Развитие социально-коммуникативной компетенции дошкольников через использование технологии эффективной социализации — утренний сбор в условиях разновозрастной группы сельского дошкольного образовательного учреждения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 марта, печатный экземпляр отправим 10 марта.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Евдотьева, Н. С. Развитие социально-коммуникативной компетенции дошкольников через использование технологии эффективной социализации — утренний сбор в условиях разновозрастной группы сельского дошкольного образовательного учреждения / Н. С. Евдотьева, А. Ф. Новикова, Т. М. Якубенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 493-496. — URL: https://moluch.ru/archive/308/69369/ (дата обращения: 25.02.2021).



Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Новенькое Ивнянского района обеспечивает создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.

Приоритетным направлением в работе учреждения всегда было социально-коммуникативное развитие. Сегодня оно приобретает особую актуальность.

ФГОС ДО в требованиях к образовательной программе дошкольного образования определяет её, как программу психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.

Исходя из этого, задача современного дошкольного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определенным набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни. Важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовность принять их привычки, обычаи, взгляды.

Обеспечить реализацию требования ФГОС возможно только в случае создания в учреждении условий для развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Не секрет, что в дошкольных организациях тоже остро стоит проблема разобщенности детей, малышей трудно сплотить, организовать, объединить, тем более приучить самостоятельно, продуктивно взаимодействовать, поэтому педагоги учреждения много внимания уделяют социально-коммуникативному развитию детей.

Анализируя ситуацию социально-коммуникативного развития воспитанников младшей группы, получили, что по результатам диагностики детей, проведенной в январе 2018 года выявлено, что только 19 % детей имеют высокий уровень развития социально — коммуникативных умений.

Средний уровень развития социально-коммуникативных навыков показали 48 % детей, с большинством диагностических заданий эти дети справились с помощью взрослого, при этом проявляли недостаточную инициативность.

Низкий уровень показали 28 % детей, они испытывали затруднения при выполнении практически всех диагностических заданий даже с помощью взрослых, не проявляя активности, пассивно следовали за инициативными детьми.

5 % детей не смогли выполнить ни одного задания.

По данному направлению было проведено анкетирование среди родителей. В анкетировании приняло участие 20 семей группы. Оно показало, что 45 % родителей не понимают, почему их ребенок ведет себя, так или иначе; 25 % родителей ответили, что ребенок затрудняется выразить свое эмоциональное состояние словами; 35 % считают, что дети не умеют самостоятельно решать конфликты, договариваться со сверстниками.

Так было выявлено противоречие между социальной потребностью в личности с высоким уровнем социально-коммуникативных компетенций и отсутствием специально организуемой целенаправленной работы по их формированию в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Результаты диагностики свидетельствовали о необходимости активизации работы по повышению уровня сформированности социально- коммуникативной компетенции дошкольников.

В условиях реализации ФГОС в практику работы активно внедряются новые технологии образования. Для нас такой технологией являются технологии эффективной социализации дошкольников.

Еще в 30-е годы ХХ века Л. С. Выготский утверждал, что ребенок является социальным существом с самого момента рождения.

Вопросы изучения и развития коммуникативной деятельности, способностей детей дошкольного возраста раскрыты в работах А. Г. Арушановой.

Инновационные технологии в направлении социально-коммуникативного развития предлагает старший научный сотрудник Института Социологии РАН Н. П. Гришаева.

Технология проведения утреннего сбора описана Л. В. Свирской, доцентом кафедры педагогики и психологии ОАОУ ДПО «Новгородский институт развития образования», в книге «Утро радостных встреч». По мнению Л.Свирской «групповой сбор — это время, когда мы обучаем детей жизненно необходимым навыкам».

Автор технологии считает, что во время сбора в действиях детей и взрослых обнаруживается формирование и проявления ключевых компетенций.

Реализация образовательной программы происходит в течение всего времени пребывания детей в дошкольной организации, в том числе и в режимных моментах.

Утренний приём — наиболее благоприятное время для общения воспитателя с каждым ребёнком, для развития социально-коммуникативной компетенции дошкольников. В эти часы успешно ведётся индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности. По содержанию утренний отрезок времени включает: утреннюю гимнастику, игровую деятельность, познавательную деятельность, трудовую деятельность. Вовлекая малышей в различные виды деятельности, воспитатель заранее продумывает, как организовать деятельность детей, занять их полезными делами в период от приема до подготовки к завтраку.

Групповой сбор в детском саду — время и место обмена опытом, применения знаний, планирования практических действий, осмысления и оценки результатов, себя самого и других по их словам и делам.

Иными словами, групповой сбор — это время и место естественного формирования и проявления ключевых компетенций детей дошкольного возраста.

Во время группового сбора формируются ключевые компетенции ребенка:

  1. коммуникативная:
  2. социальная;
  3. информационная;
  4. деятельностная;
  5. здоровьесберегающая.

Продуманное и хорошо организованное проведение утреннего приема детей имеет большое значение в распорядке дня, в конце дня есть возможность подвести итоги.

Приветливая встреча их воспитателем влияет на настроение, работоспособность, дисциплинированность.

Если дети знают, что их ждут, что им будут рады, они с большим желанием идут в детский сад. Наблюдательный воспитатель видит, с каким настроением пришел в сад ребенок, проявляет педагогический такт: либо сразу привлекает малыша к деятельности, либо дает ему возможность побыть одному, успокоиться.

Утренний сбор как технология эффективной социализации предоставляет возможность увидеть всех, поприветствовать, поделиться радостью или разделить с друзьями огорчения. Приветствие (пожелания, комплименты, подарки), внимание друг к другу будут основой для того, чтобы наладить коммуникацию на весь день.

Групповой сбор — это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время, в определенном специально оборудованном месте, когда дети и взрослые собираются для обмена информацией, обсуждения проблем, совместного планирования и организации своей дальнейшей деятельности в течение дня.

Утренний сбор включает всебя несколько структурных элементов.

– Позывные для утреннего сбора.

Для начала группа выбирает для себя — собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего сбора: весёлая музыка, звон колокольчика, речёвка. Позывные возможно связать с требуемой темой.

– Организация круга.

Сбор проходит в виде круга, где дети вместе с взрослыми сидят на стульчиках, на подушках и так далее. Каждая группа сама вправе определить традицию организации круга и порядок расположения детей в кругу может меняться. Круг — это открытость, внимание детей друг к другу и чувство единства в коллективе.

– Приветствие.

Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников и хотят чувствовать себя частью группы, поэтому приветствие должно быть адресовано каждому, кто находится в круге. Начиная приветствие, покажите, как это делается. Существует много способов приветствия, которое может быть вербальным и невербальным. Дружеская атмосфера устанавливается тогда, когда спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица, открытые жесты. Есть много весёлых, занимательных, уважительных приветствий, которые могут звучать на разных языках, используется пантомима, игровые моменты, песни, считалки, речёвки, формы приветствий разных народов. Приветствия также могут содержать эпитеты, комплименты. Дети, усвоив процедуру, могут выбирать или предлагать новые способы приветствия. Используются различные предметы (любимая игрушка, мяч, флажок, волшебная палочка, микрофон), которые передаются по кругу тому, кому адресуется приветствие.

– Новости.

Один из любимых частей утреннего сбора — обмен новостями, так как предоставляет возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями. Темы новостей могут носить различный характер. Чтобы избежать проблем по поводу, как в течение небольшого отрезка времени удовлетворить желание всех детей, предлагается коллегиально решить, какое количество и кого сегодня выслушать. Важно, что дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется словарный запас, развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть.

Новости принимаются как факт, поэтому не регламентируются (только по одной короткой новости), не селекционируются (только хорошие новости), не вытягиваются (мы еще не слышали твоих новостей), не запрещаются (об этом мы не говорим).

На утреннем сборе происходил общий обмен информацией: календарь (погода/день недели/время года/праздник) и групповые (сколько сегодня всего детей/мальчиков/девочек, кто отсутствует, сколько дней осталось до ближайшего дня рождения/что сегодня нам предстоит/что интересного заметили в группе). Здесь очень важно вводить различные критерии — кто и что будет рассказывать сегодня и следить, чтобы в течение недели каждый из детей поучаствовал.

– Динамическая пауза.

Динамическую паузу лучше проводить также в соответствии с тематическим проектом.

– Проблемные ситуации.

Когда мы организуем детей в круг, мы способствуем активизации общения — все видят глаза друг друга, чувствуют настроение, ощущают степень участия и заинтересованности каждого из присутствующих. Важно создавать такие ситуации для размышления, высказывания своего мнения по вопросу, чтобы дети могли сообща подумать над разрешением ситуации.

– Игры по теме проекта.

Этот компонент утреннего сбора направлен на расширение информационного поля тематического проекта, так как здесь возможно и сообщение новых знаний, и обобщение имеющихся, и встреча с интересным человеком. Приветствуются различные презентации какой-либо части проекта детьми из старших групп, ребенком совместно с родителем, либо сам ребенок представляет сообщение (например, по теме «Семья» ребенок показывает и рассказывает родословное древо своей семьи).

– Предоставление права выбора центра активности.

Завершающий элемент структуры утреннего сбора — презентация педагогом деятельности в центрах активности, а дети делают выбор центра, в котором они будут заниматься. Свой выбор дети должны закрепить карточкой на доске выбора, а педагог может использовать этот момент и как образовательный.

У детей формируется познавательный интерес, так необходимый для дальнейшего обучения в школе. Утренний сбор, объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений, и способствует более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщество.

Методы иприемы организации детей на групповом сборе

– Предупреждение нежелательного поведения:

  • рассадить детей так, чтобы мальчики и девочки чередовались,
  • около ребенка, требующего особенного внимания садится воспитатель,
  • по ряду причин некоторые дети не могут сидеть спокойно даже в течение нескольких минут. Приготовьте для этого ребенка какое-нибудь спокойное занятие или поручение.

– Обозначение места каждого ребенка в круге каким-то предметом (подушечки, карточки — символы, карточки для выбора, веревочка, обруч и т. д.). Дети могут занимать места в круге, исходя из даты своего рождения, с января по декабрь. Можно положить таблички с написанными на них названиями месяца.

– Предложите выбор для расшалившегося шумного ребенка:

• уйти и выбрать себе занятие в центрах активности,

• успокоиться и остаться вместе со всеми на групповом сборе.

– Невербальные приемы организации — специальные предметы –сигналы: «Тишина», «Внимание», «Говори», жесты рукой.

– Предмет определяет порядок выступления детей: дети передают его по кругу: у кого предмет — тому предоставляется слово.

– Обращение к правилам участия в дискуссии: один говорит- остальные слушают; говорим по очереди; ты говоришь — мы слушаем, мы говорим — ты слушаешь и т. д.

– Игра — считалка.

Воспитатель понижает голос.

Формирование и проявления ключевых компетентностей обнаруживаются в действиях детей и взрослых во время группового сбора. Все ещё только собираются в круг, идет процесс «устройства»: кто с кем рядом сядет, для кого нужно оставить местечко, кто успеет сесть рядом или поближе к воспитательнице, кто предпочитает местечко подальше. Уже на этом начальном этапе проявляются эмпатия, умение вступить в контакт или избежать нежелательного контакта, договориться о совместных действиях «за» или «против», толерантность.

Общий круг предоставляет возможность увидеть всех, поприветствовать, поделиться радостью или разделить с друзьями огорчения. Приветствие (пожелания, комплименты, подарки), внимание друг к другу будут основой для того, чтобы наладить коммуникацию на весь день.

Завершающим этапом проделанной работы стал анализ и сравнение полученных результатов с целевыми ориентирами на этапе завершения ДО.

Анализируя систему деятельности на основе мониторинга и выявления проблем, осуществляемой на первом этапе, было выявлено, что дети не могли общаться со сверстниками, часто жаловались на товарищей. В общении со взрослыми проявляли недоверие, замкнутость. Было достаточно много детей, которые не верили в свой успех, боялись всего нового, любых неизвестных начинаний, т. к. имели низкую самооценку. В группе были и другие дети, которые представляли себя «центром вселенной», не принимали замечания взрослых. Игровая деятельность требовала коррекции и постоянного присутствия взрослого: для разрешения конфликта, построения сюжетной линии, выбора действующих лиц и т. д.

Опыт работы по данной теме показывает, что выбранная технология дала положительные результаты.

Значительно расширена предметная среда группы: появились новые пособия, средства обучения, наглядный материал.

Разработаны картотека утренних приветствий, картотека игр для утреннего сбора, картотека игр для проведения тренингов.

Литература:

  1. Абрамова Г. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов / Г. Абрамова. — М.: Академический проект, 2010.
  2. Бабанский, Ю. К. Педагогика / Ю. К. Бабанский. — М.: Просвещение, 1988. — 489с.
  3. Баринова Е. В. Учимся дружить Пособие по детскому этикету, изд-во «Феникс»,2014
  4. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3–7 лет, изд-во «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2016.
  5. Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации, изд-во «ВЕНТАНА- ГРАФ»,2015
  6. Иванова Н. С. Технология группового сбора как средство развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — Т. 30. — С. 586–590. — URL: http://e-koncept.ru/2015/65188.htm.
  7. Играя — обучаем, развиваем и воспитываем: пособие для педагогов дошк. учреждений в 3-х частях. Игра в эмоционально-нравственном и экологическом воспитании / Т. С. Лобанок [и др.]; под общ. ред. И. А. Комаровой и О. А. Анищенко.- Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004. — Ч. 2. — 58с.
  8. Комарова, И. А. Дом наших улыбок: методические рекомендации по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / И. А. Комарова, Н. В. Ершова. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2008. — 78с.
  9. ООП ДО «От рождения до школы». / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2016.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, утренний сбор, групповой сбор, детский сад, дошкольный возраст, круг, приветствие, динамическая пауза, игровая деятельность, образовательная программа.


Похожие статьи

Технология «утренний сбор» как способ внедрения...

Технологию «утренний сбор» в своем детском саду мы начали использовать в 2015 году.

Педагогам утренний сбор дает возможность создать атмосферу коллективного творчества, что

Совместная образовательно-игровая деятельность с детьми старшего дошкольного...

Утренний сбор – начало интересного дня | Статья в журнале...

Дети дошкольного возраста тесно взаимодействуют с объектами и предметами окружающего мира, общением с взрослыми и сверстниками в

По опыту работы с детьми в старшей, а потом и в подготовительной группе, можем сказать, что ежедневный утренний сбор способствует...

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

3. Малахова Л. П. Организация детских досуговых программ: учебно-методическое пособие.

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка, сюжетно-ролевая игра.

Музыкально-игровые технологии для детей дошкольного...

Возможно применение в музыкально-игровой деятельности применение дидактического материала, шумовых, ритмических и музыкальных инструментов, все атрибуты, способные внести яркость, необычность восприятия и привлекательность в игровую деятельность детей.

Организация самостоятельной деятельности детей...

Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка...

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста...

Ребенок, выбор, совместная деятельность, ситуация выбора, дошкольное образование, основная образовательная программа, дошкольный возраст, детский сад, вид активности, вариант выбора. Инициативность старших дошкольников в различных видах...

Использование игры в процессе формирования культуры...

В настоящее время размыты нравственные ориентиры, что выражается в бездуховности, безверии, агрессивности подрастающего поколения. Поэтому актуальность проблемы воспитания культуры поведения дошкольников вызвана тем...

Примерный годовой план адаптационной группы кратковременного...

Программа ФГОС ДО «Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение

1.7. Образовательная деятельность: образовательная деятельность проводится пять раз в неделю по 3,5 часа в утренние и/или...

Организация работы по социализации детей в разновозрастной...

Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) — это период овладения социальным пространством

В разновозрастной группе малокомплектного детского сада необходимо организовать работу с...

Похожие статьи

Технология «утренний сбор» как способ внедрения...

Технологию «утренний сбор» в своем детском саду мы начали использовать в 2015 году.

Педагогам утренний сбор дает возможность создать атмосферу коллективного творчества, что

Совместная образовательно-игровая деятельность с детьми старшего дошкольного...

Утренний сбор – начало интересного дня | Статья в журнале...

Дети дошкольного возраста тесно взаимодействуют с объектами и предметами окружающего мира, общением с взрослыми и сверстниками в

По опыту работы с детьми в старшей, а потом и в подготовительной группе, можем сказать, что ежедневный утренний сбор способствует...

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

3. Малахова Л. П. Организация детских досуговых программ: учебно-методическое пособие.

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка, сюжетно-ролевая игра.

Музыкально-игровые технологии для детей дошкольного...

Возможно применение в музыкально-игровой деятельности применение дидактического материала, шумовых, ритмических и музыкальных инструментов, все атрибуты, способные внести яркость, необычность восприятия и привлекательность в игровую деятельность детей.

Организация самостоятельной деятельности детей...

Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка...

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста...

Ребенок, выбор, совместная деятельность, ситуация выбора, дошкольное образование, основная образовательная программа, дошкольный возраст, детский сад, вид активности, вариант выбора. Инициативность старших дошкольников в различных видах...

Использование игры в процессе формирования культуры...

В настоящее время размыты нравственные ориентиры, что выражается в бездуховности, безверии, агрессивности подрастающего поколения. Поэтому актуальность проблемы воспитания культуры поведения дошкольников вызвана тем...

Примерный годовой план адаптационной группы кратковременного...

Программа ФГОС ДО «Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение

1.7. Образовательная деятельность: образовательная деятельность проводится пять раз в неделю по 3,5 часа в утренние и/или...

Организация работы по социализации детей в разновозрастной...

Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) — это период овладения социальным пространством

В разновозрастной группе малокомплектного детского сада необходимо организовать работу с...

Задать вопрос