Определение конкурентоспособности и качества услуг в системе дополнительного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (306) апрель 2020 г.

Дата публикации: 14.04.2020

Статья просмотрена: 577 раз

Библиографическое описание:

Санникова, А. Н. Определение конкурентоспособности и качества услуг в системе дополнительного образования / А. Н. Санникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 16 (306). — С. 320-322. — URL: https://moluch.ru/archive/306/68856/ (дата обращения: 16.12.2024).



В настоящее время сложилось ясное понимание того, что экономический рост и благосостояние страны зависят от уровня развития базовых отраслей общественного производства, среди которых исключительно важную роль играет образование. Формирование рынка образовательных услуг поставило перед образовательными организациями целый ряд проблем, что вызывает необходимость пересмотра традиционного подхода к управлению с учетом современных требований рынка [1, c.91-93].

По мнению Д. Н. Зубарева, конкурентоспособность определяется способностью постоянно развиваться: первоначально добиваться конкурентного преимущества, изменяя основу, на которой осуществляется конкуренция, а затем сохранять свое преимущество, постоянно совершенствуя продукт, способы производства и другие факторы, причем так быстро, чтобы конкуренты не смогли их догнать и перегнать именно совершенствование и обновление — непрерывный процесс, который позволяет создать конкурентные преимущества [2].

Для современного состояния образовательной системы, ориентированной на активное развитие, ценной является позиция И. А. Дониной, которая, рассматривая понятие «конкурентоспособность» в сфере образования, подчеркивает два его компонента: адаптивность и инновационность. Адаптивность организации понимается исследователем как свойство приспосабливаемости, как форму отношений организации с внешней средой, как процесс внеорганизационной перестройки. В свою очередь, инновационность представляется как способность обновляться, как внутриорганизационные процессы перестройки по критериям: ритмичность, технологичность, минимальная себестоимость. Иными словами, процессы обновления должны быть постоянными и ритмичными, технологизированными, т. е. стандартными процедурами достижения целей обновления, а также реализовывать обновленческие процессы с минимальными затратами. На современном этапе можно говорить о наличии инноваций в сфере образовательных услуг и об их специфическом характере.

Конкурентоспособность образовательной организации — это совокупность свойств, способствующих выделению среди конкурентов по ряду таких показателей, как качество образовательных услуг и цена обучения, организация образовательного процесса, применение современных информационно-коммуникационных технологий, условия обучения, имидж организации, престижность получаемого образования.

Конкурентоспособность — это критерий, характеризующий «возможность организации существовать в рыночных условиях». Система оценки результатов деятельности предопределяет обязательное включение мониторинговых процедур в процесс становления организации. Она позволит отслеживать основные эффекты от реализации комплекса мер, направленных на повышения конкурентоспособности конкретной услуги или организации в целом, а именно [2]:

– социальный (связанный с изменением характера взаимодействия образовательной организации с потребителями образовательных услуг, общественностью и профессиональным сообществом);

– организационный (связанный с развитием и преобразованием организационной структуры образовательной организации);

– экономический (связанный с динамикой финансовых результатов деятельности образовательной организации).

Конкурентоспособность — способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке, опирается на конкурентное преимущество системы, эксклюзивную ценность, которой обладает система и которая дает ей превосходство над конкурентами.

Исходя из данных определений, можно сказать, что конкурентоспособность учреждений дополнительного образования — это способность привлечения и удержания стабильной потребительской текучести на основании конкурентоспособных методов и действий, иными словами, на основании того, чем может привлечь учреждение своих потенциальных клиентов.

Современный рынок образовательных услуг характеризуется высоким уровнем конкуренции, что обусловлено социально-экономическими преобразованиями в стране и вхождением России в единое образовательное пространство. В связи с этим для привлечения потенциальных потребителей, вуз вынужден проявлять высокую предпринимательскую активность и осуществлять целенаправленные мероприятия, направленные на повышение собственной конкурентоспособности. Поэтому проблема укрепления конкурентных позиций учреждений дополнительного образования продолжает оставаться актуальной и исследоваться учеными различных научных направлений.

Анализируя вышеизложенные определения понятия «конкурентоспособность», подчеркнем то общее, что объединяет, на наш взгляд, подходы: конкурентоспособность образовательной организации — объект управленческой деятельности, формируемый показатель, зависящий от факторов повышения конкурентоспособности образовательной организации.

Понятие конкурентоспособности является многогранным и отражает различные аспекты деятельности образовательной организации и качество образовательных услуг. Необходимость исследования современных механизмов формирования конкурентных стратегий образовательных организаций и разработка мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности, обусловили актуальность изучения проблем маркетинга образовательных услуг [4].

Исследователями вопросов управления развитием образовательных услуг выявлены актуальные направления развития конкурентных отношений в сфере среднего общего образования:

– конкуренция за бюджетное финансирование с учетом обеспечения государственного образовательного стандарта и необходимых условий образовательного процесса, т. е. за бюджетные средства, которые «следуют за учеником»;

– конкуренция между организациями среднего общего образования, а также между организациями среднего образования и дополнительного образования детей за внебюджетные средства, получаемые от оказания дополнительных платных образовательных услуг;

– конкуренция за общественный статус, так как известность и престижность той или иной образовательной организации отражается в виде дополнительного финансирования, в том числе за счет средств благотворительных фондов, спонсоров;

– конкуренция в педагогической среде, связанная с необходимостью сокращения педагогических кадров в условиях «демографической ямы» и проводимой политики оптимизации структуры образовательной системы;

– конкуренция потребителей образовательных услуг за «место в лучшей школе» в условиях отсутствия дефицита мест в образовательных организациях. Различным аспектам теории и практики применения моделей управления образовательной деятельностью в отечественной и зарубежной литературе уделяется значительное внимание, однако эффективные конкурентные стратегии управления образованием начинают только разрабатываться, поэтому опыт организации такого рода механизмов пока недостаточен и требуется проведение дополнительных исследований для выработки направлений управления данными процессами.

Оценка конкурентоспособности организации является одной из ключевых проблем деятельности экономического субъекта. Эффективность характеризует систему управления, показывает в какой мере реализуются цели и достигаются запланированные результаты. Для деятельности, финансируемой учредителями или частично окупаемой за счет платы, взимаемой с потребителей, анализ конкурентоспособности затруднен. При этом в качестве основной задачи определяется установление критических факторов, влияющих на конкурентоспособность и повышение эффективности управления конкурентоспособностью общеобразовательной организации в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах [5].

Таким образом, конкурентоспособность — инструмент управления деятельностью, направленный на максимально возможное предоставление качественных образовательных услуг всем участникам образовательного процесса: обучающимся, педагогам, родителям, социальным партнерам. Каждая образовательная организация при определении стратегии развития ориентируется на достижение эффектов: социального, организационного, экономического. Конкурентоспособность образовательной организации — обобщающий показатель результативности деятельности образовательной организации по оказанию качественных, востребованных на рынке образовательных услуг за счет оптимального управления социальными, организационными, экономическими ресурсами.

Литература:

  1. Грицова О. А. Конкурентоспособность образовательной программы как главный фактор управления конкурентоспособностью образовательной организации / О. А. Грицова, А. Н. Носырева, М. Ю. Орлова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2016. — № 1. — С. 91–93.
  2. Зубарев Д. Н. Конкурентоспособность государственных, муниципальных бюджетных и автономных учреждений: основы формирования институциональной модели оценки // Экономика: вчера, сегодня и завтра. — 2018. — № 8. — С. 11–14.
  3. Зубкова Г. Л., Бочков Д. В. Конкурентоспособность образовательной организации в современных социально-экономических условиях // Вопросы дополнительного профессионального образования. — 2017. — № 2 (8). — С. 69–74.
  4. Управление конкурентоспособностью: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под ред. Е. А. Горбашко, И. А. Максимцева. — М: Юрайт, 2019. — 447 с.
  5. Верховцева А. В. Обеспечение конкурентоспособности образовательных организаций на основе повышения качества образовательных услуг: дис. … канд. экон. наук. СПб., 2015. — 229 с.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная организация, услуга, конкурентоспособность, образовательный процесс, повышение конкурентоспособности, дополнительное образование, конкуренция, образовательная система, общее образование.


Задать вопрос