Методика исследования критического отношения личности к собственным психологическим ценностям | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №16 (306) апрель 2020 г.

Дата публикации: 19.04.2020

Статья просмотрена: 181 раз

Библиографическое описание:

Касаткин, Д. А. Методика исследования критического отношения личности к собственным психологическим ценностям / Д. А. Касаткин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 16 (306). — С. 40-43. — URL: https://moluch.ru/archive/306/68999/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье предлагается психодиагностическая процедура исследования личности, находящейся в трудной жизненной ситуации на предмет психологических ценностей, входящих в структуру смысла жизни. Описываемая методика позволяет специалисту совершать целенаправленную психотерапевтическую деятельность, а пациенту повышать уровень осознанности и ответственности.

Ключевые слова: трудная жизненная ситуация, психологическая помощь, психологический запрос, методика исследования.

Если имеешь свое почему? жизни, то миришься почти со всяким как? — Человек стремится не к счастью...

Фридрих Вильгельм Ницше

Обращение к специалисту психотерапевтического профиля нередко сопровождается вопросом «Что?» (аналогично «Как?»), — «Что делать?». Воля человека стремиться отыскать недостающий элемент в цепи упорядоченного уклада жизни, который позволит вернуть все на круги своя, и тем самым избавит от участи слепого страдания, той меры страдания, которая понуждает обратиться за психологической помощью [1, 2, 3].

Методика исследования критического отношения личности к собственным психологическим ценностям выходит из традиции экзистенциально-гуманистической психологии — с помощью методики качественно диагностируются и исследуются такие психологические феномены личности как: смысл жизни, ценностные ориентиры, свобода, ответственность, гуманизм, другой, аутентичность и др. Также, с помощью методики анализируется самооценка личности в отношении способов реализации, той или иной психологической ценности.

  1. Психология смысла впрактической деятельности специалиста психотерапевтического профиля.

В приложении 1 представлен стимульный материал методики исследования критического отношения личности к собственным психологическим ценностям, в котором указывается алгоритм действия работы специалиста с пациентом/клиентом для удобства формулировки психологического запроса в логотерапевтическом ключе, также манипуляции, проводимые с бланком методики, направлены на повышение осознанности и ответственности клиента, находящегося в трудной жизненной ситуации. Под «психологической ценностью» мы подразумеваем любой психологический феномен, содержащийся в структуре заявляемой проблемы пациента/клиента, который побудил его обратится к специалисту психотерапевтического профиля. Методика, как верно указал Л. И. Новик, выступает «зеркалом» для личности пациента. Личность, поглощенная в реалии своей трудной жизненной ситуации, получает возможность обращаться к самой же себе в многообразии и неоднозначности своего способа существования, в динамике психолого-психотерапевтической работы. Такие манипуляции, проводимые клиентом с бланком, как самостоятельное указание причины обращения кспециалисту, уже приносит дополнительные дивиденды в работе: человек обозначает те границы, которые для него наиболее важны в актуальной жизненной ситуации, а тем самым указывается та область, в которой он необходимо должен что-то предпринять для корректировки своего психологического состояния. Работа с бланком методики позволяет отражать то, с чем все-таки готов работать сам клиент, а для специалиста представляется возможность регулировать область собственной психологической компетенции. Бланк методики предполагает в себе несколько строк заполнения (для первого этапа), без указания цифр, чтобы не провоцировать клиента на ограниченность заявляемой проблемы. Для первого этапа (I) заполнения бланка методики приемлемо 3–4 фразы/предложения для обозначения причины обращения за психологической помощью. То место, и та инструкция, предлагаемые в бланке, позволяют в некоторой степени ограничить форму выражения пациента. Следующий этап (II) включает всебя перевод психологического запроса клиента (предъявляемого обыденным языком) вобласть психологической компетенции. На данном этапе оформляется диалог, так как в инструкции указывается на необходимость обращения к специалисту (что само по себе уже ценно). Тут же может обнаружится и парадоксальность всей заявляемой психологической ситуации, быть диагностированы ценностные установки личности для последующей работы. На данном этапе первичная когниция (та, которая заявляется обыденным языком) перед тем, как конвертироваться с помощью специалиста в оформленный психологический запрос, необходима должна распасться на составляющие её конативные компоненты. Этот элемент психологической диагностики позволяет пациенту приблизить акт мышления с поведенческими компонентами, то есть производится некоторого рода «разведка реальности». После того, как изначальное когнитивное побуждение (оно может быть не одно, но и желательно не более трёх в контексте одной встречи) клиента конвертировалось в психологический запрос, от клиента требуется отметить «галочкой» оформленный психологический запрос, в знак согласия и готовности продолжить работу. Данный диагностический материал уже имеет огромное значение в дальнейшей работе. Этот подход с заполнением методики весьма формален (казалось бы, на первый взгляд), но он выполняет важную стратегическую функцию в психоконсультационном процессе и позволяет определить психологическую проблему, в рамках которой и будет проявляться гуманистический подход с его установками со стороны специалиста. Деятельность будет целесообразна, стремление будет исходить от «Зачем?" (от смысла). Феноменология будет обнаруживаться в конкретной привязке к психологической ценности пациента, побудителем которой будет «Зачем?". Встреча, приближающая человека с требованиями реальности, даёт возможность последующей планомерной коррекционной работы.

Третий этап (III) включает всебя заполнение тех самых «Что?" и «Как?", что есть продвижение к «Зачем?", тестируется их целесообразность. Они могут обозначаться не только пациентом самостоятельно, но и с помощью совместного «набрасывания идей» со специалистом (шуточные формы тоже приемлемы для отображения реального положения дел). Параллельно, указанным шкалам «Что?", располагаются шкалы «Как?" с измерительной возможностью самооценки вероятности реализации того или иного вида деятельности (0 % -100 %). Таким образом, происходит формирование реалистичного взгляда на актуальные психологические проблемы, позволяющего доступным образом проводить психотерапевтические мероприятия, в основании которых будет лежать рациональный подход к решению поставленных задач — легитимность чувств, безусловно, сохраняется. Внутри же рационального подхода процесс взаимодействия с пациентом может происходить традиционным психотерапевтическим путём.

  1. Рекомендации по применению «Методики исследования критического отношения личности ксобственным психологическим ценностям» (таблица 1).

Данная методика предназначается для решения следующих задач: помощь клиенту вформулировке запроса (запрос, который будет отвечать требованиям психологической компетенции); первичное обнаружение (диагностика) Зачем? перед вторичными Что?/Как?; регистрация психологических процессов вдинамике консультационных встреч, авместе стем иусловие для разделения ответственности между специалистом ипациентом.

Таблица 1

Область применения

работа с личностью, находящейся в хронической трудной жизненной ситуации вне острой стадии

Возрастной контингент

желательный возраст применения методики от 18 лет и старше (допускаются случаи применения от 16 лет)

Интенсивность предъявления бланка методики пациенту

первые встречи — не чаще одного раза в неделю, при продолжительной психологической работе интенсивность предъявления стимульного материала снижается

Предоставление ранее заполненных бланков клиенту при актуальных встречах

6–8; 10–12 раз

Ценные психодиагностические элементы, извлекаемые спомощью методики вдинамике психологической работы

Усложнение, неоднозначность ранее предлагаемого психологического запроса; возникающие сомнения у пациента в отношении реалистичности надуманного; инсайты

Противопоказания использование методики

острые стадии кризисных состояний; психические состояния, требующие психиатрического вмешательства

Приложение 1

Литература:

  1. Бинсвангер, Л. Экзистенциальный анализ. Пер. под ред. С. Римского. — 2. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2014. — 272 с.
  2. Бьюдженталь, Д. Наука быть живым. Пер. с англ. А. Б. Фенько. — М.: Независимая фирма «Класс», 1998. — 336 с.
  3. Франкл, В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
Основные термины (генерируются автоматически): трудная жизненная ситуация, бланк методики, клиент, критическое отношение личности, психологическая помощь, психологический запрос, психотерапевтический профиль, обыденный язык, оформленный психологический запрос, психологическая компетенция.


Ключевые слова

психологическая помощь, трудная жизненная ситуация, психологический запрос, методика исследования

Похожие статьи

Арттерапевтические и психодиагностические методы коррекции...

Постановка психологического диагноза и выработка рекомендаций по индивидуализации процесса

Первым шагом в работе с Марией было — принятие существование данной ситуации

Характеристика личности осуждённого (социально-психологический портрет)...

Интегративная программа психотерапии созависимых пациентов

В статье дано определение созависимости, представлена интегративная психотерапевтическая программа, разработанная на основе результатов диссертационного исследования с целью повышения эффективности медико-психологического сопровождения созависимых пациентов.

Формирование психологической устойчивости личности...

Психологическая устойчивость с одной стороны трактуется как равномерное постоянство основных жизненных принципов и целей, доминирующих мотивов, моделей поведения, реагирования в обыденных ситуациях, другой стороны — как адекватная изменчивость...

Анализ необходимости психологической помощи пациентам...

Ключевые слова: дерматологические заболевания, личность, психологическая помощь, психотравмирующая ситуация. Как было отмечено раннее пациенты психологической помощи объективно нуждаются в психологической в связи с обнаруживающимися у них высокой...

Проблема совладающего поведения в психологической...

Сделал акцент на психологическом преодолении, отразившемся в восьми стратегиях. Совладающее поведение направлено на повышение

Фоминова, А.Н. Проблема активации ресурсов личности человека в трудных возрастно-психологических жизненных ситуациях...

Психологическая коррекция агрессии у лиц, страдающих...

При психологических исследованиях у таких пациентов очень часто встречается высокий уровень агрессии.

Для выявления уровня агрессивности были выбраны следующие методики: Тест по изучению типов личности Миннесотский многопрофильный опросник личности (MMPI).

Актуальность проблемы психологического сопровождения...

В статье поднимается проблема психологического сопровождения развития личности студента в

Психологическая помощь осуществляется в соответствии с закономерностями развития

В результате психологического сопровождения создаются условия для перехода личности от...

Методика диагностики и профилактики неуставных отношений...

Позиционно-оценочный параметр изучениясоциально-психологического климата реализовался с помощью серии методик, которые выявили оценочные отношения военнослужащих к своей личности. Для этого использовались специальные проективные опросники, а также сочинения...

HR-технологии: психодиагностика в работе с персоналом

Психологические методики в кадровой деятельности используются не только в целях профессионального отбора и подбора кадров, также они могут быть использованы и непосредственно во внутрифирменной работе с действующим персоналом.

Похожие статьи

Арттерапевтические и психодиагностические методы коррекции...

Постановка психологического диагноза и выработка рекомендаций по индивидуализации процесса

Первым шагом в работе с Марией было — принятие существование данной ситуации

Характеристика личности осуждённого (социально-психологический портрет)...

Интегративная программа психотерапии созависимых пациентов

В статье дано определение созависимости, представлена интегративная психотерапевтическая программа, разработанная на основе результатов диссертационного исследования с целью повышения эффективности медико-психологического сопровождения созависимых пациентов.

Формирование психологической устойчивости личности...

Психологическая устойчивость с одной стороны трактуется как равномерное постоянство основных жизненных принципов и целей, доминирующих мотивов, моделей поведения, реагирования в обыденных ситуациях, другой стороны — как адекватная изменчивость...

Анализ необходимости психологической помощи пациентам...

Ключевые слова: дерматологические заболевания, личность, психологическая помощь, психотравмирующая ситуация. Как было отмечено раннее пациенты психологической помощи объективно нуждаются в психологической в связи с обнаруживающимися у них высокой...

Проблема совладающего поведения в психологической...

Сделал акцент на психологическом преодолении, отразившемся в восьми стратегиях. Совладающее поведение направлено на повышение

Фоминова, А.Н. Проблема активации ресурсов личности человека в трудных возрастно-психологических жизненных ситуациях...

Психологическая коррекция агрессии у лиц, страдающих...

При психологических исследованиях у таких пациентов очень часто встречается высокий уровень агрессии.

Для выявления уровня агрессивности были выбраны следующие методики: Тест по изучению типов личности Миннесотский многопрофильный опросник личности (MMPI).

Актуальность проблемы психологического сопровождения...

В статье поднимается проблема психологического сопровождения развития личности студента в

Психологическая помощь осуществляется в соответствии с закономерностями развития

В результате психологического сопровождения создаются условия для перехода личности от...

Методика диагностики и профилактики неуставных отношений...

Позиционно-оценочный параметр изучениясоциально-психологического климата реализовался с помощью серии методик, которые выявили оценочные отношения военнослужащих к своей личности. Для этого использовались специальные проективные опросники, а также сочинения...

HR-технологии: психодиагностика в работе с персоналом

Психологические методики в кадровой деятельности используются не только в целях профессионального отбора и подбора кадров, также они могут быть использованы и непосредственно во внутрифирменной работе с действующим персоналом.

Задать вопрос