Проблемы правового регулирования в сфере туризма | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Несмотря на коронавирус, электронный вариант журнала выйдет 6 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №15 (305) апрель 2020 г.

Дата публикации: 12.04.2020

Статья просмотрена: 71 раз

Библиографическое описание:

Страхова, М. О. Проблемы правового регулирования в сфере туризма / М. О. Страхова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 253-255. — URL: https://moluch.ru/archive/305/68784/ (дата обращения: 25.05.2020).



В настоящей статье автор определяет проблемы правового регулирования в сфере туризма, возможные причины их возникновения и делает вывод о возможных способах решения.

Ключевые слова: сфера туризма, правовое регулирование, туроператор, Гаагская декларация, туристский продукт, средство размещения, туризм, потребитель.

Сегодня туризм является важной и быстрорастущей отраслью экономики любого государства. Несмотря на кризисные явления в экономике нашей страны, люди продолжают путешествовать, удовлетворяя свои духовные и интеллектуальные потребности. Так, за прошедший 2019 г. россияне совершили 48 072 285 выездов за рубеж [1]. Туризм оказывает влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт, связь, строительство, производство товаров и услуг, а также на мировую экономику в целом [2]. Можно сделать вывод, что вопросы правового регулирования защиты прав потребителей туристских услуг очень актуальны на сегодняшний день.

Данная работа посвящена анализу распространенных проблем правового регулирования в туристской сфере, проведенному на основе научных публикаций [2, 3, 5, 8], с одной стороны, и открытых источников Интернет [1, 6, 7, 10], с другой стороны. Подобный подход позволил подкрепить авторитетные публикации актуальными данными.

Ввиду высокой социальной и экономической значимости, туризм регулируется нормативными актами [3]. Причем государство должно уделять внимание как вопросами поддержки субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере туризма, так и вопросами защиты интересов потребителей (туристов). Межпарламентская конференция по туризму, проходившая в Гааге 10–14 апреля 1989 года, приняла Гаагскую декларацию, в которой определено место туризма в социально-экономической жизни всех стран и народов.

Гаагская декларация оказалась важным и даже необходимым документом в силу того, что развитие туризма может иметь и некоторые негативные последствия, которые нужно отслеживать и предотвращать. Так, Межпарламентская конференция по туризму обратила особое внимание на наличие взаимосвязи между туризмом и окружающей средой и одновременно призвала определить уровень пропускной способности мест, посещаемых туристами, и обеспечить его соблюдение даже в том случае, если это будет означать ограничение доступа к подобным местам в определенные периоды времени или сезон. Документ был призван показать, что к организации туристской деятельности нужно подходить с большой ответственностью, и касается это не столько непосредственных субъектов туристских правоотношений, сколько государства, в котором туризм играет важную роль в экономике. В Декларации приводятся статистические данные, показывающие активный рост международного туризма, а в приложении говорится об огромных масштабах воздействия изменений в сфере туризма на мировую экономику. В том числе и поэтому, Принцип Х Гаагской декларации гласит: туризм должен планироваться государственными властями, а также властями и туристской индустрией на комплексной и последовательной основе с учетом всех аспектов феномена [4].

Невзирая на то, что вопросы и проблемы связанные с туризмом были определены еще в далеком 1989 г., почти все из них актуальны и сейчас. Права туристов часто нарушаются, и нарушаются еще на этапе заключения договора. Туристские компании вносят в договоры не достоверную информацию о предоставляемых услугах, положения об одностороннем изменении договора без согласования с потребителем, перекладывают ответственность за некачественное предоставление услуг на партнеров и т.д. [5] За первую половину 2019 г. в Роспотребнадзор поступило более 2000 обращений туристов, большая часть которых содержала жалобы на не полное раскрытие информации о туристском продукте, навязывание дополнительных возмездных услуг, а также включение в договор условий, ущемляющих права потребителей [6].

Можно назвать несколько причин, почему туристские компании так часто нарушают права потребителей. Так, более половины россиян не считают обязательным отстаивать свои права в случае их нарушения. Основная причина — отсутствие веры в результат, либо необходимость дополнительных затрат (денежных, временных и других) и усилий. К тому же, доказать вину туристской компании в суде бывает довольно трудно, так как существуют сложности с доказательствами. Также, по статистике каждый третий россиянин оценивает уровень своих правовых знаний ниже среднего, а значит еще одна причина — низкий уровень правовой грамотности [7]. Следовательно, туристские компании, ущемившие права потребителей, остаются безнаказанными и продолжают нарушать закон.

Говоря о правовом регулировании в сфере туризма следует рассматривать не только отношения производитель-потребитель, но и правоотношения между партнерами, предоставляющими услуги. Как показывает практика, потребители плохо ознакомлены с тем, как вообще работают турагенты и туроператоры и в чем смысл их сотрудничества. Турагент является, по сути, продавцом, посредником, в то время как туроператор формирует весь комплекс услуг для путешественников — организовывает доставку к месту отдыха, проживание, трансфер, экскурсии, питание и прочее, устанавливает цены. Проще говоря, туроператор создает продукт и назначает цену, а турагент продает. Актуальным является вопрос о том, кому из них потребителю следует предъявлять претензии, так как статус турагента законодательно не определен и уровень ответственности не ясен. Если учесть, что туроператор является производителем туристского продукта, то можно утверждать, что почти всегда ответственность ложится именно на туроператора. Но стоит учитывать, что одна из основных функций турагента — предоставление достоверной информации о туристическом продукте. [8] Подобные неясности затрудняет разрешение конфликтов в суде. Обычно нюансы прописываются в договоре, но, как было отмечено раннее, нарушение договорных обязательств происходит не редко.

Экономически сотрудничество турагентств и туроператоров выгодно и тем, и другим. Правовой статус сотрудничающих оператора и агента закрепляется в агентском договоре [9]. Тем не менее, как и в случае с договорами туристов с туристскими компаниями, одна из сторон может нарушить договор, недобросовестно подойти к выполнению своей работы. К нарушениям со стороны турагенств относится ненадлежащее оформления документов, не предоставление достоверной информации о туристском продукте, несвоевременное перечисление денежных средств туроператору, а также часты всевозможные случаи мошенничества5. Туроператорам часто вменяются в вину любые ошибки турагентства, даже подтвержденные документально. Таким образом, в ошибках турагентства могут обвинить туроператора, а ошибки туроператора негативно отражаются на репутации турагенства.

Другой важный партнер и субъект туристских правоотношений это гостиница, отель или иное средство размещения. Правоотношения туроператора и средства размещения закрепляются договором. Оба субъекта, как и в случае с турагентом и туроператором, не всегда соблюдают условия договора. Например, нередки случаи, когда гостиницы в номера, зарезервированные туроператором, заселяют гостей напрямую, отчего страдает не только туроператор, но и турист, зарезервировавший номер. Также часты задержки или «урезания» отелями денежных выплат туроператорам. Туроператоры же могут зарезервировать большую часть номеров в средстве размещения, а в самый последний момент отменяют весь резерв. В результате номера остаются непроданными и отель терпит убытки. Отельеры также отмечают, что нередки случаи, когда туроператор уводит клиента с одного, изначально выбранного отеля, в другой. Турфирмы могут размещать недостоверную информацию о гостинице на своем сайте, и в такой ситуации пострадать могут все — репутация гостиницы будет испорчена, турист разочарован, а турфирма попадет в «черный список» средства размещения [10].

Проанализировав все вышесказанное, можно сделать вывод, что правовое регулирование предпринимательской деятельности в сфере туризма в общем осуществляется должным образом, хотя некоторые неясности все же имеют место быть. Вышеперечисленные нарушения являются нарушениями договорных обязательств. Возможно, стоит разработать типовые договоры, так как сфера туризма довольно необычна в юридическом плане, и многие важные аспекты требуют более конкретной формулировки и четких ограничений. Таким образом, правовое урегулирование в суде будет осуществляться проще и быстрее, а субъектам правоотношений будет проще обезопасить себя от мошенников и недобросовестных людей.

Литература:

  1. Статистика выезда россиян за рубеж в 2019 году. Официальные данные // АТОР. URL: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/50475.html (дата обращения: 08.04.2020).
  2. Мирсаякова, В. А. Значение туризма в мировой экономике / В. А. Мирсаякова. — Текст: непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2016. — № 5.5 (109.5). — С. 17–19.
  3. Демьяненко, Е. А. Проблемы и особенности регулирования предпринимательской деятельности в сфере туризма в России / Е. А. Демьяненко. — Текст: непосредственный, электронный // Право: современные тенденции: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, октябрь 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 35–37.
  4. Гаагская декларация межпарламентской конференции по туризму 1989 г. (вместе с конкретными выводами и рекомендациями) (принята в г. Гааге 10.04.1989–14.04.1989) // Информационный бюллетень. Межпарламентская ассамблея государств — участников Содружества Независимость Государств. — 2000. — № 25. — С. 213–239.
  5. Отческий И. Е., Володина Д. В. Роль судебной практики в защите нарушенных прав потребителей туристских услуг // Актуальные проблемы российского права. — 2018. — № 3. — С. 128–136.
  6. О защите прав потребителей туристских услуг в 2019 году // Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. URL: https://rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php?ELEMENT_ID=12233 (дата обращения: 08.04.2020).
  7. Исследование: 25 % россиян сталкивались с нарушением своих прав за последний год // ТАСС. URL: https://tass.ru/obschestvo/5811886 (дата обращения: 08.04.2020).
  8. Шатохина, Е. И. Проблемы разграничения ответственности между туроператорами и турагентами за нарушение договорных обязательств по оказанию туристских услуг по законодательству Российской Федерации / Е. И. Шатохина. — Текст: непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2019. — № 18 (256). — С. 236–238.
  9. ГК РФ Статья 1005. Агентский договор // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/16b93ff7ea7de7dab0724c646d4654ce75554780/ (дата обращения: 08.04.2020)
  10. Туроператоры и отели сформулировали взаимные претензии и образ идеального партнёра // Турпром. URL: https://www.tourprom.ru/news/42072/ (дата обращения: 08.04.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): сфера туризма, правовое регулирование, туроператор, средство размещения, туристский продукт, Гаагская декларация, достоверная информация, потребитель, туризм, Межпарламентская конференция.


Похожие статьи

Правовое регулирование туристической деятельности...

Правовое регулирование туристической деятельности в Российской Федерации. Автор: Кислова Ольга Алексеевна.

Правовое регулирование туристической деятельности... туристский продукт, Российская Федерация, туристическая деятельность, ГК РФ, договор...

Государственное и региональное регулирование в области...

Государственное регулирование в сфере туризма является одним из основополагающих факторов управления и

– нормативного правового регулирования в сфере туризма

В рамках Федерального агентства по туризму была создана рабочая группа по контролю за...

Проблемы и особенности регулирования предпринимательской...

Предлагаются возможные пути решения проблемы регулирования туризма через указанный реестр, а также способы для обеспечения

Демьяненко, Е. А. Проблемы и особенности регулирования предпринимательской деятельности в сфере туризма в России / Е. А...

Электронная путевка как новое веяние в правовом...

Правовое регулирование туристической деятельности... туристский продукт, Российская Федерация, туристическая деятельность, ГК РФ

Ключевые слова: туризм, информационные технологии, инновации, туристский продукт. В современной экономике туризм является...

Государственное регулирование развития въездного туризма

Туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании

Государственное регулирование въездного туризма представляет целенаправленное

Таким образом, государственное регулирование в сфере туризма может осуществляться путем...

Защита прав туристов как направление государственного...

Правовое регулирование туристической деятельности... туристский продукт, Российская Федерация, туристическая деятельность, ГК РФ

Безопасность в сфере туризма на примере ряда стран мира. Кроме международных туристических организаций, для защиты граждан...

Оказание гостиничных услуг: международно-правовое...

Под средством размещения, согласно терминологии Всемирной туристской организации

На практике средства размещения представляют собой широкий спектр — от дорогих гостиниц 5 звезд

Важным вкладом МГА в развитие международного туризма явилось принятие в 1981 г...

Регулирование защиты прав туриста | Статья в журнале...

Правовое регулирование туристической деятельности ... туристский продукт, Российская Федерация , туристическая деятельность , ГК РФ , договор, услуга, организация путешествий, турист , туристская деятельность , сфера туризма. К вопросу о защите прав туриста | Статья...

Проблемы правовой природы договора об оказании туристских...

Ключевые слова: договор, туристские услуги, туристский продукт, оказание туристских услуг.

Прежде всего, когда речь идет о защите прав потребителей по договору об оказании туристских

Правовое регулирование туристической деятельности... туристский продукт...

Похожие статьи

Правовое регулирование туристической деятельности...

Правовое регулирование туристической деятельности в Российской Федерации. Автор: Кислова Ольга Алексеевна.

Правовое регулирование туристической деятельности... туристский продукт, Российская Федерация, туристическая деятельность, ГК РФ, договор...

Государственное и региональное регулирование в области...

Государственное регулирование в сфере туризма является одним из основополагающих факторов управления и

– нормативного правового регулирования в сфере туризма

В рамках Федерального агентства по туризму была создана рабочая группа по контролю за...

Проблемы и особенности регулирования предпринимательской...

Предлагаются возможные пути решения проблемы регулирования туризма через указанный реестр, а также способы для обеспечения

Демьяненко, Е. А. Проблемы и особенности регулирования предпринимательской деятельности в сфере туризма в России / Е. А...

Электронная путевка как новое веяние в правовом...

Правовое регулирование туристической деятельности... туристский продукт, Российская Федерация, туристическая деятельность, ГК РФ

Ключевые слова: туризм, информационные технологии, инновации, туристский продукт. В современной экономике туризм является...

Государственное регулирование развития въездного туризма

Туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании

Государственное регулирование въездного туризма представляет целенаправленное

Таким образом, государственное регулирование в сфере туризма может осуществляться путем...

Защита прав туристов как направление государственного...

Правовое регулирование туристической деятельности... туристский продукт, Российская Федерация, туристическая деятельность, ГК РФ

Безопасность в сфере туризма на примере ряда стран мира. Кроме международных туристических организаций, для защиты граждан...

Оказание гостиничных услуг: международно-правовое...

Под средством размещения, согласно терминологии Всемирной туристской организации

На практике средства размещения представляют собой широкий спектр — от дорогих гостиниц 5 звезд

Важным вкладом МГА в развитие международного туризма явилось принятие в 1981 г...

Регулирование защиты прав туриста | Статья в журнале...

Правовое регулирование туристической деятельности ... туристский продукт, Российская Федерация , туристическая деятельность , ГК РФ , договор, услуга, организация путешествий, турист , туристская деятельность , сфера туризма. К вопросу о защите прав туриста | Статья...

Проблемы правовой природы договора об оказании туристских...

Ключевые слова: договор, туристские услуги, туристский продукт, оказание туристских услуг.

Прежде всего, когда речь идет о защите прав потребителей по договору об оказании туристских

Правовое регулирование туристической деятельности... туристский продукт...

Задать вопрос