Анализ проблем семьи как социального института, влияющих на организацию учебно-воспитательного процесса в техникуме | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Несмотря на коронавирус, электронный вариант журнала выйдет 13 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (306) апрель 2020 г.

Дата публикации: 18.04.2020

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Зенгина, М. С. Анализ проблем семьи как социального института, влияющих на организацию учебно-воспитательного процесса в техникуме / М. С. Зенгина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 16 (306). — С. 300-305. — URL: https://moluch.ru/archive/306/68922/ (дата обращения: 02.06.2020).



В статье приводятся и анализируются результаты исследования проблем семьи как социального института с точки зрения выполнения базовых социальных функций, проведенного в Дивноморском филиале НАНЧПОУ «Северо-Кавказский техникум «Знание». Данное исследования является актуальным в связи с постоянно изменяющейся социально-экономической обстановкой в стране. Кроме того, демографическая обстановка в России оказывает влияние на вектор развития организации учебно-воспитательного процесса в учреждении среднего профессионального образования.

Автором выявляются основные проблемы семей обучающихся на примере реализации базовых функций семьи как социального института, которые необходимо учитывать при формировании стратегии развития образовательного учреждения. В качестве выводов приводится подтверждение об изменении понимания социальных функций семьи, изменении традиционных семейных ценностей в определенной возрастной категории, и необходимости тесного взаимодействия семьи и образовательного учреждения.

Ключевые слова: семья, социальный институт, функции семьи, образовательная среда, инновационная образовательная среда, Концепция государственной семейной политики

The article presents and analyzes the results of a study of the problems of the family as a social institution in terms of performing basic social functions, conducted in the Divnomorsky branch of the North Caucasus technical college «Znanie». This research is relevant in connection with the constantly changing socio-economic situation in the country. In addition, the demographic situation in Russia affects the vector of development of the organization of the educational process in the institution of secondary vocational education. The author identifies the main risk factors of students ' families, which should be taken into account when forming the development strategy of an educational institution. As conclusions, there is evidence of changes in the functions and understanding of family functions, as well as changes in traditional family values in a certain age category.

The author identifies the main problems of students' families on the example of the implementation of the basic functions of the family as a social institution, which must be taken into account when forming the development strategy of an educational institution. The conclusions confirm the change in the understanding of the social functions of the family, the change in traditional family values in a certain age category, and the need for close interaction between the family and the educational institution.

Keywords: family, social institution, family functions, educational environment, innovative educational environment, Concept of state family policy

Одним из условий формирования эффективной инновационной образовательной среды является семья, ее потенциал как социального института, выполняющего ряд социально значимых функций.

В процессе деятельности и выстраивания отношений с родителями своих студентов мы стали замечать, что они, заключив договор и оплатив обучение, дистанцируются от проблем своих детей, полностью переложив на образовательное учреждение воспитательные и другие свои функции.

Мы задались вопросом: почему семья перестала быть опорой для самих студентов, для педагогов. Проведенное нами исследование, показало, что эффективность семьи как социального института снижена, а, следовательно, воспринимать семью как фактор создания инновационной образовательной среды крайне проблематично.

В исследовании, проведенном в октябре 2019 года, приняли участие студенты первого курса (105 человек), которым 16–17 лет (несовершеннолетние).

Актуальность исследования заключается в необходимости включения в образовательную среду воспитательного потенциала семьи, тем более что и в соответствии с Законом «Об образовании в РФ» родители являются участниками образовательных отношений и участниками образовательного процесса [1]. В соответствии с Концепцией государственной семейной политики до 2025 года роль семьи предусматривает ее активное участие в своем жизнеобеспечении, обучении и воспитании детей, охране здоровья ее членов; при этом целями государственной семейной политики являются поддержка, укрепление и защита семьи и ценностей семейной жизни, создание необходимых условий для выполнения семьей ее функций, повышение качества жизни семей и обеспечение прав членов семьи в процессе ее общественного развития [2].

Кроме того, исследование дает возможность лучше узнать и понять своих студентов для использования такого ресурса, как индивидуализация обучения и воспитания.

Целью исследования стало выявление проблем семьи как социального института на примере реализации своих основных функций и определение, насколько семьи студентов могут рассматриваться нами в качестве одного из факторов создания инновационной образовательной среды.

Для реализации заявленной цели мы определили следующие задачи:

− рассмотреть, как реализуются основные функции семьи и на этой основе;

− определить проблемы семьи как социального института на примере семей наших студентов;

− акцентировать внимание студентов на том, что семья является важнейшим социальным институтом и, следовательно, должна выполнять функции, возложенные на нее обществом, что семья — это большой труд, взаимная ответственность, ответственность перед обществом и перед государством.

Гипотеза исследования: только при анализе ситуации в семьях наших студентов по базовым социальным функциям семьи можно выявить проблемы среднестатистического студента, которые необходимо учитывать при организации учебно-воспитательной работы со студентами и при взаимодействии с родителями.

Наше исследование, которое включало в себя анкетирование студентов первого курса, изучение документации, наблюдение, дало интересную информацию о состоянии и проблемах семьи как социального института(на примере семей наших студентов).

Социальный институт — это совокупность норм, обычаев, правил, принципов, статусов и ролей, регулирующих отношения в определенной сфере, которые создаются для удовлетворения наиболее важных индивидуальных и общественных потребностей и интересов; он обеспечивает стабильность и предсказуемость отношений и поведения людей, оберегая общество от дезорганизации, образуют социальную систему [3, с. 26].

Социальный институт — это многофункциональная система, это значит, что один институт участвует в выполнении ряда функций в различных сферах жизнедеятельности общества. Например: образование как социальный институт выполняет не только образовательную функцию, но и воспитательную, экономическую (обучение и профессиональная ориентация будущего трудового ресурса), политическую (формирование активной гражданской позиции), социальную (в процессе обучения студенты получают опыт социального взаимодействия), культурную (трансляция культурных ценностей будущим поколениям) и наоборот, несколько социальных институтов участвуют в выполнении одной функции (например: семья, государство, образование, право осуществляют воспитательную функцию).

Семья как социальный институт выполняет ряд функций: репродуктивную, хозяйственно-бытовую, эмоциональную, социально-статусную, досуговую, духовного общения, воспитательную, первичного социального контроля, экономическую и другие. Мы рассмотрим те из них, которые дают представление об общих тенденциях в плане выполнения семьей своих социальных функций.

Студенты воспринимают семью как социальный факт, не требующий объяснений и оценки, они не понимают ее функции и роли в обществе, а, следовательно, ее общественную и личностную ценность. Участникам исследования было предложено написать не менее трех функций семьи как социального института. Результат: одну функцию указали — 3,8 %, две — 9,5 %, три — 55,2 %. При этом 31,4 % респондентов не смогли указать ни одной функции.

Цифры свидетельствуют: примерно каждый третий — не понимает социальную роль и значение семьи, а значит, в будущем они вряд ли будут дорожить семьей, детьми, старшим поколением. Некоторые из респондентов в качестве функций семьи написали: «Чтоб меня любили, чтобы мне все покупали», «Чтобы давали деньги, чтобы кормили».

Важнейшей социальной функцией семьи является воспроизводство или репродуктивная (для общества в целом — это биологическее воспроизводство населения, для человека- это удовлетворение личной потребности в детях, в продолжении рода). Из результатов исследования можно сделать вывод: 14,3 % респондентов мечтают в будущем о многодетной семье, 79 % — об обычной семье (1–2 ребенка), 6,6 % — не хотят детей. Однако о будущем детей судить преждевременно: все прочнее в общественную жизнь стал входить гражданский брак (или как принято говорить — «отношения»), который не всегда дает ребенку правовые и экономические гарантии.

Как «работает» хозяйственно-бытовая функция (распределение обязанностей в семье, поддержание физического здоровья, уход за детьми и стариками) мы исследовали с помощью вопросов: «Как в вашей семье распределяются обязанности?» и «Какие обязанности в семье у вас?».

Следует отметить, участники исследования понимают, что в семье обязанности распределяются между членами семьи и даже определяют критерии их распределения. В 36 % семей обязанности распределяются по принципу: «мужские — женские», в 35 % семей — по принципу: «кто может, тот и делает»; в 22, 8 % семей обязанности распределены на основе других критериев («все делаем вместе» и др.). Однако 5,7 % респондентов не имеют представления о том, как распределяются обязанности, можно предположить, что они «далеки» от семейных хозяйственных вопросов, следовательно, они вряд ли понимают, что жить семьей — это большая работа.

Немногие респонденты смогли назвать свои обязанности в семье. Отвечая на вопрос: «Какие обязанности в семье у вас?», необходимо было указать не менее 3-х своих обязанностей. В результате: три обязанности смогли указать только 34, 2 %, две — 13,3 %, одну — 17,1 % опрошенных. Некоторые участники исследования написали в качестве своих обязанностей следующие: не врать, вовремя приходить домой, не ссориться, «не косячить». Не смогли назвать ни одной своей обязанности 35,2 % респондентов!

Ответ на этот вопрос показал, что примерно каждый третий из опрошенных не вносит свой посильный вклад в общесемейный труд и с детства предпочитает жить за счет других членов семьи. Если нет обязанности, то нет и ответственности; не будет ее и в будущей семье наших нынешних студентов, так как в детстве не были сформированы социально правильные модели поведения. Для таких людей гражданский брак, возможность которого допускают 71,4 % опрошенных студентов, является идеальной формой: нет социальных ролей (моделей поведения) — нет ответственности перед обществом (даже в лице одного человека).

Эмоциональная функция семьи выражается в получении психологической защиты, эмоциональной поддержки и стабилизации индивида, в обретении личного счастья. Семья как место безопасности, сочувствия, утешения, душевного комфорта поддерживает стимул к активной деятельности [4, с. 415].Участникам исследования был задан вопрос:

«К кому Вы идете со своими проблемами?»:

а) к маме;

б) к отцу;

в) к бабушке (дедушке);

г) к другу (подруге);

д) решаю проблемы сам (сама)».

При обработке ответы были объединены в две группы: проблема решается с помощью семьи (родители и бабушки/дедушки), или друзей и самостоятельно. Результат следующий: с помощью семьи разрешают проблемы — 43, 8 % студентов, самостоятельно и с помощью друзей — 56, 2 %.

Это свидетельствует о том, что более половины опрошенных предпочитают решать свои проблемы без помощи семьи, вероятно семья не рассматривается как опора, эмоциональные связи в семье нарушены. Когда у человека нет потребности обратиться к семье за поддержкой и помощью, неизбежно будет происходить отдаление членов семьи друг от друга.

Исследуя ответы на вопрос: «Как в вашей семье разрешаются конфликты?», был получен следующий результат: на основе взаимных уступок разрешаются конфликты в 68, 6 % семей, можно предположить, что в этих семьях формируется модель компромиссного поведения; в 16,2 % семей уступает только одна сторона, здесь, скорее всего, формируется позиция либо всегда уступать, либо подавлять самому (диктаторская, авторитарная позиция). Но 15,2 % опрошенных не знают, как разрешаются конфликты в семье, что может свидетельствовать о том, что, живя в семье, респонденты не живут ее проблемами (т. е. в семье, но сами по себе).

Нас интересовал вопрос возможности насилия в семье, поскольку имели место единичные случаи проявления агрессии в студенческой среде.

Интересно было узнать, допустимо ли в семьях применение физической силы. Как положительный можно отметить тот факт, что в 79 % семей недопустимо применение силы при разрешении конфликтов, но 21 % респондентов признали обратное. Последний показатель свидетельствует о том, что примерно в каждой пятой семье насилие имеет место.

Мы также попытались выяснить, как реализуется социально-статусная функция семьи, которая выражается в предоставлении определенного социального статуса членам семьи (муж, жена, сын, дочь, внук, внучка) и способствует воспроизводству социальной структуры общества. Для маленького ребенка важно жить с мамой и папой, которые будут его любить, защищать; для взрослых детей значение родителей еще более возрастает: это не только любовь и эмоциональная поддержка, это финансовая стабильность и помощь, это некий статусный старт.

Студентам был задан вопрос: «С кем Вы проживаете?: а) с родителями, б) с одним из родителей, в) с бабушкой (дедушкой), г) с родителями (родителем) и с бабушкой и дедушкой?»

Данный вопрос очень важен, ведь только живя в полной семье, ребенок получает тот объем любви, заботы, воспитания, теплоты, который поможет ему выжить, преодолеть все трудности и в дальнейшем спроецировать полученную в детстве любовь на другое поколение.

Результат обработки ответов студентов первого курса дал следующую картину: с обоими родителями проживают — 49, 5 %, с одним из родителей — 40 %,с бабушками (дедушками) — 10,4 % опрошенных. Таким образом, в полной семье проживет только половина участвовавших в исследовании.

Согласно Социального паспорта в Дивноморском филиале НАНЧПОУ «Северо-Кавказский техникум «Знание» 123 из 362 человек живут в неполных семьях, что составляет 34 %. Таким образом, соотношение: полные/неполные семьи в целом по заведению составляет 66 % к 34 %. Но в 28 % полных семей один из родителей не является родным.

Семья — это тесная связь поколений, придающая ей устойчивость. Способность восстанавливать свое единство в каждом следующем поколении — очень важная характеристика семьи — ее жизненный цикл. Ребятам был задан вопрос: «Вы общаетесь с бабушками и дедушками?». Результат следующий:

да — 74, 2 %, нет — 6,6 %, редко — 19 %.

Следующий вопрос: «Знаете ли вы историю своей семьи?» «Да», ответили — 75,2 % респондентов, «нет» 24,7 %.

Логично предположить, что в тех семьях, где есть полноценное общение (74,2 %), там знают историю своей семьи (75, 2 %). Там, где нет общения (6,6 %), либо оно — редкость (19 %) (итого 25,6 %), там историю семьи не знают (24,7 %), а, следовательно, семья как ценность не воспринимается.

Близкий по смыслу к предыдущим вопрос об отношениях с родственниками. Очень близкие отношения с родственниками поддерживают 75, 2 %, не поддерживают отношения — 2,8 %, поддерживают отношения фрагментарно — 21,9 % опрошенных. Данные показатели не так уж оптимистичны — почти четверть не умеет или не желает выстраивать отношения с родственниками, а ведь это тоже семья.

Важнейшими функциями семьи являются культурная (поддержание культурного воспроизводства в обществе), социализации, посредством которой осуществляется вхождение молодежи в систему социокультурных норм общества; воспитательная и первичного социального контроля, которые направлены на регламентацию поведения членов семьи (что такое «хорошо», что такое «плохо», что можно, что нельзя»), в том числе, взаимную ответственность между ними.

Сбой этих функций уже предопределен показателем неполных семей — 50,4 %, ослаблением родственных связей (24,7 % не поддерживают или поддерживают фрагментарно отношения с родственниками); нарушением эмоциональных связей (56,2 % решают проблемы самостоятельно или с помощью друзей, но не семьи); отсутствием у детей обязанностей в семье (35,2 %). Кроме того, данные о студентах, стоящих на профилактическом учете в ОДН на 16.09.19–8 человек (2,2 %) также свидетельствуют о сбое воспитательной и функции первичного социального контроля.

«Лучшая школа дисциплины есть семья»,- писал Самюэл Смайлс (1812–1904 гг.), выдающийся английский просветитель и философ-моралист [5].

В нашем случае семья не становится школой дисциплины в силу тех же перечисленных факторов.

При этом студенты вполне рациональны, они понимают, что семью можно и нужно создавать:

− когда получишь образование, будешь иметь работу и доход (35,8 %);

− когда будешь материально независим от родителей (26, 6 %);

− когда будешь иметь свое жилье (20, 7 %).

Но, не имея в семье обязанностей, не понимая, что семья — это труд и ответственность, многие необдуманно идут на создание официальной (узаконенной) семьи, либо живут в гражданском браке, решаются на рождение детей.

Чтобы понять предпочтения в отношении своих будущих «половинок», ребятам было предложено указать три главных характеристики (достоинства) будущего супруга (супруги), в качестве таковых мы предложили следующие достоинства:

добрый (ая), красивый (ая), умный (ая), заботливый (ая), трудолюбивый (ая), богатый (ая), успешный (ая), любящий (ая) детей, способность дорожить семьей.

Без разделения по половому принципу абсолютное предпочтение было отдано следующим характеристикам: трудолюбивый (ая) — 26,5 %, заботливый (ая) — 14 %, должен дорожить семьей — 13,8 %.

Девушки выстроили такую иерархию достоинств своего спутника: заботливый (23,2 %), дорожит семьей (16,4 %), трудолюбивый (14,6 %).

Молодые люди определили следующие главные качества для потенциальных жен: красивая (19 %), дорожит семьей (17,3 %), добрая (16,1 %).

Трудолюбие, умение заботиться о ближнем и дорожить семьей — это как раз те качества, которые может и должна сформировать семья. Но только при условии, что она — образец для подражания. Участникам исследования был задан вопрос: «Семья ваших родителей для вас:

а) пример для подражания;

б) не является примером?».

Родительская семья является примером для 76,5 % респондентов (можно предположить, что такая оценка — признание семейного комфорта);

23,8 % респондентов видимо испытывают дискомфорт — для них родительская семья образцом счастливой семейной жизни не является (а это почти каждый четвертый).

Более оптимистично выглядит реализация семьей своих экономических функций (зарабатывание денег на содержание детей и оплату их обучения, экономическая поддержка нетрудоспособных членов семьи и т. п.).

По данным Социального паспорта Дивноморского филиала НАНЧПОУ «Северо-Кавказский техникум «Знание» на 2019 -2020 учебный год в техникуме обучаются 362 человека, из них студенты из малообеспеченных семей (стоящие на учете в соцзащите) — 26 человек, что составляет 7, 2 %. Оплачивают обучение материнским капиталом — 63 семьи (17,4 %), что свидетельствует о понимании родителями значимости получения детьми среднего профессионального образования как условия их дальнейшей жизни и благосостояния.

Кроме проблем, выявленных в ходе исследования, можно указать проблемы, выявившиеся в ходе ежедневной практической деятельности и наблюдений:

− во многих семьях наших студентов сформировалась потребительская позиция по отношению к государству, к учебному заведению, к преподавателям;

− многие семьи идут на рождение второго и третьего ребенка в надежде на государственные пособия, иногда это выглядит как одолжение государству в решении демографической проблемы; для части семей, особенно социально неблагополучных, пособия на детей становятся источником существования; при этом функция воспитания старшего ребенка — нашего студента полностью перекладывается на образовательное учреждение;

− отсутствие экономической грамотности — это еще одна черта некоторых семей: берут кредиты, не просчитывая свои экономические возможности; у детей в таких семьях формируется модель поведения: «жить в долг», «жить не по средствам»;

− родители некоторых студентов не работают официально, что, как им кажется, дает им право требовать от государства пособий и льгот по оплате обучения; эту практику перенимают и дети, предпочитая подрабатывать неофициально;

− зависимости членов семей: наркомания, алкоголизм; в последнее время проблемой многих семей стали социальные сети, игромания (особенно отцы и дети) и др.;

− ранние браки (особенно по причине беременности) и, следовательно, раннее рождение детей (дети рожают детей);

− изменение психологии россиян: характерной чертой нашего менталитета считался коллективизм (общинность), в который легко вписывались семейные ценности, в результате социально-политических и экономических изменений, произошедших в стране в 80- 90-е годы XX века, место коллективизма окончательно занял индивидуализм (на первом месте теперь «Я», а не «Мы»);

− в некоторых семьях наших студентов сформировался стереотип поведения: лучше быть бедным, тогда тебе помогут, не престижно быть социально успешным, поэтому зависимость от государства в плане пособий и льгот воспринимается как норма.

Наше исследование показало, что семья как социальный институт на некоторых социальных функциях начала давать сбой, изменилось понимание семьей ее функций, изменились семейные ценности. Для системы образования важны все функции семьи, но особенно воспитательная и функция первичного социального контроля. Для самих ребят важно то, как реализуется эмоциональная функция, они должны всегда ощущать, что за ними стоит семья, которая обеспечит поддержку и защищенность. Для учебного заведения — работа с семьями своих студентов является важнейшим направлением деятельности, посредством которого реализуются базовые функции образовательной организации, и формируется образовательная среда. Без понимания педагогическим коллективом и семьями студентов значимости своих функций как социального института и без тесного взаимодействия семьи и образовательного учреждения формирование инновационной образовательной среды вряд ли возможно.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. с изм. 2019 г. [Электронный ресурс]: (дата обращения:05.11.2019). https://base.garant.ru/70291362/4c3e49295da6f4511a0f5d18289c6432/
  2. Концепция государственной семейной политики до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1618-р г. Москва [Электронный ресурс]: (дата обращения: 29.03.2020). https://rg.ru/2014/08/29/semya-site-dok.html
  3. Козырев Г. И. Основы социологии и политологии: учебник.- М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М., 2009.- 240 с.- Профессиональное образование).
  4. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов/ Отв. ред. Академик РАН Г. В. Осипов, действительный член РАЕН Л. Н. Москвичев.-М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА- ИНФРА- М), 2002.- 912 с.
  5. Мудрость тысячелетий. Энциклопедия/ Сост. Н. Березин; Под общей ред. А. Янак.- М.: ОЛМА- ПРЕСС, 2006, с.783
Основные термины (генерируются автоматически): семья, социальный институт, студент, функция, ребенок, образовательное учреждение, родитель, инновационная образовательная среда, первичный социальный контроль, функция семьи.


Похожие статьи

Роль семьи как социального института в социализации детей

Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей. Лев Николаевич Толстой.

Взаимодействие семьи и школы как важный фактор социализации...

Семья - важный социальный институт, это первая в жизни человека социальная общность, где он осваивает первые социальные роли, приобретает опыт общественного поведения. Семья является неотъемлемым фактором развития, воспитания и социализации ребенка.

Семья и ее основные функции в воспитании здорового поколения

Во-вторых, семьясоциальный институт, в котором устойчивая форма взаимоотношений между людьми.

Социально-экономические изменения, происходящие в нашем обществе вновь активизируют экономическую функцию семьи в вопросах накопления имущества...

Семья как важнейший институт социализации | Статья в журнале...

Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь...

Особенности взаимодействия социального педагога...

Родительская семья является первичной социальной средой индивида, средой социализации.

Социально-педагогические аспекты профессии социального педагога / воспитателя в

В данных семьях на второе место уходит воспитательная функция семьи.

Сетевое взаимодействие семей воспитанников дошкольного...

Семья и дошкольные образовательные учреждения — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное образовательное учреждение играет важную...

Семья как социальный институт. Неблагополучная семья как...

Семья — это социальный институт воспроизведения и развития социокультурного статуса, духовных и физических ценностей, социального здоровья и благополучия индивидов и всего общества; саморегулирующая система с относительно устойчивыми моделями поведения и...

Взаимодействие образовательного учреждения и семьи...

Беседина, А. Ф. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи в современных условиях / А. Ф. Беседина.

Детский сад — первый социальный институт, первое социальное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое...

Семья и детский сад: два важных социальных института...

Согласно ФГОС, первостепенной целью детского сада является создание оптимальных условий для гармоничного развития детей через грамотное построение целостного педагогического процесса, базирующегося на культурных и семейных ориентирах.

Похожие статьи

Роль семьи как социального института в социализации детей

Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей. Лев Николаевич Толстой.

Взаимодействие семьи и школы как важный фактор социализации...

Семья - важный социальный институт, это первая в жизни человека социальная общность, где он осваивает первые социальные роли, приобретает опыт общественного поведения. Семья является неотъемлемым фактором развития, воспитания и социализации ребенка.

Семья и ее основные функции в воспитании здорового поколения

Во-вторых, семьясоциальный институт, в котором устойчивая форма взаимоотношений между людьми.

Социально-экономические изменения, происходящие в нашем обществе вновь активизируют экономическую функцию семьи в вопросах накопления имущества...

Семья как важнейший институт социализации | Статья в журнале...

Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь...

Особенности взаимодействия социального педагога...

Родительская семья является первичной социальной средой индивида, средой социализации.

Социально-педагогические аспекты профессии социального педагога / воспитателя в

В данных семьях на второе место уходит воспитательная функция семьи.

Сетевое взаимодействие семей воспитанников дошкольного...

Семья и дошкольные образовательные учреждения — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное образовательное учреждение играет важную...

Семья как социальный институт. Неблагополучная семья как...

Семья — это социальный институт воспроизведения и развития социокультурного статуса, духовных и физических ценностей, социального здоровья и благополучия индивидов и всего общества; саморегулирующая система с относительно устойчивыми моделями поведения и...

Взаимодействие образовательного учреждения и семьи...

Беседина, А. Ф. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи в современных условиях / А. Ф. Беседина.

Детский сад — первый социальный институт, первое социальное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое...

Семья и детский сад: два важных социальных института...

Согласно ФГОС, первостепенной целью детского сада является создание оптимальных условий для гармоничного развития детей через грамотное построение целостного педагогического процесса, базирующегося на культурных и семейных ориентирах.

Задать вопрос