Роль судов общей юрисдикции в обеспечении исполнительного производства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №17 (307) апрель 2020 г.

Дата публикации: 27.04.2020

Статья просмотрена: 4907 раз

Библиографическое описание:

Кузьмина, Н. С. Роль судов общей юрисдикции в обеспечении исполнительного производства / Н. С. Кузьмина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 17 (307). — С. 208-210. — URL: https://moluch.ru/archive/307/69327/ (дата обращения: 11.12.2024).



В современной юридической теории и практике немало актуальных и проблемных вопросов, однако, в части обеспечения режима законности и развития правосудия базовое значение имеет роль судов судебной системы России в исполнительном производстве. Важно отметить, что на текущем этапе совершенствования институтов права и стремления к поступательному развитию правового государства, проблема качества исполнительного производства и вовлечения в него независимых участников в лице суда приобретает фундаментальное значение. Именно суд является гарантом соблюдения режима законности в части обеспечения соблюдения права во всех юридических правоотношениях.

Роль суда в исполнительном производстве велика. В большинстве случаев на основании его решений исполнительное производство возбуждается в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» [1]. Суд в исполнительном производстве осуществляет роль надзорного органа за соблюдением законности при осуществлении исполнительного производства и требует от приставов-исполнителей и иных участников, законных и оперативных мер по выполнению своих обязанностей в рамках проводимого исполнительного производства.

К ключевой роли суда отнесены основные вопросы, связанные с возбуждением, развитием и окончанием исполнительного производства [2]:

− суд выдает исполнительный лист (судебный приказ) и его дубликат (428, 429, 430 ГПК РФ);

− рассматривает вопросы о перерыве и восстановлении срока давности (432 ГПК РФ), о разъяснении исполнительного документа, отсрочке, рассрочке выполнения, изменении способа и порядка осуществления, индексации присужденных денежных сумм (433–434 ГПК РФ);

− рассматривает заявления об оспаривании постановлений должностных лиц службы приставов, их действий (бездействия) (441 ГПК РФ).

В данном случае речь идет о материальной роли суда в вопросах обеспечения исполнительного производства. В таких случаях суды играют роль либо предварительного судебного контроля (например, разрешая приостановление производства), либо решения вопросов, связанных с правовым действием исполнительного документа и судебного акта, на основании которого документ был выдан (разъясняя решение процесса) [3, с.207].

Помимо вопросов организации материального обеспечения судами исполнительного производства, отдельного внимания заслуживает вопрос процессуального участия суда во взаимодействии с ФССП РФ (Федеральная Служба Судебных Приставов). Суд в ходе слушания принимает важные определения [1], которые напрямую влияют на возможность, оперативность и качество исполнительного производства, осуществляемого органами ФССП РФ. Процессуальная роль и взаимодействие суда с другими субъектами исполнительного производства является фактическим гарантом соблюдения прав и исполнения обязанностей со стороны субъектов данных правоотношений. Предусмотренные законодательством процессуальные документы, решения, определения, принимаемые судом в исполнительном производстве фактически выводят суд на его позицию в данных правоотношениях, формируя его роль контролирующего органа, обеспечивающего законность и объективность исполнения решения в материальном деле.

Представляется важным отметить, что роль суда в исполнительном производстве складывается через его регулятивную функцию выполнения процессуальных обязанностей по обеспечению законной реализации всеми сторонами предусмотренных им прав и обязанностей. Суд является источником основания для возбуждения ФССП РФ исполнительного производства, при этом, не начиная его. По факту суд предоставляет право для приставов реализовать свои обязанности, при этом контролируя законность этой процедуры и одновременно защищая материальные и процессуальные права граждан или юридических лиц, в отношении которых производство было возбуждено.

В условиях развития институтов права, электронного правосудия и реформирования правоохранительной системы судебные органы обеспечивают и реализуют развитие независимого и объективного процесса и материальной составляющей права. При этом важно отметить, что сущность исполнительного производства заключается в исполнении уже принятого судом решения, следовательно, в данном виде производства оправдательного или обвинительного аспекта практически не существует, кроме преступной возможности неисполнения ФССП РФ своих прямых обязанностей.

В контексте выявляемой роли суда в исполнительном производстве представляется важным отметить его двойственную природу. С одной стороны суд находится в тесной связи с ФССП в части поддержки и удовлетворения их запросов, необходимых для своевременного исполнения требований суда и закона. С другой стороны, суд выполняет функцию по защите прав граждан и юридических лиц в части нарушений в ходе исполнительного производства. Таким образом, получается, что суд выполняет базовую функцию обеспечения контроля законности, верховенства права и развития материальных и процессуальных гарантий всех участников исполнительного производства, при этом также являясь одним из субъектов исполнительного права. В таком контексте представляется необходимым обратить особенное внимание на пути совершенствования законодательства об исполнительном производстве. В данном случае важно руководствоваться фундаментальной ролью судебной системы в обеспечении законности и верховенства права.

В вопросе определения роли суда существует значительная сложность в части выбора путей решения проблемы снижения авторитета правосудия, при недостатках (объективных и субъективных) со стороны исполнительного производства. Для решения подобных проблем одним из направлений представляется детально рассмотреть возможность наделения органов прокуратуры отдельными полномочиями суда в рамках исполнительного производства, чтобы обеспечить более объективное представительство правоохранительной системы в части исполнения судебных решений иных документов. Подобный подход к изменению роли суда в исполнительном производстве позволил бы уменьшить негативные эффекты для правосудия со стороны приставов ФССП РФ.

Литература:

  1. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «Об исполнительном производстве» (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.01.2020) // «Собрание законодательства РФ», 08.10.2007, N 41, ст. 4849,
  2. «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 02.12.2019) // «Собрание законодательства РФ», 18.11.2002, N 46, ст. 4532,
  3. Попов И. О., Шаталова Е. С. «Роль суда в исполнительном производстве» Инновационная наука, №. 6–2, 2015, С. 206–209.
Основные термины (генерируются автоматически): исполнительное производство, РФ, суд, роль суда, исполнительный документ, обязанность, правоохранительная система, решение.


Задать вопрос