Государственно-частное партнёрство в современном Казахстане | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Несмотря на коронавирус, электронный вариант журнала выйдет 13 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №16 (306) апрель 2020 г.

Дата публикации: 13.04.2020

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Карташов, К. Н. Государственно-частное партнёрство в современном Казахстане / К. Н. Карташов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 16 (306). — С. 239-243. — URL: https://moluch.ru/archive/306/68872/ (дата обращения: 02.06.2020).



В последние годы в Казахстане все чаще отводится роль государственно-частному партнёрству, как одному из ключевых и действенных способов развития экономики. На данный момент, в Казахстане заключено более 700 ГЧП договоров. Однако, подобное бурное развитие государственно-частного было не всегда. Ориентируясь на международный опыт, государство видело необходимость в развитии данного сектора и не раз отмечало это, в то время, как количество ГЧП проектов, вплоть до 2016 года, оставалось на низком уровне. В рамках данной статьи будет рассмотрена краткая история государственно-частного партнерства в современном Казахстане. Методом исследования выступил desk research.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, Казахстан, Казахстанский центр, проект, местный орган власти, сумма заключенных договоров.

Первые ГЧП проекты в Казахстане начали осуществляться в 2006 году. На тот момент было реализовано 3 из 6 проектов республиканского значения, чья общая стоимость составила 46,2 млн $.[1] Причиной же не реализации остальных проектов послужил финансовый кризис 2008 года, после которого наблюдалась достаточно низкая активность на рынке ГЧП. По мнению некоторых казахстанских экспертов, пассивность в использовании инструментов государственно-частного партнерства была связана с Законом «О концессиях», который не мотивировал инвесторов принимать участие в ГЧП проектах. Другая причина неразвитости государственно-частного партнерства объясняется бездействием министерств и местных органы власти в лице акиматов, которые не проработали пул проектов для инвесторов. С целью совершенствования Закона «О концессиях» в него были внесены поправки в 2008, 2010 и 2012 годах [1]. В результате, летом 2012 года был предложен Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по внедрению новых форм государственно-частного партнерства и расширению сфер их применения», который был утвержден спустя почти год — 4 июля 2013 года. Ожидалось, что после утверждения Закона в среднесрочной перспективе будет реализовано не менее 40 ГЧП проектов в таких сферах, как образование, здравоохранение, ЖКХ, развитие городской инфраструктуры, а также переработка бытовых отходов [2].

Дальнейшим толчком к развитию ГЧП проектов послужил принятый в 2015 году новый Закон РК «О государственно-частном партнерстве», который снял ряд ограничений по сферам применения ГЧП, внедрил возможность частной финансовой инициативы, а также расширил состав участников. Если согласно Закону «О концессиях» разрешалось только строительство, а также реконструкция проектов, то после внедрения Закона «О государственно-частном партнерстве» эти возможности были расширены и в формат ГЧП можно было перевести уже функционирующие объекты [3]. Не менее важным для развития сферы государственно-частного партнерства в республике стало создание Казахстанского центра государственно-частотного партнерства в 2016 году, чья работа заключается в полном консультировании, а также сопровождении ГЧП проектов.

Анализируя различные источники можно сделать вывод, что статистическая информация о статусе реализации ГЧП проектов в Казахстане имеет значительные противоречия. Так, по данным АО «Казахстанского центра государственно-частного партнерства», к 2019 году было заключено 615 договоров, общая сумма которых составила 1,6 трлн. тенге (рис. 1) [4].

Рис. 1. Динамика заключенных договоров ГЧП проектов (данные Казахстанского центра ГЧП)

В целом, можно увидеть, что почти за 15 лет число заключенных договоров увеличилось более, чем в 300 раз. В разрезе отраслей экономики большая часть проектов приходится на образовательную сферу — 331 (55 % от общего числа заключенных договоров). В несколько меньшей степени были реализованы проекты в сфере здравоохранения — 127 (21 % от общего числа заключенных договоров). В целом, доминирование этих сфер соотносится с задачами по развитию социальных проектов, прописанных в Стратегии 2050.

Лишь около четверти заключенных договоров (157) пришлись на проекты всех остальных сфер экономики (культура и спорт, ЖКХ, транспорт, агропромышленный комплекс, промышленность и государственные услуги) (рис. 2) [5]. Примечательно, что если суммировать число проектов по сферам, то их сумма составит лишь 597, что идет в разрез с предоставленной статистикой, согласно которой подписано 615 договоров.

N=597

Рис. 2. Динамика заключенных договоров ГЧП проектов (данные Казахстанского центра ГЧП)

Однако, подобные противоречия в статистике не ограничиваются лишь одним ресурсом. Так, согласно информации портала wfin.kz [6], к 2019 году было заключено не 615, а 714 договоров ГЧП (из них 235 были заключены в 2019 году). Для сравнения ниже представлена диаграмма с двух источников, в которых можно увидеть количество заключенных договоров по проектам в разрезе по годам (рис. 3).

Данные — АО «Казахстанский центр ГЧП)

Данные — wfin.kz

Рис. 3. Количество заключенных договоров ГЧП проектов

Безусловно, несмотря на одинаковые пропорции в двух источниках, значения в них имеют существенные различия. Тем не менее, наибольшее число заключенных договоров пришлось на 2018 год (304 по статистике Казахстанского центра ГЧП, 295 по статистике wfin.kz). Согласно данной статистике, количество заключенных ГЧП договоров, с 2018 по 2019 год, сократилось как минимум на 20 % (опираясь на статистику wfin.kz).

Противоречия также наблюдаются и в статистике по суммам заключенных договоров. Так, согласно данным wfin.kz к 2019 году сумма заключенных договоров по проектам почти на 100 миллиардов тенге больше, чем по статистике АО «Казахстанского центра государственно-частного партнерства» (см. рис. 4).

Рис. 4. Сумма заключенных договоров к 2019 году (млрд. тенге)

По статистике сайта wfin.kz, наибольшая сумма по заключенным договорам пришлась на 2018 год — 1132 млрд. тенге (рис. 5) [6].

Рис. 5. Сумма заключенных договоров в разрезе по годам (млрд. тенге) на основании статистики wfin.kz

Также отмечается, что помимо сокращения числа заключенных договоров, за прошедший год в Казахстане снизилось число компаний с участием государства (на 11 %, по сравнению с 2018 годом). В целом, начиная с 2014 года наблюдается постепенное снижение количества компаний с участием государства — за 5 лет их число сократилось на 24 % с 772 до 590 (см. рис. 6).

Рис. 6. Количество компаний с участием государства в Казахстане на основании статистики wfin.kz

Очевидно, что наибольшее число компаний с государственным участием находятся в Нур-Султане — 115. На втором месте по количеству данных компаний находится город Алматы — здесь их число равно 64. Значительная доля участия государства наблюдается на юге Казахстана — 91. Наименьшее же число компаний расположено в северном регионе Казахстана — 44 (см. рис. 7).

Рис. 7. Количество компаний с участием государства (в разрезе регионов) на основании статистики wfin.kz

К 2020 г. методология государственно-частного партнерства продолжила свое совершенствование. Так, с целью увеличения числа проектов с минимальным возмещением из бюджета, они были разделены на три категории:

1 категория — полное возмещение инвестиций и операционных затрат частного партнера из бюджета;

2 категория — частичное возмещение инвестиций за счет бюджета и за счет услуг с рынка

3 категория — без возмещения из бюджета. Возмещение происходит за счет госзаказа, тарифа, ГОБМП, платных услуг и т. д. [7].

В целом, проанализировав статистику, мы видим, что законодательные изменения в государственно-частном партнерстве, произошедшие за последние семь лет, оказали немалое влияние на увеличение количественных показателей в данном секторе. Также, в некоторой степени можно говорить и о повышении мотивации частных лиц в принятии участия в проектах ГЧП, что может быть косвенно объяснимо снижением количества предприятий с государственным участием.

В то же время, стоит отметить и проблемы данной сферы, оставшиеся актуальными до сих пор — это противоречивая статистика, вызванная ненадлежащей работой местных органов власти в лице акиматов, которые своевременно и регулярно должны предоставлять актуальные статистические данные для общей базы. Для решения данной проблемы необходимо:

1) проводить строгий контроль данных получаемых от местных органов власти;

2) обязать местные органы власти ежеквартально предоставлять данные по ГЧП проектам;

3) АО «Казахстанскому центру ГЧП» необходимо своевременно обновлять информацию на своем официальном сайте, а также проводить ежеквартальный мониторинг на основе данных, полученных от местных органов власти.

Литература:

  1. Жангирова Р. Н. Развитие государственно-частного партнерства в Республике Казахстан // Вестник КазНПУ. — 2014. — № 2.
  2. Абиесов Ж. ГЧП по-новому // https://forbes.kz/life/opinion/gchp_po-novomu — Дата доступа [07.04.2020].
  3. Альмухамедова Н. ГЧП в Казахстане: развитие, преимущества и достижения // https://strategy2050.kz/ru/news/52434/
  4. Государственно-частное партнерство // https://e-history.kz/ru/contents/view/gosudarstvennochastnoe_partnerstvo__5288 — Дата доступа [07.04.2020].
  5. Государственно-частное партнерство. 2019. — № 1.
  6. Государственно-частное партнерство в стране снижает обороты // https://wfin.kz/publikatsii/kazakhstan-v-tsifrakh/item/34483-gosudarstvenno-chastnoe-partnjorstvo-v-strane-snizhaet-oboroty.html — Дата доступа [07.04.2020].
  7. Государственно-частное партнёрство становится всё более популярным: за первое полугодие сумма по договорам ГЧП в полтора раза превысила стоимость «портфеля» проектов // http://finprom.kz/ru/article/gosudarstvenno-chastnoe-partnyorstvo-stanovitsya-vsyo-bolee-populyarnym-za-pervoe-polugodie-summa-po-dogovoram-gchp-v-poltora-raza-prevysila-stoimost-portfelya-proektov — Дата доступа [07.04.2020].

[1] Первыми ГЧП проектами в Казахстане были: железная дорога «Станция Шар – Усть-Каменогорск», межрегиональная линия электропередач «Северный Казахстан – Актюбинская область», а также пассажирский терминал международного аэропорта Актау.

Основные термины (генерируются автоматически): государственно-частное партнерство, Казахстанский центр, Казахстан, местный орган власти, проект, сумма заключенных договоров, участие государства, основание статистики, число компаний, данные.


Похожие статьи

Государственно-частное партнерство: сущность и проблемы...

В сложившихся условиях большую роль в решении социально-экономических проблем играет частный бизнес. Необходимость в партнерстве государства и бизнеса возникает, прежде всего, в социальных отраслях, за которые государство несет ответственность.

Специфика института контракта с участием государства...

В настоящее время государственно-частное партнерство (далее — ГЧП) или

Договор партнерства — это административный договор, в силу которого публичный

привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами...

Государственно-частное партнерство: теоретические основы

Государственно-частное партнерство как признак инновационной экономики» считает, что ГЧП является

Государственно-частное партнёрство за последние годы перестало быть чем-то

Появились соответствующие департаменты в министерствах, советы при органах власти...

Государственно-частное партнерство | Статья в журнале...

В настоящее время в мире наблюдается тенденция к развитию взаимоотношений между государством и бизнесом, поскольку данные взаимоотношения благоприятны для обеих сторон.

Развитие государственных закупок в Республике Казахстан

В Республике Казахстан законодательство о государственных закупках динамично

Сумма платежей, произведенных с использованием инфраструктуры электронного правительства в 2011 году

Кроме этого, наибольшее количество нарушений в сфере государственных закупок...

Социально-предпринимательские корпорации Республики...

Государственно-частное партнерство как инновационный... Аналитики Компании ФОК однозначно прогнозируют рост сектора ГЧП в среднесрочной

Взаимодействие малого бизнеса и органов власти — система партнерства органов государственной власти и местного...

Модель государственно-частного партнерства как средство...

Участие государства в проекте как регулятора также создает дополнительные гарантии и

Банки и страховые компании осуществляют соответственно финансирование и страхование рисков

Государственно-частное партнерство (далее — ГЧП) — один из способов развития...

Развитие государственно-частного партнёрства в сфере...

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, социальные проект, сфера образования

Возникающие в рамках проектов ГЧП риски частного сектора можно разделить на следующие

Статистика свидетельствует о финансовой возможности участия России в...

Состояние и перспективы развития государственно-частного...

Вопросы и перспективы взаимоотношения государства и бизнеса всегда находились в центре внимания любого современного государства. В последние время во всем мире наблюдается тенденция усиления сотрудничества власти и бизнеса в таких сферах, как электроэнергетика...

Похожие статьи

Государственно-частное партнерство: сущность и проблемы...

В сложившихся условиях большую роль в решении социально-экономических проблем играет частный бизнес. Необходимость в партнерстве государства и бизнеса возникает, прежде всего, в социальных отраслях, за которые государство несет ответственность.

Специфика института контракта с участием государства...

В настоящее время государственно-частное партнерство (далее — ГЧП) или

Договор партнерства — это административный договор, в силу которого публичный

привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами...

Государственно-частное партнерство: теоретические основы

Государственно-частное партнерство как признак инновационной экономики» считает, что ГЧП является

Государственно-частное партнёрство за последние годы перестало быть чем-то

Появились соответствующие департаменты в министерствах, советы при органах власти...

Государственно-частное партнерство | Статья в журнале...

В настоящее время в мире наблюдается тенденция к развитию взаимоотношений между государством и бизнесом, поскольку данные взаимоотношения благоприятны для обеих сторон.

Развитие государственных закупок в Республике Казахстан

В Республике Казахстан законодательство о государственных закупках динамично

Сумма платежей, произведенных с использованием инфраструктуры электронного правительства в 2011 году

Кроме этого, наибольшее количество нарушений в сфере государственных закупок...

Социально-предпринимательские корпорации Республики...

Государственно-частное партнерство как инновационный... Аналитики Компании ФОК однозначно прогнозируют рост сектора ГЧП в среднесрочной

Взаимодействие малого бизнеса и органов власти — система партнерства органов государственной власти и местного...

Модель государственно-частного партнерства как средство...

Участие государства в проекте как регулятора также создает дополнительные гарантии и

Банки и страховые компании осуществляют соответственно финансирование и страхование рисков

Государственно-частное партнерство (далее — ГЧП) — один из способов развития...

Развитие государственно-частного партнёрства в сфере...

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, социальные проект, сфера образования

Возникающие в рамках проектов ГЧП риски частного сектора можно разделить на следующие

Статистика свидетельствует о финансовой возможности участия России в...

Состояние и перспективы развития государственно-частного...

Вопросы и перспективы взаимоотношения государства и бизнеса всегда находились в центре внимания любого современного государства. В последние время во всем мире наблюдается тенденция усиления сотрудничества власти и бизнеса в таких сферах, как электроэнергетика...

Задать вопрос