В условиях рыночного общества вуз мало чем отличается от любой другой компании. Учебные заведения также ведут конкурентную борьбу за то, чтобы занять доминирующие позиции в своем сегменте рынка. Организационная или корпоративная культура является одним из наиболее действенных инструментов управления персоналом. Применимо к вузу ее значимость даже повышается: ввиду того, что к коллективу вуза в определенной степени можно отнести не только его сотрудников, но и студентов, являющихся фактическими потребителями образовательных услуг. Исследования Б. Кларка указывают, что эта группа является особым субъектом взаимодействия и может играть важную роль в формировании устойчивых взглядов и налаживании отношений между людьми [3]. Организационная же культура является связующим звеном, объединяющим все категории персонала и студентов и способствующим формированию идентичности и чувства приверженности.
Организационная культура вуза, как и любой другой организации является неоднородной. Помимо доминирующей культуры, создаваемой «сверху», в ней также можно выделить субкультуры, возникающие снизу и как правило являющиеся реакцией сотрудников на кризисные явления и просто ситуации, случающиеся в жизни коллектива [3].
Материалом исследования являются результаты опроса, проведенного на базе ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет». Выборку испытуемых составили 128 человек, среди них 92 сотрудники, 36 аспирантов.
Методы эмпирического исследования: вопросник К. Камерона и Р. Куинна [1], методика Л. Портера «Опросник организационной приверженности», опросник Липпонена на выявление уровня идентификации с организацией/подразделением. Для анализа иинтерпретации полученных данных нами были использованы методы математической статистики, Н-критерий Крускала-Уоллиса, Т-критерий Вилкоксона, коэффициент корреляции Пирсона (r-Пирсона).
В ходе исследования мы выделили несколько групп: высшее руководство (5 человек), начальники подразделений (8 человек), деканы факультетов и заведующие кафедрами (33 человека), административно-управленческий состав (23 человека), профессорско-преподавательский состав (23 человека), аспиранты (36 человек). Также нами были выделены следующие субкультуры: субкультура планово-экономического отдела, субкультура финансово-экономического управления, субкультура научной библиотеки.
Каждый из шести вопросов, предложенных респондентам, предполагает четыре альтернативы ответов, соответствующих четырем типам организационной культуры (по Камерону-Куинну): клановому, рыночному, адхократическому и бюрократическому. Баллы распределяются по 100-бальной системе между указанными вариантами в том отношении, которое в наибольшей степени соответствует организации. Результаты опроса мы представили в виде таблицы:
Среднее значение оценок существующего типа организационной культуры представителями сформированных групп
Группа испытуемых |
Среднее значение |
|||
Клановый тип оргкультуры |
Адхократический тип оргкультуры |
Рыночный тип оргкультуры |
Бюрократический тип оргкультуры |
|
Высшее руководство |
27,7381 |
21,0714 |
24,1666 |
27,0238 |
Начальники подразделений |
18,8888 |
13,6111 |
29,4444 |
38,0555 |
Деканы факультетов, заведующие кафедрами |
22,1066 |
19,9537 |
25,5422 |
32,3983 |
Административно-управленческий состав |
21,0028 |
17,8389 |
25,5649 |
35,5932 |
Профессорско-преподавательский состав |
23,8500 |
13,0001 |
29,4000 |
33,7499 |
Аспиранты |
19,0774 |
25,8756 |
24,2816 |
30,7654 |
Согласно полученным данным, в университете доминирующим является бюрократический тип организационной культуры (показатель колеблется от 27,0238 до 38,0555), деятельность людей подчинена процедурам. При данном типе организационной культуры эффективными лидерами являются хорошие организаторы и координаторы, а успех определяется такими факторами как надежность, плавность графиков и низкие затраты.
Клановый тип организационной культуры в большей степени у высшего руководства (27,7381). Характерными для него являются верность традициям и сплоченность коллектива, ощущение организации как некоего «мы», своеобразной большой семьи. Акцент в данном типе организационной культуры делается на личностных качествах, сплоченности коллектива и моральном климате в нем.
Адхократический тип организационной культуры наиболее выражен у группы аспирантов (25,8756). При данном типе культуры на первом месте стоит склонность к экспериментированию и новаторству. Ключом к успеху также является готовность сотрудников идти на риск, а его главным показателем является способность к производству новых товаров и оказанию или оказанию уникальных услуг.
Рыночный тип организационной культуры в большей степени представлен у начальников подразделений (29,4444) и профессорско-преподавательского состава (29,4000). В фокусе данного типа организационной культуры лежат операции с внешними клиентами, внимание акцентируется на результатах работы, а показателем эффективности является достижение конкурентного преимущества.
На основании опроса была составлена диаграмма, наглядно представляющая особенности организационной культуры ЧелГУ:
Профиль организационной культуры ФГБОУ ВО «ЧелГУ». Срез 2018 года.
Таким образом мы пришли к следующим выводам:
- Доминирующим типом организационной культуры в ЧелГУ является бюрократический, он преобладает в большинстве групп опрошенных.
- Его доминирование не является подавляющим, другие типы также выражены в достаточной степени.
- Различные типы организационной культуры имеют разную степень выраженности у разных групп.
Подобная картина свидетельствует о том, что организационная культура вуза в целом имеет неоднородную структуру. Эти различия могут быть обусловлены особенностями задач, которые ставятся перед представителями разных подразделений в университете. Отметим, что работа экономических отделов и работа профессорского-преподавательского состава сама по себе разнородна и в своей основе отчасти ожидает от работников немного разных подходов к её выполнению.
Литература:
- Андреева И. В. Организационная культура: учеб. пособие / И. В. Андреева, О. Б. Бетина. — СПб, 2010–293 с
- Камерон К. Диагностика и изменение организационной культуры / К. Камерон, Р. Куин; пер. с англ.; под ред. И. В. Андреевой. — СПб.: Питер, 2001. — 320 с.
- Кларк, Б. Р. Система высшего образования: академическая организация в кросс-национальной перспективе / Б. Р. Кларк; пер. с англ. А. Смирнова; Нац. исследоват. ун-т «Высш. шк. экономики». — М.: Изд. дом Высш. шк. Экономики, 2011.