Финансовый контроль в РФ и Оренбургской области: анализ и пути совершенствования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №18 (308) май 2020 г.

Дата публикации: 05.05.2020

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Миннибаева, Н. Н. Финансовый контроль в РФ и Оренбургской области: анализ и пути совершенствования / Н. Н. Миннибаева, А. И. Сулюкманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 115-117. — URL: https://moluch.ru/archive/308/69444/ (дата обращения: 17.01.2022).



На современном этапе развития и совершенствования экономики Оренбургской области и РФ в целом, немаловажную роль играют поступления в бюджет, и тем насущней становится проблема их контроля с целью дальнейшего распределения и использования. Говоря о контроле, стоит особое внимание уделить финансовому контролю, который является неотъемлемым элементом управления финансами и денежными потоками с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

Финансовый контроль — это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

Для проведения анализа за эффективностью осуществления финансового контроля в РФ обратимся к аналитическому отчету Счетной Палаты РФ «О ходе исполнения федерального бюджета за I полугодие 2019 года». На основании данного отчета можно сделать вывод, что наблюдаются положительные тенденции, связанные с увеличением доходов Федерального бюджета РФ (Табл. 1, Рис. 1).

Таблица 1

Изменение доходов Федерального бюджета по видам налогов, млрд. руб.

Наименование показателя

I полугодие 2018 года

I полугодие 2019 года

Отклонение

НДПИ

2679,2

3141,9

+462,8

НДС (внутренний)

1752,6

2059,8

+307,2

НДС (ввозной)

1105,5

1299,2

+193,6

Налог на прибыль организаций

457,7

585,8

+128,1

Утилизационный сбор

106,4

145,6

+39,2

Акцизы на товары (продукцию), производимые на территории РФ

514,9

205,0

-211,0

Источник: [1, с. 23]

Общий объем доходов федерального бюджета увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2018 года на 920,8 млрд. рублей. Наибольшее превышение доходов сложилось по НДС, НДПИ, налогу на прибыль организаций и утилизационному сбору; наибольшее снижение — по акцизам по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации.

Безымянный1.png

Рис. 1. Динамика исполнения бюджета в январе — июне 2015–2019 гг.

На основании данного рисунка можно сделать вывод, что Федеральный бюджет исполнен с профицитом в сумме 1 565,8 млрд. рублей (1,5 % утвержденного ВВП). Предусмотренный графиком аукционов на II квартал 2019 года объем размещения ОФЗ превышен в 1,5 раза, объем привлечения в первом полугодии составил 1 359,2 млрд. рублей, или 56 % планового объема, что в 2 раза больше привлечения в аналогичном периоде 2018 года.

Несмотря на положительные тенденции, наблюдаются также негативные тенденции в рамках исполнения расходов Федерального бюджета РФ (Рис. 2).

Безымянный1.png

Рис. 2. Уровень исполнения расходов на нацпроекты

Негативные тенденции также выявились при проведении Счетной Палатой Оренбургской области контрольных мероприятий.

Высоким объемом нарушений, установленных Счетной палатой Оренбургской области в 2018 году, характеризуются нарушения при формировании и исполнении бюджета. Исходя из практики проверок, основными их причинами является несовершенство нормативных правовых актов, регулирующих вопросы формирования и использования бюджетных ресурсов, а также недостаточные компетенция и ответственность сотрудников государственных органов, организаций и других объектов контроля, распоряжающихся бюджетными средствами.

В денежном измерении эти нарушения оцениваются в объеме 627 804,3 тыс. рублей, в количественном — 1 426 случаев, из которых 43,0 % (613 случаев) составляют нарушения при выполнении (невыполнение) государственных (муниципальных) задач и функций органами государственной власти и органами местного самоуправления, органами государственных внебюджетных фондов, 22,6 % (322 случая) — нарушения при оплате труда работников государственных (муниципальных) бюджетных, автономных и казенных учреждений.

Как показали результаты контрольной деятельности Счетной палаты, на практике продолжает встречаться такое явление, как нецелевое использование бюджетных средств, нарушающее установленный порядок расходования средств бюджетов в строгом соответствии с теми целями, для которых они предназначены. В отчетном периоде выявлено 132 случая нецелевого использования бюджетных средств в общей сумме 9 836,1 тыс. рублей.

Это говорит о несовершенстве финансового контроля в условиях развития современной России. Самым насущным на данном этапе развития России, является отсутствие полноценной и законодательно закрепленной системы финансового контроля, которая могла бы дать четкие определения, поставить цели и задачи, а также установить более целостные методы осуществления такого контроля.

Система финансового контроля состоит из следующих «основных элементов:

– теоретическая база (определение понятий, принципы, цели, задачи, виды государственного финансового контроля, требования и т.д);

– нормативная база, методическое обоснование;

– организационные структуры (включая их звенья — статус и порядок взаимосвязей последних);

– научно-исследовательская и научная базы, кадровое обеспечение;

– финансовое обеспечение и материально-техническое (в том числе финансовые ресурсы, соответствующие условиям работы, помещения, техника и т. д.);

– информационно-коммуникативная инфраструктура (система коммуникаций, информационное обеспечение)».

Решение этой первоочередной проблемы станет началом и отправной точкой для устранения оставшихся проблем, таких как: отсутствие проработанных и полноценных нормативно-правовых актов; дублирование функций органов, осуществляющих финансовый контроль; адекватного спектра мер, относительно нарушителей действующего законодательства занимающихся финансово-хозяйственной деятельностью, а также подготовки компетентных кадров для работы в контрольных органах

Литература:

  1. Арсланханова Ф. А. Анализ и пути совершенствования финансового контроля/ Современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей IX Международной научно-практической конференции. — 2019. — С. 22–24.
  2. Счетная Палата Российской Федерации: Аналитический отчет о ходе исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов за I полугодие 2019 года (Режим доступа: http://audit.gov.ru/promo/analytical-report-federal-budget-2019–2/index.html).
  3. Отчет о работе Счетной палаты Оренбургской области в 2018 году (Режим доступа: http://www.sp.orb.ru/pages/activity/otchet_god.html).
Основные термины (генерируются автоматически): финансовый контроль, Федеральный бюджет, Оренбургская область, Счетная палата, местное самоуправление, нецелевое использование, прибыль организаций, РФ, утилизационный сбор, Федеральный бюджет РФ.


Похожие статьи

Основные источники доходов местного бюджета

Согласно Бюджетному кодексу РФ доходы местного бюджета включают в себя налоговые, неналоговые и безвозмездные поступления.

К налоговым доходам Бюджетный кодекс РФ относит поступления от федеральных, региональных и местных налогов, включая пени и...

Нормативы отчислений налогов в местный бюджет

В формировании бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, в т. ч. местных бюджетов, важнейшую роль играют налоги. Нормативы отчислений налогов в местный бюджет определяются не только Бюджетным кодексом РФ...

Доходы и расходы федерального бюджета Российской...

бюджет, доходы бюджета, налоговые доходы, федеральный бюджет, нефтегазовые доходы, анализ доходов. Доходы и расходы федерального бюджета Российской Федерации. Соотношение налоговых и неналоговых поступлений в РФ в условиях дефицита...

Федеральные налоги как источник формирования бюджета РФ

Федеральные налоги как источник формирования бюджета РФ. Рожнова Татьяна Валентиновна, студент. Тольяттинский государственный университет. Данная работа содержит информацию о федеральных налогах и сборах...

Повышение эффективности и прозрачности деятельности...

Контроль за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе — контроль за операциями со средствами соответствующих бюджетов в объеме имеющихся полномочий применительно к средствам федерального бюджета в соответствии со ст. 168 БК...

Государственный финансовый контроль за исполнением...

Последующий контроль за исполнением бюджетов субъектов РФ предполагает, что все действия, процедуры и мероприятия, проводимые органами ГФК уже по завершении исполнения бюджетов субъектов РФ по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита...

Аудит эффективности использования бюджетных средств...

При этом внешний государственный финансовый контроль осуществляется Счетной палатой РФ и ее соответствующими территориальными структурными подразделениями. Внутренний же финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства и...

Модернизация Счетной палаты Чеченской Республики в рамках...

Финансовый контроль осуществляется в установленном порядке федеральными и региональными органами законодательной

Счетная палата Чеченской Республики является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым...

К вопросу о расходной части бюджета: проблемы, возникающие...

Следует отметить, с принятием Федерального закона Российской Федерации от 23 июля

БК РФ, Российская Федерация, средство, нецелевое использование, РФ, бюджетная система

БК РФ, Российская Федерация, средство, нецелевое... К вопросу о расходной части бюджета...

Похожие статьи

Основные источники доходов местного бюджета

Согласно Бюджетному кодексу РФ доходы местного бюджета включают в себя налоговые, неналоговые и безвозмездные поступления.

К налоговым доходам Бюджетный кодекс РФ относит поступления от федеральных, региональных и местных налогов, включая пени и...

Нормативы отчислений налогов в местный бюджет

В формировании бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, в т. ч. местных бюджетов, важнейшую роль играют налоги. Нормативы отчислений налогов в местный бюджет определяются не только Бюджетным кодексом РФ...

Доходы и расходы федерального бюджета Российской...

бюджет, доходы бюджета, налоговые доходы, федеральный бюджет, нефтегазовые доходы, анализ доходов. Доходы и расходы федерального бюджета Российской Федерации. Соотношение налоговых и неналоговых поступлений в РФ в условиях дефицита...

Федеральные налоги как источник формирования бюджета РФ

Федеральные налоги как источник формирования бюджета РФ. Рожнова Татьяна Валентиновна, студент. Тольяттинский государственный университет. Данная работа содержит информацию о федеральных налогах и сборах...

Повышение эффективности и прозрачности деятельности...

Контроль за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе — контроль за операциями со средствами соответствующих бюджетов в объеме имеющихся полномочий применительно к средствам федерального бюджета в соответствии со ст. 168 БК...

Государственный финансовый контроль за исполнением...

Последующий контроль за исполнением бюджетов субъектов РФ предполагает, что все действия, процедуры и мероприятия, проводимые органами ГФК уже по завершении исполнения бюджетов субъектов РФ по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита...

Аудит эффективности использования бюджетных средств...

При этом внешний государственный финансовый контроль осуществляется Счетной палатой РФ и ее соответствующими территориальными структурными подразделениями. Внутренний же финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства и...

Модернизация Счетной палаты Чеченской Республики в рамках...

Финансовый контроль осуществляется в установленном порядке федеральными и региональными органами законодательной

Счетная палата Чеченской Республики является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым...

К вопросу о расходной части бюджета: проблемы, возникающие...

Следует отметить, с принятием Федерального закона Российской Федерации от 23 июля

БК РФ, Российская Федерация, средство, нецелевое использование, РФ, бюджетная система

БК РФ, Российская Федерация, средство, нецелевое... К вопросу о расходной части бюджета...

Задать вопрос