Применение профессиональных стандартов как фактор эффективности социальной реабилитации несовершеннолетних (на примере Приморского края) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Несмотря на коронавирус, электронный вариант журнала выйдет 6 июня.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №17 (307) апрель 2020 г.

Дата публикации: 27.04.2020

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Трусова, А. В. Применение профессиональных стандартов как фактор эффективности социальной реабилитации несовершеннолетних (на примере Приморского края) / А. В. Трусова, О. В. Заяц. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 17 (307). — С. 429-433. — URL: https://moluch.ru/archive/307/69283/ (дата обращения: 29.05.2020).



В статье рассматриваются вопросы, касающиеся применения профессиональной стандартов как фактора эффективности социальной реабилитации несовершеннолетних в социально-реабилитационном центре; выявлена сущность и трудовые функции профессиональных стандартов; освещаются профессиональные стандарты на законодательном уровне; описана деятельность социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних; проведен анализ результатов анкетирования о профстандартах; показано значение профессиональных стандартов для социально-реабилитационного центра.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, вид профессиональной деятельности, трудовые функции, трудовые действия, квалификация социально-реабилитационный центр несовершеннолетних.

Значимость профессиональных стандартов обуславливается тем, что определяет область деятельности сотрудников. Профессиональный стандарт подразумевается как характеристика квалификации, необходимая работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе для выполнения определенной трудовой функции [5].

Каждый работник сталкивается с профессиональными стандартами в своей сфере деятельности. Прежде чем приступить к работе, специалисту необходимо ознакомиться с теми требованиями и функциями, которые прописаны в стандарте. Это позволит ему выполнять трудовую деятельность в полной мере, иметь высокий уровень знаний и опыта в области, где работает специалист. Профессиональные стандарты выстроены по конкретному образцу, с помощью которого специалисты имеют возможность изучить квалификационный минимум в своей трудовой деятельности. Квалификация обозначает уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Таким образом, профессиональный стандарт является универсальным инструментом и помощником при поиске необходимых требований и функций, характерных в своей области [5].

Профессиональные стандарты включают в себя вид профессиональной деятельности, общие трудовые функции и трудовые действия. В каждую функцию включены трудовые действия, которые направлены на реализацию выполнения определенных действий на основе конкретного уровня знаний и опыта. Следовательно, профессиональный стандарт является путеводителем для специалистов, с помощью которого они изучают знания и умения, необходимые для их вида деятельности. Кроме этого, в стандарте написаны возможные наименования специальностей, требования к образованию, требования к опыту практической работы, особые условия допуска к работе. Важно упомянуть, что профессиональные стандарты необходимы в том случае, если требования к квалификации установлены Трудовым кодексом, федеральными законами или иными правовыми актами. Особую значимость имеют стандарты, где предусмотрены льготы, в других случаях стандарт возможен как рекомендации [4].

Таким образом, можно сказать, что профессиональные стандарты направлены на улучшение качества труда кадров, эффективность трудовой деятельности специалистов и организацию подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов.

Профессиональные стандарты разработаны и применяются на основе двух статей Трудового кодекса РФ. Статья 195.2 включает в себя порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов и установление тождественности наименований должностей, профессий и специальностей. Статья 155.3 ТК РФ устанавливает требования к квалификации, которая необходима специалисту для выполнения трудовых функций.

Кроме этого, о применении профессиональных стандартов можно узнать в таких документах, как

– Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 N 584;

– Распоряжение Правительства РФ от 29.09.2016 N 2042-р;

– Информация Минтруда России от 10.02.2016;

– Письма Минтруда России.

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних является специализированным учреждением, создаваемым в системе социальных служб органов социальной защиты населения. Его деятельность направлена на социальную помощь и реабилитацию несовершеннолетних.

Центр выполняет множество различных задач, направленных на улучшение качества жизни и психологическое состояние несовершеннолетних. Им предоставляется временное проживание в центре, оказание психологической, социальной, юридической и медицинской помощи. Кроме этого, деятельность социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних направлена на выявлении и устранения причин безнадзорности, разработку и реализацию программ реабилитации, помощь в восстановлении социального статуса. Хотелось бы отметить, что несовершеннолетние, находящиеся в трудной жизненной ситуации, обеспечиваются государством [1].

В процессе работы было проведено социологическое исследование, целью которого является определение информированности сотрудников СРЦСН о трудовых функциях и действиях, отраженных в профессиональных стандартах. Методом социологического исследования было выбрано анкетирование. В анкетировании участвовало 83 сотрудника Центра социальной реабилитации несовершеннолетних с различных городов: Артем, Арсеньев, Уссурийск, Екатеринославка, Спасск, Кавалерово, Лесозаводск и Находка. Было опрошено восемьдесят женщин и трое мужчин.

Большинство опрашиваемых (53 % респондентов) оказались в возрасте от 31 до 45 лет. 20 % респондентов в возрастной категории от 46 до 55 лет. Также значительная часть сотрудников, что составляет 17 % человек, находится в возрасте от 56 лет. Меньшее количество сотрудников от 18 до 30 лет (10 % опрашиваемых).

Что касается образования, то сотрудники центра социальной реабилитации несовершеннолетних в 59 % случаев имеют высшее образование, 39 % — средне профессиональное и 2 % — неполное высшее.

Среди опрашиваемых сотрудников СРЦСН находились: 28 воспитателей, 20 специалистов по социальной работе, 8 педагогов-психологов, 6 социальных педагогов, 4 специалиста по работе с семьей, 3 психолога в социальной сфере, 2 инструктора по труду, 2 заведующих отделением, методист, педагог дополнительного образования, учитель дефектолог, заведующий ОСС, логопед, психолог, старший воспитатель, специалист ЛКО, старшая медсестра и медсестра.

На вопрос о том, известны ли им профстандарты, 90 % респондентов положительно ответили на вопрос, однако 7 % опрашиваемых дали ответ «нет» и остальные 3 % затруднились ответить на поставленный вопрос.

В центре социальной реабилитации несовершеннолетних 96 % респондентов соблюдают профстандарты. 3 % опрашиваемых их не соблюдают и 1 % людей затруднились с выбором ответа.

В процессе исследования было выявлено, что 45 % сотрудников прибегают к чтению материалов профстандартов, 43 % не используют данную информацию. В 12 % случаев респонденты затруднялись ответить. Таким образом, сотрудники почти поровну разделились на тех, кто использует материалы профстандартов и кто не пользуется ей.

Также большинство сотрудников, что составляет 64 %, не испытывают недостаток информации о профстандартах. 16 % ответили, что ощущают нехватку дополнительных источников, остальные 20 % затруднились с ответом.

На вопрос о том, какой параметр в большей степени влияет на препятствия к внедрению профстандартов, респонденты отметили в первую очередь ограниченные финансовые возможности для подготовки работников в соответствии с требованиями профстандарта (63 % сотрудников). В меньшей степени выделили отсутствие программ подготовки работников в соответствие с требованиями профстандарта (36 % специалистов). Кроме того, 1 % опрашиваемых затруднились ответить.

В центре социальной реабилитации несовершеннолетних 84 % сотрудников положительно ответили, что руководством центра проводилась оценка качеств соответствия квалификации работников требованиям профстандарта. И остальные 16 % затруднились ответить на поставленный вопрос.

Большинство респондентов, что составило 76 % человек, считают, что в их центре проводится ли независимая оценка качества результатов деятельности работников. Остальные 20 % сотрудников затруднились с ответом, 1 % респондентов не согласились с высказыванием и 2 % опрашиваемых не дали ответ.

Среди основных трудовых действий в рамках трудовых функций сотрудники отметили в большинстве случаев отметили:

– сотрудничество с другими организациями в рамках межведомственного взаимодействия (12 % опрашиваемых);

– информирование граждан о деятельности центра и разъяснение порядка принятия на социальное обслуживание (12 % сотрудников);

– консультирование несовершеннолетнего, его законных представителей, специалистов образовательных, социозащитных и медицинских организаций по вопросам социально-психологической реабилитации несовершеннолетнего (12 % респондентов).

Опрашиваемым было предложено ответить на вопрос: соответствуют ли, по Вашему мнению, краевые стандарты в области социальной реабилитации несовершеннолетних профессиональным стандартам. 38 % сотрудников положительно ответили на вопрос, то есть краевые стандарты соответствуют профессиональным стандартам в их профессиональной деятельности, однако 2 % дали отрицательный ответ. Кроме того, 60 % респондентов не смогли ответить ни положительно, ни отрицательно — они затруднились с ответом.

70 % респондентов считают, что их должностные инструкции содержат все трудовые действия, отраженные в соответствующих профессиональных стандартах. 7 % не согласны с данным утверждением и 22 % затруднялись ответить.

Вопрос о том, что нужно изменить и дополнить в профессиональных стандартах в их области деятельности 75 сотрудников не смогли дать ответ на данный вопрос. С города Находки 1 человек предложил финансирование подготовки работников в соответствии с профстандартами. С Артема 1 специалист дал вариант — расширить полномочия специалистов отделения. В городе Кавалерово специалист предложил изменения для специалиста по социальной работе с семьей: убрать из профессиональных стандартов то, что в большей степени относится к компетенции психолога. В Спасске 2 респондента дали ответ: вопросы о профстандартах психолога в социально сфере в связи с переводом на новую должность. Также из этого города 1 специалист предложил финансирование для подготовки специалистов и 1 сотрудник высказался с предложением урегулировать ставки педагога-психолога на проходимость наполняемости воспитанников в учреждении. Из Уссурийска сотрудник предложил пересмотреть профстандарты психолога в социальной сфере.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что специалисты центра социальной реабилитации несовершеннолетних ознакомлены с профессиональными стандартами в своей области, однако не в полной мере. Руководителям и сотрудникам стоит больше уделять внимание специалистам. Так, среди изменений и дополнений в профессиональных стандартах респонденты предложили финансирование для подготовки специалистов, пересмотр профстандартов, расширение полномочий специалистов отделения.

Благодаря профессиональным стандартам сотрудники центра социальной реабилитации несовершеннолетних имеют представления о том, какие требования, трудовые функции и действия им необходимо выполнять. Будущие специалисты имеют возможность заранее подготовиться к трудоустройству, если воспользуются материалом профессиональных стандартов.

Литература:

  1. Национальный стандарт Российской Федерации Социальное обслуживание населения [Электронный ресурс]: ГОСТ Р 52495–2005 Социальное обслуживание населения. Термины и определения (с Изменением N 1) — Техэксперт — справочная правовая система — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200043127
  2. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс]: фед.закон N 442-ФЗ от 28.12.2013. Консультант плюс — справочная правовая система — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/ef50b92ba884d530dda28070a67d3b412f3415bd/
  3. Профстандарт: 03.007. Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере [Электронный ресурс]: Справочник кодов общероссийских классификаторов — электронное справочное издание — Режим доступа: https://classinform.ru/profstandarty/03.007-spetcialist-po-reabilitatcionnoi-rabote-v-sotcialnoi-sfere.html
  4. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены [Электронный ресурс]: Охрана труда в России — информационный портал — Режим доступа: https://ohranatruda.ru/ot_biblio/norma/240889/
  5. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: ТК РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 02.12.2019) Консультант плюс — справочная правовая система — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/e185e25735310e657309a01b515a25107fac8784/
Основные термины (генерируются автоматически): стандарт, социальная реабилитация, социально-реабилитационный центр, специалист, сотрудник, респондент, профессиональный стандарт, профессиональная деятельность, сотрудник центра, требование профстандарта.


Похожие статьи

Профессиональный стандарт работников социальной сферы...

«Социальная работа» — это целая группа профессий, в которых есть свои уровни, свои профили и направления деятельности; представители профессии работают в самых разных социальных организациях...

Профессиональные стандарты по социальной работе: место...

В данной статье рассматривается проблема введения профессиональных стандартов, а именно профессиональных стандартов по

требование, стандарт, профессиональная деятельность, рынок труда, профстандарт, оценочная деятельность, Российская Федерация...

Удовлетворенность должностной инструкцией работников...

В статье авторы рассматривают вопрос преобразования действующей должностной инструкции специалиста по социальной работе в контексте профессионального стандарта «Специалист по работе с семьей».

Внедрение профессионального стандарта «Педагог...»

Профессиональный стандарт — многофункциональный документ, раскрывающий цель и

Профессиональный стандарт описывает профессиональную деятельность

Заботясь о сотрудниках, они поэтапно и бесконфликтно внедряют профессиональный стандарт в...

Роль профессиональных стандартов в профориентации...

В статье рассматривается актуальная проблема применения профессиональных стандартов в проведении профориентационной работы с молодыми специалистами.

Чердакова, А. В. Роль профессиональных стандартов в профориентации молодых специалистов / А. В. Чердакова.

Проблема взаимосвязи требований образовательных...

В статье рассматривается проблема взаимосвязи требований образовательных и профессиональных стандартов, рассмотрено

требование, стандарт, профессиональная деятельность, рынок труда, профстандарт, оценочная деятельность, Российская Федерация...

Учет требований профессионального стандарта...

Дмух, Н. Н. Учет требований профессионального стандарта в образовательном процессе при изучении профессионального цикла по

К вопросу о реализации профессиональных стандартов... требование, стандарт, профессиональная деятельность, рынок труда...

Алгоритм применения профессиональных стандартов

Отражен алгоритм действий работодателя по применению профессиональных стандартов в компании.

требование, стандарт, профессиональная деятельность, рынок труда, профстандарт, оценочная деятельность, Российская Федерация, Национальный Совет...

Профессиональные стандарты как основа изменения системы...

В статье раскрыто понятие «профессиональный стандарт», выявлено его сущностное значение для работодателей.

Библиографическое описание: Пермякова, С. А. Профессиональные стандарты как основа изменения системы обучения персонала компании...

Похожие статьи

Профессиональный стандарт работников социальной сферы...

«Социальная работа» — это целая группа профессий, в которых есть свои уровни, свои профили и направления деятельности; представители профессии работают в самых разных социальных организациях...

Профессиональные стандарты по социальной работе: место...

В данной статье рассматривается проблема введения профессиональных стандартов, а именно профессиональных стандартов по

требование, стандарт, профессиональная деятельность, рынок труда, профстандарт, оценочная деятельность, Российская Федерация...

Удовлетворенность должностной инструкцией работников...

В статье авторы рассматривают вопрос преобразования действующей должностной инструкции специалиста по социальной работе в контексте профессионального стандарта «Специалист по работе с семьей».

Внедрение профессионального стандарта «Педагог...»

Профессиональный стандарт — многофункциональный документ, раскрывающий цель и

Профессиональный стандарт описывает профессиональную деятельность

Заботясь о сотрудниках, они поэтапно и бесконфликтно внедряют профессиональный стандарт в...

Роль профессиональных стандартов в профориентации...

В статье рассматривается актуальная проблема применения профессиональных стандартов в проведении профориентационной работы с молодыми специалистами.

Чердакова, А. В. Роль профессиональных стандартов в профориентации молодых специалистов / А. В. Чердакова.

Проблема взаимосвязи требований образовательных...

В статье рассматривается проблема взаимосвязи требований образовательных и профессиональных стандартов, рассмотрено

требование, стандарт, профессиональная деятельность, рынок труда, профстандарт, оценочная деятельность, Российская Федерация...

Учет требований профессионального стандарта...

Дмух, Н. Н. Учет требований профессионального стандарта в образовательном процессе при изучении профессионального цикла по

К вопросу о реализации профессиональных стандартов... требование, стандарт, профессиональная деятельность, рынок труда...

Алгоритм применения профессиональных стандартов

Отражен алгоритм действий работодателя по применению профессиональных стандартов в компании.

требование, стандарт, профессиональная деятельность, рынок труда, профстандарт, оценочная деятельность, Российская Федерация, Национальный Совет...

Профессиональные стандарты как основа изменения системы...

В статье раскрыто понятие «профессиональный стандарт», выявлено его сущностное значение для работодателей.

Библиографическое описание: Пермякова, С. А. Профессиональные стандарты как основа изменения системы обучения персонала компании...

Задать вопрос