уровнем...

Чем выше уровень виктимности, тем чаще использование неадаптивных

При этом уровень их жизнестойкости ниже уровня жизнестойкости невиктимных кадет.

Следует отметить, что кадеты с невиктимным типом поведения также нуждаются в соответствующей поддержке и...

Жизнестойкость воспитанников детского дома с разным уровнем...

Жизнестойкость подростков детского дома с разным уровнем адаптивности не достаточно

Также они отличаются высоким уровнем конфликтности и склонностью к совершению

Социально-психологические аспекты проблемы девиантного поведения подростков в...

Некоторые аспекты изучения проблемы жизнестойкости

Жизнестойкость воспитанников детского дома с разным уровнем... Актуальность проблемы адаптивности и жизнестойкости детей, оставшихся без попечения. детского дома, тем больше они будут испытывать удовлетворенность от своей деятельности, тем больше.

Жизнестойкость и адаптивность подростков, оставшихся без...

Жизнестойкость воспитанников детского дома с разным уровнем адаптивности. Критерии и показатели социально-психологической

девиантное поведение, девиантное поведение подростков, подростковый возраст, подросток, дом, социальная дезадаптация, детский дом...

Изучение адаптированности кадет к условиям обучения в военном...

Для диагностики уровня адаптированности кадет применяется метод экспертных оценок

Нами была разработана система мероприятий, которые способствуют адаптации кадет на первом

Социально-психологическая адаптация первоклассников к условиям школьного обучения и её...

Личностные ресурсы и паттерны поведения этнических армян...

По методике «Тест жизнестойкости», исследование личностных ресурсов, необходимых для преодоления трудных жизненных ситуаций у опрошенных нами респондентов из Еревана, являющихся представителями двух различных возрастных групп, выявило следующее.

Копинг-стратегии у военнослужащих срочной и контрактной...

 военнослужащие имеющие высокий уровень интеллектуальных способностей имеют более высокий уровень функциональной подвижности нервных процессов (R=0,23; р ≤0,05). Копинг-стратегии у военнослужащих срочной и контрактной службы с разным уровнем фрустрации.

Проблема использования методик в бланковом и электронном...

Статья посвящена проблеме использования методик в бланковом и электронном виде при изучении жизнестойкости личности. Авторы анализируют различные подходы к использованию ЭВМ в психодиагностике, а также связанную с использованием ЭВМ проблему валидности.

Развитие жизнестойкости младших школьников | Молодой ученый

Нами определен уровень жизнестойкости и ее составляющих: вовлеченность, контроль и принятие риска у 25 младших школьников, в том числе 12 мальчиков и 13 девочек учащихся 4 класса МБОУ СОШ № 31 г. Белгорода (Рис.1.). Мы отметили, что как по жизнестойкости в...

Задать вопрос