Процесс адаптации к обучению в школе детей с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (308) май 2020 г.

Дата публикации: 28.04.2020

Статья просмотрена: 305 раз

Библиографическое описание:

Дубынина, Т. Е. Процесс адаптации к обучению в школе детей с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития / Т. Е. Дубынина, Е. П. Рыжевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 491-493. — URL: https://moluch.ru/archive/308/69328/ (дата обращения: 26.01.2022).



В статье произведен анализ процесса адаптации к учебной деятельности детей с задержкой психического развития, которые имеют трудности в обучении.

Ключевые слова: задержка психического развития, школа, адаптация, трудности в обучении.

Психологическая адаптация детей с задержкой психического развития к школе представляет собой одной из важнейших проблем, актуальность которой обусловлена сегодня традиционными запросами психолого-педагогической практики. Рост психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррелирует с общим снижением успеваемости, в особенности на начальных ступенях обучения. Необходимость определения причин трудностей в обучении и развитии учащихся с задержкой психического развития в сравнении с детьми с иными нарушениями, а также с нормально развивающимися школьниками обусловлена нуждами практики. По типу поведения, особенностям познавательной деятельности школьники с задержкой психического развития значительно отличаются от сверстников и нуждаются в специальных коррекционных воздействиях для компенсации нарушений.

Абсолютно все учащиеся первого класса в той или иной степени испытывают трудности в период адаптации к учебной деятельности. Это выражается в ускоренной утомляемости, сниженном аппетите, головных болях, апатии. Ребёнок капризничает, часто плачет. Возникают частые перепады настроения, снижение самооценки, подавленность. А некоторые учащиеся могут проявлять агрессию в сторону учителей, одноклассников, родителей. Отсутствует желание приходить в школу, появляется отрицательное отношение к учебной деятельности. Возможны протесты, истерическое поведение.

Поступление в школьную организацию образования вносит огромные перемены в распорядок дня ребенка. Школа с первых дней ставит перед ребенком целый список задач, требующих изменения его ментальных и физических сил. Следовательно, необходимо некоторое время, чтобы произошла успешная адаптация к школьному обучению и ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать требованиям педагогов.

В психологической литературе понятие адаптации интерпретируется с акцентом на индивидуальные, личностные качества и структуру личности в целом. Изучением процесса адаптации занимались такие ученые–современники и классики как: Г.М. Андреева [1], Л. С. Выготский [2], О. А. Журбина [3], Е. Г. Речинская [4], Л. А. Данилова [5].

Особое внимание к проблеме человека и его деятельности в условиях научного прогресса вызвало необходимость углубленного изучения проблемы адаптации. В особенности выделяют два вида адаптации: психическую и физиологическую.

Психическую адаптацию, в частности, рассматривают как результат деятельности единой самоуправляемой системы. Ее можно определить, как процесс установления оптимального взаимодействия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет ребенку удовлетворять актуальные потребности и реализовать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие типичной деятельности человека, его поведения, требованиям среды.

Физиологическая адаптация (поведенческая) — совокупность физиологических реакций, лежащих в основе приспособления организма к изменению окружающих условий и направленных на сохранение относительного постоянства его внутренней среды.

Понятие «социально–психологическая адаптация» рассматривается ученым Г. Р. Дичевым как сложная система приспособительных мероприятий, направленных на овладение новыми общественными формами деятельности, и связанная, прежде всего с изменением статуса ребенка [6].

Адаптационный период ребенка к школе может длиться от 3 недель до 6 месяцев, это зависит от множества факторов: индивидуальные особенности развития ребенка, способы взаимоотношений с окружающими людьми, тип учебной организации образования, уровень сложности образовательной программы и степень готовности ребенка к школьной учебной деятельности. Важнейшим фактором является поддержка взрослых. Чем больше ребенку окажут посильную помощь в этом непростом процессе, тем скорее и успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.

При поступлении в учебное заведение у ребенка меняется привычный ему ритм и образ жизни. К примеру, у него изменяется социальная роль: из дошкольника ребенок превращается в ученика. Также у него появляются новые обязанности: подготавливать домашнее задание, приходить вовремя в школу, быть внимательным и сосредоточенным на уроках, дисциплинированным, неконфликтным и т. д.

Параллельно у ребенка сменяется ведущая деятельность. До начала обучения в школе дети с задержкой психического развития заняты игрой. С приходом в школу они овладевают учебными навыками. Главное различие между игровой и учебной деятельностью состоит в том, что игровая деятельность в основном свободна и неподконтрольна, а учебная деятельность построена на произвольных усилиях ребенка.

Особое внимание ребенку с задержкой психического развития должны уделять педагоги и психологи. Они играют большую роль в процессе адаптации ребенка к школе. Если учитель изучит все особенности ребенка с задержкой психического развития, и, опираясь на полученную информацию, будет проводить урок согласно полученным результатам наблюдения и диагностики, то процесс приспособления к обучению в школе будет проходить благополучно и более успешно и результативно.

При оказании помощи со всех направлений окружения ребенка, дети с задержкой психического развития получают возможность намного быстрее привыкнуть к новой среде.

Также можно сказать, что проблемой адаптации ребенка с задержкой психического развития является не только особенности его познавательных процессов, но и эмоциональный тип поведения. Ребенок не всегда может удержать в себе свои эмоции, возможна негативная реакция на действия, которые ему не нравятся, он может поддаться конфликту или расплакаться.

Родителям необходимо подготавливать ребенка к школе, заниматься с ним. Уже с детства нужно приучать ребенка к определенному распорядку дня. Также педагог должен снисходительно относиться к детям с задержкой психического развития. В ходе урока использовать разные виды работ, разнообразные формы подачи материала, красочный и яркий наглядный материал. Самая важная цель для педагога — заинтересовать детей, чтобы у них возникла мотивация к обучению в школе.

Неотъемлемой частью работы по адаптации к школе с детьми с задержкой психического развития является работа таких специалистов как психолог и дефектолог. Они проводит коррекционно-развивающие занятия для более эффективного результата учебной деятельности. При взаимодействии специалистов с педагогами и поддержке родителей дети с задержкой психического развития намного легче адаптируются.

При тяжелой форме задержки психического развития, неблагоприятных условиях и не оказании помощи специалистов может возникнуть дезадаптация.

Исходя из всего вышесказанного, можно сказать, что дети, которые имеющие задержку психического развития относятся к «группе риска» по уровню их успешности в процессе адаптации по сравнению с нормотипичными детьми. Особенности развития детей, их познавательная и эмоционально–волевая сферы не позволяют без особой помощи специалистов, педагогов и родителей осуществить успешную адаптацию к обучению образовательном учреждении. Начальный период обучения вызывает у таких детей высокий уровень тревожности и возникновение агрессивного поведения. Для успешной школьной адаптации необходимо создать особую образовательную среду, в которой учащимся с задержкой психического развития будет комфортно находиться, а также оказывать своевременную помощь и поддержку педагогов и психологов.

Литература:

1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 1999. — 325 с.

2. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. — М.: АПН РСФСР, 1960. — 436 с.

3. Журбина О. А. Дети с задержкой психического развития. — М.: Феникс, 2007.

4. Речицкая Е. Г. Коррекционная работа по развитию познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития. — М.: Владос, 2014. — 155 с.

5. Данилова Л. А. Коррекционная помощь детям с задержкой психофизического и речевого развития. — М.: Детство–Пресс, 2011. — 97 с.

6. Дичев Г. Р. Общение // Дефектология. — 1999. — № 2. — С. 24.

Основные термины (генерируются автоматически): психическое развитие, ребенок, задержка, учебная деятельность, школа, обучение, особое внимание, педагог, успешная адаптация.


Похожие статьи

Особенности обучения младших школьников с задержкой...

Это выдвигает необходимость при обучении детей с задержкой психического развития применять особые коррекционно — педагогические воздействия, сочетающиеся с лечебно-оздоровительными мероприятиями. При этом необходимо находить для каждого ребенка...

Факторы адаптации детей к школе | Статья в сборнике...

Школьная адаптация – одна из первых ступенек на пути к успешному обучению и

Адаптация детей к школе в значительной степени определяется и такими факторами, как

Следует сказать, что для успешной адаптации к школе педагогам и родителям необходимо...

Формирование готовности к обучению в школе у старших...

Основные термины (генерируются автоматически): психическое развитие, школьное обучение, задержка, школьная

Сущность готовности ребенка к школьному обучению... школа, ребенок, школьное обучение, дошкольный возраст, учебная деятельность, уровень...

Психолого-педагогические аспекты проблемы адаптации младших...

ребенок, школа, учебная деятельность, неделя обучения, учитель, жизнь ребенка, школьная жизнь. Сетевое взаимодействие детского сада и школы по социальной адаптации дошкольников к обучению в школе.

Понятие, средства и факторы адаптации первоклассников...

Для успешной адаптации к школьному обучению ребенок должен быть психологически готов к грядущим изменениям в его жизни. Акцентируя свое внимание на интеллектуальной готовности ребенка к школе, родители иногда не придают значения эмоциональному и...

Сохранение здоровья детей в период адаптации к школе

Школьная адаптация – это приспособленность к процессу обучения и школьной деятельности.

Успешность адаптации во многом зависит от развития у детей положительной оценки себя как ученика. Этот процесс сравнивания себя с другими учениками...

Влияние психологической готовности к школе на процесс...

Сущность готовности ребенка к школьному обучению... школа, ребенок, школьное обучение, дошкольный возраст, учебная деятельность, уровень развития, умение, ближайшее развитие, познавательная деятельность, волевая готовность. Что такое готовность ребёнка к школе? |

Проблемы преемственности коррекционно-развивающего...

Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии

Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и

учебная деятельность, ребенок, школа, адаптация, признак дезадаптации, жизнь людей...

Психолого-педагогические исследования младших школьников...

учебная деятельность, ребенок, школа, адаптация, признак дезадаптации, жизнь людей

Все усилия педагогов направлены на выравнивание речевого и психофизического развития детей и

Итак, психическое развитие ребенка с церебральным параличом характеризуется...

Похожие статьи

Особенности обучения младших школьников с задержкой...

Это выдвигает необходимость при обучении детей с задержкой психического развития применять особые коррекционно — педагогические воздействия, сочетающиеся с лечебно-оздоровительными мероприятиями. При этом необходимо находить для каждого ребенка...

Факторы адаптации детей к школе | Статья в сборнике...

Школьная адаптация – одна из первых ступенек на пути к успешному обучению и

Адаптация детей к школе в значительной степени определяется и такими факторами, как

Следует сказать, что для успешной адаптации к школе педагогам и родителям необходимо...

Формирование готовности к обучению в школе у старших...

Основные термины (генерируются автоматически): психическое развитие, школьное обучение, задержка, школьная

Сущность готовности ребенка к школьному обучению... школа, ребенок, школьное обучение, дошкольный возраст, учебная деятельность, уровень...

Психолого-педагогические аспекты проблемы адаптации младших...

ребенок, школа, учебная деятельность, неделя обучения, учитель, жизнь ребенка, школьная жизнь. Сетевое взаимодействие детского сада и школы по социальной адаптации дошкольников к обучению в школе.

Понятие, средства и факторы адаптации первоклассников...

Для успешной адаптации к школьному обучению ребенок должен быть психологически готов к грядущим изменениям в его жизни. Акцентируя свое внимание на интеллектуальной готовности ребенка к школе, родители иногда не придают значения эмоциональному и...

Сохранение здоровья детей в период адаптации к школе

Школьная адаптация – это приспособленность к процессу обучения и школьной деятельности.

Успешность адаптации во многом зависит от развития у детей положительной оценки себя как ученика. Этот процесс сравнивания себя с другими учениками...

Влияние психологической готовности к школе на процесс...

Сущность готовности ребенка к школьному обучению... школа, ребенок, школьное обучение, дошкольный возраст, учебная деятельность, уровень развития, умение, ближайшее развитие, познавательная деятельность, волевая готовность. Что такое готовность ребёнка к школе? |

Проблемы преемственности коррекционно-развивающего...

Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии

Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и

учебная деятельность, ребенок, школа, адаптация, признак дезадаптации, жизнь людей...

Психолого-педагогические исследования младших школьников...

учебная деятельность, ребенок, школа, адаптация, признак дезадаптации, жизнь людей

Все усилия педагогов направлены на выравнивание речевого и психофизического развития детей и

Итак, психическое развитие ребенка с церебральным параличом характеризуется...

Задать вопрос