Проблемы, возникающие при осуществлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Несмотря на коронавирус, электронный вариант журнала выйдет 6 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №16 (306) апрель 2020 г.

Дата публикации: 14.04.2020

Статья просмотрена: 49 раз

Библиографическое описание:

Ригульская, К. В. Проблемы, возникающие при осуществлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы / К. В. Ригульская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 16 (306). — С. 120-122. — URL: https://moluch.ru/archive/306/68844/ (дата обращения: 25.05.2020).



Современная уголовная политика России все увереннее ориентируется на требования международных стандартов, берет курс на активную перестройку уголовного законодательства в соответствии с передовыми достижениями развитых европейских стран. На государственном уровне и в средствах массовой информации широко обсуждаются вопросы кардинального изменения в подходе к содержанию преступников в условиях изоляции от общества, расширения спектра мер уголовно-правового характера, не связанных с наказанием, поиска допустимых средств сокращения числа осужденных к лишению свободы. Данная работа посвящена изучению вопроса, касающегося осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Авторы выделяют ряд проблем, из-за которых, по их мнению, законодатель не может эффективно использовать механизм административного надзора, что способствует росту рецидивной преступности.

Ключевые слова: административный надзор, места лишения свободы, преступность, рецидив.

Мы можем отметить, что сейчас имеет место усиление контрольных и надзорных функций органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также правоохранительных органов. Вместе с тем наблюдаются просчеты в контроле за лицами, которые привлекались к уголовной ответственности, или ненадлежащее осуществление контрольно-профилактического воздействия [1].

В 2011 г. Федеральным законом № 64-ФЗ (далее — Закон) в России был возрожден административный надзор за лицами, которые освободились из мест лишения свободы [2]. Данный нормативный акт призван урегулировать правоотношения, связанные с осуществлением органами внутренних дел надзора, чтобы лица, освободившиеся из мест соблюдения свободы, соблюдали временные ограничения своих прав и свобод, установленные судом.

Главной целью закона является применение и установление мер, которые бы препятствовали совершению новых преступлений лицами, освободившимися из мест лишения свободы. В вышеприведенном законе описано много задач, таких как: сокращение преступности, создание общего правового механизма административного надзора, выработка новых методов борьбы с преступностью и т. д. Однако законодатель либо не нашел места, либо не посчитал нужным закрепить задачи, которые отвечали бы за приспособление к нормальной жизни в новом обществе людей, освободившихся из мест лишения свободы.

Мы считаем, что данную задачу следует закрепить в ст. 2 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» под названием «Ресоциализация личности». К слову, в Законе до сих пор остается нерешенным вопрос, касающийся процесса постпенитенциарной адаптации личности. Как в нашей стране, так и за рубежом данный процесс является одним из основных методов борьбы с рецидивной преступностью. Удивительно, что данная задача не указана в вышеназванном нами Федеральном законе. То, что приведенные нами задачи не закреплены в данном Законе и не возложены на соответствующие правоохранительные органы, приводит к некоторым проблемам.

Так, например, по данным Генеральной прокуратуры, доля рецидивных преступлений на 2015 г. составляла 51 %. По данным того же органа на 2018 г. она уже составляла 57,6 % [3]. Поэтому нам представляется, что законодателю в кратчайшие сроки следует решить проблемы, связанные с ресоциализацией и постпенитенциарной адаптацией поднадзорных лиц. Первым шагом решением данных проблем вполне может быть закрепление данных задач в соответствующем нормативном акте. Однако одно закрепление не сможет решить все проблемы. Для этого необходимо эффективное взаимодействие органов внутренних дел с органами социального обеспечения, службой занятости населения и иными общественными организациями.

Справедливо будет отметить и то, что законодатель уже принял некоторые меры, которые помогли устранить пробелы, существующие в механизме реализации административного надзора. Такой мерой является введение ст. 314.1 в УК РФ [4, 5] РФ в 2011 г. Данная статья устанавливает уголовную ответственность за уклонение от административного надзора либо неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений.

Конечно, некоторые вопросы, касающиеся осуществления административного надзора, уже решены законодателем. Но стоит признать существование проблем, возникающих непосредственно в процессе исполнения законодательства об административном надзоре за лицами, которые освободились из мест лишения свободы. К ним следует отнести:

– работа территориального органа МВД России по реализации административного надзора организована недостаточно результативно;

– практика по установлению и продлению административного надзора за лицами, которые освободились из мест лишения свободы по инициативе органов внутренних дел, отсутствует [6];

– содержание норм отечественного законодательства, направленного на оказание индивидуального профилактического воздействия на граждан, которые освободились из мест лишения свободы и имеют неснятую судимость, оставляет желать лучшего.

Стоит сказать, что Закон в том виде, в котором мы его знаем, устарел. По словам Р. В. Михалюк, он действует на архаичных понятиях и представлениях о характере правового воздействия на поднадзорное лицо. В нем не учитываются как достижения уголовно-исполнительной системы, так и возможности научно-технического прогресса [7]. Поэтому нам представляется, что Закон нуждается в коррекции с тем, чтобы при назначении административного надзора законодатель учитывал прежде всего специфику преступной деятельности лица, его индивидуальные особенности и т. д.

Таким образом, в заключение мы делаем вывод, что нормы, касающиеся административного надзора за лицами, которые освободились из мест лишения свободы, нуждаются в доработке. Хоть законодатель каждый год и стремится в исправлении сложившейся ситуации, принимает меры, позволяющие устранить пробелы в механизме административного надзора, этого, как мы видим, недостаточно. Выражаем надежду на то, что скоро наступит положительная динамика ежегодного уменьшения числа, рецидивных преступлений.

Литература:

  1. Жеребцов А. Н., Павлов Н. В. Административная правоприменительная практика: теоретический и практический аспекты: монография. 2018. 168 с.
  2. Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  3. Показатели преступности в России // Генеральная прокуратура Российской Федерации. Портал правовой статистики. URL: http://crimestat.ru/offenses_chart.
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»: Федеральный закон от 06.04.2011 № 66-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 15. Ст. 2039.
  6. Жеребцов А. Н., Павлов Н. В. Вопросы сущности и правоприменительного значения административной практики // Lex Russica. № 3 (148). 2019. С. 34–44.
  7. Михалюк Р. В. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы // Прокурор. 2015. № 3. С. 57–61.
Основные термины (генерируются автоматически): административный надзор, место лишения свободы, лицо, задача, законодатель, рецидивная преступность, Россия, уголовная ответственность, уголовно-исполнительная система.


Похожие статьи

Предупреждение женской рецидивной преступности

Предупреждение рецидивной преступности среди женщин, освободившихся из мест лишения свободы, — это система мер экономико-социального, воспитательно-педагогического, организационного и правового характера, адаптированных к условиям социальной среды и...

Влияние наказания в виде лишения свободы на исправление...

Применение лишения свободы как наиболее строгого вида уголовного наказания, в первую очередь направлено на борьбу с опасными деяниями, а также рецидивом преступлений. Выступая в качестве убедительного достаточного фактора предупреждения преступлений, оно...

Роль и возможности уголовного наказания в предупреждении...

В статье проведен анализ роли и возможности уголовного наказания в предупреждении рецидива преступлений.

Карпушина М. В., Понкратов В. А. Рецидивная преступность женщин

лишение свободы, вид лишения свободы, уголовно-исполнительная система...

К вопросу о месте штрафа в системе уголовных наказаний

Уголовное законодательство России не знает и не знало понятия «система наказаний». В ст. 44 УК РФ, имеющей наименование «Виды наказаний», в

Уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного к наказанию в виде ограничения свободы ставит его на...

Методика криминологического прогнозирования в сфере...

Уголовно-исполнительная система, скорее всего, по своей природе находится в рамках влияния военно-политических и... Современное состояние практики назначения и исполнения... О появлении ограничения свободы в системе уголовных наказаний положительно отзывались...

Предупреждение пенитенциарной преступности средствами...

Предупреждение преступности в местах лишения свободы является направлением деятельности как органов уголовно-исполнительной системы, так и многих других. Но, несмотря на это, пенитенциарная преступность имеет место быть, следовательно...

место лишения свободы, уголовно-исполнительная система...

В утвержденной правительством Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской

Ресоциализация и социальная адаптация лиц, освобождаемых из мест лишения свободы

уголовно-исполнительная система, осужденные, пенитенциарная преступность...

К вопросу о предупреждении рецидива преступления как...

Основные термины (генерируются автоматически): место лишения свободы, преступление, рецидивная преступность, лицо

профессиональная преступность, рецидивная преступность, Казахстан, лишение свободы, криминальный профессионализм, социальная.

Личность преступника, отбывающего наказание в местах лишения...

Четверть века назад в России стали применять наказание в виде пожизненного лишения свободы. Сколько таких заключенных уже имеют право

Учеными и правоприменителями отмечается, что современная уголовная и уголовно-исполнительная политика должна быть...

Похожие статьи

Предупреждение женской рецидивной преступности

Предупреждение рецидивной преступности среди женщин, освободившихся из мест лишения свободы, — это система мер экономико-социального, воспитательно-педагогического, организационного и правового характера, адаптированных к условиям социальной среды и...

Влияние наказания в виде лишения свободы на исправление...

Применение лишения свободы как наиболее строгого вида уголовного наказания, в первую очередь направлено на борьбу с опасными деяниями, а также рецидивом преступлений. Выступая в качестве убедительного достаточного фактора предупреждения преступлений, оно...

Роль и возможности уголовного наказания в предупреждении...

В статье проведен анализ роли и возможности уголовного наказания в предупреждении рецидива преступлений.

Карпушина М. В., Понкратов В. А. Рецидивная преступность женщин

лишение свободы, вид лишения свободы, уголовно-исполнительная система...

К вопросу о месте штрафа в системе уголовных наказаний

Уголовное законодательство России не знает и не знало понятия «система наказаний». В ст. 44 УК РФ, имеющей наименование «Виды наказаний», в

Уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного к наказанию в виде ограничения свободы ставит его на...

Методика криминологического прогнозирования в сфере...

Уголовно-исполнительная система, скорее всего, по своей природе находится в рамках влияния военно-политических и... Современное состояние практики назначения и исполнения... О появлении ограничения свободы в системе уголовных наказаний положительно отзывались...

Предупреждение пенитенциарной преступности средствами...

Предупреждение преступности в местах лишения свободы является направлением деятельности как органов уголовно-исполнительной системы, так и многих других. Но, несмотря на это, пенитенциарная преступность имеет место быть, следовательно...

место лишения свободы, уголовно-исполнительная система...

В утвержденной правительством Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской

Ресоциализация и социальная адаптация лиц, освобождаемых из мест лишения свободы

уголовно-исполнительная система, осужденные, пенитенциарная преступность...

К вопросу о предупреждении рецидива преступления как...

Основные термины (генерируются автоматически): место лишения свободы, преступление, рецидивная преступность, лицо

профессиональная преступность, рецидивная преступность, Казахстан, лишение свободы, криминальный профессионализм, социальная.

Личность преступника, отбывающего наказание в местах лишения...

Четверть века назад в России стали применять наказание в виде пожизненного лишения свободы. Сколько таких заключенных уже имеют право

Учеными и правоприменителями отмечается, что современная уголовная и уголовно-исполнительная политика должна быть...

Задать вопрос