Арт-терапия в групповой работе по развитию эмоциональной сферы слабослышащих детей младшего школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Несмотря на коронавирус, электронный вариант журнала выйдет 6 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №17 (307) апрель 2020 г.

Дата публикации: 22.04.2020

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Дементьева, Т. С. Арт-терапия в групповой работе по развитию эмоциональной сферы слабослышащих детей младшего школьного возраста / Т. С. Дементьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 17 (307). — С. 285-287. — URL: https://moluch.ru/archive/307/69078/ (дата обращения: 29.05.2020).



В статье авторы пытаются отразить проблемы эмоционального развития слабослышащих детей младшего школьного возраста и значимость арт-терапии при развитии эмоциональной сферы.

Ключевые слова: эмоциональная сфера, слабослышащие дети, арт-терапия.

Эмоциональное развитие слабослышащих детей является одной из важных проблем в специальной психологии. В настоящее время комплексное изучение особенностей развития эмоциональной сферы в условиях дизонтогенеза является актуальным, вследствие достигнутых успехов в разработке общей теории эмоций, в определении характера и причин возможных нарушений в эмоциональном развитии детей.

Изучением эмоциональной сферы занимались ученые из разных областей науки. Л. С. Выготский отмечал, что эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка». Его последователи, основываясь на теоретических изысканиях, развивают идею о взаимосвязи всех компонентов человеческой психики, в частности эмоционального и интеллектуального [1, с.24].

По результатам исследований Т. М. Грабенко, Н. Г. Морозова можно сделать вывод, что у слабослышащих детей, вследствие первичного дефекта, отмечается отставание и своеобразие в речевом развитии, которое, в свою очередь, накладывает отпечаток на процесс формирования сенсорной, интеллектуальной и аффективно–волевой сфер.

Отставание в речи отрицательно сказывается на осознании своих и чужих эмоциональных состояний и обуславливает упрощенность межличностных отношений [2, с.110].

Более позднее приобщение к художественной литературе у слабослышащих детей приводит к тому, что происходит обеднение мира эмоциональных переживаний, и как следствие, приводит к трудностям формирования сопереживания другим людям.

Эмоциональное развитие слабослышащих детей младшего школьного возраста характеризуется рядом особенностей: ограниченность или отсутствие сведений об эмоциях; затруднения в использовании эмоционально-экспрессивных средств языка; трудности в вербализации различных эмоций, в установлении причинно-следственных связей появления эмоциональных состояний у человека [3, с.33].

Так же у детей с нарушением слуха отмечаются затруднения в распознавании похожих эмоций, которые имеют разную номинативную характеристику.

Большинство эмоциональных состояний отражается на особенностях поведения человека, и поэтому они могут быть изучены с использованием не только субъективных, но и объективных методов [5, с.393].

Нами было проведено исследование эмоциональной сферы слабослышащих детей младшего школьного возраста. Группа испытуемых состояла из 30 человек (13 мальчиков и 17 девочек) в возрасте от 7–10 лет.

Для определения особенностей выражения эмоциональных состояний слабослышащих детей была использована «Методика изучения мимической моторики» Г. А. Волковой. Результаты диагностики приведены в рис. 1.

Рис. 1. Результаты диагностики по «Методике изучения мимической моторики»

По результатам констатирующего эксперимента видно, что 73 % испытуемых имеет низкий уровень развития эмоциональной сферы (22 ребенка), у 27 % отмечается средний уровень развития эмоциональной сферы (8 детей), высокий уровень в данной группе испытуемых не выявлен.

Трудности при выполнении данной методики возникли при показе таких эмоций как: «грусть», «удивление», «гнев». Наиболее легким для демонстрации оказалась эмоция «радость».

Выражая собственные эмоции, дети, как правило, смешивали несколько эмоциональных состояний воедино: при демонстрации эмоции «удивление» — «грусть» и «удивление», при демонстрации эмоции «страх» — «страх» и «удивление».

Для диагностики уровня понимания и осознания эмоционального состояния других людей была использована модификация методики «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке». Результаты диагностики приведены в рис. 2.

Рис. 2. Результаты диагностики по модификации методики «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке»

Результаты диагностики уровня развития эмоциональной сферы по данной методике показали, что в группе испытуемых преобладает низкий уровень развития эмоциональной сферы — 28 детей, что составляет 93 %, средний уровень выявлен у 2 детей, что составляет 7 %, высокий уровень развития эмоциональной сферы в группе испытуемых не выявлен.

Изучение успешности распознавания эмоциональных состояний людей показало, что наиболее распознаваемыми были эмоции радости и гнева. Наиболее трудным в распознавании оказались эмоции печали и обиды.

Наибольшие трудности при выполнении заданий у детей вызвало распознавание и называние таких эмоциональных состояний как: «грусть» и «обида», а наиболее точно испытуемыми были распознаны эмоции, которые вызывают целостные мимические изменения во всех лицевых зонах одновременно: «гнев», «страх» и «радость».

Таким образом, на основе проведенного исследования, можно сделать вывод, что эмоциональная сфера слабослышащих детей младшего школьного возраста развита недостаточно, что связано с сенсорной депривацией и отсутствием эмоционального общения взрослого с ребенком посредством использования устной речи.

Для развития эмоциональной сферы детей часто используют арт-терапию. Разнообразие ее видов позволяет воздействовать на эмоциональную сферу детей с разных сторон, а также разными способами.

В настоящее время термин «арт-терапия» употребляется все чаще. Терапию искусством все чаще применяют в своей практике педагоги, психологи, социальные и медицинские работники.

Арт-терапия — это направление психологической коррекции и развития, основанное на применении искусства и творчества с целью воздействия на психоэмоциональное состояние больного [4, с.37].

Большинство приемов арт-терапии носят вербализованный характер, что труднореализуемо в силу нарушения слуха детей, следовательно, специалисту, помимо учета дефекта, степени его выраженности, индивидуальных особенностей развития эмоциональной сферы, так же необходимо учитывать вариант проведения занятия.

Литература:

  1. Богданова Т. Г. Сурдопсихология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2002. — с. 3–203
  2. Глухов В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии: Учебник для СПО. — М.: Юрайт, 2019. — 330 с.
  3. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. — М.: Политиздат, 1978. — 272 с.
  4. Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. — СПб.: Питер, 2002. — 1024 с.
  5. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2019. — 585 с.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональная сфера, ребенок, младший школьный возраст, группа испытуемых, результат диагностики, эмоция, уровень развития, эмоциональное состояние людей, эмоциональное развитие, мимическая моторика.


Похожие статьи

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

Таким образом, проблема развития эмоциональной сферы является актуальной, поскольку в настоящее время учеными, психологами установлено много случаев нарушения развития эмоций у детей дошкольного возраста, а эти нарушения мешают нормальному физическому...

Возможности развития эмоциональной сферы младших...

В статье раскрывается проблема развития эмоциональной сферы младших школьников с

эмоциональная сфера, отсталый ребенок, чувство, нормальный школьник, основной

ребенок, отрицательная эмоция, старший дошкольный возраст, эмоциональная сфера...

Психологическая модель исследования понимания эмоций...

эмоция, эмоциональная сфера, понимание эмоций, младший школьный возраст, высшая психическая функция, ребенок, развитие эмоций, сама эмоция, психическая функция, личностный смысл.

Арт-терапия в работе с эмоциональной сферой младших...

Эмоциональная сфера личности — особый вид психических состояний и процессов, связанных непосредственно с

Эмоции — постоянные спутники каждого человека, которые напрямую

Эмоциональное благополучие ребенка во многом определятся его психическим развитием.

Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики...

На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда

10 детей с задержкой психического развития (экспериментальная группа) и 10 детей с

0 – Низкий уровень развития эмоциональной сферы. Потребовалось два вида помощи...

Исследование условий и факторов эмоционального...

Важнейшим аспектом личностного развития и полноценного включения ребенка в учебу выступает его эмоциональное благополучие. Эмоциональное благополучие обусловлено удовлетворением таких потребностей ребенка...

Формирование эмоциональной сферы у детей младшего...

Ключевые слова: эмоциональная сфера, эмоции, нарушение слуха, ребенок, младший школьный возраст, исследование, методы.

Особенности эмоционального развития глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста имеют характеристику различной...

К вопросу целенаправленного воспитания эмоций посредством...

эмоциональное благополучие, эмоциональный интеллект, статус, школьник, тревожность, ребенок, ситуация нахождения, эмоциональное отношение, младший школьный возраст, учебная успеваемость. Развитие эмоций и чувств как условие успешного нравственного...

Способы развития эмоционального интеллекта у детей...

Целевой ориентир, который затрагивает развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста, определяет следующие характеристики: «ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям, самому себе, обладает чувством...

Похожие статьи

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

Таким образом, проблема развития эмоциональной сферы является актуальной, поскольку в настоящее время учеными, психологами установлено много случаев нарушения развития эмоций у детей дошкольного возраста, а эти нарушения мешают нормальному физическому...

Возможности развития эмоциональной сферы младших...

В статье раскрывается проблема развития эмоциональной сферы младших школьников с

эмоциональная сфера, отсталый ребенок, чувство, нормальный школьник, основной

ребенок, отрицательная эмоция, старший дошкольный возраст, эмоциональная сфера...

Психологическая модель исследования понимания эмоций...

эмоция, эмоциональная сфера, понимание эмоций, младший школьный возраст, высшая психическая функция, ребенок, развитие эмоций, сама эмоция, психическая функция, личностный смысл.

Арт-терапия в работе с эмоциональной сферой младших...

Эмоциональная сфера личности — особый вид психических состояний и процессов, связанных непосредственно с

Эмоции — постоянные спутники каждого человека, которые напрямую

Эмоциональное благополучие ребенка во многом определятся его психическим развитием.

Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики...

На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда

10 детей с задержкой психического развития (экспериментальная группа) и 10 детей с

0 – Низкий уровень развития эмоциональной сферы. Потребовалось два вида помощи...

Исследование условий и факторов эмоционального...

Важнейшим аспектом личностного развития и полноценного включения ребенка в учебу выступает его эмоциональное благополучие. Эмоциональное благополучие обусловлено удовлетворением таких потребностей ребенка...

Формирование эмоциональной сферы у детей младшего...

Ключевые слова: эмоциональная сфера, эмоции, нарушение слуха, ребенок, младший школьный возраст, исследование, методы.

Особенности эмоционального развития глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста имеют характеристику различной...

К вопросу целенаправленного воспитания эмоций посредством...

эмоциональное благополучие, эмоциональный интеллект, статус, школьник, тревожность, ребенок, ситуация нахождения, эмоциональное отношение, младший школьный возраст, учебная успеваемость. Развитие эмоций и чувств как условие успешного нравственного...

Способы развития эмоционального интеллекта у детей...

Целевой ориентир, который затрагивает развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста, определяет следующие характеристики: «ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям, самому себе, обладает чувством...

Задать вопрос