В статье раскрывается нормативная правовая и организационная основа внедрения информационно-коммуникационных технологий в сферу общего образования в Новосибирской области. Рассматриваются проблемы, вызванные внеплановым переходом всех общеобразовательных организаций на технологии онлайн-обучения, а также приводятся примеры мероприятий, реализация которых позволит минимизировать негативные последствия вынужденного дистанционного обучения.
Ключевые слова: образование, информатизация, Цифровая образовательная среда, дистанционное обучение.
Современный образовательный процесс, как и современная жизнь, невозможно представить без использования информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих интерактивность, информатизацию и даже цифровизацию процессов организации и осуществления образовательной деятельности. Учитывая тот факт, что образование является фактором повышения уровня жизни, улучшение качества образования, соответствие требованиям текущей экономической ситуации в стране является национальной идеей и рассматривается Государством как фактор национального благополучия.
Так, в послании Федеральному Собранию 2020 года Президент Российской Федерации Владимир Путин одним из приоритетных направлений развития страны также обозначил вопросы цифровизации социальной сферы. Президентом поставлена задача в 2021 году обеспечить общеобразовательные организации высокоскоростным интернетом, «…что позволит в полном объёме приступить к цифровой трансформации отечественной школы, обеспечить доступ педагогов и учеников к передовым образовательным программам, внедрять индивидуальные подходы к обучению, направленные на раскрытие способностей каждого ребёнка» [2].
Достижению поставленной Президентом России задачи способствует реализация мероприятий, предусмотренных национальным проектом «Образование», федеральным проектом «Цифровая образовательная среда», а на территории Новосибирской области — региональным проектом «Цифровая образовательная среда» и государственной программой Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области» на очередной 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов».
Под цифровой образовательной средой научным сообществом и органами управления образованием понимается подсистема социокультурной среды, совокупность специально организованных педагогических условий развития личности, при которой инфраструктурный, содержательно-методический и коммуникационно-организационный компоненты функционируют на основе цифровых технологий.
Целью регионального проекта «Цифровая образовательная среда», действующего на территории Новосибирской области с 1 октября 2018 г., является создание условий для внедрения к 2024 г. современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы [1].
Исходя из заявленной цели, можно выделить три основных направления мероприятий: инфраструктурный, кадровый и организационный.
Эффективность реализации мероприятий регионального проекта оценивается по шести основным показателям, целевые значения которых определены до конца 2024 года. Так, базовое значение показателя инфраструктурного направления «Доля образовательных организаций, расположенных на территории Новосибирской области, обеспеченных Интернет-соединением со скоростью соединения не менее 100Мб/c — для образовательных организаций, расположенных в городах, 50Мб/c — для образовательных организаций, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, а также гарантированным Интернет-трафиком» составило в январе 2018 г. 25,8 процентов, а по окончании проекта значение данного показателя должно составить 100 процентов [1].
Большое внимание участниками и администраторами проекта уделяется кадровому вопросу, так как без наличия у педагогов необходимых знаний и навыков использования технологий онлайн-обучения, внедрения информационной продукции, средств и технологий невозможно осуществлять преобразование педагогических процессов и повышать эффективность образовательной деятельности. Так, региональным проектом предусмотрено, что половина педагогических работников общего образования к 2024 г. пройдут программы повышения квалификации в рамках периодической аттестации в цифровой форме с использованием информационного ресурса «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации».
Организационное направление реализации регионального проекта предполагает нормативное правовое и финансовое обеспечение мероприятий по интеграции используемых на территории Новосибирской области государственных информационных систем в сфере образования с федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды, по внедрению технологий и инструментов «Цифровой образовательной среды» в образовательных организациях на территории муниципальных образований Новосибирской области, а также обеспечение финансирования из областного и федерального бюджетов.
Таким образом, внедрение информационно-коммуникационных технологий в сферу общего образования в Новосибирской области осуществлялось в соответствии с утвержденными проектами и программами до марта 2020 г.
Однако, сложившаяся в мире ситуация с распространением вирусной инфекции COVID-19 внесла коррективы не только в календарь мероприятий текущего учебного года, но и привела к необходимости срочного внедрения в общеобразовательных организациях на всей территории Российской Федерации, в том числе и в Новосибирской области, технологий онлайн-обучения.
Так, в Новосибирской области в соответствии с приказом министерства образования Новосибирской области от 3 апреля 2020 г. № 899 «О внесении изменений в приказ министерства образования Новосибирской области от 16.03.2020 № 707» с 6 апреля 2020 г. введен дистанционный режим осуществления образовательного процесса. Министерством определены 3 модели организации обучения:
- реализация образовательной программы исключительно на основе дистанционных технологий;
- применение дистанционных технологий с использованием различных средств связи и сервисов (для образовательных организаций, где техническое обеспечение не позволяет организовать проведение уроков режиме реального времени);
- в сельской местности допускается проведение занятий в малокомплектных школах при строгом соблюдении всех санитарных требований.
Не вызывает сомнений тот факт, что введение дистанционного обучения приведет к ряду проблем:
– моральная неготовность преподавателей моментально перестроится на новый формат проведения уроков и оценки полученных знаний;
– проявление технических проблем, препятствующих проведению онлайн-обучения как в отдельных образовательных организациях, так и на уровне региональной инфраструктуры (скорость Интернет-соединения, устаревшая компьютерная техника, возросшая пользовательская нагрузка на образовательные информационные системы и тд.);
– отсутствие дисциплинирующей обстановки учебного класса, невозможность сконцентрироваться на материале в условиях онлайн-обучения;
– избыток информации, зачастую представленной бессистемно, включающей недостоверные и устаревшие сведения, может отвлекать внимание от учебы, снизить мотивацию и интерес обучающихся, вызвать информационную перегрузку [3, с. 92–93];
– сложность объективной оценки полученных знаний, проведения самостоятельных работ, исключающих использование вспомогательных материалов;
– угроза снижения уровня социализации личности, вызванная внезапным уменьшением времени присутствия среди других людей и общения с ними;
– отсутствие опыта реализации аналогичных проектов ранее, невозможность прогнозирования влияния дистанционного формата обучения на результаты итоговой аттестации, а также завершения учебного года в невыпускных классах.
Но не следует рассматривать сложившуюся ситуацию с вынужденной дистанционной работой как однозначно негативную. Прецедент полного перехода на онлайн-обучение сопоставим с «нагрузочным тестированием» модернизируемой системы образования, по результатам которого возможно оценить эффективность реализуемых мер по цифровизации образования.
Органам управления образованием, как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях, необходимо обеспечить выполнение следующих мероприятий:
– организовать внесение изменений в федеральный и региональный проекты «ЦОС», государственные программы Новосибирской области в сфере образования, планы и программы повышения квалификации и подготовки педагогических работников на основе выявленных недостатков инфраструктурного и кадрового обеспечения реализации проектов;
– подготовить методические рекомендации по организации рабочих мест преподавателей, использованию обучающих Интернет-ресурсов, составлению планов уроков и проведению проверочных работ в условиях дистанционного образования;
– организовать оказание психологической поддержки преподавателям, ученикам и их родителям, нацеленной на адаптацию к новым образовательным технологиям.
Данные меры позволят нивелировать отрицательные последствия масштабного перехода на дистанционное обучение и актуализировать проводимые мероприятия по внедрению информационно-коммуникационных технологий в сферу общего образования, в том числе на территории Новосибирской области
Таким образом, сложившаяся в мире, в стране и в Новосибирской области ситуация вынужденного повсеместного использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе, и в сфере образования, может быть использована федеральными и региональными органами управления образованием для пересмотра реализуемых в настоящее время проектов и программ в целях устранения «тонких мест» и ошибочных гипотез, выявленных нештатной ситуацией, обусловленной всемирной эпидемией.
Введение режима дистанционного обучения позволит оценить готовность, как административного корпуса, педагогического состава, так и обучающихся к активному использованию информационно-коммуникационных технологий в обеспечении и осуществлении образовательного процесса. В сложившейся ситуации главным качественным показателем эффективности внедрения и использования информационно-коммуникационных технологий в сфере общего образования в Новосибирской области будут результаты экзаменов по окончании 2019–2020 учебного года.
Литература:
- Паспорт регионального проекта «Цифровая образовательная среда», утвержденного решением регионального Проектного комитета областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, государственных органов Новосибирской области // Новосибирская открытая образовательная сеть. URL: http://edu54.ru/upload/files/2019/08/new_pasports_education/04_tsos_28.06.2019.pdf (дата обращения: 07.04.2020)..
- Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию от 15.01.2020 // Президент России. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/62582 (дата обращения: 08.04.2020).
- Зуев Н. А., Левкина Н. Н. Информационные технологии в образовании: возможности и негативные последствия // Общество в эпоху перемен: формирование новых социально-экономических отношений: Материалы V международной научно-практической конференции. — Саратов: 2014. — С. 92–93.