Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов внебюджетных фондов Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 ноября, печатный экземпляр отправим 18 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №16 (306) апрель 2020 г.

Дата публикации: 13.04.2020

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Иванова, Т. Э. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов внебюджетных фондов Российской Федерации / Т. Э. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 16 (306). — С. 82-84. — URL: https://moluch.ru/archive/306/68848/ (дата обращения: 31.10.2020).



В данной статье автор рассматривает нормативные правовые акты государственных внебюджетных фондов. Представлено краткое исследование антикоррупционных мер, проводимых фондами для выявления, пресечения коррупционных фактов и дальнейшего совершенствования законодательства о противодействии коррупции.

Ключевые слова: нормативно-правовые акты, государственные внебюджетные фонды, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, коррупция, антикоррупционная экспертиза.

In this article, the author considers the regulatory legal acts of state extra-budgetary funds. Presented short study of anti-corruption measures taken by the Foundations for uncovering, prevention of corruption facts and further improvement of anti-corruption legislation.

Key words: normative legal acts, state extra-budgetary funds, Pension Fund of the Russian Federation, Fund of social insurance of the Russian Federation, Federal Fund of obligatory medical insurance, corruption, anti-corruption expertise.

На данный момент в системе российского законодательства действует множество подзаконных нормативно — правовых актов, объем которых с каждым годом только увеличивается. Однако, среди всех нормативно — правовых актов есть один неприметный, мало привлекающий к себе внимание специалистов в сфере права вид — нормативно — правовые акты внебюджетных фондов (Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Пенсионный фонд РФ).

Самой коррумпированной сферой российской экономики, на протяжении последних лет, является сфера государственных закупок [1], несмотря на то, что контрактная система изначально создана для эффективного, целесообразного, прозрачного распределения бюджетных ассигнований. Здесь необходимо сделать акцент на государственные внебюджетные фонды, при помощи которых государство осуществляет финансовую деятельность, распределяет и использует средства для решения разнообразных государственных задач [2. С. 65–66].

Коррупция, коррупционные преступления на протяжении многих лет являются острой проблемой, стоящей перед нашим государством. Уже в 2009 году указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» [6] коррупция определена как основной источник угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности.

Через систему государственных внебюджетных фондов проходит огромный поток финансовых средств (средств налогоплательщиков). Поэтому такое явление как «коррупция» в органах, основной функцией которых являются социальная защита и социальное обеспечение, просто недопустимо.

В связи с этим, одной из мер, применяемых для устранения фактов коррупции, является проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, а также проектов нормативно — правовых актов. Антикоррупционная экспертиза проводится в соответствии с Федеральным законом от 17.07. 2009 г. № 172 — ФЗ (в ред. от 11.10.2018) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее — ФЗ № 172), вступившим в силу 2 августа 2009 года.

Различные лазейки в издаваемых нормативно — правовых актах, допускаемые законодателями, позволяют нарушать закон, в том числе и чиновничьему аппарату. Самым распространенным классическим примером, когда лингвистические ошибки решают судьбу человека, является фраза: «Казнить нельзя помиловать» [4]. И если в законе будут допущены подобные ошибки, то только конкретный служащий (к примеру, работник фонда) будет решать, как и в каких целях использовать их, поэтому антикоррупционная экспертиза непременно необходима.

Согласно п.3 ч.1 ст.3 после вступления ФЗ № 172 в силу, каждый из внебюджетных фондов должен был разработать внутренний нормативный акт, регламентирующий порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных актов (их проектов), издаваемых ими в рамках своих полномочий [5].

Однако, исследовав нормативные акты, изданные в рамках внедрение антикоррупционной экспертизы во внебюджетных фондах, выяснено, что [3. С. 128]:

1) Федеральным фондом обязательного медицинского страхования издан приказ от 27.05.2010 г. (вступил в силу 17.08.2010 г.) № 103 «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов)»;

2) Фондом социального страхования РФ издан приказ от 12.11.2010 г. (вступил в силу 21.12.2010 г.) № 239 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы актов и проектов актов Фонда социального страхования, имеющих нормативный характер;

3) Пенсионным фондом РФ издано постановление Правления ПФР от 18.11.2010 г. (вступило в силу 04.03.2011 г.).

То есть, ФЗ № 172 вступил в силу 2 августа 2009 года, а внебюджетные фонды особо «не торопились» с принятием и разработкой своих актов, регламентирующих порядок проведения антикоррупционной экспертизы. Как видно выше, 2 из 3 фондов разработали свои положения в течение одного года со дня вступления ФЗ № 172 в силу, а ПФР вовсе на это потребовалось практически 2 года. Почему внебюджетным фондам потребовалось столько времени на разработку непонятно, учитывая что антикоррупционная экспертиза является одной из мер по устранению коррупции, и логичным было бы оперативное реагирование как внебюджетных фондов, так и иных организаций, на указания ФЗ и иных подзаконных актов.

В последнее время деятельность любого государственного органа направлена на повышение прозрачности и информационной открытости своей деятельности. Для реализации данного принципа осуществляются различные меры, в том числе и в антикоррупционном русле. Например, на официальных сайтах внебюджетных фондов любой гражданин может посмотреть справки о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера сотрудника данного фонда, его супруги (-а) и несовершеннолетних детей. Однако, нужно заметить, что данные сведения предоставляют отнюдь не все работники внебюджетных фондов, а лишь те, которые попадают в определенный перечень должностей, замещение которых влечет за собой предоставление данных сведений. Сведения предоставляют не все работники фондов, поскольку они не относятся к категории «государственный служащий», что, по нашему мнению, неправильно, и вновь дает лазейки для коррупционной деятельности аппарату служащих.

То же самое можно сказать и о нормативно — правовых актах. Из положений ч.4 ст. 3 ФЗ № 172 вытекает, что каждый внебюджетный фонд помимо антикоррупционной экспертизы, проводит также мониторинг применения изданных нормативно — правовых актов. Однако, в официальных источниках (на сайтах фондов) материалы правоприменительной практики не опубликованы, данная информация не раскрывается.

Таким образом, законодательство в сфере противодействия коррупции является несовершенным, необходимы более жесткие нормы, в том числе и при проведении антикоррупционной экспертизы. К тому же, необходимо обратить внимание научного общества на нормативные акты внебюджетных фондов, поскольку они, как и акты других государственных органов, нуждаются в постоянном научном наблюдении.

Литература:

  1. Звягина Ж. Названа самая коррумпированная сфера российской экономики / Жанна Звягина // Парламентская газета [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.pnp.ru/economics/nazvana-samaya-korrumpirovannaya-sfera-rossiyskoy-ekonomiki.html
  2. Карасева М. В. Финансовое право Российской Федерации: учебник. М.: КНОРУС, 2012. — С. 65–66.
  3. Никифоров М. В. Правовой режим нормативных правовых актов органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации // Вестник ВГУ. Серия:Право. 2015. № 4. С. 118–130.
  4. Новоселова Е. Какой язык в законе / Елена Новоселова // Российская газета [Электронный ресурс]. Режим доступа:: https://rg.ru/2016/01/15/obr.html
  5. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ // Российская газета. — 22.07.2009. — № 133.
  6. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537 // Собрание законодательства РФ. -2009. — № 20. — Ст. 2444.
Основные термины (генерируются автоматически): антикоррупционная экспертиза, акт, фонд, обязательное медицинское страхование, социальное страхование РФ, Федеральный фонд, национальная безопасность, Пенсионный фонд РФ, Российская Федерация, сила.


Похожие статьи

Роль Фонда обязательного медицинского страхования...

Федеральный закон Российской Федерации "О бюджете Фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации на 2011 год и на

Пенсионный фонд Российской Федерации — один из наиболее значимых социальных институтов страны.

Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд...

Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ

медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и Закон РФ от 27.11.1992 № 4015–1...

Правовой статус Пенсионного фонда Российской Федерации

В данной статье уделяется внимание одному из важнейших государственных институтов — Пенсионному фонду Российской Федерации, где рассматривается правовой статус данного органа в системе законодательства.

Пенсионный фонд, обязательное пенсионное страхование...

− страховые взносы на обязательное медицинское страхование (ОМС), уплачиваемые в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ. − страховой взнос от несчастных случаев и профессиональных заболевания в Фонд социального страхования РФ...

Особенности и перспективы Фонда социального страхования

Для Фонда социального страхования Российской Федерации пилотный проект связан с

социальное страхование, обязательное социальное страхование, социальная защита

Фонд социального страхования РФ занимает второе место по объему накопленных средств...

Фонд социального страхования РФ: особенности и перспективы

Согласно Конституции Российской Федерации высшая ценность – человек, его права и свободы. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства[1]. Так...

Правовое регулирование и организация обязательного...

О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

Негосударственные пенсионные фонды в системе пенсионного...

Негосударственный пенсионный фонд — организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование.

Роль страховых взносов в Пенсионном фонде Российской...

Теперь рассмотрим роль страховых взносов в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на примере Пенсионного Фонда РФ по

Поступление страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2015 год составило 9,4 млрд. р. По сравнению с...

Похожие статьи

Роль Фонда обязательного медицинского страхования...

Федеральный закон Российской Федерации "О бюджете Фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации на 2011 год и на

Пенсионный фонд Российской Федерации — один из наиболее значимых социальных институтов страны.

Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд...

Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ

медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и Закон РФ от 27.11.1992 № 4015–1...

Правовой статус Пенсионного фонда Российской Федерации

В данной статье уделяется внимание одному из важнейших государственных институтов — Пенсионному фонду Российской Федерации, где рассматривается правовой статус данного органа в системе законодательства.

Пенсионный фонд, обязательное пенсионное страхование...

− страховые взносы на обязательное медицинское страхование (ОМС), уплачиваемые в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ. − страховой взнос от несчастных случаев и профессиональных заболевания в Фонд социального страхования РФ...

Особенности и перспективы Фонда социального страхования

Для Фонда социального страхования Российской Федерации пилотный проект связан с

социальное страхование, обязательное социальное страхование, социальная защита

Фонд социального страхования РФ занимает второе место по объему накопленных средств...

Фонд социального страхования РФ: особенности и перспективы

Согласно Конституции Российской Федерации высшая ценность – человек, его права и свободы. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства[1]. Так...

Правовое регулирование и организация обязательного...

О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

Негосударственные пенсионные фонды в системе пенсионного...

Негосударственный пенсионный фонд — организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование.

Роль страховых взносов в Пенсионном фонде Российской...

Теперь рассмотрим роль страховых взносов в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на примере Пенсионного Фонда РФ по

Поступление страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2015 год составило 9,4 млрд. р. По сравнению с...

Задать вопрос