Особенности применения меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №15 (305) апрель 2020 г.

Дата публикации: 11.04.2020

Статья просмотрена: 6770 раз

Библиографическое описание:

Кипрова, Т. Н. Особенности применения меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части / Т. Н. Кипрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 197-199. — URL: https://moluch.ru/archive/305/68769/ (дата обращения: 22.12.2024).



В данной статье подвергается анализу действующее законодательство в сфере применения меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части. Определен объект, условия, цели и основания применения данной меры пресечения.

Наблюдение командования воинской части является особой мерой пресечения и закреплено в статье 104 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ).

Специальным объектом применения данной меры пресечения является военнослужащий или гражданин, проходящий военные сборы, являющийся подозреваемым (обвиняемым) по уголовному делу. В соответствии с ч. 11 ст. 38 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» при применении меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части к военнослужащему он не может быть исключен из списков личного состава воинской части по окончании военной службы.

По мнению Борисова А. Б.: «…на практике данная мера пресечения является специализированной и применяется, как правило, к военнослужащим срочной службы (реже — к гражданам, проходящим военные сборы). Это связано с тем, что иные категории военнослужащих (например, офицеры, прапорщики) не могут быть лишены права свободного передвижения за пределами воинской части, что исключает реальную возможность наблюдения за ними со стороны командования». [1;211]

Данная проблема возникает в силу того, что в свободное время военнослужащий имеет право на свободу передвижения как в пределах гарнизона без разрешения командира части, так и за его пределами, а также данная мера пресечения не запрещает военнослужащему покидать место жительства.

Как и прочие меры пресечения, данная мера ограничивает конституционные права и свободы подозреваемых (обвиняемых) военнослужащих и должна применяться при соблюдении следующих условий:

− мера пресечения применяется только после принятия решения о возбуждении уголовного дела;

− меры пресечения применяется только в отношении обвиняемого и подозреваемого;

− право избрания меры пресечения предоставлено только следователю, дознавателю или суду в пределах своих полномочий;

− применение меры пресечения является не обязанностью, а правом следователя, дознавателя или суда;

− полномочиями по избранию меры пресечения, по ее последующей отмене, а также по изменению меры пресечения на более строгую или более мягкую наделены дознаватель, следователь и суд;

− возможность обжалования решения суда, следователя, дознавателя о применении меры пресечения в порядке, установленном УПК РФ.

В то же время наблюдение командования воинской части относится скорее к мерам воспитательного характера. Под воздействием это меры пресечения лицо, подозреваемое (обвиняемое) в совершении преступления, должно осознавать, «что оно нарушило воинский долг, поэтому поставлено в специальные условия в той воинской части, где проходит его служба». [3]

Основными целями применения указанной меры служат исполнение подозреваемым (обвиняемым) своих обязанностей:

− являться в назначенный срок по вызовам дознавателя, следователя, прокурора в суд;

− не препятствовать производству по уголовному делу;

− не совершать в ходе производства предварительного следствия преступлений и не препятствовать исполнению приговора [5].

Основания применения мер пресечения, в том числе и наблюдения командования воинской части, закреплены в ст. 97 УПК РФ. К ним относится наличие у дознавателя, следователя либо суда достаточных оснований полагать, что подозреваемый (обвиняемый):

1) скроется от органов дознания, следствия или суда;

2) может продолжить свою преступную деятельность;

3) может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иначе воспрепятствовать производству по уголовному делу.

Мера пресечения может избираться как в отношении обвиняемого, так и в отношении подозреваемого. Обвинение в данном случае должно быть предъявлено не позднее 10-ти суток с момента применения меры пресечения.

Дознаватель, следователь или судья выносит постановление об избрании меры пресечения. В данном постановлении указывается преступление, в котором подозревается или обвиняется лицо, а также основания избрания данной меры пресечения. Копия постановления вручается обвиняемому (подозреваемому) с разъяснением ему порядка обжалования решения о избрании меры пресечения. Оформляется обязательство подозреваемого (обвиняемого) военнослужащего по исполнению данного постановления. Кроме того, копия постановления может быть вручена защитнику или законному представителю по их просьбе.

Обязательным условием при избрании меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части является согласие подозреваемого (обвиняемого) (ч.2 ст.104 УПК РФ).

В то же время, согласия командования воинской части, где будет исполняться избранная мера пресечения, не требуется. Законодательством предусмотрено только направление постановления об избрании меры пресечения с разъяснением существа подозрения или обвинения, а также обязанности командования воинской части по исполнению данного постановления.

Также не требуется и ходатайства командования воинской части о принятии на себя обязательств по обеспечению надлежащего поведения подозреваемого (обвиняемого) [6].

Законом не определены конкретные меры, которые должно применить командование воинской части к подозреваемому (обвиняемому). Часть 1 статьи 104 УПК РФ лишь указывает, что командованием воинской части принимаются меры, предусмотренные уставами Вооруженных сил. То есть, при исполнении постановления об избрании меры пресечения командование воинской части руководствуется утвержденными Указом Президента РФ от 10.11.2007 № 1495 уставом внутренней службы, дисциплинарным уставом, уставом гарнизонной и караульной служб.

Данные уставы предусматривают применение к подозреваемому (обвиняемому) военнослужащему следующих мер:

− лишение права ношения оружия;

− лишение права на присвоение очередного воинского звания;

− постоянное пребывание под наблюдением своих начальников или суточного наряда;

− запрещается направление на работу вне части в одиночном порядке;

− запрещаются назначения в караул и иные ответственные наряды

− не предоставляются увольнения из части, отпуска;

− военнослужащий отстраняется от управления транспортным средством;

− временно отстраняется от исполнения специальных обязанностей;

− может быть отстранен от занимаемой воинской должности и передан в распоряжение командира (начальника), а также иные меры.

Согласно части 4 ст. 104 УПК РФ, в случае совершения подозреваемым, обвиняемым действий, для предупреждения которых была избрана данная мера пресечения, командование воинской части немедленно сообщает об этом в орган, избравший данную меру пресечения. Вследствие чего избранная мера пресечения подозреваемому (обвиняемому) может быть изменена на более строгую меру пресечения.

Командование воинской части не несет уголовно — процессуальной ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств по реализации наблюдения за подозреваемым (обвиняемым). В данном случае применяется дисциплинарное наказание. Объясняется это тем, что личную ответственность за воспитание, военную дисциплину и моральное состояние несут командиры и начальники военнослужащего. Поэтому они могут быть подвергнуты дисциплинарным взысканиям, предусмотренным Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил, например, таким как выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, снижение в воинской должности.

Таким образом, в законодательстве имеются пробелы, связанные с исполнением меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части. К ним относится отсутствие в уголовно-процессуальном законодательстве четкого указания на то, какие именно меры должны быть применены к подозреваемому (обвиняемому) военнослужащему, а также их объем. Данное обстоятельство не позволяет в полной мере обеспечить контроль над выполнением таким военнослужащим возложенных на него обязательств. Для решения данной проблемы будет целесообразным внести в законодательные акты конкретный список мер, применяемых к подозреваемому (обвиняемому) военнослужащему. Также обязательно нужно определить в каком размере данная мера будет применена. Кроме того, проблемным остается вопрос об ответственности командования воинской части за ненадлежащее исполнение постановления о применении данной меры пресечения. Для решения этого вопроса необходимо положения о наблюдении командования воинской части внести в уставы Вооруженных сил, с определением четкого круга должностных лиц, на которых будет возложена обязанность по исполнению таких постановлений.

Литература:

  1. Борисов А. Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) с практическими разъяснениями и постатейными материалами. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Книжный мир, 2010- 944 с.
  2. Глухов Е. А. Как наблюдает командование. // «Военно-юридический журнал». 2007. № 9. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:http://center-bereg.ru/e942.html
  3. Чуниха А. А. Особенности применения и исполнения меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:https://sibac.info/conf/law/xvi/28910
  4. Шаталов А. С. Меры процессуального принуждения: учебно-методическое пособие / Шаталов А. С. — Изд. 4–е, стер. — М.; Берлин: Директ-Медиа, 2016.
  5. Енаева Л.К. Уголовный процесс. Учебное пособие – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005.-304с.
  6. Булатов Б.Б. Уголовный процесс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:https://studme.org/35230/pravo/nablyudenie_komandovaniya_voinskoy_chasti
Основные термины (генерируются автоматически): воинская часть, мера пресечения, избрание меры пресечения, РФ, обвиняемый, вид наблюдения командования, военнослужащий, наблюдение командования, подозреваемый, уголовное дело.


Похожие статьи

Основания, условия и порядок избрания меры уголовно-процессуального принуждения в виде задержания

В данной статье на основе анализа действующего законодательства исследуются такая мера уголовно-процессуального принуждения как задержание. Определены основания, условия и порядок избрания данной меры принуждения. Выявлены недостатки действующего зак...

Избрание, применение и исполнение меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части

В статье раскрываются проблемы назначения меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части. Автор анализирует, кто может и должен являться субъектом присмотра при назначении данной меры пресечения; к кому может применяться наблюдение ком...

Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым как мера пресечения в уголовном процессе

В данной статье рассматриваются вопросы применения меры пресечения в виде присмотра над несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым. Также в работе отражено понятие специальной меры пресечения в отношении несовершеннолетних в виде присмотра, проа...

Вопросы применения наблюдения командования воинской части в отношении военнослужащих

Данная статья посвящена исследованию вопросов, связанных с особенностями применения меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части к подозреваемым (обвиняемым) военнослужащим. В работе исследованы, систематизированы и проанализированы ...

Актуальные проблемы квалификации превышения должностных полномочий

Данная статья посвящена актуальным проблемам квалификации превышения должностных полномочий. Автором рассмотрены некоторые вопросы квалификации действий должностных лиц, совершивших, так называемые, «общеуголовные» преступления, а также анализируются...

Порядок изменения либо продления мер пресечения при расследовании преступлений коррупционной направленности

Статья посвящена анализу порядка изменения и продления мер пресечения, применяемых при расследовании экономических и коррупционных преступлений. Рассматривается возможность реализации единого подхода к определению характера и совокупности обстоятельс...

Особенности усмотрения в правоприменительной деятельности правоохранителей Кыргызской Республики

В статье рассматривается проблема усмотрения в правоприменительной деятельности сотрудников мест изоляции и следователей. Предлагается письменное оформление отказа или разрешения на совершение какой-либо сделки лицами, заключенными под стражу в поряд...

Запрет определенных действий в системе мер пресечения

Статья направлена на анализ актуальных проблем практики применения меры пресечения в виде запрета определенных действий, в качестве поиска границ вмешательства государства в права и свободы граждан. Рассмотрены актуальные вопросы правового регулиров...

Индивидуальный предприниматель в системе лицензирования в Приднестровье

Статья преследует цель раскрытия основных постулатов законодательства, на которых базируется лицензирование индивидуальных предпринимателей в Приднестровской Молдавской Республике. В статье описывается перечень документов, которые необходимы для офор...

Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью: проблемы и пути их решения

В данной статье рассмотрены некоторые проблемы касающиеся исполнения наказания в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью. Проанализированы конкретные особенности применения специальных технических ...

Похожие статьи

Основания, условия и порядок избрания меры уголовно-процессуального принуждения в виде задержания

В данной статье на основе анализа действующего законодательства исследуются такая мера уголовно-процессуального принуждения как задержание. Определены основания, условия и порядок избрания данной меры принуждения. Выявлены недостатки действующего зак...

Избрание, применение и исполнение меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части

В статье раскрываются проблемы назначения меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части. Автор анализирует, кто может и должен являться субъектом присмотра при назначении данной меры пресечения; к кому может применяться наблюдение ком...

Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым как мера пресечения в уголовном процессе

В данной статье рассматриваются вопросы применения меры пресечения в виде присмотра над несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым. Также в работе отражено понятие специальной меры пресечения в отношении несовершеннолетних в виде присмотра, проа...

Вопросы применения наблюдения командования воинской части в отношении военнослужащих

Данная статья посвящена исследованию вопросов, связанных с особенностями применения меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части к подозреваемым (обвиняемым) военнослужащим. В работе исследованы, систематизированы и проанализированы ...

Актуальные проблемы квалификации превышения должностных полномочий

Данная статья посвящена актуальным проблемам квалификации превышения должностных полномочий. Автором рассмотрены некоторые вопросы квалификации действий должностных лиц, совершивших, так называемые, «общеуголовные» преступления, а также анализируются...

Порядок изменения либо продления мер пресечения при расследовании преступлений коррупционной направленности

Статья посвящена анализу порядка изменения и продления мер пресечения, применяемых при расследовании экономических и коррупционных преступлений. Рассматривается возможность реализации единого подхода к определению характера и совокупности обстоятельс...

Особенности усмотрения в правоприменительной деятельности правоохранителей Кыргызской Республики

В статье рассматривается проблема усмотрения в правоприменительной деятельности сотрудников мест изоляции и следователей. Предлагается письменное оформление отказа или разрешения на совершение какой-либо сделки лицами, заключенными под стражу в поряд...

Запрет определенных действий в системе мер пресечения

Статья направлена на анализ актуальных проблем практики применения меры пресечения в виде запрета определенных действий, в качестве поиска границ вмешательства государства в права и свободы граждан. Рассмотрены актуальные вопросы правового регулиров...

Индивидуальный предприниматель в системе лицензирования в Приднестровье

Статья преследует цель раскрытия основных постулатов законодательства, на которых базируется лицензирование индивидуальных предпринимателей в Приднестровской Молдавской Республике. В статье описывается перечень документов, которые необходимы для офор...

Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью: проблемы и пути их решения

В данной статье рассмотрены некоторые проблемы касающиеся исполнения наказания в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью. Проанализированы конкретные особенности применения специальных технических ...

Задать вопрос