В статье автор пытается рассмотреть особенности порядка уплаты таможенной пошлины.
На порядок уплаты таможенных пошлин непосредственно влияет применение той или иной таможеной процедуры в отношении перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) товаров.
Необходимо отметить, что при применении некоторых таможенных процедур (например, транзит, временный ввоз и импорт, реимпорт) применяется полное или частичное освобождение от таможенных пошлин. При применении других процедур используется ограничительный принцип в отношении времени нахождения товаров под этой таможенной процедурой (например, таможенный склад, переработка, временный ввоз и вывоз, транзит).
Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления является наиболее значимой с точки зрения пополнения государственного бюджета, потому что при помещении товаров под эту процедуру осуществляется исчисление налогов, пошлин и других таможенных платежей. При этом уплата таможенных платежей является неотъемлемым условием.
Таможенная процедура экспорта применяется при вывозе с таможенной территории товаров с целью их постоянного местонахождения за пределами такой территории. При помещении товаров под таможенную процедуру экспорта подлежат уплате вывозные таможенные пошлины.
При таможенной процедуре таможенного транзита перемещаемые через таможенную границу товары перевозятся от таможенного органа в пункте пропуска на таможенную территорию до таможенного органа пункта выпуска с таможенной территории без взимания таможенных установленных таможенных платежей.
Таможенную процедуру таможенного склада можно описать как процедуру временного хранения в специально оборудованном помещении (складе) или на открытой площадке (в зависимости от вида) иностранных грузов (товаров), которые находятся под контролем в течение определенного срока без требования уплаты налогов, пошлин, а также без ограничений экономического характера.
Применение таможенной процедуры «отказ в пользу государства», например, также непосредственно связаны с особенностями исчисления таможенных платежей. При осуществлении этой таможенной процедуры товары передаются на безвозмездной основе государству. При этом никаких обязательств по уплате налога или таможенных сборов на субъект внешнеэкономической деятельности не возлагается.
Возможные причины помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства:
– слишком большая сумма таможенных платежей, подлежащих уплате и не позволяющих вернуть средства, затраченные на перевозку и реализацию;
– недостаточное количество средств для помещения товара под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
– существенное увеличение расходов на транспортировку (превышающее предполагаемые ранее значения);
– потеря актуальности товара во время доставки.
При применении других таможенных процедур (переработка на таможенной территории, переработка вне таможенной территории, переработка для внутреннего потребления, процедура свободной таможенной зоны, процедура свободного склада и другие таможенные процедуры) Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС) также предусматривает определенные условия таможенно-тарифного регулирования.
Необходимо отметить, что при разработке ТК ЕАЭС порядку уплаты таможенных пошлин в рамках применения таможенных процедур было уделено особое внимание. Больше всего подверглась изменению статья, которая регулирует возникновение и прекращение обязанностей в рамках таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления. Также были учтены особенности, связанные с выпуском товара до подачи декларации на товары, и особенности, которые могут возникать и возникают в связи с применением ставок, отличных от ставок ЕТТ (это Киргизия, Армения в связи с присоединением к Союзу, а Казахстан — в связи с присоединением к ВТО), и особенности, которые возникают в связи с применением тарифных льгот, сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению товарами.
Остановимся подробнее на процедуре декларирования таможенной стоимости, непосредственно влияющей на порядок уплаты таможенных пошлин.
Существуют два основных способа декларирования таможенной стоимости. Таможенная стоимость может заявляться в декларации таможенной стоимости (далее — ДТС). Кроме того, данные о таможенной стоимости товаров могут вноситься непосредственно в таможенную декларацию на товары, но это осуществляется в тех случаях, когда обязанность декларанта представлять ДТС не предусмотрена и отсутствует мотивированное требование таможенного органа к декларанту заполнить ДТС [5].
Порядок декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров регулируется Решением Коллегии Евразийской Экономической Комиссии от 16 октября 2018 г. № 160 «О случаях заполнения декларации таможенной стоимости, утверждении форм декларации таможенной стоимости и Порядка заполнения декларации таможенной стоимости», в приложениях к которому содержится формы ДТС, применяемые при определении таможенной стоимости товаров в зависимости от различных методов.
ДТС считается неотъемлемой частью таможенной декларации на перемещаемые через таможенную границу товары и в случае ее отсутствия признается недействительной. ДТС и ее электронная копия должны предоставляться таможенному органу, в котором осуществляется таможенное декларирование товаров, вместе с подачей таможенной декларации на товары. Дополнительно в таможенный орган предоставляются необходимые документы, на основании которых была заполнена ДТС.
Если таможенная стоимость товаров определяется по стоимости сделки с ввозимыми товарами декларант или таможенный представитель должны заполнить форму ДТС-1. Если же применяются альтернативные методы определения таможенной стоимости, то заполняется форма ДТС-2.
Установлено, что при импортировании товаров на таможенную территорию формы ДТС-1 и ДТС-2 применяются, если такие ввозимые товары облагаются таможенными пошлинами и соответствующими налогами в соответствии с заявленными в таможенной декларации на товары таможенными процедурами.
Если осуществляется вывоз товаров (экспортирование) то декларации таможенной стоимости оформляются по форме ДТС-3 или ДТС-4, установленные Приказом Федеральной таможенной службы от 27 января 2011 N 152 «Об утверждении форм декларации таможенной стоимости (ДТС-3 и ДТС-4) и Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации».
Стоит обратить на одно особо важное условие декларирования таможенной стоимости ввозимых (импортируемых) товаров: заявляемая таможенным органам таможенная стоимость товаров и предоставляемые сведения, которые относятся к ее определению, обязательно должны основываться на достоверной, количественно определенной и документально подтвержденной информации.
Со вступлением в силу ТК ЕАЭС был урегулирован вопрос возможности уплаты таможенных платежей через институт авансовых платежей. Это та возможность, которая была утрачена со вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза в силу определенных причин, а также в силу появления распределения между бюджетами государств. Беларусь и Казахстан на тот момент не имели такого института в своих национальных законодательствах. Из-за этого они высказывали опасения по поводу того, что через институт авансовых платежей могут быть недопонимания, и бюджеты Беларуси и Казахстана будут получать причитающиеся им ввозные таможенные пошлины с опозданием, задержкой. Такая позиция обосновывалась непрозрачностью учета. Однако применение информационных технологий и возможность списания денежных средств в режиме онлайн, этот вопрос был урегулирован. Так, в ТК ЕАЭС появилась норма о том, что ввозные таможенные пошлины могут уплачиваться с применением авансовых платежей.
По нашему мнению, с точки зрения понимания механизма формирования бюджета за счет поступлений от таможенных пошлин, необходимо правильно понимать сущность понятий «уплата» и «взыскание» таможенных пошлин.
Уплатой считается действие, когда какая-то сумма вносится за что-то, т. е. передача денежных средств в обмен за какие-либо денежные обязательства. При этом уплата таможенных пошлин является действием, которое направлено на исполнение обязанности, возникающей в связи с перемещением товаров через таможенную границу. Уплата таможенной пошлины характеризуется тем, что ее плательщик данную уплату осуществляет осознанно и добровольно.
Принудительные действия по взысканию задолженности по уплате таможенной пошлины предпринимаются в случае, если плательщик не осуществил такую уплату своевременно или не в полном объеме. Взысканием являются действия, результатом которых должно являться выполнение мер, направленных на то, чтобы под принуждением уплатить, подвергнуть наказанию, привлечь к ответственности
Таким образом, можно сделать вывод о том, что принудительное взыскание таможенных пошлин — это разновидность финансово-правового принуждения, которое представляет собой вид государственного принуждения, состоящего в действиях уполномоченных органов по применению принудительных мер к лицу, добровольно и своевременно не исполнившему возложенную на него обязанность по уплате таможенных пошлин.
Если говорить о тождественности понятий взимания и взыскания таможенных пошлин с точки зрения таможенного законодательства, то стоит отметить, что при применении понятия «взимание» речь идет исключительно о принудительных мерах.
Однако, по моему мнению, термины «взимание» и «взыскание» не являются тождественными. Взимание представляет собой более широкое понятие, включающее в себя как добровольную уплату денежных средств от плательщика, так и применение принудительных мер в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин. Взыскание же — это только принудительное исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин.
Итак, можно заключить, что термины «уплата», «взимание» и «взыскание» в отношении таможенных пошлин имеют как общие, так и отличительные черты. Общая цель этих мер — это обеспечение своевременного и полного поступления таможенных пошлин в бюджет независимо от того, уплачены таможенные пошлины добровольно или взысканы принудительно.
Литература:
- Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный сайт Евразийского экономического союза httр://www.еаеuniоn.оrg/
- Решением Коллегии Евразийской Экономической Комиссии от 16 октября 2018 г. № 160 «О случаях заполнения декларации таможенной стоимости, утверждении форм декларации таможенной стоимости и Порядка заполнения декларации таможенной стоимости» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
- Приказ Федеральной таможенной службы от 27 января 2011 г. № 152
- «Об утверждении форм декларации таможенной стоимости (ДТС-3 и ДТС-4) и Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
- Логинова А. С. Таможенные платежи: Учебное пособие. — СПб.: Троицкий мост, 2016. — 152 с.