Иерархия социальных ожиданий при поступлении на службу в органы внутренних дел | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №17 (307) апрель 2020 г.

Дата публикации: 26.04.2020

Статья просмотрена: 442 раза

Библиографическое описание:

Попеко, Г. В. Иерархия социальных ожиданий при поступлении на службу в органы внутренних дел / Г. В. Попеко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 17 (307). — С. 231-235. — URL: https://moluch.ru/archive/307/69259/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье, на основе эмпирического исследования, рассматривается иерархия социальных ожиданий при поступлении на службу в органы внутренних дел.

Ключевые слова: правоохранительные органы, органы внутренних дел, иерархия, система органов внутренних дел.

В настоящее время можно говорить о пяти основных элементах правоохранительной системы в Российской Федерации. Данные элементы определены в связи с направленностью правоохранительной деятельности. Структурно данные элементы можно отобразить в таблице 1.

Таблица 1

Распределение полномочий всфере правоохранительной деятельности

Полицейская деятельность (превенция, регистрация преступлений)

Оперативно-розыскная деятельность

Дозна-ние

Следст-вие

Надзор за следствием и ОРД

Гос-обвинение

Судебная функция

Полиция

X

X

X

ФСБ, ФТС, ФСИН

X

X

X

Служба судебных приставов

X

нет

X

СК МВД

X

X

СК РФ

X

Прокуратура

X

X

Суды

X

Согласно представленной таблице правоохранительные функции осуществляют следующие органы: полиция, Следственный комитет, специализированные ведомства (куда мы включаем ФСБ, ФТС, ФСИН и иные специализированные ведомства), наделенные функцией оперативно-розыскной деятельности, функциями следствия и дознания в пределах своей компетенции, прокуратура и суды.

Структура органов внутренних дел определена Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» [3]. На сегодняшний день территориальные органы МВД России успешно функционируют на окружном, межрегиональном, региональном и районном уровнях. Структура иерархии представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Система органов внутренних дел Российской Федерации

Исходя из анализа признаков иерархии, проведенного в первой главе настоящего исследования, мы можем определить общие черты иерархической структуры органов внутренних дел. К таким чертам мы относим:

– централизация: вертикальная структура, замыкающаяся на управляющем органе уровня федерации, при отсутствии внешнего контроля;

– сочетание территориальной (в случае с полицией — линейно-территориальной) и штабной структур управления, конфликтующих между собой. В данном случае мы имеем в виду наличие на каждом уровне иерархии дополнительных «штабных» структур по отдельным видам деятельности и задачам, что вносит неопределенность в управление и формирует дополнительную «бумажную» работу;

– закрытость системы (слабый внешний контроль и отсутствие обратной связи на местах);

– система оценки деятельности государственного органа строится на статистических показателях и неотделимы от общей отчетности;

– «раздутый» управленческий аппарат;

– избыточность бюрократических процедур, чрезмерное количество отчетов по множеству направлений, которая оценивается различными руководящими органами.

Типовая схема правоохранительного органа представляет собой линейную иерархию, состоящую из федерального органа, подчиненных ему подразделений на уровне субъекта федерации, и районных подразделений, которые подчинены вышестоящим подразделениям. Схематично это выглядит следующим образом:

Рис. 2. Схема линейной иерархии правоохранительного органа

Каждый орган внутренних дел имеет и свою внутреннюю иерархическую систему. Так рассмотрим такой орган внутренних дел, как межмуниципальный отдел МВД России «Саратовский». Иерархическая структура отдела представлена на рисунке 3.

Рис. 3. Иерархическая система межмуниципального отдела МВД России «Саратовский»

Подобная структурная организация органа внутренних дел присуща всем межмуниципальным отделам. Основываясь на иерархической системе органа внутренних дел, представленного на рисунке 1, мы провели эмпирическое исследование о социальных ожиданиях при поступлении на службу в органы внутренних дел. Исходя из структуры министерства внутренних дел для целей настоящего исследования проведено анкетирование трех групп респондентов:

  1. студенты ведомственных вузов (в данной категории были опрошены курсанты Волгоградской академии Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также курсанты Саратовского военного института внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации);
  2. сотрудники органов внутренних дел со стажем работы до 5 лет;
  3. сотрудники органов внутренних дел со стажем работы более 5 лет (часть из которых со стажем работы более 15 лет).

Данное анкетирование проводилось посредствам сети «Интернет» путем размещения на различных информационных ресурсах, в том числе социальных сетях «Вконтакте», «Инстаграм», «Одноклассники». Кроме того анкетирование проводилось по месту непосредственной службы автора исследования, а также в отделе внутренних дел г. Камышина Волгоградской области (данный населенный пункт расположен в непосредственной близости с городом проживания автора и является городом иного субъекта Российской Федерации, нежели субъект федерации места жительства автора исследования).

Для целей настоящего исследования была разработана анкета. В опросе приняли участие 180 человек. Пол и возраст для целей исследования не имел значение. Из 180 человек были опрошены 40 студентов (как очного, так и заочного отделений двух ведомственных вузов) и 140 действующих сотрудников двух межмуниципальных отделов МВД. Из 140 действующих сотрудников были опрошены 40 человек со стажем службы до 5 лет; 100 человек со стажем службы свыше 5 лет (из них 40 человек со стажем службы более 15 лет).

На основе экспертного опроса мы сформировали иерархическую структуру социальных ожиданий сотрудников в отношении органов внутренних дел Российской Федерации.

Во-первых, нас интересовал вопрос о том, какие социальные ожидания имеет место. Мы разделили всю структуру социальных ожиданий на 3 группы: позитивные, негативные и нейтральные. Суть негативных социальных ожиданий мы связали с вопросами о направленности профессиональной деятельности после окончания ВУЗа.

Так, среди 40 опрошенных студентов социальные ожидания о профессиональной деятельности составили следующую структуру.

Рис. 4. Социальные ожидания, связанные с бедующей профессией

Далее на рисунке представлена диаграмма, иллюстрирующая взаимосвязь причин поступления на юридический факультет ведомственного ВУЗа и намерений работать по специальности.

Рис. 5. Корреляция причин поступления на юридический факультет ведомственного Вуза и типа профессионального ожидания

Значимым фактором в выборе ведомственного ВУЗа является материальное обеспечение, как на этапе обучения, так и в дальнейшем при поступлении на службу в органы внутренних дел. При изучении мотивов поступления на службу в органы внутренних дел мы выявили следующие показатели.

Таблица 2

Показатели мотивации поступления на службу ворганы внутренних дел

Общие показатели

Распределение по группам

I группа

II группа

III группа

достойная заработная плата

Х

Х

наличие работы

Х

Х

обеспечение жильем

Х

Х

страхование жизни

Х

Х

возможность карьерного роста

Х

льготное пенсионное обеспечение

Х

Х

Формирование иерархии социальных гарантий сотрудников ОВД происходит еще на этапе поступления в ведомственный ВУЗ. Бывший школьник, насмотревшись фильмов о доблести и чести сотрудника полиции, по-настоящему уверен в том, что став полицейским он сможет достигнуть тех целей, которые перед собой ставит. Опрос абитуриентов ведомственных ВУЗов в двух регионах показал, что будущие студенты от службы в органах ОВД ожидают:

– достойной заработной платы;

– уверенность в том, что на ближайший год они обеспечены работой;

– обеспечение жильем;

– страхование жизни;

– возможность карьерного роста;

– пенсионное обеспечение после определенного срока службы.

После 4–5 лет учебы в ВУЗе студенты несколько иначе смотрят на службу в ОВД. Приоритеты по заработной плате; пенсионном обеспечении остаются неизменными, однако такие социальные ожидания, как карьерный рост и обеспечение жильем сводятся к минимуму, т. к. будущие сотрудники полиции уже побывали несколько раз на практике, пообщались с действующими сотрудниками и представили себе несколько иную картину.

Иерархия социальных ожиданий действующих сотрудников сведена к минимуму. В данной группе опрошенных основные социальные ожидания связаны лишь с пенсионным обеспечением и получением жилья.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
  2. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 16 декабря 2019 г.) Собрание законодательства РФ. 2011. № 49 (часть I). Ст. 7020; 2019. № 51 (часть I). Ст. 7484.
  3. Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в ред. от 24 октября 2018 г.) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 10. Ст. 1334; 2018. № 44. Ст. 6707.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, дело, ведомственный ВУЗ, орган, карьерный рост, обеспечение жильем, ожидание, пенсионное обеспечение, стаж работы, стаж службы.


Ключевые слова

органы внутренних дел, правоохранительные органы, иерархия, система органов внутренних дел

Похожие статьи

Пути решения проблем пенсионного обеспечения...

Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах...

Проблемы включения периодов обучения в СПТУ, на курсах...

Российской Федерации» зачет периодов обучения в СПТУ, на курсах повышения квалификации, нахождение в учебных отпусках, прохождения военной службы в специальный стаж на соответствующих работах не предусмотрен. Отчасти Пенсионный фонд прав, так как...

Гарантии в сфере пенсионного обеспечения работников...

Территориальные органы Пенсионного фонда России считают, что в настоящее время отсутствуют правовые основания для включения в общий стаж работы в ГПС, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, периодов работы в противопожарной...

История развития пенсионного обеспечения в России

пенсионное обеспечение, пенсия, стаж работы, пенсионная система, выплата, пособие, потеря кормильца, Соборное уложение

Ключевые слова: пенсионный фонд, пенсионные коэффициенты, страховая пенсия, пенсионная формула, новые условия, стаж, размер пенсии.

Правовое регулирование пенсионного обеспечения судей...

В статье акцентируется внимание на анализе теоретических и практических вопросов правового регулирования пенсионного обеспечения судей Верховного Суда Российской Федерации. Подчеркивается низкая степень разработанности данного правового аспекта.

Пенсионное обеспечение военнослужащих как один из...

Пенсионное обеспечение военнослужащих, являющееся одним из направлений социальной политики РФ, осуществляется в порядке, отличающемся от общеустановленного. Так, в работе Грачева И. С. произведен анализ нормативно-правовой базы в сфере пенсионного...

Проблемы и перспективы пенсионной реформы в Российской...

Главными проблемами являются рост уровня пенсионного обеспечения граждан

С 2015 года в Российской Федерации действует новый порядок назначения пенсий.

обеспечить гражданам гарантии пенсионного обеспечения на уровне не ниже величины прожиточного...

Анализ изменений государственной системы пенсионного...

Наличие минимального страхового стажа (пенсионной реформой предусмотрено ежегодное увеличение минимального стажа работы с 5 лет в 2015 г. до 15

Ключевые слова: пенсионное обеспечение, пенсии, модели пенсионного обеспечения, Израиль, Российская Федерация.

Анализ практики социально-правового обеспечения...

В рамках реализации государственных гарантий гражданских служащих государственными органами субъектов Российской Федерации, рассматриваются меры и механизмы социально-правового обеспечения этой категории.

Похожие статьи

Пути решения проблем пенсионного обеспечения...

Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах...

Проблемы включения периодов обучения в СПТУ, на курсах...

Российской Федерации» зачет периодов обучения в СПТУ, на курсах повышения квалификации, нахождение в учебных отпусках, прохождения военной службы в специальный стаж на соответствующих работах не предусмотрен. Отчасти Пенсионный фонд прав, так как...

Гарантии в сфере пенсионного обеспечения работников...

Территориальные органы Пенсионного фонда России считают, что в настоящее время отсутствуют правовые основания для включения в общий стаж работы в ГПС, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, периодов работы в противопожарной...

История развития пенсионного обеспечения в России

пенсионное обеспечение, пенсия, стаж работы, пенсионная система, выплата, пособие, потеря кормильца, Соборное уложение

Ключевые слова: пенсионный фонд, пенсионные коэффициенты, страховая пенсия, пенсионная формула, новые условия, стаж, размер пенсии.

Правовое регулирование пенсионного обеспечения судей...

В статье акцентируется внимание на анализе теоретических и практических вопросов правового регулирования пенсионного обеспечения судей Верховного Суда Российской Федерации. Подчеркивается низкая степень разработанности данного правового аспекта.

Пенсионное обеспечение военнослужащих как один из...

Пенсионное обеспечение военнослужащих, являющееся одним из направлений социальной политики РФ, осуществляется в порядке, отличающемся от общеустановленного. Так, в работе Грачева И. С. произведен анализ нормативно-правовой базы в сфере пенсионного...

Проблемы и перспективы пенсионной реформы в Российской...

Главными проблемами являются рост уровня пенсионного обеспечения граждан

С 2015 года в Российской Федерации действует новый порядок назначения пенсий.

обеспечить гражданам гарантии пенсионного обеспечения на уровне не ниже величины прожиточного...

Анализ изменений государственной системы пенсионного...

Наличие минимального страхового стажа (пенсионной реформой предусмотрено ежегодное увеличение минимального стажа работы с 5 лет в 2015 г. до 15

Ключевые слова: пенсионное обеспечение, пенсии, модели пенсионного обеспечения, Израиль, Российская Федерация.

Анализ практики социально-правового обеспечения...

В рамках реализации государственных гарантий гражданских служащих государственными органами субъектов Российской Федерации, рассматриваются меры и механизмы социально-правового обеспечения этой категории.

Задать вопрос