Влияние подвижных и спортивных игр на развитие коммуникативной сферы детей младшего школьного возраста с церебральным параличом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №16 (306) апрель 2020 г.

Дата публикации: 20.04.2020

Статья просмотрена: 229 раз

Библиографическое описание:

Суворова, Ю. Д. Влияние подвижных и спортивных игр на развитие коммуникативной сферы детей младшего школьного возраста с церебральным параличом / Ю. Д. Суворова, В. Г. Черноземов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 16 (306). — С. 335-338. — URL: https://moluch.ru/archive/306/68982/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассмотрено влияние подвижных и спортивных игр на формирование коммуникативной сферы младших школьников с детским церебральным параличом.

Ключевые слова: коммуникативная сфера, детский церебральный паралич, подвижные игры, спортивные игры, младшие школьники.

В современном обществе с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих ту или иную патологию в развитии [4]. Наибольшие трудности в воспитании и обучении вызывают дети с церебральным параличом, у которых сложное переплетение ведущего нарушения с дезинтеграцией всей высшей психической деятельности особым образом отражается на их социально-личностном развитие, и в первую очередь на становлении коммуникативной функции. [3]. Нарушения в коммуникативной сфере обусловлены в первую очередь общем снижением интереса к окружающему миру, что является ярким проявлением заболевания. Снижение интереса к окружающему миру ограничивает двигательную активность, и, следовательно, затрудняет процесс реабилитации ребенка.

Использование в системе физической реабилитации комплексов лечебных упражнений, несомненно, оказывает положительное влияние на двигательную сферу ребенка, но на коммуникативную сферу влияние незначительно: интереса к познанию окружающей действительности у ребенка не возникает.

Одним из выходов в сформировавшейся проблеме адаптивного физического воспитания может стать включение в занятия игровой деятельности, к которой ребенок имеет естественное и непреодолимое стремление. Игра является отражением социальной жизни и оказывает существенное влияние на всестороннее развитие. Игровой коллектив — это социальный организм с отношениями сотрудничества и навыками общения. [1].

Таким образом, все вышеперечисленное, обусловило тему нашего исследования, целью которого является изучение влияния спортивных и подвижных игр на развитие коммуникативной сферы у детей младшего школьного возраста с церебральным параличом.

Исследование проводилось с октября 2018 по январь 2020 года на базе государственного бюджетного учреждения Архангельской области «Архангельский многопрофильный реабилитационный центр для детей»

Состав контрольной и экспериментальной исследовательских групп включал в себя 16 детей младшего школьного возраста (8 мальчиков и 8 девочек) с церебральным параличом. В каждую группу входило по 8 человек, 4 мальчика и 4 девочки с гемиплегической формой ДЦП с сохраненным интеллектом и широким диапазоном сопутствующих заболеваний. Занятиям адаптивной физической культурой в обоих группах было отведено по 160 минут в неделю. Главным отличиям в группах является наполняемость поурочного планирования: в контрольной группе занятия физической культурой проходили преимущественно с использованием подвижных игр, а в экспериментальной — спортивных.

Для оценки влияния спортивных и подвижных игр на развитие коммуникативной сферы использованы методики, представленные ниже:

  1. Обзор научно методической литературы (выбранный метод реализовывался на протяжении всего периода исследования);
  2. Анализ документальных источников (использование карт наблюдений, разработанных Ивановой В. А и Хода Л. Д., 2011 год);
  3. Педагогическое наблюдение (применялось с целью выявления особенностей построения занятий адаптивной физической культурой и заполнением карт наблюдений);
  4. Педагогический эксперимент (для внедрения разработанного поурочного планирования в процесс физического воспитания);
  5. Метод статистической обработки данных.

Важнейшими показателями формирования коммуникативными навыками является умение работать в парах и малых группах. Так, по состоянию на октябрь-ноябрь 2018 года, в экспериментальной группе существовало низкое развитие (62,5 %) рассматриваемых коммуникативных параметров, а у 37,5 % был выявлен низкий уровень. На момент завершения исследования умение работать в паре и малой группе сформировано у 75 % школьников, ещё у 25 % уровень развития достиг высокого. Рассматриваемые изменения представлены в таблице 1.

Таблица 1

Изменение показателей коммуникативной сферы детей вэкспериментальной иконтрольной группах (n=16)

Показатели

Экспериментальная группа

Контрольная группа

До эксп., чел.

После эксп., чел.

Изменение показателей

До эксп., чел.

После эксп., чел.

Изменение показателей

Умение работать в паре

Высокое

0

2

↑ 25 %

2

4

↑ 25 %

Среднее

3

6

↑ 37,5 %

2

2

0 %

Низкое

5

0

↓ 62,5 %

4

2

↓ 25 %

Умение работать в малой группе

Высокое

0

2

↑ 25 %

2

2

0 %

Среднее

3

6

↑ 37,5 %

2

2

0 %

Низкое

5

0

↓ 62,5 %

4

4

0 %

В контрольной группе положительная динамика менее выражена и составляет только 25 % в умении работать в парах. В умении работать в малых группах динамика вовсе отсутствует, это объясняется тем, что в подвижных играх существует низкий процент взаимодействия младших школьников друг с другом внутри игрового коллектива. В отличие от спортивных игр, подвижные носят индивидуальных характер борьбы.

Также одним из показателей успешного овладения коммуникативными навыками является умение учитывать интересы сверстников и умение соблюдать социальные нормы при общении со взрослыми. В экспериментальной группе на начало исследования половина группы не учитывала интересы одноклассников, оставшаяся половина шла на компромисс лишь в ситуациях, когда альтернативный выбор игровой деятельности вызывал у них заинтересованность. На момент завершения исследования выявлено, что не учитывает интересы сверстников только 12,5 % обучающихся. Положительная динамика в умение соблюдать социальные нормы при общении со взрослыми составляет 25 %

Умение учитывать интересы, желание сверстников, соблюдать социальные нормы при общении со взрослыми, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Изменение показателей коммуникативной сферы детей вэкспериментальной иконтрольной группе (n=16)

Показатели

Экспериментальная группа

Контрольная группа

До эксп., чел.

После эксп., чел.

Изменение показателей

До эксп., чел.

После эксп., чел.

Изменение показателей

Умение учитывать интересы и желание сверстников

Высокое

0

2

↑ 25 %

0

0

0 %

Среднее

4

5

↑ 12,5 %

7

8

↑ 12,5 %

Низкое

4

1

↓ 37,5 %

1

0

↓ 12,5 %

Умение соблюдать социальные нормы при общении со взрослыми

Высокое

1

2

↑ 12,5 %

1

1

0 %

Среднее

4

5

↑ 12,5 %

5

6

↑ 12,5 %

Низкое

3

1

↓ 25 %

2

1

↓ 12,5 %

В контрольной группе в обоих исследуемых коммуникативных умениях положительная динамика составляет 12,5 %.

Таким образом, исследование коммуникативных умений показало, что в контрольной группе общая положительная динамика составляет 13 %, а в экспериментальной на 28,5 % выше и составляет 41.5 %. Как итог, использование спортивных игр оказывает большую положительную динамику на развитие коммуникативной сферы за счет увеличения количества эмоциональных связей, а именно увеличение количества диад и триад внутри малой группы.

Литература:

  1. Вдовина С. А. Проблемные ситуации как средство развития креативности школьников [Текст] / С. А. Вдовина // Культура и образование. –2014. — № 12. — С 1–2;
  2. Иванова, В. А. Методика развития психофизических качеств детей 6–7 лет с детским церебральным параличом средствами спортивных игр [Текст]: дис. … на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 13.00.04 / Иванова Виктория Алексеевна; [Место защиты: Сев. — Вост. федер. ун-т им. М. К. Аммосова]. — Хабаровск, 2011. — 184 с;
  3. Киселева, С. Е. Развитие коммуникативной активности детей с тяжелыми двигательными нарушениями в процессе досуговой деятельности [Текст] / С. Е. Киселева, Т. Н. Симонова // Известия Южного федерального университета. — 2010. — № 8. — С. 226–234;
  4. Смолякова, В. И. К вопросу о диагностике и коррекции коммуникативной деятельности детей раннего возраста с церебральным параличом [Электронный ресурс] / В. И Смолякова, Е. А. Бударная // Студенческий: электрон. научн. журн. — 2019. — № 19. — Электрон. журн. — Режим доступа: https://sibac.info/journal/student/63/141980, свободный (дата обращения: 06.04.2020). — Загл. с экрана.
Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная сфера, изменение показателей, контрольная группа, умение, положительная динамика, экспериментальная группа, игра, малая группа, церебральный паралич, адаптивная физическая культура.


Похожие статьи

Влияние подвижных игр на гармоничное развитие детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются приоритетные направления в физическом и психическом развитии детей дошкольного возраста посредством подвижных игр.

Телесно ориентированные игры как средство формирования межличностных отношений дошкольников

В статье автор рассматривает телесно-ориентированные игры как средством формирования межличностных отношения детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.

Роль дидактической игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития

В данной статье раскрывается роль дидактической игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТМНР, виды дидактических игр, особенности организации и проведения игр.

Развитие коммуникативных умений при помощи игровой деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье рассмотрены специфические особенности коммуникативных умений и социальных возможностей детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста и раскрыты широкие возможности игры в их развитии.

Утренняя гимнастика как средство развития инициативности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста

В статье мы рассматриваем влияние утренней гимнастики на процесс развития инициативности, самостоятельности, общедвигательной активности детей старшего дошкольного возраста, используя методику оценки уровня двигательной активности детей 5–7 лет.

Формирование эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха

В статье рассматриваются данные исследования эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Описаны основные методы по формированию эмоциональной сферы.

Экспериментальное исследование развития речевой активности младших школьников с общим недоразвитием речи в процессе игровой деятельности

В статье рассматриваются особенности применения дидактических игр в воспитательном и коррекционном процессе младших школьников с общим недоразвитием речи. Отмечено важное значение дидактических игр в развитии речевой активности ребенка с общим недора...

Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх и физических упражнениях

В настоящей статье организация подвижных игр, физической активности рассматривается как способ развития творчества у детей старшего дошкольного возраста. В работе отмечается, какими возможностями обладают игры и физические упражнения для развития тво...

Возможности развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

В статье раскрывается проблема развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Авторы анализируют особенности эмоциональной сферы младших школьников с недостаточностью интеллекта, предлагают соответствующую програ...

Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей с умственной отсталостью средствами фитбол-гимнастики

Статья посвящена вопросам коррекции вторичных нарушений опорно-двигательного аппарата у детей с умственной отсталостью средствами фитбол- гимнастики. Выполнение упражнений на мячах обеспечивает совместную работу двигательного, вестибулярного, зритель...

Похожие статьи

Влияние подвижных игр на гармоничное развитие детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются приоритетные направления в физическом и психическом развитии детей дошкольного возраста посредством подвижных игр.

Телесно ориентированные игры как средство формирования межличностных отношений дошкольников

В статье автор рассматривает телесно-ориентированные игры как средством формирования межличностных отношения детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.

Роль дидактической игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития

В данной статье раскрывается роль дидактической игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТМНР, виды дидактических игр, особенности организации и проведения игр.

Развитие коммуникативных умений при помощи игровой деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье рассмотрены специфические особенности коммуникативных умений и социальных возможностей детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста и раскрыты широкие возможности игры в их развитии.

Утренняя гимнастика как средство развития инициативности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста

В статье мы рассматриваем влияние утренней гимнастики на процесс развития инициативности, самостоятельности, общедвигательной активности детей старшего дошкольного возраста, используя методику оценки уровня двигательной активности детей 5–7 лет.

Формирование эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха

В статье рассматриваются данные исследования эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Описаны основные методы по формированию эмоциональной сферы.

Экспериментальное исследование развития речевой активности младших школьников с общим недоразвитием речи в процессе игровой деятельности

В статье рассматриваются особенности применения дидактических игр в воспитательном и коррекционном процессе младших школьников с общим недоразвитием речи. Отмечено важное значение дидактических игр в развитии речевой активности ребенка с общим недора...

Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх и физических упражнениях

В настоящей статье организация подвижных игр, физической активности рассматривается как способ развития творчества у детей старшего дошкольного возраста. В работе отмечается, какими возможностями обладают игры и физические упражнения для развития тво...

Возможности развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

В статье раскрывается проблема развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Авторы анализируют особенности эмоциональной сферы младших школьников с недостаточностью интеллекта, предлагают соответствующую програ...

Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей с умственной отсталостью средствами фитбол-гимнастики

Статья посвящена вопросам коррекции вторичных нарушений опорно-двигательного аппарата у детей с умственной отсталостью средствами фитбол- гимнастики. Выполнение упражнений на мячах обеспечивает совместную работу двигательного, вестибулярного, зритель...

Задать вопрос