Методика преподавания живописи в образовательной организации высшего образования: от академизма к инновациям | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Несмотря на коронавирус, электронный вариант журнала выйдет 6 июня.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (305) апрель 2020 г.

Дата публикации: 10.04.2020

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Львова, Е. В. Методика преподавания живописи в образовательной организации высшего образования: от академизма к инновациям / Е. В. Львова, С. В. Шаброва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 59-62. — URL: https://moluch.ru/archive/305/68703/ (дата обращения: 25.05.2020).



Встатье рассматривается современное художественное образование, через призму истории становления, воспитания и культурного просвещения. Обозначены основные традиционные и современные методы академической живописи. Представлены изменения в методике преподавания, связанные с развитием передовых технологий, благодаря которым появляются новые художественные материалы, приемы и средства обучения. В статье приведены инновационные методы работы по дисциплине «Живопись», которые способствуют развитию креативного мышления и овладению творческими методами работы, формируют эстетическое восприятие и вкус у обучающихся.

Ключевые слова:совершенствование, методика, художественно-педагогическое образование, академическая живопись, методы, современные живописные материалы, способы, технологии.

Высшая школа предъявляет к учебному процессу по художественным дисциплинам постоянно возрастающие требования как в части совершенствования его содержания, форм и методов обучения, так и в части его оптимальной научно — творческой организации, для которой характерна логическая и дидактическая определенность. Внимание исследователей и практиков художественной педагогики сосредоточено на поисках совершенных и гибких методик, которые основаны на последних научных достижениях психологии, педагогики, эстетики и методики обучения изобразительному искусству. Совершенствование подготовки высококвалифицированных специалистов в области живописи, обладающих развитыми творческими, изобразительными и педагогическими способностями требует поисков инновационных систем обучения [6].

Методика обучения живописи насчитывает столетия. Современное художественное образование определяется высоким уровнем развития отечественной художественной школы. Начало художественного образования в России было положено в эпоху Просвещения, в XVIII веке. В это время курс изящных искусств начал входить в учебный план, и впервые преподавание живописи появилось в Санкт-Петербургской академии наук. В 1757 г. было основано первое профессиональное учебное заведение в данной области — Императорская Академия художеств.

Девятнадцатый век ознаменовался появлением различных художественных обществ, таких как: Московское художественное общество, Товарищество передвижных художественных выставок и Императорское общество поощрения художников. Идея «народности» привела к созданию общедоступных музеев и воскресных художественных классов, и в 1880-е гг. были образованы учебные экскурсии, которые способствовали воспитанию художественного вкуса у общественности. В 1910-е гг. началась экскурсионная работа в Эрмитаже, основанная на культурно-просветительском движении студенчества Петербургского университета.

В Советское время художественное образование испытывало подъем, активно велась работа по его обновлению. Было создано «художественное бюро» и «опорные пункты по художественному воспитанию». Возникли и профессиональные учебные заведения нового типа: Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС) и Институт художественной культуры (ИНХУК), ставшие центрами теории конструктивизма и производственного искусства. Были разработаны различные образовательные программы по «Изобразительному искусству и художественному труду» Б. М. Неменского, «Мировая художественная культура» для старшей школы Л. М. Предтеченской, в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена (ныне РГПУ) началась подготовка педагогов по данным дисциплинам, были сформированы центры эстетического воспитания и школы искусств.

В постсоветский период произошло изменение российского образования. Появились новые направления в области художественного образования и воспитания, тем не менее удалось сохранить принципиальные основы академической системы высшего профессионального образования, сформированного в досоветский и советский периоды. Становление современного художественного образования претерпевает различные изменения и на сегодняшний день регламентируется Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС). Требования к выпускнику по ФГОС включает в себя формирование общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций.

Изменения в системе образования в области социального и государственного запроса к специалистам, влекут за собой изменения в методике преподавания. При подготовке квалифицированных педагогов-художников одним из основополагающих факторов является обучение академической живописи. Методика преподавания живописи может включать в себя как традиционные, так и современные подходы. К традиционным методам начального художественного академического образования живописи относятся: изучение видов колорита, законов перспективы и композиции, копирование работ великих мастеров, пленэрный метод обучения, как один из важнейших разделов курса обучения изобразительной грамоте, способствующий пониманию законов воздушной перспективы, развитию памяти, воображения, умению анализировать увиденное, притворять зрительные впечатления в изобразительной форме [2].

Методы, применяемые школой живописи, это внимание к изучению изображения пейзажа, изучение и изображение внутреннего мира отдельного человека, сближение изобразительного образа с литературным, отражение самобытной русской культуры. Основой данных методов является наблюдение, копирование и работа с натуры. Натурный метод сохраняется как базовый метод в практике освоения академической живописи, особенностями обучения которого является развитие комплексных знаний и практических навыков в области живописного изображения как средства выражения конкретной идеи.

Современные методы преподавания живописи основываются на передовых достижениях техники и технологий, развитии химической промышленности, посещения выставок и перфомансов, которые используют различные инновационные технологии. К ним относятся: музейная педагогика (посещение различных выставок), использование поискового подхода и метода художественных проектов, нетрадиционные формы ведения занятий, создание межпредметных блоков, внедрение натурных постановок нового типа и применение конструктивного подхода в решении композиционных задач, применение новейших художественных средств и компьютерных технологий. Данные методы повышают интерес обучающихся к дисциплине и способствуют развитию самостоятельного продуцирования идей, развитию профессиональных навыков. Изучение техники работы современных мастеров, использование разнообразных материалов и внедрение в образовательный процесс компьютерных технологий формируют у студентов профессиональные компетенции, понимание практического применения в профессиональной деятельности знаний основ живописи, сознательного подхода к дизайнерскому творчеству.

Современная химическая промышленность обеспечивает художников новыми материалами для живописи, одними из которых являются интерференционные краски, пигментная эмульсия которых содержит слюду, покрытую диоксидом титана. Часть световых волн отражается от слюды и титанового слоя с одной цветовой частотой, в то время как другая часть, минуя этот процесс, излучает другой цвет. Толщина титанового слоя диктует характер цвета. Когда он значителен, отражающийся цвет под одним углом зрения — зеленый и красный — под другим. Более тонкий слой подразумевает иную степень отражения и образует интерференционную золотую краску. Ещё один вид — флуоресцентные краски, светящиеся под действием ультрафиолетового излучения. Необычным свойством краску наделяет входящий в ее состав флуоресцентный пигмент. По консистенции эти краски практически не отличаются от обычной акриловой краски, но вблизи ультрафиолетовой лампы начинают светится. Они не обладают способностью накапливать световую энергию (как, например, люминесцентные) и поэтому светятся только вблизи источника УФ-излучения.

Появились новые способы монументальной живописи: силикатная живопись, казеиново-известковая и новая темперная. На рынке представлен широкий спектр текстурных и структурных полимерных гелей для создания рельефа, барельефа, работ в технике скульптурной живописи. Разрабатываются различные добавки, которые позволяют сделать работу матовой или глянцевой, гладкой или шероховатой. Современные материалы требуют приобретения знаний и навыков работы с ними, следовательно, и разработку инновационных методов преподавания. Внедрение новых технологий в образовательный процесс значительно облегчает работу педагога в данном вопросе.

Например, использование электронной доски, которая позволяет транслировать процесс построения натюрморта или ведения живописной работы. Преимущество интерактивной доски состоит в том, что студенты сами могут попробовать выполнить ряд упражнений, подтверждающих усвоение нового материала и формирование практических умений. Использование различных графических редакторов, таких как Photoshop, Painter, Alchemy и ZBrush позволяют имитировать применение различных материалов, что изначально помогает уловить тонкости их использования. Использование на занятиях трехмерной модели человека способствует пониманию анатомических особенностей построения фигуры человека и позволяет вести работу при отсутствии живой модели.

Применение дополненной реальности (ДР/AR) (англ. — Augmented Reality) — новейшая технология, основывающаяся на взаимодействии цифровой камеры и компьютера, которые при помощи алгоритмов распознавания образов считывают визуальное изображение окружающей реальности, а позже обрабатывают с помощью специальных программ реальный образ и дополняют его виртуальным. Данная технология применяется на современных выставках, посещение которых позволяет студентам глубже вникнуть мир искусства в целом [3]. В начале 2020 года в Москве проходило несколько выставок дополненной реальности. Третьяковская галерея предоставила возможность не только посмотреть на картины Казимира Малевича, Натальи Гончаровой, Ивана Шишкина и Эдварда Мунка, но и оказаться внутри их произведений, постичь творческие методы великих художников. Благодаря технологиям виртуальной реальности зрители могли создавать собственную картину в лучших традициях русского авангарда, предложить свою интерпретацию произведения, понять всю глубину эстетики работ великих мастеров [5].

Развитие современных технологий и появление новых материалов оказывают влияние на создание живописных произведений в целом и развитие методики преподавания живописи в частности. Они способствуют полноценному духовному, творческому и эстетическому развитию студентов, позволяют находить новые пути решения творческих задач, способствуют глубокому погружению в мир искусства, вызывают интерес у обучающихся. Однако, не стоит забывать о том, что любые умения и навыки формируются в процессе непосредственной практики и работы с материалом, поэтому в процессе обучения необходимо использовать как традиционные, так и современные методы преподавания дисциплины «Живопись».

Литература:

  1. Кринари, Е. В., Измайлов Б. И. Новые технологии в живописи // Вестник Казанского технологического университета, научн. журн. 2012, № 14.
  2. Львова, Е. В. Пленэр как эффективная форма художественного образования [Текст] // История, археология и искусство: новые задачи и проблемы исследования: Сборник научных трудов по материалам I Междунар. научн-практич. конф. Н. Новгород: НОО «Профессиональная наука», 2017. -С. 58.
  3. Хорошунова, А. В. Инновационные технологии в процессе обучения студентов на занятиях по академической живописи // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика, научн. журн. 2019. № 1.
  4. Художественное образование в Российской Федерации: развитие творческого потенциала в XXI веке: аналит. доклад = Arts Education in the Russian Federation: Building Creative Capacities in the 21st Century: analytical report / Л. Л. Алексеева и др.; Рос. ин-т культурологии и др.; отв. ред. К. Э. Разлогов. — М., 2011. — 72, 68 с.
  5. Третьяковская галерея. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/vr-natalya-goncharova-kazimir-malevich-ivan-shishkin-edvard-munk-novaya-tretyakovka.
  6. Шаляпин, О. В. Методические особенности обучения живописи студентов художественно-графических факультетов при изображении головы и портрета/ О. В. Шаляпин. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/metodicheskie-osobennosti-obucheniya-zhivopisi-studentov-khudozhestvenno-graficheskikh-fakul.
Основные термины (генерируются автоматически): академическая живопись, современное художественное образование, художественное образование, Изобразительное искусство, образовательный процесс, методика преподавания, мир искусства, дополненная реальность, изменение, материал.


Похожие статьи

Взаимосвязь инновационных процессов в искусстве...

художественное образование, изобразительное искусство, искусство, инновация, традиция, взгляд, художественная педагогика, масляная живопись, академическая школа, человеческое бытие. Ключевые слова.

Эффективные методы обучения работе с цветом в детской...

изобразительное искусство, кабинет искусства, образовательный процесс, художественное образование, роль кабинета

Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Проблема эффективности обучения живописи...

О проблемах обучения изобразительному искусству...

Статья посвящена о проблемах обучения изобразительному искусству в современной

Изобразительное искусство — одна из основных дисциплин школьного образования.

Методика преподавания ИЗО в школе всегда была объектом повышенного внимания...

Инновационные методы обучения на занятиях по...

Основные термины (генерируются автоматически): изобразительное искусство, учебный процесс, ученик, учитель, возможность, процесс

изобразительное искусство, кабинет искусства, образовательный процесс, художественное образование, роль кабинета...

Специфика преподавания изобразительных дисциплин...

композиция, художественный образ, изобразительное искусство, студент, художественное творчество, рисунок, понятийный аппарат, натурный рисунок, движение, архитектурный рисунок. Похожие статьи.

Специфика дисциплины «Академический рисунок» в системе...

При подготовке учителей изобразительного искусства вопрос об овладении учебным академическим рисунком является не менее актуальным. Для успешной работы в общеобразовательной школе учитель должен овладеть изобразительной грамотой как...

Моделирование художественно-творческого процесса...

Опыт работы в сфере художественного образования со студентами по освоению

Искусство –это и художественное творчество, и восприятие этого творчества, это и мастерство, и

Основные условия формирования художественного вкуса в процессе профессиональной...

Инновационные подходы в преподавании мировой...

Педагогика искусства — теория художественного образования. Современным педагогам необходимо найти тот ключ для формирования культуры творческой личности, приобщить к искусству, как духовной культуре и в этом нам помогут современные инновации.

изобразительное искусство, художественно-образное...

Особенности идеографической подготовки на занятиях по методике преподавания изобразительного искусства.

изобразительное искусство, художественно-образное мышление, самостоятельная работа, художественный образ, учебная постановка, навык...

Похожие статьи

Взаимосвязь инновационных процессов в искусстве...

художественное образование, изобразительное искусство, искусство, инновация, традиция, взгляд, художественная педагогика, масляная живопись, академическая школа, человеческое бытие. Ключевые слова.

Эффективные методы обучения работе с цветом в детской...

изобразительное искусство, кабинет искусства, образовательный процесс, художественное образование, роль кабинета

Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Проблема эффективности обучения живописи...

О проблемах обучения изобразительному искусству...

Статья посвящена о проблемах обучения изобразительному искусству в современной

Изобразительное искусство — одна из основных дисциплин школьного образования.

Методика преподавания ИЗО в школе всегда была объектом повышенного внимания...

Инновационные методы обучения на занятиях по...

Основные термины (генерируются автоматически): изобразительное искусство, учебный процесс, ученик, учитель, возможность, процесс

изобразительное искусство, кабинет искусства, образовательный процесс, художественное образование, роль кабинета...

Специфика преподавания изобразительных дисциплин...

композиция, художественный образ, изобразительное искусство, студент, художественное творчество, рисунок, понятийный аппарат, натурный рисунок, движение, архитектурный рисунок. Похожие статьи.

Специфика дисциплины «Академический рисунок» в системе...

При подготовке учителей изобразительного искусства вопрос об овладении учебным академическим рисунком является не менее актуальным. Для успешной работы в общеобразовательной школе учитель должен овладеть изобразительной грамотой как...

Моделирование художественно-творческого процесса...

Опыт работы в сфере художественного образования со студентами по освоению

Искусство –это и художественное творчество, и восприятие этого творчества, это и мастерство, и

Основные условия формирования художественного вкуса в процессе профессиональной...

Инновационные подходы в преподавании мировой...

Педагогика искусства — теория художественного образования. Современным педагогам необходимо найти тот ключ для формирования культуры творческой личности, приобщить к искусству, как духовной культуре и в этом нам помогут современные инновации.

изобразительное искусство, художественно-образное...

Особенности идеографической подготовки на занятиях по методике преподавания изобразительного искусства.

изобразительное искусство, художественно-образное мышление, самостоятельная работа, художественный образ, учебная постановка, навык...

Задать вопрос