Использование нейропсихологических игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Несмотря на коронавирус, электронный вариант журнала выйдет 6 июня.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (305) апрель 2020 г.

Дата публикации: 12.04.2020

Статья просмотрена: 39 раз

Библиографическое описание:

Ибрагимова, Г. Р. Использование нейропсихологических игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья / Г. Р. Ибрагимова, Л. Ж. Мартемьянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 44-46. — URL: https://moluch.ru/archive/305/68819/ (дата обращения: 25.05.2020).



В статье обосновывается необходимость применения нейропсихологических методов в работе специалистов дошкольных образовательных организаций (учителей-логопедов, учителей-дефектологов).

Ключевые слова: нейропсихологические методы, нейропсихологические игры и упражнения, дети с общим недоразвитием речи.

В последнее время особое внимание в логопедической практике уделяется такому направлению, как нейропсихология. Нейропсихологические методы обследования успешно применяются как для диагностики, так и для коррекции высших психических функций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, включая детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи). Теоретическая основа метода нейропсихологического изучения была разработана А. Р. Лурия и его сотрудниками (Л. С. Цветковой, Е. Н. Винарской, Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной) [1], [5]. Теоретический анализ исследований различных ученых (У. В. Ульянкова, В. И. Лубовский, И. А. Коробейникова и др.) позволяет отметить специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста с ОНР. У рассматриваемой категории детей отмечаются следующие особенности в психическом развитии: сниженный уровень концентрации внимания, рассеянность, неустойчивость; ограниченный объем запоминания, продолжительность запоминания смысловой информации; неравномерность развития видов мышления (наиболее значительно выражается отставание в словесно-логическом мышлении); несформированность мыслительных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения. Речь состоит преимущественно из существительных и глаголов; наблюдаются трудности в использовании и подборе антонимов и синонимов; отмечается ограниченный словарный запас; допуск ошибок при изложении логической последовательности событий [3].

Методы нейропсихологии, применяемые в логопедической практике, делятся на две большие группы: нейрологопедическое обследование и нейрологопедическая коррекция. Нейрологопедическое обследование позволяет решить следующие задачи: выявить незрелые или нарушенные области и функции мозга, определить причины трудностей обучения и развития ребенка, организовать специальное обучение, направленное на преодоление выявленных трудностей [6]. Нейрологопедическое обследование позволяет качественно построить нейрологопедическую коррекцию. Нейрологопеди-ческая коррекция направлена на стимуляцию развития высших психических функций и формирование слаженной, скоординированной деятельности различных структур мозга. Нейропсихологическая коррекция предполагает построение коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с учетом их индивидуальных нейропсихологических особенностей: состояния высших психических функций (внимания, памяти, мышления, речи) [2, 5]. С целью повышения результативности индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий используются нейропсихологические игры и упражнения (А. В. Семенович) [3]. Данные игры и упражнения влияют на мозолистое тело мозга, в результате наступает гармонизация работы мозга, развивается межполушарное взаимодействие, фонематическое восприятие (дифференциация звуков и навыков звукового анализа), внимание, память, мышление, речь, мелкая и общая моторика. Следует отметить, что логопедические занятия должны быть систематическими, проходить в спокойной, доброжелательной обстановке. Задания с элементами нейропсихологической гимнастики лучше всего начинать с изучения более простых кинезиологических упражнений, которые постепенно усложняются. На коррекционно-развивающих занятиях учитель-логопед в процессе проведения нейропсихологических игр использует следующее оборудование и тренажеры: межполушарные доски, линейки-трафареты для рисования двумя руками; тренажер «Ленивая восьмерка», карточки для рисования двумя руками.

Рассмотрим подробнее нейропсихологические упражнения:

– «Ухо-нос» — одновременно правая рука ребёнка дотрагивается до носа, а левая берется за ухо. Далее чередуются обе руки. Можно усложнить, добавив между движениями хлопок.

– «Лезгинка» — ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой руки ребёнка. Одновременно меняется положение правой и левой руки — 6–8 раз.

– Письмо букв двумя руками одновременно (на этапе дифференциации букв, на этапе связи звука с буквой);

– Раскрашивание двумя руками (подбор в соответствии с лексической темой занятия);

– Письмо в воздухе одновременно правой и левой рукой разных геометрических фигур, букв.

Раскроем следующие нейропсихологические игры:

– игра «Зайчики». Цель игры:развитие фонематического слуха, памяти, внимания, ловкости, формирование навыков практической ориентировки на своем теле, снятие психологической нагрузки, положительное отношение к занятиям. Ход игры: исходное положение — стоя. Учитель-логопед предлагает детям дотронуться до правого уха и улыбнуться («зайчик греет ушки»), если они услышат заданный звук в слове. Если в слове заданного звука нет, то необходимо дотронуться до левого уха и сделать грустное лицо.

– игра «Старый друг». Цель игры: развитие межполушарных связей, фонематического слуха, внимания, памяти, мышления, ловкости, закрепление понятия частей тела, «чувства тела», закрепление дифференциации звуков. Ход игры: в начале игры учитель-логопед предлагает детям обнять себя, положив одну руку на плечо, а другую на бок. Дети встретили старого друга и крепко обняли. После того, как все участники игры усвоили данную позу, учитель-логопед предлагает попеременно менять положение (правое плечо-левый бок, левое плечо-правый бок). На первых этапах задание выполняется медленно. Далее следует инструкция — звуковая дорожка: необходимо менять положение, проговаривая заданные учителем-логопедом звуковые дорожки. Например, Маша встретила зайца, и он здоровается ТА_ТА_КА. Никита встретил волка, и он здоровается ТО_ТО_КО.

– игра «Ловим звук». Цель игры: развитие фонематического восприятия и слухового внимания, мышления, ловкости; формирование положительного отношения к занятиям. Ход игры: исходное положение: стоя или сидя. Учитель-логопед предлагает обхватить голову двумя руками, если ребенок услышит заданный звук (изолированно, в слогах, в словах, в зависимости от этапа работы). Если заданного звука нет, то ребенок показывает ладошки. Прячет руки за спину.

– игра «Робот». Цель игры: развитие межполушарных связей, внимания, памяти, мышления, навыков фонематического анализа; закрепление понятия «слога» и «слова», слогового анализа и синтеза, ловкости, подвижности, переключаемости, «чувства тела». Ребенку предлагается сделать столько движений, сколько слов в предложении.

Обобщив вышеизложенное, следует отметить, что логопедические занятия, основанные на нейропсихологическом подходе, положительно влияют на психическое развитие, включая речевое развитие детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Эффективность коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда подтверждается следующими результатами: у детей с ОНР отмечается повышение познавательного интереса к занятиям, работоспособность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне, повышение концентрации внимания и его устойчивости, памяти, улучшение восприятия, развитие речи, мышления, силы, равновесия, подвижности, формирование усидчивости, совершенствование графомоторных навыков.

Литература:

  1. Ахутина, Т. В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход [Текст]: учеб. пособие / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. — СПб.: Питер, 2008. — 320 с.
  2. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии [Текст]: учебник для студентов вузов / Т. Г. Визель. — М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2017. — 264 с.
  3. Кузнецова, Л. В. Oснoвы специaльнoй психoлoгии [Текст]: учеб. пособие для студ. сред.пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецoва; Под ред. Л. В. Кузнецoвой. — М.: Издaтельский центр «Акaдемия», 2003. — 480 с.
  4. Семенович, А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста [Текст]: учеб. пособие / А. В. Семенович. — М.: Генезис, 2005. — 319 с.
  5. Симерницкая, Э. Г. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости [Текст]: учеб. пособие / Э. Г. Симерницкая под ред. Е. Д. Хомской. — М.: МГУ, 1995. — С. 154–160.
  6. Тарасова, О. Н. Нейропсихологическая диагностика общего недоразвития речи у старших дошкольников [Электронный ресурс]: статья в электронном журнале / О. Н. Тарасова // Молодой ученый. — 2017. — № 3. — С. 421–424.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, заданный звук, игра, ребенок, общее недоразвитие речи, рука, нейрологопедическое обследование, левая рука, занятие, ход игры.


Похожие статьи

Использование технологии логоритмических игр и упражнений...

В них я предлагаю использование логоритмических игр и упражнений в работе с детьми на дошкольном логопункте на примере свистящих звуков с сюжетно-игровой основой, в том числе с разработанным мною плакатом «Волшебный парк Звуколенд» и наглядными пособиями к нему.

Система работы учителя-логопеда дошкольного учреждения по...

У детей с общим недоразвитием речи часто встречаются ошибки и затруднения в употреблении предложных конструкций.

Цель игры — автоматизация звонких согласных звуков в слогах и словах. Играя, ребёнок отвечает на вопросы логопеда: — Кто бежит перед...

Творческие разработки игр и пособий для эффективности...

Игра предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Ход игры: Предложить ребенку забивать голы шарами из газетных комочков в

Филичева Т. В., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием в условиях специального детского сада.

Педагогика оздоровления в системе коррекции общего...

«Лезгинка» Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течение...

Развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи

Ход игры. Ребенку завязывают глаза и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не

В ходе проведения исследования запоминания и воспроизведения слуховой информации у детей с общим недоразвитием ΙΙI уровня по...

Развитие внимания у детей с общим недоразвитием речи

В логопедии понятие «Общее недоразвитие речи» применяется к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранённым интеллектом, когда нарушается формирование всех компонентов речевой системы. «При общем недоразвитии речи...

Использование дидактических игр для развития фонематического...

Ход игры: из названий ряда картинок ребенок выделяет первые звуки, из которых затем составляет новое слово (коза, облако, топор

Ход игры: ребенок называет слово, следующий играющий определяет конечный звук этого слова и придумывает новое, которое начинается на...

Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук, тем самым

Дети младшего возраста хорошо воспринимают игры для одной руки, более старшие дети

Таким образом, возможности освоения мира детьми с общим недоразвитием речи...

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного...

В речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. При этом наблюдается наличие в речи детей недифференцированных звуков...

Похожие статьи

Использование технологии логоритмических игр и упражнений...

В них я предлагаю использование логоритмических игр и упражнений в работе с детьми на дошкольном логопункте на примере свистящих звуков с сюжетно-игровой основой, в том числе с разработанным мною плакатом «Волшебный парк Звуколенд» и наглядными пособиями к нему.

Система работы учителя-логопеда дошкольного учреждения по...

У детей с общим недоразвитием речи часто встречаются ошибки и затруднения в употреблении предложных конструкций.

Цель игры — автоматизация звонких согласных звуков в слогах и словах. Играя, ребёнок отвечает на вопросы логопеда: — Кто бежит перед...

Творческие разработки игр и пособий для эффективности...

Игра предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Ход игры: Предложить ребенку забивать голы шарами из газетных комочков в

Филичева Т. В., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием в условиях специального детского сада.

Педагогика оздоровления в системе коррекции общего...

«Лезгинка» Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течение...

Развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи

Ход игры. Ребенку завязывают глаза и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не

В ходе проведения исследования запоминания и воспроизведения слуховой информации у детей с общим недоразвитием ΙΙI уровня по...

Развитие внимания у детей с общим недоразвитием речи

В логопедии понятие «Общее недоразвитие речи» применяется к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранённым интеллектом, когда нарушается формирование всех компонентов речевой системы. «При общем недоразвитии речи...

Использование дидактических игр для развития фонематического...

Ход игры: из названий ряда картинок ребенок выделяет первые звуки, из которых затем составляет новое слово (коза, облако, топор

Ход игры: ребенок называет слово, следующий играющий определяет конечный звук этого слова и придумывает новое, которое начинается на...

Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук, тем самым

Дети младшего возраста хорошо воспринимают игры для одной руки, более старшие дети

Таким образом, возможности освоения мира детьми с общим недоразвитием речи...

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного...

В речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. При этом наблюдается наличие в речи детей недифференцированных звуков...

Задать вопрос