Проблема взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №18 (308) май 2020 г.

Дата публикации: 29.04.2020

Статья просмотрена: 76 раз

Библиографическое описание:

Шикуткина, Е. В. Проблема взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников / Е. В. Шикуткина, И. Н. Дворникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 416-418. — URL: https://moluch.ru/archive/308/69375/ (дата обращения: 06.03.2021).



В статье рассматриваются основные трудности, возникающие в процессе взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников, предлагаются формы и направления взаимодействия, способствующие оптимизации работы ДОУ с семьей.

Ключевые слова: взаимодействие, педагогическая культура, педагогическая компетентность, совместная деятельность.

В условиях введения ФГОС ДО взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи рассматривается как установление партнёрских отношений, предполагающих объединение усилий для воспитания детей, создание атмосферы общности интересов, активизацию воспитательных умений родителей, их подготовку к восприятию нового опыта.

В настоящее время педагогический процесс дошкольного учреждения трансформируется в более гибкий, свободный, дифференцированный, гуманный со стороны педагогического коллектива, ориентацией для педагогов становятся сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами, что говорит о том, что детский сад постепенно преобразуется в открытую образовательную систему.

Взаимодействие ДОУ и семьи предполагает наличие разнообразных связей. С одной стороны, это связи, направленные на оптимизацию воздействия семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей. С другой стороны, это связи характеризующие включение родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада и направленные на его совершенствование.

Система дошкольного образования обновляется, что приводит к необходимости активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. В соответствии с основными нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность системы дошкольного образования, одной из основных целей дошкольного учреждения является обеспечение полноценного развития личности ребенка в рамках взаимодействия с семьей [2].

Введение ФГОС ДО способствовало решению проблемы вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ по следующим направлениям:

a) работа с педагогами по организации эффективного взаимодействия с семьей, их ознакомление с системой новых форм работы с родителями.

b) повышение уровня педагогической культуры и компетенотности родителей.

c) вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом [36].

Анализ работ, посвященных проблемам взаимодействия воспитателей дошкольного образовательного учреждения и семьи, позволяет сделать вывод о том, что проблема взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи является актуальной.

Современные родители нуждаются в знаниях о воспитании ребенка, однако подобные знания могут быть получены различными путями (не только в дошкольном учреждении, но и при помощи интернет, чтение литературы, от своих родителей и др.). Необходимо научить родителей пользоваться этим знаниями, видеть и слышать своего ребенка, гибко применять методы воздействия на него.

Взаимопонимание и согласованность действий педагогических работников и родителей является важнейшим условием успешного формирования личности ребенка. Дошкольное образование можно рассматривать как стартовую ступень образовательной траектории, во многом определяющую дальнейший жизненный путь ребенка.

В дошкольном возрасте образование ребенка требует постоянного тесного контакта педагогов и родителей. Взаимодействие педагогов и родителей, участвующих в процессе дошкольного воспитания, — это стержень, вокруг которого выстраивается «социализационное путешествие» ребенка [3].

Несмотря на это как отечественные, так и зарубежные исследователи отмечают, что в реальности между субъектами образовательно-воспитательного процесса нередко отсутствует взаимопонимание, связанное с низкой педагогической культурой педагогов или родителей, рассогласованностью их действий, конфликтностью и агрессивностью одной или обеих сторон, проявляющейся в категоричности, безапелляционности, общении, выстраиваемом на взаимных претензиях [4].

На сегодняшний день важен новый взгляд на взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников, его построение на основе социальнокультурных реалий современной жизни, и на основе новых положений законодательства в образовании. Работа с родителями, как правило, делится на три основных блока. Информационно-аналитический блок включает сбор и анализ сведений о родителях, изучение особенностей семей, трудностей и запросов, выявление готовности семьи ответить на запросы детского сада.

Просветительский блок предполагает предоставление информации для повышения психолого-педагогической культуры родителей, включающей такие компоненты как знания о развитии, воспитании и обучении детей; понимание и осознание ответственности за их воспитание; умения организовывать жизнь и деятельность детей в семье; осуществление воспитательной деятельности; поддержание продуктивной связи с другими воспитательными институтами.

Контрольно-оценочный блок предполагает анализ проведеных мероприятий. Для определения уровня взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с родителями, сразу после проведения того или иного мероприятия можно использовать такие методы, как опрос, книга отзывов, экспресс-диагностика, наблюдение.

Формы работы, которые используются педагогами и психологами дошкольных образовательных организаций при работе с родителями:

– семинар-практикум, предполагающий обсуждение различных точек зрения, разбор проблемных ситуаций.

– диспут, дискуссия, позволяющие родителям участвовать в обсуждении важнейших проблем и способствующие формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт.

– родительские лектории, содержащие обсуждение форм и методов семейного воспитания, возрастных особенностей детей, подходов к их воспитанию.

– индивидуальное консультирование, включающее расширение их психолого-педагогических знаний и представлений;

– родительские тренинги, предназначенные для отработки различных навыков, развитию личности самих родителей.

– семейные клубы, создаваемые для решения практических задач воспитания.

– вечера вопросов и ответов необходимые для обсуждения актуальных вопросов, беспокоящих семью в данный момент [5].

Таким образом, условия и микроклимат дошкольного учреждения должны создавать и поддерживать открытую и доброжелательную среду, способствовать гармоничному объединению интересов педагогов, детей и их родителей, принимающих активное участие в совместной деятельности. В работе педагога с родителями важными ориентирами становятся потребности и запросы семьи, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях, активизация и развитие воспитательных умений родителей.

Взаимодействие должно осуществляться по нескольким направлениям: с одной стороны создание необходимых условий для развития и самореализации педагогов, с другой стороны приобщение родителей к педагогическому процессу, расширение их участия в организации жизни ДОУ, а также совместная деятельность педагогов и родителей по воспитанию и развитию ребенка, уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Литература:

  1. Евдокишина О. В. Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросе формирования коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста. Мир науки, культуры, образования.2014. № 4 С.47–48.
  2. Корноухова М. В. Психолого-педагогическое просвещение как фактор развития педагогической культуры родителей. Педагогическая наука: история теория. № 2. 2010. С 34–37.
  3. Микляева Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. М.: Айрис-пресс, 2006. 144 с.
  4. Павлова Л. Н. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста. Дошкольное воспитание, М.: Мозаика-Синтез, 2002. № 8. С. 8–13.
  5. Пульникова Н. П., Меньшенина А. А. Проблемы взаимодействия семьи и детского сада в процессе развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2014. № 2. С. 42–44
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, дошкольное учреждение, детский сад, дошкольное образование, дошкольное образовательное учреждение, семья, воспитательное умение родителей, педагогическая культура, педагогический процесс, совместная деятельность.


Похожие статьи

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная деятельность, родитель, образовательная организация, ребенок, родитель воспитанников. Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка. родитель, детский сад, семья...

Организация взаимодействия педагога и родителя в условиях ДОУ

родитель, ребенок, детский сад, воспитатель, родитель воспитанников, совместная деятельность, круглый стол, долгое

родитель, Ребенок, детский сад, воспитатель, семья, Педагог, дошкольное учреждение, образовательный процесс, воспитание детей, группа.

Педагогическое сопровождение и помощь родителям...

Педагогическое сопровождение и помощь родителям в воспитании детей дошкольного возраста.

Гуров В.Н Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей.

Семья — уникальная воспитательная среда, детский сад — специфический...

Основные формы организации взаимодействия ДОУ и семьи...

Цель деятельности современного дошкольного образовательного учреждения

Семья — это первый институт в жизни ребенка. От совместной работы родителей и педагогов зависит

детский сад, семья, родитель, ребенок, проблема, практическая помощь, педагогическое...

Детский сад и родители: проблемы взаимодействия

Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что обеспечивает

Детский сад — это приобщение ребенка к коллективу, умение общаться с другими детьми.

Многие родители ведут детей в дошкольное учреждение, преодолевая...

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада...

Вовлечение родителей в единое пространство детского развития в дошкольном

− вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Семья — это первый институт в жизни ребенка. От совместной работы родителей и педагогов...

Взаимодействие ДОО и семьи в процессе социализации...

Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических

родитель, детский сад, ребенок, РФ, родитель воспитанников, педагогическая культура

ранний возраст, детский сад, семья ребенка, родитель, дошкольное образовательное...

Педагогические условия организации социального партнерства...

Открытость дошкольного образовательного учреждения наружу означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего

дошкольное образовательное учреждение, родитель, дошкольное учреждение, детский сад, ребенок, воспитательный процесс...

Партнёрство ДОУ и семьи в контексте реализации Федеральных...

‒ вовлечение семьи в единое образовательное пространство; ‒ развитие педагогической культуры родителей

Эффективным средством интеграции ДОУ и семьи, на наш взгляд, является совместная проектная деятельность воспитателей, родителей идетей.

Взаимодействие педагога с семьями воспитанников в рамках...

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная деятельность, родитель...

Целью нашего педагогического коллектива является заинтересовать родителей и вовлечь их в создание единого культурно-образовательного...

Похожие статьи

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная деятельность, родитель, образовательная организация, ребенок, родитель воспитанников. Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка. родитель, детский сад, семья...

Организация взаимодействия педагога и родителя в условиях ДОУ

родитель, ребенок, детский сад, воспитатель, родитель воспитанников, совместная деятельность, круглый стол, долгое

родитель, Ребенок, детский сад, воспитатель, семья, Педагог, дошкольное учреждение, образовательный процесс, воспитание детей, группа.

Педагогическое сопровождение и помощь родителям...

Педагогическое сопровождение и помощь родителям в воспитании детей дошкольного возраста.

Гуров В.Н Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей.

Семья — уникальная воспитательная среда, детский сад — специфический...

Основные формы организации взаимодействия ДОУ и семьи...

Цель деятельности современного дошкольного образовательного учреждения

Семья — это первый институт в жизни ребенка. От совместной работы родителей и педагогов зависит

детский сад, семья, родитель, ребенок, проблема, практическая помощь, педагогическое...

Детский сад и родители: проблемы взаимодействия

Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что обеспечивает

Детский сад — это приобщение ребенка к коллективу, умение общаться с другими детьми.

Многие родители ведут детей в дошкольное учреждение, преодолевая...

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада...

Вовлечение родителей в единое пространство детского развития в дошкольном

− вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Семья — это первый институт в жизни ребенка. От совместной работы родителей и педагогов...

Взаимодействие ДОО и семьи в процессе социализации...

Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических

родитель, детский сад, ребенок, РФ, родитель воспитанников, педагогическая культура

ранний возраст, детский сад, семья ребенка, родитель, дошкольное образовательное...

Педагогические условия организации социального партнерства...

Открытость дошкольного образовательного учреждения наружу означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего

дошкольное образовательное учреждение, родитель, дошкольное учреждение, детский сад, ребенок, воспитательный процесс...

Партнёрство ДОУ и семьи в контексте реализации Федеральных...

‒ вовлечение семьи в единое образовательное пространство; ‒ развитие педагогической культуры родителей

Эффективным средством интеграции ДОУ и семьи, на наш взгляд, является совместная проектная деятельность воспитателей, родителей идетей.

Взаимодействие педагога с семьями воспитанников в рамках...

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная деятельность, родитель...

Целью нашего педагогического коллектива является заинтересовать родителей и вовлечь их в создание единого культурно-образовательного...

Задать вопрос