В статье автор пытается выделить основные признаки гарантий государственным служащим, а также разработать определение понятия «гарантии государственным гражданским служащим».
Ключевые слова: государственные служащие, гарантии государственных служащих, признаки.
Определения занимают значительное место в юриспруденции и практической жизни человека. Они имеют важное теоретическое значение в процессе познания различных отраслей права, в том числе помогают создать представление об изучаемом предмете и лучше усвоить материал. Чтобы понятие использовалось в обществе правильно и стало частью правосознания людей, ему нужно дать определение в законодательном акте. Определение развивает понятие и раскрывает его содержание. Поэтому роль определений довольно велика в процессе нормотворчества [1].
Данные слова правильно раскрывают значение определений в юридической сфере, однако в российском законодательстве не было найдено формулировки понятия «гарантии государственным гражданским служащим». В том числе, Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее ФЗ «О государственной гражданской службе»), который содержит перечень гарантий, предоставляемых государственным служащим, но не раскрывает самого понятия. В научной литературе представлено несколько формулировок различных авторов на определение «гарантии государственных служащих». Рассмотрим некоторые из них.
Так, по мнению Д. М. Овсянко, к гарантиям относятся «меры экономического, социального, организационного и правового характера», предполагающие реализацию как должностных, так и общих прав и обязанностей государственного служащего [2].
Старилова Ю. Н. определяет гарантии как закрепленные в российском законодательстве «основные положения, характеризующие социально-правовую сторону статуса государственного служащего» [3]. По мнению Б. Н. Габричидзе и А. Г. Чернявского, гарантии — это «механизмы защиты и качественного исполнения госслужащими своих прав и обязанностей» [4]. Турчинов А. И. под гарантиями госслужащим понимает средства, способы и условия, обеспечивающие предоставление им прав в области социально-трудовых отношений [5].
Гарантии государственным служащим представляют собой систему финансовых, организационных, социальных и стимулирующих мероприятий, которые направлены на обеспечение служащим условий для наилучшего исполнения своих непосредственных обязанностей [6].
Следующее понятие гарантий на государственной службе было дано Е. В. Охотским, согласно его теории в качестве гарантий выступает совокупность мер правового, социально-экономического, организационно-управленческого и морально-психологического характера, направленные на создание наиболее благоприятных условий для эффективного исполнения государственной должности [7].
По мнению Малышевой Г. А. определения данные вышеуказанными авторами нуждаются в уточнении и расширении, поскольку передают смысл понятия «гарантии государственным служащим» не в полной мере. Согласно ее теории, государственные гарантии гражданским служащим представляют собой законодательно закрепленные средства, способы и условия правовой и социальной защищенности госслужащих, направленные на реализацию их прав и эффективное исполнение ими своих обязанностей, призванные укреплять стабильность профессионального состава кадров государственной службы и компенсировать ограничения, установленные российским законодательством. В связи с тем, что Малышева Г. А. одним из признаков понятия «гарантии государственным служащим» называет нормативное закрепление, по ее мнению, данное определение необходимо закрепить в главе I «Общие положения» ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [8].
В связи с этим можно сделать вывод о том, что установленные для госслужащих гарантии являются не привилегией, а частью их правового статуса.
При анализе ФЗ «О государственной гражданской службе» и иных актов, которые регулируют отношений, связанные с гражданской службой можно выделить несколько признаков гарантий гражданских служащих:
1) устанавливаются и закрепляются как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Так, для государственных служащих Курской области основные и дополнительные гарантии закреплены в Законе Курской области от 18 июня 2014 года № 42-ЗКО «О государственной гражданской службе Курской области»;
2) предоставляют возможность госслужащим получать различные материальные или нематериальные блага;
3) выступают методом позитивного воздействия на государственного служащего с целью стимулирования его к продуктивному исполнению своих обязанностей;
4) служат усилению стабильности состава кадров государственной службы, что способствует подбору наиболее профессиональных и компетентных служащих;
5) компенсируют ограничения, установленные российским законодательством (на предпринимательскую деятельность, свободу труда забастовку и др.)
Рассмотрев основные признаки гарантий государственным служащим, можно сделать вывод, что Малышева Г. А. дала наиболее правильное и точное определение, так как она заключила в понятие все основные признаки гарантий государственным служащим.
Стоит отметить, что российское законодательство делит гарантии государственным служащим на основные и дополнительные [9]. Первые из них закрепляют обеспечение правовой и социальной защищенности госслужащих, повышение мотивации более продуктивного исполнения ими своих обязанностей и укрепление стабильности профессионального состава кадров государственной службы. Дополнительные гарантий для служащих закреплены на федеральном уровне, а также могут быть расширены на региональном, а также в законах, регламентирующих деятельность различных государственных служб. К дополнительным гарантиям относят: право на дополнительное профессиональное образование; транспортное обслуживание, обеспечиваемое в связи с исполнением должностных обязанностей и др.
Изучив российское законодательство в сфере гарантий для государственных служащих, а также рассмотрев определения данные учеными-юристами, можно сделать вывод, что под гарантиями государственным служащим необходимо понимать законодательно закрепленные средства, способы и условия правовой и социальной защищенности служащих, обеспечивающие реализацию прав гражданских служащих и эффективное исполнение ими своих должностных обязанностей, призванные укреплять стабильность профессионального состава кадров гражданской службы и компенсировать ограничения, установленные действующим законодательством.
Литература:
- Прибытко Ю. А. Формы и методы осуществления обязанностей государственными гражданскими служащими Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов. 2010.
- Овсянко Д. М. Государственная служба Российской Федерации. М. 1996.
- Старилов Ю. Н. Служебное право. М. 1996.
- Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Служебное право. М., 2003.
- Управление персоналом: учебник / общ. ред. А. И. Турчинова. М. 2003.
- Панин И. Н., Вагина Л. В. Социальная защита кадров в процессе реформирования госслужбы // Труд и социальные отношения. 2003. № 2.
- Охотский Е. В. Правовой статус государственного служащего Российской Федерации // Государство и право. 2003. № 9. С. 24.
- Малышева Г. А. Гарантии гражданских служащих: современное административно-правовое регулирование и направления совершенствования. Диссертация. 2012. [URL] http://libed.ru/knigi-nauka/179151–1-gosudarstvennie-garantii-grazhdanskih-sluzhaschih-sovremennoe-administrativno-pravovoe-regulirovanie-napravleniya-so.php
- Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета. № 162. 31.07.2004.