В статье рассмотрено влияние подвижных и спортивных игр на формирование коммуникативной сферы младших школьников с детским церебральным параличом.
Ключевые слова: коммуникативная сфера, детский церебральный паралич, подвижные игры, спортивные игры, младшие школьники.
В современном обществе с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих ту или иную патологию в развитии [4]. Наибольшие трудности в воспитании и обучении вызывают дети с церебральным параличом, у которых сложное переплетение ведущего нарушения с дезинтеграцией всей высшей психической деятельности особым образом отражается на их социально-личностном развитие, и в первую очередь на становлении коммуникативной функции. [3]. Нарушения в коммуникативной сфере обусловлены в первую очередь общем снижением интереса к окружающему миру, что является ярким проявлением заболевания. Снижение интереса к окружающему миру ограничивает двигательную активность, и, следовательно, затрудняет процесс реабилитации ребенка.
Использование в системе физической реабилитации комплексов лечебных упражнений, несомненно, оказывает положительное влияние на двигательную сферу ребенка, но на коммуникативную сферу влияние незначительно: интереса к познанию окружающей действительности у ребенка не возникает.
Одним из выходов в сформировавшейся проблеме адаптивного физического воспитания может стать включение в занятия игровой деятельности, к которой ребенок имеет естественное и непреодолимое стремление. Игра является отражением социальной жизни и оказывает существенное влияние на всестороннее развитие. Игровой коллектив — это социальный организм с отношениями сотрудничества и навыками общения. [1].
Таким образом, все вышеперечисленное, обусловило тему нашего исследования, целью которого является изучение влияния спортивных и подвижных игр на развитие коммуникативной сферы у детей младшего школьного возраста с церебральным параличом.
Исследование проводилось с октября 2018 по январь 2020 года на базе государственного бюджетного учреждения Архангельской области «Архангельский многопрофильный реабилитационный центр для детей»
Состав контрольной и экспериментальной исследовательских групп включал в себя 16 детей младшего школьного возраста (8 мальчиков и 8 девочек) с церебральным параличом. В каждую группу входило по 8 человек, 4 мальчика и 4 девочки с гемиплегической формой ДЦП с сохраненным интеллектом и широким диапазоном сопутствующих заболеваний. Занятиям адаптивной физической культурой в обоих группах было отведено по 160 минут в неделю. Главным отличиям в группах является наполняемость поурочного планирования: в контрольной группе занятия физической культурой проходили преимущественно с использованием подвижных игр, а в экспериментальной — спортивных.
Для оценки влияния спортивных и подвижных игр на развитие коммуникативной сферы использованы методики, представленные ниже:
- Обзор научно методической литературы (выбранный метод реализовывался на протяжении всего периода исследования);
- Анализ документальных источников (использование карт наблюдений, разработанных Ивановой В. А и Хода Л. Д., 2011 год);
- Педагогическое наблюдение (применялось с целью выявления особенностей построения занятий адаптивной физической культурой и заполнением карт наблюдений);
- Педагогический эксперимент (для внедрения разработанного поурочного планирования в процесс физического воспитания);
- Метод статистической обработки данных.
Важнейшими показателями формирования коммуникативными навыками является умение работать в парах и малых группах. Так, по состоянию на октябрь-ноябрь 2018 года, в экспериментальной группе существовало низкое развитие (62,5 %) рассматриваемых коммуникативных параметров, а у 37,5 % был выявлен низкий уровень. На момент завершения исследования умение работать в паре и малой группе сформировано у 75 % школьников, ещё у 25 % уровень развития достиг высокого. Рассматриваемые изменения представлены в таблице 1.
Таблица 1
Изменение показателей коммуникативной сферы детей вэкспериментальной иконтрольной группах (n=16)
Показатели |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
||||
До эксп., чел. |
После эксп., чел. |
Изменение показателей |
До эксп., чел. |
После эксп., чел. |
Изменение показателей |
|
Умение работать в паре |
||||||
Высокое |
0 |
2 |
↑ 25 % |
2 |
4 |
↑ 25 % |
Среднее |
3 |
6 |
↑ 37,5 % |
2 |
2 |
0 % |
Низкое |
5 |
0 |
↓ 62,5 % |
4 |
2 |
↓ 25 % |
Умение работать в малой группе |
||||||
Высокое |
0 |
2 |
↑ 25 % |
2 |
2 |
0 % |
Среднее |
3 |
6 |
↑ 37,5 % |
2 |
2 |
0 % |
Низкое |
5 |
0 |
↓ 62,5 % |
4 |
4 |
0 % |
В контрольной группе положительная динамика менее выражена и составляет только 25 % в умении работать в парах. В умении работать в малых группах динамика вовсе отсутствует, это объясняется тем, что в подвижных играх существует низкий процент взаимодействия младших школьников друг с другом внутри игрового коллектива. В отличие от спортивных игр, подвижные носят индивидуальных характер борьбы.
Также одним из показателей успешного овладения коммуникативными навыками является умение учитывать интересы сверстников и умение соблюдать социальные нормы при общении со взрослыми. В экспериментальной группе на начало исследования половина группы не учитывала интересы одноклассников, оставшаяся половина шла на компромисс лишь в ситуациях, когда альтернативный выбор игровой деятельности вызывал у них заинтересованность. На момент завершения исследования выявлено, что не учитывает интересы сверстников только 12,5 % обучающихся. Положительная динамика в умение соблюдать социальные нормы при общении со взрослыми составляет 25 %
Умение учитывать интересы, желание сверстников, соблюдать социальные нормы при общении со взрослыми, представлены в таблице 2.
Таблица 2
Изменение показателей коммуникативной сферы детей вэкспериментальной иконтрольной группе (n=16)
Показатели |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
||||
До эксп., чел. |
После эксп., чел. |
Изменение показателей |
До эксп., чел. |
После эксп., чел. |
Изменение показателей |
|
Умение учитывать интересы и желание сверстников |
||||||
Высокое |
0 |
2 |
↑ 25 % |
0 |
0 |
0 % |
Среднее |
4 |
5 |
↑ 12,5 % |
7 |
8 |
↑ 12,5 % |
Низкое |
4 |
1 |
↓ 37,5 % |
1 |
0 |
↓ 12,5 % |
Умение соблюдать социальные нормы при общении со взрослыми |
||||||
Высокое |
1 |
2 |
↑ 12,5 % |
1 |
1 |
0 % |
Среднее |
4 |
5 |
↑ 12,5 % |
5 |
6 |
↑ 12,5 % |
Низкое |
3 |
1 |
↓ 25 % |
2 |
1 |
↓ 12,5 % |
В контрольной группе в обоих исследуемых коммуникативных умениях положительная динамика составляет 12,5 %.
Таким образом, исследование коммуникативных умений показало, что в контрольной группе общая положительная динамика составляет 13 %, а в экспериментальной на 28,5 % выше и составляет 41.5 %. Как итог, использование спортивных игр оказывает большую положительную динамику на развитие коммуникативной сферы за счет увеличения количества эмоциональных связей, а именно увеличение количества диад и триад внутри малой группы.
Литература:
- Вдовина С. А. Проблемные ситуации как средство развития креативности школьников [Текст] / С. А. Вдовина // Культура и образование. –2014. — № 12. — С 1–2;
- Иванова, В. А. Методика развития психофизических качеств детей 6–7 лет с детским церебральным параличом средствами спортивных игр [Текст]: дис. … на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 13.00.04 / Иванова Виктория Алексеевна; [Место защиты: Сев. — Вост. федер. ун-т им. М. К. Аммосова]. — Хабаровск, 2011. — 184 с;
- Киселева, С. Е. Развитие коммуникативной активности детей с тяжелыми двигательными нарушениями в процессе досуговой деятельности [Текст] / С. Е. Киселева, Т. Н. Симонова // Известия Южного федерального университета. — 2010. — № 8. — С. 226–234;
- Смолякова, В. И. К вопросу о диагностике и коррекции коммуникативной деятельности детей раннего возраста с церебральным параличом [Электронный ресурс] / В. И Смолякова, Е. А. Бударная // Студенческий: электрон. научн. журн. — 2019. — № 19. — Электрон. журн. — Режим доступа: https://sibac.info/journal/student/63/141980, свободный (дата обращения: 06.04.2020). — Загл. с экрана.