Учет функционального состояния центральной нервной системы в процессе специальной физической подготовки баскетболистов на этапе спортивного совершенствования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №15 (305) апрель 2020 г.

Дата публикации: 12.04.2020

Статья просмотрена: 376 раз

Библиографическое описание:

Федоров, А. М. Учет функционального состояния центральной нервной системы в процессе специальной физической подготовки баскетболистов на этапе спортивного совершенствования / А. М. Федоров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 300-301. — URL: https://moluch.ru/archive/305/68783/ (дата обращения: 21.11.2024).



Ключевые слова: функциональное состояние центральной нервной системы, ЦНС, баскетболисты, группы спортивного совершенствования, ГСС, специальная физическая подготовка, СФП.

Актуальность. В качестве приоритетной цели Концепции подготовки спортивного резерва Российской Федерации на период до 2025 года определено повышение эффективности подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд и конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене [3]. В то же время, по мнению экспертов, наши молодые баскетболисты, хотя и имеют хорошие задатки, но медленно прогрессируют и не выдерживают конкуренции с профессиональными зарубежными баскетболистами.

Исследования показывают, что важнейшими психофизиологическими показателями, оказывающими влияние на эффективность соревновательной деятельности баскетболистов, являются: оперативное мышление (14,4 %), реакция прогнозирования (12,6 %), скорость реагирования в сложных условиях (11,2 %), подвижность нервных процессов (9,6 %) [1]. Учитывая, что высочайшая скорость современного баскетбола, его динамический характер, постоянная смена игровых ситуаций предъявляют особые требования к уровню проявления психофизиологических функций спортсменов, возникает необходимость в учете функционального состояния ЦНС спортсменов в процессе СФП на этапе совершенствования спортивного мастерства.

Т. А. Облецова и А. М. Пухов отмечают, что скорость простой реакции и реакции выбора, несомненно, необходимы профессиональному баскетболисту для успешного выполнения технико-тактических игровых действий. По результатам проведенного ими исследования время выполнения подготовительных действий перед выполнением броска в кольцо после ведения мяча и его результативность находятся в прямой зависимости от процессов возбуждения центральной нервной системы спортсменов. Баскетболисты, имеющие преобладание процессов возбуждения, способны предвосхищать игровую ситуацию, оперативно реагировать на ее изменение, при этом сохраняя высокую результативность собственных действий [2].

Цель исследования: оценить функциональное состояние ЦНС и с учетом этого разработать методику СФП баскетболистов ГСС.

Методы иорганизация исследования: констатирующий эксперимент проводился в течение декабря 2019 года. В нем приняли участие 10 спортсменов ГСС отделения «Баскетбол» МАУ «СШ № 3». В качестве показателей функционального состояния ЦНС спортсменов были определены следующие показатели: скорость сенсомоторной реакции, состояние статической координации и сила нервной системы.

Результаты исследования иих обсуждение. Тестирование спортсменов проводилось после стандартной разминки, которая используется перед тренировочным занятием, во второй половине дня.

Индивидуальные результаты тестирования функционального состояния ЦНС представлены в таблице 1.

Таблица 1

Индивидуальные результаты тестирования функционального состояния ЦНС баскетболистов ГСС

Инициалы

Среднее значение реакции выбора, мс

Среднее значение реакции на движущийся объект, мс

Проба Ромберга, сек

Теппинг-тест, КСНС

1

341,7

41

31,1

0,45

2

449,2

54

21, 9

0,39

3

613,3

121

12,3

0,15

4

343, 9

27

27,5

0,37

5

327, 7

31

22,9

0,49

6

429,1

52

19,7

0,46

7

598,2

128

10,3

0,11

8

573,6

112

11,2

0,17

9

472,9

79

20,1

0,22

10

458,4

65

19,2

0,28

М±σ

448,79±98,66

66,50±34,56

20,38±6,20

0,32±0,13

Как видно из приведенной таблицы, два испытуемых показали результаты тестирования функционального состояния ЦНС ниже нормы. У остальных результаты функционального состояния ЦНС соответствуют норме, либо превышают ее.

Расчет средней выборочной и стандартного отклонения позволяет увидеть, что в среднем по группе по всем показателям функциональное состояние ЦНС можно оценить как соответствующее среднему уровню с некоторой тенденцией к высокому.

Ранее нами было доказано, что имеется статистически значимая связь между показателями специальной физической подготовленности, успешностью игровой деятельности и функциональным состоянием ЦНС [4]. Следовательно, при разработке методики СФП для баскетболистов ГСС важно учитывать индивидуальные различия функционального состояния ЦНС.

На основе анализа специальной литературы и полученных данных нами была разработана методика СФП, своеобразие которой состояло в следующих особенностях:

1) уменьшение нагрузки за счет снижения объема по специальной физической подготовке для игроков с низким уровнем функционального состояния ЦНС, которое может свидетельствовать о переутомлении или перетренированности спортсменов;

2) повышение уровня нагрузки по СФП для игроков с высоким уровнем функционального состояния ЦНС;

3) условное разделение спортсменов на две группы в зависимости от уровня лабильности и выносливости нервной системы.

Предлагаемая методика основывается на более широком использовании метода сопряженного воздействия на уровень специальной физической подготовленности и функционального состояния ЦНС.

В рамках методики тренировочный процесс включает в себя 3 этапа: втягивающий, основной, заключительный. Данная методика также может применяться в соревновательном периоде, когда спортсмены находятся на пике своей физической формы, и акцент перемещается в сторону СФП с целью поддержания формы и более узконаправленного развития спортсменов. Поскольку предлагаемые нами упражнения активно воздействуют на ЦНС, мы рекомендуем использовать их в малом объеме, чтобы не перегрузить ЦНС, но придерживаться высокой интенсивности с большими интервалами отдыха, так как основная направленность данных упражнений — развитие скоростно-силовых способностей.

На наш взгляд, разработанная нами методика позволит повысить и уровень специальной физической подготовленности, и уровень функционального состояния ЦНС баскетболистов, поскольку с ростом спортивного мастерства, по нашему мнению, стандартные методы СФП должным образом не стимулируют повышение качества игровой деятельности.

Литература:

  1. Безмылов, Н. Н. Обоснование комплекса информативных показателей и определение их приоритетной значимости для отбора квалифицированных баскетболистов в команду / Н. Н. Безмылов // Физическое воспитание студентов. — 2010. — № 2. — С. 18–2.
  2. Облецова, Т. А. Взаимосвязь психофизиологических показателей и специальной физической подготовленности юных баскетболистов / Т. А. Облецова, А. М. Пухов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. –2019. — № 3. — С. 91–96
  3. Распоряжение Правительства РФ от 17.10.2018 N 2245-р «Об утверждении Концепции подготовки спортивного резерва в РФ до 2025 года» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/QNlNOzIXgAYfExx0bzmyGXxlQm6SFf54.pdf (дата обращения 05.04.20).
  4. Федоров, А. М. Оценка влияния функционального состояния центральной нервной системы на показатели специальной физической подготовленности баскетболистов группы спортивного совершенствования/ А. М. Федоров, З. С. Варфоломеева // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции по вопросам спортивной науки в детско-юношеском и адаптивном спорте (Москва, 11–13 декабря 2017 г.) — М.: Издательство: Центр спортивных инновационных технологий и подготовки сборных команд Москомспорта, 2017. — С. 118–119.
Основные термины (генерируются автоматически): функциональное состояние, баскетболист, специальная физическая подготовленность, игровая деятельность, индивидуальный результат тестирования, нервная система, специальная физическая подготовка, спортивное мастерство, спортивный резерв, центральная нервная система.


Ключевые слова

специальная физическая подготовка, ЦНС, ГСС, баскетболисты, функциональное состояние центральной нервной системы, группы спортивного совершенствования, СФП

Похожие статьи

Лечебная гимнастика: путь к здоровью и душевному равновесию

В статье рассмотрены лечебная физическая культура при заболеваниях и повреждениях нервной системы, благотворное влияние ЛФК на нормализацию жизни людей, укрепление здоровья.

Влияние аэробики на функциональное состояние основных систем организма у студентов

В статье подробно рассматривается основополагающие факторы влияние оздоровительной аэробики на физиологическое влияние таких важных систем организма как сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы и опорно-двигательного аппарата.

Организация педагогического контроля в комплексной спортивной школе

В статье рассматриваются методы изучения тренировочного процесса в комплексной спортивной школе.

Психологическая подготовка в системе управления тренировочным процессом юношей в пауэрлифтинге

В статье даны определения взаимосвязи между силовыми показателями юношей в пауэрлифтинге и основными психологическими факторами развития личности юных спортсменов, с учетом которой предложена методика психологической подготовки.

Самоконтроль для занимающихся физической культурой

В статье показаны основные показатели самоконтроля при занятиях физическими упражнениями, методы их оценивания и значение для человеческого организма.

Инновационные педагогические технологии в системе физического воспитания и оздоровления детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве

Для детей с ОВЗ актуально применение на уроках физической культуры специальных оздоровительных методик обучения, которые учитывают функциональную связь между мышечной системой и мозговыми структурами, с деятельностью органов чувств и висцеральных орг...

Анализ результатов внеурочной деятельности в рамках раздела «Кровеносная и лимфатическая системы организма» в школьном курсе биологии 8 класса

В статье рассматриваются вопросы организации внеклассной деятельности школьников на примере определения адаптационного потенциала системы кровообращения, типа саморегуляции кровообращения.

Профилактика заболеваний и предупреждение отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата у студентов

В представленной работе проведен анализ профилактики заболеваний и предупреждения отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата у студентов. Исследованы вопросы методики в данной области. Проведен анализ ключевых моментов ЛФК.

Психодиагностика как условие спортивно-организованного физического воспитания студентов

В статье рассматривается использование психодиагностики в спортивно-организованном физическом воспитании студентов.

Игровая терапия как средство эффективного речевого развития дошкольников с нарушениями речи при подготовке к школьному обучению

В статье представлена классификация практических игр, направленных на развитие речи, психических процессов, мелкой моторики, необходимых при подготовке воспитанников к школе.

Похожие статьи

Лечебная гимнастика: путь к здоровью и душевному равновесию

В статье рассмотрены лечебная физическая культура при заболеваниях и повреждениях нервной системы, благотворное влияние ЛФК на нормализацию жизни людей, укрепление здоровья.

Влияние аэробики на функциональное состояние основных систем организма у студентов

В статье подробно рассматривается основополагающие факторы влияние оздоровительной аэробики на физиологическое влияние таких важных систем организма как сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы и опорно-двигательного аппарата.

Организация педагогического контроля в комплексной спортивной школе

В статье рассматриваются методы изучения тренировочного процесса в комплексной спортивной школе.

Психологическая подготовка в системе управления тренировочным процессом юношей в пауэрлифтинге

В статье даны определения взаимосвязи между силовыми показателями юношей в пауэрлифтинге и основными психологическими факторами развития личности юных спортсменов, с учетом которой предложена методика психологической подготовки.

Самоконтроль для занимающихся физической культурой

В статье показаны основные показатели самоконтроля при занятиях физическими упражнениями, методы их оценивания и значение для человеческого организма.

Инновационные педагогические технологии в системе физического воспитания и оздоровления детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве

Для детей с ОВЗ актуально применение на уроках физической культуры специальных оздоровительных методик обучения, которые учитывают функциональную связь между мышечной системой и мозговыми структурами, с деятельностью органов чувств и висцеральных орг...

Анализ результатов внеурочной деятельности в рамках раздела «Кровеносная и лимфатическая системы организма» в школьном курсе биологии 8 класса

В статье рассматриваются вопросы организации внеклассной деятельности школьников на примере определения адаптационного потенциала системы кровообращения, типа саморегуляции кровообращения.

Профилактика заболеваний и предупреждение отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата у студентов

В представленной работе проведен анализ профилактики заболеваний и предупреждения отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата у студентов. Исследованы вопросы методики в данной области. Проведен анализ ключевых моментов ЛФК.

Психодиагностика как условие спортивно-организованного физического воспитания студентов

В статье рассматривается использование психодиагностики в спортивно-организованном физическом воспитании студентов.

Игровая терапия как средство эффективного речевого развития дошкольников с нарушениями речи при подготовке к школьному обучению

В статье представлена классификация практических игр, направленных на развитие речи, психических процессов, мелкой моторики, необходимых при подготовке воспитанников к школе.

Задать вопрос