Роль произведений искусства в формировании у детей младшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 22 августа, печатный экземпляр отправим 9 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (308) май 2020 г.

Дата публикации: 03.05.2020

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Галич, Т. Н. Роль произведений искусства в формировании у детей младшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости / Т. Н. Галич, А. С. Макаримова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 486-487. — URL: https://moluch.ru/archive/308/69402/ (дата обращения: 08.08.2020).



В данной статье рассмотрена проблема, которая всё более распространена на сегодняшний день в развитии детей — проблема эмоционального неблагополучия.Для решения этих проблем предпринята попытка использования произведений искусств в образовательном процессе.

Ключевые слова: эмоциональная сфера, эмоциональная отзывчивость, произведение искусства, дошкольный возраст.

В век бесконечных инноваций и технологического прогресса повседневная жизнь взрослого человека устроена таким образом, что времени на полноценное общение с детьми у родителей остаётся всё меньше. За пеленой большого ассортимента всевозможных развивающих кружков и секций взрослые зачастую забывают о том, что их ребёнок ни в чём не нуждается так сильно, как в простой родительской любви, внимании, защите и в ежедневном эмоциональном общении с ними. Отсюда всё более распространённой на сегодняшний день становится проблема эмоционального неблагополучия детей. Ребёнок оказывается один на один со своими переживаниями и эмоциями, вследствие чего формирование эмоциональной отзывчивости требует к себе особого внимания, поскольку именно она считается одной из основных составляющих гуманных чувств ребёнка [1].

Развитие способности детей к произвольной регуляции своих эмоций происходит в период дошкольного детства. Ребёнку тяжело скрыть страх, удивление, тревогу или радость. Именно в период младшего дошкольного возраста преобладает чувственное познание мира, поэтому способствовать формированию эмоциональной отзывчивости детей эффективнее всего начиная с младшей группы дошкольников, чьи эмоции отличаются своей непосредственностью [2].

Под эмоциональной отзывчивостью дошкольника подразумевается умение ребёнка откликаться на происходящие вокруг него явления и события. Выражается эмоциональная отзывчивость детей в эмоциональном отклике ребёнка на различные чувства другого человека или животного, явления или действия.

С целью способствовать формированию эмоциональной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста педагогу необходимо создать такие условия и организовать такой вид деятельности дошкольников, которые бы не только способствовали обогащению эмоциональных переживаний ребёнка, но и вызывали бы эмоциональные реакции такие, например, как сочувствие и сопереживание [3]. Использование произведений искусств в образовательном процессе способствует не только формированию эмоциональной отзывчивости младших дошкольников, но и знакомит их с различными видами искусства и творческой деятельностью великих людей, таким образом, развивая эстетическую сторону личности ребёнка.

В младшем дошкольном возрасте ребёнок эмоционально зависим от взрослых, потому стоит помнить, что поведение окружающих оказывает большое влияние на поведение дошкольников. На положительное эмоциональное развитие младших дошкольников влияет поддержка взрослого и его сопереживание достижениям и промахам дошкольника. Ласковое отношение взрослого к ребёнку, признание прав малыша, проявление внимания к нему являются основой эмоционального благополучия и вызывают у младшего дошкольника чувство уверенности, защищённости, что способствует нормальному развитию личности ребёнка, формированию положительных качеств, доброжелательного отношения к окружающим людям [1]. Общительность и доброжелательность взрослого считается одним из условий формирования эмоциональной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста. Именно такое взаимодействие взрослого с ребёнком формирует положительный эмоциональный фон, благодаря которому младший дошкольник не боится неудач и готов к любым обстоятельствам, потому как знает, что ему всегда помогут, поддержат и поймут [4; 5].

Сотрудничество образовательного учреждения с семьёй обеспечивает максимальное обогащения эмоциональной сферы младших дошкольников, развитие способности к произвольной саморегуляции и самоконтролю, другими словами, ребёнок способен управлять своими эмоциями и действиями.

Таким образом, с целью формирования и развития эмоциональной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста, педагогу необходимо организовывать разнообразные виды совместной деятельности младших дошкольников со взрослыми и сверстниками. Между тем, в совместной деятельности детей друг с другом и со взрослыми должны быть созданы также такие педагогические условия, как реализация личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми в ходе их совместной деятельности; обогащение эмоционального опыта младших дошкольников в процессе игровой деятельности; сотрудничество педагога с родителями основанное на их готовности к формированию и развитию эмоциональной отзывчивости младшего дошкольника в семье, кроме того включение ребёнка в разнообразные жизненные ситуации, в которых он бы мог проявить уже приобретенный им эмоциональный опыт.

Литература:

  1. Вартанян, Г. А. Эмоции и поведение / Г. А. Вартанян, Е. С. Петров. — Ленинград: Наука, Ленинградское отделение, 1989.
  2. Дьяченко, О.М., Булычева А. И. и др. Психолог в детском дошкольном учреждении.—М.: Новая школа, 1996.
  3. Павленко, Т. Комуникативные аспекты эмоционального развития детей/Палитра педагога, 2003.
  4. Широкова, Г. А. Развитие эмоций и чувств детей дошкольного возраста.—Ростов н/Д.: Феникс, 2005. —304с.
  5. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада / А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева и др.; Под ред. А. Д. Кошелевой.— М.: Просвещение, 1985.—176 с.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональная отзывчивость, младший дошкольный возраст, младший дошкольник, ребенок, дошкольник, эмоциональная отзывчивость детей, эмоциональный опыт, эмоциональная сфера, совместная деятельность, образовательный процесс.


Похожие статьи

Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников...

Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников с помощью художественной литературы.

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая пора в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с...

Проблема развития эмоциональной отзывчивости детей...

Раскрываются педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в совместной деятельности. Ключевые слова: дошкольное образование, эмоциональная отзывчивость, совместная деятельность.

Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной...

Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит

Эмоциональная сфера ребенка рассматривается, таким образом, как одна из базовых

Эмоциональная отзывчивость — способность человека к сопереживанию и сочувствию...

Эмоциональная отзывчивость как элемент социального...

В старшем дошкольном возрасте, социальное и эмоциональное развитие ребенка больше, нежели ранее зависит от посторонних людей, от этого опыта, которого он

Эмоциональная склонность — это важная составляющая психического и социального развития дошкольника.

Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости...

Ключевые слова: воспитание, эмоциональная отзывчивость, педагогические условия

Дошкольный возраст — один из самых насыщенных и неповторимых периодов жизни

Анализируя процесс развития эмоций детей старшего дошкольного возраста, можем...

Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку...

ребенок, театрализованная деятельность, эмоциональная сфера ребенка, дошкольный возраст, эмоциональная сфера, эмоция

Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку − одна из важнейших музыкальных способностей.

эмоциональная отзывчивость, ребенок, дошкольный возраст...

Эмоциональная сфера дошкольника играет важнейшею роль в психическом развитии ребенка, особенно в период дошкольного возраста. Она служит мощнейшим инструментарием для воспитания и обучения дошкольников, следовательно, в педагогике постоянно идет поиск...

Эмоциональное развитие дошкольника | Статья в журнале...

старший дошкольный возраст, эмоциональная сфера детей, изобразительная

Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит достаточно

ребенок, отрицательная эмоция, старший дошкольный возраст, эмоциональная сфера...

ребенок, эмоциональная сфера, родитель, ДЕТСКий САД...

ребенок, игра, эмоциональное состояние, эмоциональная сфера, дошкольный возраст, течение дня

Ключевые слова: нравственное воспитание, младший школьник, эмоциональная сфера, эмоции, чувства

Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников...

Похожие статьи

Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников...

Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников с помощью художественной литературы.

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая пора в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с...

Проблема развития эмоциональной отзывчивости детей...

Раскрываются педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в совместной деятельности. Ключевые слова: дошкольное образование, эмоциональная отзывчивость, совместная деятельность.

Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной...

Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит

Эмоциональная сфера ребенка рассматривается, таким образом, как одна из базовых

Эмоциональная отзывчивость — способность человека к сопереживанию и сочувствию...

Эмоциональная отзывчивость как элемент социального...

В старшем дошкольном возрасте, социальное и эмоциональное развитие ребенка больше, нежели ранее зависит от посторонних людей, от этого опыта, которого он

Эмоциональная склонность — это важная составляющая психического и социального развития дошкольника.

Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости...

Ключевые слова: воспитание, эмоциональная отзывчивость, педагогические условия

Дошкольный возраст — один из самых насыщенных и неповторимых периодов жизни

Анализируя процесс развития эмоций детей старшего дошкольного возраста, можем...

Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку...

ребенок, театрализованная деятельность, эмоциональная сфера ребенка, дошкольный возраст, эмоциональная сфера, эмоция

Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку − одна из важнейших музыкальных способностей.

эмоциональная отзывчивость, ребенок, дошкольный возраст...

Эмоциональная сфера дошкольника играет важнейшею роль в психическом развитии ребенка, особенно в период дошкольного возраста. Она служит мощнейшим инструментарием для воспитания и обучения дошкольников, следовательно, в педагогике постоянно идет поиск...

Эмоциональное развитие дошкольника | Статья в журнале...

старший дошкольный возраст, эмоциональная сфера детей, изобразительная

Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит достаточно

ребенок, отрицательная эмоция, старший дошкольный возраст, эмоциональная сфера...

ребенок, эмоциональная сфера, родитель, ДЕТСКий САД...

ребенок, игра, эмоциональное состояние, эмоциональная сфера, дошкольный возраст, течение дня

Ключевые слова: нравственное воспитание, младший школьник, эмоциональная сфера, эмоции, чувства

Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников...

Задать вопрос