Отдельные категории сотрудников ОВД: особенности правового регулирования их служебного времени | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №16 (306) апрель 2020 г.

Дата публикации: 17.04.2020

Статья просмотрена: 304 раза

Библиографическое описание:

Злобин, Г. А. Отдельные категории сотрудников ОВД: особенности правового регулирования их служебного времени / Г. А. Злобин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 16 (306). — С. 80-82. — URL: https://moluch.ru/archive/306/68944/ (дата обращения: 12.11.2024).



Сегодня служба в ОВД определяется как особый вид государственной службы Российской Федерации, а ввиду того, что сотрудники ОВД отличаются от иных государственных служащих как по своему правовому положению, так и по роду, осуществляемой ими деятельности, то уместно говорить не только об особенностях осуществляемой ими деятельности, но и об особенностях правового регулирования их служебного времени.

Особый статус сотрудников полиции обусловлен также тем, что они являясь должностными лицами, наделены государственно-властными полномочиями для реализации функций и задач государства в области осуществления правоохранительной деятельности. Кроме того, сотрудники ОВД сами по себе являются особыми участниками служебно-трудовых отношений, что обусловлено условиями труда (службы) и мерами по его охране.

В научной литературе вопрос правового регулирования служебного времени сотрудников ОВД широко обсуждается, что породило дискуссию в научной среде по поводу регламентации служебно-трудовой деятельности сотрудников ОВД не только ведомственными нормативными правовыми актами, но и нормами некоторых отраслей права, в частности трудового [1, с. 78]. Полагаем, что наличие такого рода дискуссии основывается, главным образом, на истории становления и развития законодательства о труде.

Действительно, трудовое законодательство оказало существенное влияние на содержание и регламентацию служебно-трудовых отношений в ОВД. На современном этапе служебно-трудовая деятельность сотрудников ОВД подпадает под сферу действия не только Основного Закона Российской Федерации, закрепившего основные принципы правового регулирования труда, ведомственных нормативных правовых актов, которые являются и узкоспециализированными, поскольку призваны урегулировать непосредственно служебно-трудовые отношения сотрудников ОВД, но и регулируется трудовым законодательством [2]. Кроме того, служебно-трудовая деятельность некоторых сотрудников полиции регулируется особым образом.

Поэтому рассмотрим более подробно особенности нормативного правового регулирования служебного времени отдельных категорий сотрудников ОВД [3, с. 108], что позволит определить позицию законодателя в данном аспекте, выявить недостатки в правовом регулировании служебного времени сотрудников ОВД определенных категорий и наметить пути совершенствования законодательства в этой сфере с целью наиболее полного и справедливого регулирования служебно-трудовой деятельности отдельных категорий сотрудников ОВД.

Особенности служебного времени сотрудников ОВД обусловлены многими факторами, среди которых: условия и характер деятельности; функции, сущность которых исходит из замещаемой должности и соответствующих правовых актов; пол сотрудника; обстановка, действовавшая на момент выполнения служебных обязанностей и прочие факторы. Указанное является основанием для выделения отдельных категорий сотрудников ОВД, в правовой регламентации служебного времени которых имеются особенности.

На основании перечисленных факторов мы можем выделить следующую классификацию таких категорий сотрудников ОВД.

В зависимости от замещаемой должности сотрудника ОВД:

1) руководители (начальники) ОВД;

2) руководители подразделений;

3) подчиненный личный состав (среди которых, сотрудники следствия и дознания; сотрудники уголовного розыска; участковые уполномоченные полиции; сотрудники кадрового аппарата; сотрудники делопроизводства и режима; сотрудники бухгалтерии; сотрудники статистического аппарата; эксперты и др.);

4) сотрудники ОВД, проходящие службу в образовательных организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (курсанты, слушатели, иные сотрудники) [4].

Производя классификацию по указанному основанию, отметим, что замещаемая должность предполагает не только различия в выполняемых функциях, но и различия в правовом регулировании служебного времени сотрудников ОВД, поскольку предполагает различные условия их осуществления. Перечисленные категории сотрудников ОВД осуществляют служебно-трудовую деятельность при разной продолжительности служебного времени. Так, для руководителей (начальников) ОВД и руководителей соответствующих подразделений характерен ненормированный рабочий день, поскольку они, в силу своего статуса, должны аккумулировать информацию о деятельности подчиненных сотрудников за каждый рабочий день, в том числе они ответственны за результаты их деятельности, что отражается в соответствующих отчетах и справках.

Говоря о подчиненном личном составе, также можем выделить сотрудников, выполнение служебных обязанностей которых предполагает ненормированный рабочий день либо сверхурочное рабочее время. К таким сотрудникам, как правило, относят следователей, дознавателей, оперуполномоченных, участковых уполномоченных и экспертов. Это связано с выполнением служебных обязанностей, предполагающих несение службы в составе следственно-оперативной группы, оперативные задания, отработка материалов и прочее.

Всем остальным присущ, как правило, нормированный рабочий день. Исключения, предусмотрены ведомственными нормативными правовыми актами (например, при несении службы в суточном наряде). Однако, как показывает практика, курсантам и слушателям, привлеченным к несению службы в суточном наряде дополнительное время отдыха либо дополнительные дни отдыха, не говоря уже о дополнительном отпуске, не предоставляются. Наоборот, имеется практика сокращения продолжительности каникулярных отпусков, что оправдывается невыполнением учебного плана, совершением дисциплинарных проступков и др. По нашему мнению, это противоречит нормам действующего законодательства и, соответственно, требует не только освещения в научной литературе, но и разработки конкретных предложений по дополнительному урегулированию правоотношений в указанной сфере.

Изложенное свидетельствует о том, что, ввиду различной продолжительности рабочего (служебного) времени требуется и различное нормативно-правовое регулирование служебного времени некоторых категорий сотрудников ОВД [4].

В зависимости от условий и характера служебной деятельности сотрудников ОВД можно подразделить на такие категории:

1) сотрудники ОВД, проходящие службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе в отдаленных;

2) сотрудники ОВД, проходящие службу во вредных условиях;

3) сотрудники ОВД, проходящие службу в иных регионах России.

Продолжительность рабочего времени для первых двух групп сотрудников ОВД составляет 36 часов в неделю, а для третьей группы — 40 часов в неделю.

Следующим основанием для выделения категорий сотрудников ОВД выступает обстановка, действовавшая на момент выполнения служебных обязанностей. В научной литературе обстановка, вызванная введением военного, чрезвычайного положения, проведением контртеррористической операции, стихийным бедствием или иными обстоятельствами именуется особыми условиями. В связи с чем, выделим следующие категории:

1) сотрудники, привлекаемые к выполнению служебных обязанностей в условиях вышеуказанных обстоятельств путем привлечения к выполнению служебных обязанностей в таких условиях, направления откомандирования или временного перевода сотрудников в иные места службы без изменения ее условий;

2) сотрудники ОВД, выполняющие свои служебные обязанности в обычном режиме [4].

Учитывая сказанное, стоит отметить, что для сотрудников ОВД, относящимся к первой категории, законодательно предусмотрены дополнительные социальные гарантии при ненормированном рабочем дне.

Исходя из половой принадлежности, выделим следующие категории сотрудников ОВД, чье служебное время имеет особенности и требует соответствующей правовой регламентации:

1) беременные женщины;

2) женщины, имеющие ребенка в возрасте до трех лет;

3) женщины, проходящие службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе в отдаленных;

4) женщины, проходящие службу во вредных условиях;

5) мужчина или женщина, являющиеся родителем (опекуном, попечителем) ребенка в возрасте до четырнадцати лет;

6) мужчины и женщины, воспитывающие ребенка-инвалида (до достижения ребенком 18 лет);

7) мужчины и женщины, осуществляющие уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением.

Четкое нормативное определение служебного времени в ОВД, установление его продолжительности и режима определяются как наиболее важные и эффективные условия, способствующие надлежащему выполнению сотрудниками ОВД возложенных на них задач [5, с. 52].

В целях правильного и единообразного понимания сущности и продолжительности служебного времени целесообразно в Положении о прохождении службы в ОВД закрепить понятие, продолжительность, режим и учет служебного времени для отдельных категорий сотрудников ОВД путем дополнения указанного Положения отдельной главой «Служебное время отдельных категорий сотрудников ОВД».

Литература:

  1. Сагандыков М. С. Применение трудового законодательства к служебным отношениям сотрудников органов внутренних дел (на примере института рабочего времени) // Проблемы и вопросы гражданского права //Вестник Южно-Уральского государственного университета. — № 38. — 2010. — С. 78–79. — URL: https;//www.cyberleninka.ru/article/n/primenenie-trudovogo-zakonodatelstva-k-sluzhebnym-otnosheniyam-sotrudnikov-organov-vnutrennih-del-na-primere-instituta-rabochego/viewer (Дата обращения: 21.02.2020).
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993). — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_28399/ (Дата обращения: 19.02.2020); Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_34683/ (Дата обращения: 19.02.2020).
  3. Кобылинская С. В. Совершенствование Российского законодательства о социальном обеспечении // Актуальные вопросы трудового права и права социального обеспечения: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 130-летию со дня рождения профессора И. С. Войтинского // Под общей редакцией Сапфировой А. А. — Москва, 2014. — С. 105–112.
  4. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (последняя редакция). — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122329/ (Дата обращения: 19.02.2020); Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_34683/ (Дата обращения: 19.02.2020).
  5. Греченков А. А. Особенности правового регулирования служебного времени сотрудников органов внутренних дел // Международная-научно-практическая конференция. 2018. — С. 51–52. — URL: www. https://elib.amia.by/bitstream/docs/623/1/24012018_51.pdf (Дата обращения: 27.02.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): Служебное время, сотрудник, отдельная категория сотрудников, правовое регулирование, служебное время сотрудников, категория сотрудников, научная литература, несение службы, служба, служебно-трудовая деятельность.


Похожие статьи

Процессуальность и пролонгированность как характеристики педагогического сопровождения деятельности командира подразделений внутренних войск МВД России

Процессуальный порядок действий органов и должностных лиц, обеспечивающих безопасность участников уголовного судопроизводства (на примере МВД России)

Влияние нормирования труда и трудового законодательства на организацию рабочего времени персонала предприятий

Проблема нормативно-правового регулирования положения персонала учреждений уголовно-исполнительной системы

Понятие, задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания

Основные подходы к организации системы экономической безопасности ГБУ ВПО (вуза)

Проблемы и перспективы развития административно-правового регулирования дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел

Направления совершенствования правового регулирования этики прокурорских работников

Правовые основы статуса государственного служащего Федеральной противопожарной службы России

Прокурорский надзор за деятельностью уголовно-исполнительной инспекции. Общая характеристика и методика проведения проверок

Похожие статьи

Процессуальность и пролонгированность как характеристики педагогического сопровождения деятельности командира подразделений внутренних войск МВД России

Процессуальный порядок действий органов и должностных лиц, обеспечивающих безопасность участников уголовного судопроизводства (на примере МВД России)

Влияние нормирования труда и трудового законодательства на организацию рабочего времени персонала предприятий

Проблема нормативно-правового регулирования положения персонала учреждений уголовно-исполнительной системы

Понятие, задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания

Основные подходы к организации системы экономической безопасности ГБУ ВПО (вуза)

Проблемы и перспективы развития административно-правового регулирования дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел

Направления совершенствования правового регулирования этики прокурорских работников

Правовые основы статуса государственного служащего Федеральной противопожарной службы России

Прокурорский надзор за деятельностью уголовно-исполнительной инспекции. Общая характеристика и методика проведения проверок

Задать вопрос