Русско-китайское высшее образование в контексте «Один пояс и одна дорога» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №18 (308) май 2020 г.

Дата публикации: 02.05.2020

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Тун, Ин. Русско-китайское высшее образование в контексте «Один пояс и одна дорога» / Ин Тун. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 154-155. — URL: https://moluch.ru/archive/308/69460/ (дата обращения: 26.01.2022).



В статье кратко анализируется текущая ситуация и особенности сотрудничества в области высшего образования между двумя странами, а также непрерывное развитие китайско-российских отношений в контексте инициативы «Один пояс и одна дорога». Также анализируются некоторые проблемы и противоречия, возникающие в ходе сотрудничества и обмена в области высшего образования между Китаем и Россией; и разъясняется процесс получения новых знаний с целью лучшего построения китайско-российской системы сотрудничества в сфере высшего образования.

Ключевые слова: Китай и Россия, «Один пояс и одна дорога», высшее образование, китайско-зарубежное кооперативное образование.

В настоящее время обе страны достигли консенсуса в отношении совместной работы над программой «Один пояс и одна дорога», а также продемонстрировали широкую и углубленную тенденцию сотрудничества и обмена в сфере образования. В 2014 г. Китай и Россия подписали «Меморандум о поддержке формирования китайско-российского альянса подобных университетов между Министерством образования Китая и Министерством образования России», который открыл новый механизм для управления партнерским сотрудничеством между университетами на правительственном уровне.

В последние годы китайско-российское сотрудничество в сфере культуры и образования весьма было плодотворным. В 2019 г. Китай направил 24226 своих студентов в российские университеты и их число увеличилось на 23,6 % по сравнению с 2018 г. [1], а число российских студентов, обучающихся в Китае, также возросло до 18 тысяч. Поэтому анализ текущей ситуации и проблем китайско-российского сотрудничества в сфере высшего образования имеет практическое значение.

  1. Сотрудничество между Китаем иРоссией всфере высшего образования сегодня

На основе определения трансграничного высшего образования, разработанного Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) [2], в данной статье анализируются основные модели развития китайско-российского высшего образования с точки зрения трансграничного перемещения иностранных студентов и международной работы образовательных учреждений.

1.1. Объёмы обмена студентами между Россией и Китаем.

Согласно статистике, в 2018 г. в Китае обучалось 492185 иностранных студентов из 196 различных стран и регионов, из них из России — 19239 человек — седьмое место от общего числа. В последние годы трансграничный поток китайских и российских студентов, обучающихся за рубежом, в целом увеличился.

1.2. Объёмы международной работы образовательных учреждений.

Та же статистика говорит нам, что количество совместных китайско-российских проектов в области образования и число совместных учебных заведений довольно сильно уменьшилось, а количество выданных научных степеней от бакалавра и выше — увеличилось. Сейчас семь из восьми таких учебных заведений находятся в Китае (четыре, дающих степень от бакалавра или выше и три профессиональных колледжа). А единственным в России является Китайско-Российский институт транспорта (НГУ). При этом, 62,5 % всех выданных дипломов имеют академический уровень от бакалавра и выше.

В последние годы сотрудничество в области профильных дисциплин конкретных ВУЗов стало активизироваться.

Так, в августе 2015 г. министерства образования обоих стран официально выпустили документ, утверждающий создание первого китайско-российского кооперативного университета — Университет МГУ-ППИ в Шэньчжэне. В том же году, Пекинский государственный университет путей сообщения вместе с Петербургским государственным университетом путей сообщения (ПГУПС) объединили усилия для создания первого китайско-российского зарубежное учебного заведения. Апрель 2017 г. ознаменовался ещё одним событием: Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП) и Технологический институт Чжунюань организовали Джунюан-Санкт-Петербургский авиационный институт [4], а Педагогический университет Вэйнань в сотрудничестве Московским государственным педагогическим университетом (МПГУ) образовали Вэйнань-Московский художественный институт.

Видно, что китайско-российское сотрудничество в области высшего образования по направлениям железнодорожного транспорта, аэрокосмической промышленности, художественного образования и других важных дисциплин демонстрирует тенденцию ускоренного развития.

  1. Основные вопросы сотрудничества всфере высшего образования между Китаем иРоссией
    1. Нынешнее положение китайско-российского отношений в области образования в действующих университетах в целом таково: хотя в последние годы инициативы создания китайско-российского кооперативного учебного заведения действительно сыграли определенную роль в преодолении дефицита высоко квалифицированных образовательных кадров в Китае, однако, по ряду причин, таких как небольшая история участия крупных ВУЗов в подобной деятельности, отсутствие эффективной подготовки кадров и недостаточное сотрудничество между двумя сторонами, основная цель всех этих мероприятий (а именно: содействие развитию и реформированию высшего образования обоих стран) всё ещё далека от достижения.
    2. Недостаточное качество работы некоторых университетов серьезно подорвало общую репутацию этих программ. Согласно данным состояния китайско-иностранного сотрудничества в действующих университетах с 2010 по 2015 годы, предоставленными министерством образования Китая результаты, Хэнань университет и Санкт-Петербургский государственный университет (СПБГУ) совместно организовали программы обучения для студентов по направлениям «управление информацией» и «информационные системы». Однако, результаты по 32 университетским программам были оценены как «неудовлетворительные».

Некоторые кооперативные университеты сталкиваются с серьезными проблемами, такими как несоразмерная оплата и несоблюдение университетских стандартов. Эти явления показывают, что, хотя текущее трансграничное высшее образование между Китаем и Россией достигло определенных результатов, ему не хватает надежной системы надзора и мест для обучения талантов профильным специальностям. Эти явления и проблемы серьезно подорвали общее доверие к китайско-иностранным кооперативным образовательным программам и привели к не самым лучшим социальным последствиям.

  1. Реальное просвещение

Можно сказать, что Китай и Россия применяют различные модели развития трансграничного высшего образования в соответствии с собственными нуждами и особенностями. С тех пор как в 2003 г. Россия стала полноправным участником «Болонского процесса», под активным руководством российского правительства, многие колледжи и университеты встали на путь привлечения в свои стены иностранных студентов и отправки собственных учеников заграницу. В настоящее время в высшем образовании Китая используется лишь модель привлечения иностранных студентов.

На стратегическом уровне следует придать большое значение китайско-российскому трансграничному высшему образованию (в особенности это касается сферы культурной самобытности), воспитать большое количество специалистов, способных содействовать сотрудничеству между двумя сторонами, и тем самым закладывать прочную социальную основу для сотрудничества в прочих областях.

С точки зрения управления образованием на высшем уровне, министерство образования КНР и компетентные органы российской власти должны усиливать надзор и управление ходом китайско-российского сотрудничества в действующих университетах. С точки зрения управления на местах, университеты должны придавать более серьезное значение китайско-российскому сотрудничеству, стремясь вывести эти отношения на этап преобразования от количества к качеству. При создании новых образовательных организаций и проектов необходимо стремиться к высокому качеству оказания образовательных услуг.

Литература:

1. Российское агентство по спутниковой связи. 2020. Доступно на: http://sputniknews.cn/russia_china_relations/202003101030965742/.

2. Internationalization and Trade in Higher Education: Opportunities and Challenges[M]. Paris, 2004: 32.

3. Министерство образования КНР.2019.Доступно на: http://sputniknews.cn/russia_china_relations/202003101030965742/

4. Сеть новостей Джунюан технологического института.2017. Доступно на: https://www.zut.edu.cn/info/1041/19075.htm.

5. Ланцзюнь «Историческое исследование трансграничного сотрудничества в действующих университетах современного китайского и зарубежного высшего образования». «Управление образования университета». 2010(3).

Основные термины (генерируются автоматически): Китай, россия, высшее образование, китайско-российское сотрудничество, университет, студент, зрение управления, международная работа, Санкт-Петербургский государственный университет, трансграничное высшее образование.


Ключевые слова

высшее образование, Китай и Россия, «Один пояс и одна дорога», китайско-зарубежное кооперативное образование

Похожие статьи

Особенности современного состояния и перспективы развития...

2) низкий уровень финансирования высшего образования (государственные расходы на высшее образование в России в 2009 г. в расчете на одного учащегося составили менее 5 тыс.долл. США по ППС (паритет покупательной способности), эта цифра в два раза меньше...

Исследование китайско-русского образовательного обмена...

Среди них современный китайско-российский обмен высшим образованием является важной частью китайско-российского образовательного

Россия — это страна с хорошей основой для высшего образования. На российском рынке обучения важную роль играет изучение...

История российско-китайских отношений в сфере образования...

По данным Министерства образования и науки РФ между российскими и китайским высшими учебными

Будучи трансграничным вузом, Забайкальский государственный университет должен

Студенты Забайкальского государственного университета с 2016 года получат...

Проблемы адаптации российских студентов в китайских...

Автор анализирует некоторые проблемные вопросы адаптации российских студентов в китайском университете (на примере Пекинского университета). Сделанные автором выводы позволяют более глубоко подойти к процессу организации обучения студентов за рубежом.

Высшее образование на русском языке за рубежом

В статье описывается возможность получения высшего образования на русском языке в странах Европейского Союза. В виде примера приводится Договор о сотрудничестве с ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный университет сервиса», в соответствии с которым...

Развитие международного научно-образовательного...

Развитие международного научного сотрудничества и повышение инновационного

Опыт международного обмена студентами показывает, что обучение в университетах студентов из

Китайско-российский институт Новосибирского государственного университета и...

Инновации в сфере привлечения иностранных студентов...

Ключевые слова: инновации, иностранные студенты, РФ. Международное сотрудничество является одним из главных аспектов деятельности высшего профессионального образования. По статистике исследования, по численности обучающихся иностранных граждан Россия...

Отличительные особенности образования в Китае

Система высшего образования включает университеты и колледжи, и профессиональные высшие школы.

Большая часть китайских международных корпораций с огромной охотой берут на работу иностранных специалистов, у которых есть диплом китайского университета.

Сотрудничество России и Китая в международных организациях

Сегодня как Китай, так и Россия прилагают усилия для роста своей национальной мощи

АСЕАН — это международная организация, в границах которой сотрудничество проходит в

Российско-китайские отношения на современном этапе. С этих позиций Китай и Россия...

Похожие статьи

Особенности современного состояния и перспективы развития...

2) низкий уровень финансирования высшего образования (государственные расходы на высшее образование в России в 2009 г. в расчете на одного учащегося составили менее 5 тыс.долл. США по ППС (паритет покупательной способности), эта цифра в два раза меньше...

Исследование китайско-русского образовательного обмена...

Среди них современный китайско-российский обмен высшим образованием является важной частью китайско-российского образовательного

Россия — это страна с хорошей основой для высшего образования. На российском рынке обучения важную роль играет изучение...

История российско-китайских отношений в сфере образования...

По данным Министерства образования и науки РФ между российскими и китайским высшими учебными

Будучи трансграничным вузом, Забайкальский государственный университет должен

Студенты Забайкальского государственного университета с 2016 года получат...

Проблемы адаптации российских студентов в китайских...

Автор анализирует некоторые проблемные вопросы адаптации российских студентов в китайском университете (на примере Пекинского университета). Сделанные автором выводы позволяют более глубоко подойти к процессу организации обучения студентов за рубежом.

Высшее образование на русском языке за рубежом

В статье описывается возможность получения высшего образования на русском языке в странах Европейского Союза. В виде примера приводится Договор о сотрудничестве с ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный университет сервиса», в соответствии с которым...

Развитие международного научно-образовательного...

Развитие международного научного сотрудничества и повышение инновационного

Опыт международного обмена студентами показывает, что обучение в университетах студентов из

Китайско-российский институт Новосибирского государственного университета и...

Инновации в сфере привлечения иностранных студентов...

Ключевые слова: инновации, иностранные студенты, РФ. Международное сотрудничество является одним из главных аспектов деятельности высшего профессионального образования. По статистике исследования, по численности обучающихся иностранных граждан Россия...

Отличительные особенности образования в Китае

Система высшего образования включает университеты и колледжи, и профессиональные высшие школы.

Большая часть китайских международных корпораций с огромной охотой берут на работу иностранных специалистов, у которых есть диплом китайского университета.

Сотрудничество России и Китая в международных организациях

Сегодня как Китай, так и Россия прилагают усилия для роста своей национальной мощи

АСЕАН — это международная организация, в границах которой сотрудничество проходит в

Российско-китайские отношения на современном этапе. С этих позиций Китай и Россия...

Задать вопрос