Организация дополнительных платных образовательных услуг по иностранному языку в условиях государственного образовательного учреждения как фактор повышения качества знаний обучающихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 декабря, печатный экземпляр отправим 9 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (305) апрель 2020 г.

Дата публикации: 09.04.2020

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Авдонина, А. Ю. Организация дополнительных платных образовательных услуг по иностранному языку в условиях государственного образовательного учреждения как фактор повышения качества знаний обучающихся / А. Ю. Авдонина, Ю. А. Фаст. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 34-37. — URL: https://moluch.ru/archive/305/68697/ (дата обращения: 27.11.2020).



В статье рассматривается влияние платных образовательных услуг по иностранному языку (на примере английского языка) в условиях государственного образовательного учреждения на качество знаний обучающихся.

Ключевые слова: платные дополнительные образовательные услуги, бесплатное образование, качество знаний, диагностика.

The article deals with the problem of providing paid educational services in the conditions of a State Educational Institution when studying a foreign language. There are arguments “for “and “against” additional paid educational services and conclusions on the study of the problem and on the basis of personal observations.

Key words: paid additional educational services, free education, good quality knowledge, diagnostics, test results.

В современном мире важным условием развития национальной экономики является качественное, непрерывное образование, что позволяет российскому государству быть конкурентноспособным на мировом рынке товаров и услуг, в том числе образовательных. Кроме того, нужно учитывать право на образование всех граждан нашей страны, которое является одним из главных конституционных прав (статья 43 Конституция Российской Федерации, а также Федеральный закон «Об образовании в РФ»). [5,статья 5]

В условиях недофинансирования системы образования сегодня многие государственные (муниципальные) образовательные учреждения вынуждены оказывать платные образовательные услуги. Многие из них делают это неохотно, другие, напротив, стратегически осмысленно переводят новые формы образовательной деятельности в область «платности», вооружаются маркетинговыми инструментами и рыночными механизмами. Реализация образовательных программ, особенно долгосрочных, требует значительных затрат на их всестороннее обеспечение.

Инвестиции и текущие расходы на содержание образовательных учреждений, стоимость учебных и методических материалов и средств обучения, в том числе наглядных, индивидуального контроля, программного обеспечения; оплата труда преподавателей, технического и обслуживающего персонала, затраты на специальную подготовку, обучение, переподготовку и повышение квалификации; стоимость исследований и экспериментов в области образования и т. д. — необходимый инструментарий для оказания платных образовательных услуг. Значительная стоимость образовательных услуг и ее постоянный рост на современном этапе развития обусловливают особую роль государства в содержании и развитии сферы образования. Каждое общество выбирает, в какой степени будут возмещаться эти затраты непосредственными потребителями образовательных услуг и какую часть расходов возьмет на себя государство.

«Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени». [5, статья 75, пункт 1]

При оказании платных услуг есть как плюсы, так и минусы. Эти споры-разногласия проходят на фоне прогрессивного роста платных образовательных услуг, оказываемых не только частными, но и государственными образовательными учреждениями. Анализ литературы показывает, что основным аргументом в пользу платности образования является повышение эффективности работы как отдельного образовательного учреждения, так и сферы образования в целом.

В настоящее время наиболее распространенная платная образовательная услуга — изучение иностранного языка, так как в расширяющемся межкультурном пространстве это становится необходимым требованием успешной реализации в социуме. Реакцией на данную потребность стало наполнение рынка образовательных услуг частными языковыми школами, способствующими развитию и совершенствованию методик преподавания языков, изданию новых учебных программ, комплексов.

В нынешнем сознании под понятием «качество знаний» понимается степень соответствия достигаемых образовательных результатов нормативным, социальным требованиям и личностным ожиданиям. «Качество знаний» — это уровень всего объема усвоенной в процессе обучения информации и его соотношение с содержанием стандартного образования и задачи его усвоения. Качество знаний определяется по четырем группам характеристик:

—полнота, объем, точность, прочность;

—системность, обобщенность, научность, фундаментальность;

—оперативность, гибкость, мобильность;

—действенность, направленность на практические дела.

На первом этапе экспериментальной работы была проведена входная диагностика — проверка качества знаний по английскому языку обучающихся 3–4 классов общеобразовательной школы и выявление элементов содержания, вызывающих у них наибольшие затруднения. Проанализировав пробелы в знаниях учащихся, на родительском собрании была предложена к реализации общеобразовательная общеразвивающая программа «Английский язык». Была создана группа учащихся 3-х классов, которая начала осваивать дополнительную образовательную программу. После организации и реализации программы доля учащихся имеющих хорошие знания увеличилась. Такие результаты показал повторный мониторинг. Проверочный материал был составлен с опорой на следующие документы: Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по английскому языку. Иностранный язык 3–4 классы. 2-е изд. М.: Просвещение, (Стандарты второго поколения). Примерные программы по иностранным языкам//новые государственные стандарты по иностранному языку 2011 классы/образование в документах и комментариях. М.: АСТ. Астрель. Проверочные материалы по английскому языку для 3–4 класса включали основные элементы следующих содержательных блоков: «Грамматическая и лексическая стороны речи», «Чтение» и «Письмо».

Диагностическая работа состояла из 4 заданий:

—три задания на выбор одного правильного ответа из двух, трех или четырех предложенных;

—одно задание на образование множественного числа имен существительных.

Верное выполнение заданий с выбором ответа и с кратким ответом оценивалось в 5 баллов. Максимальный тестовый балл за выполнение всей работы 20 баллов.

За выполнение диагностической работы обучающиеся получили оценки по пятибалльной шкале.

Шкала выставления отметок за тест в соответствии с диапазоном тестовых баллов:

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Суммарный тестовый балл

меньше

4

4–9

10–14

15–20

Тестовые задания выполняли 23 обучающихся 3-х классов и 28 обучающихся 4-х классов. Доля обучающихся, не достигших достаточного уровня овладения учебным материалом (выполнили менее 3 заданий), составляет 11 % (6 учащихся). Большинство тестируемых учеников получили от 6 до 14 баллов. В таблице показано распределение отметок, полученных за выполнение диагностической работы по английскому языку обучающимися 3-х и 4-х классов.

Тестовый балл

Число учащихся

Доля учащихся, имеющих данную оценку

15–20

3

5 %

10–14

11

22 %

4–9

31

62 %

Меньше 4

6

11 %

5 % обучающихся показали отличные результаты и высокий уровень формирования языковых навыков и речевых умений. Пятая часть учащихся, писавших работу, выполнила более половины теста, показали хорошие результаты. Почти половина учащихся (49 %) выполнили половину и менее заданий (в целом справились с тестом).

Описание уровня подготовки учащихся, получивших различные отметки за выполнение работы

Категории участников тестирования

Описание уровня подготовки по английскому языку категорий участников тестирования

Отметка «5» (15- 20 баллов)

Учащиеся продемонстрировали владение всеми контролируемыми элементами содержания на достаточно высоком уровне. Для этой категории учащихся важно усилить работу по дальнейшему развитию речевых умений и формированию стратегий выполнения тестовых заданий различных форматов

Отметка «4» (10–14 баллов)

Учащиеся продемонстрировали хороший уровень владения контролируемыми элементами содержания, за исключением следующих: употребление глагола to be в настоящем времени и речевого оборота there is/ there are

Отметка «3» (4- 9 баллов)

Учащиеся показали удовлетворительный уровень подготовки (процент выполнения выше 50) при выполнении некоторых элементов содержания:

Отметка «2» (меньше 6 баллов)

Учащиеся, получившие за тест неудовлетворительную отметку, показали низкую сформированность языковых навыков и речевых умений. Процент выполнения заданий базового уровня у них оказался ниже 50, что не позволяет сделать вывод о достаточном усвоении контролируемых элементов содержания

После организации и реализации программы платных образовательных услуг по английскому языку можно сделать следующие выводы:

1. Доля учащихся, получающих дополнительные услуги по предмету и выполнивших тест на максимальное количество баллов, составила 80 %, среди получивших минимальное количество баллов были обучающиеся, не получавшие дополнительные услуги по предмету.

2. Результаты мониторинга показали, что дополнительные занятия по английскому языку повышают качество сохранности знаний по предмету на 80 %. 3. Наибольшие затруднения у учащихся вызвали задания, ориентированные на проверку умений распознавать и использовать наиболее употребительные формы глагола to be. 4. Наименее сформированными оказались навыки правописания.

В меню сайта школы, оказывающей платные образовательные услуги, обязательно имеется страница «Платные образовательные услуги». В ней содержатся следующие разделы: расписание занятий школы дошкольника «Тропинка к школе», расписание занятий «Ранний английский», «Английский язык», учебный план платных образовательных услуг. Кроме этого, «Положение о платных образовательных услугах», образец договора, методические рекомендации «О порядке привлечения и использования средств физических и (или) юридических лиц и мерах по предупреждению незаконного сбора средств у родителей (законных представителей) обучающихся, воспитанников».

По результатам диагностического мониторинга выявилось, что учащиеся получающие дополнительные платные образовательные услуги, показывают хорошие знания, мотивацию к изучению иностранного языка, ответственное отношение к предмету, чем тестируемая группа детей, не получающих дополнительные образовательные услуги по этому предмету. Заинтересованные предметом дети демонстрируют более высокий уровень метапредметных компетенций. Они умеют самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы к познанию, умеют самостоятельно планировать пути достижения целей и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Также дети умеют соотносить свои действия с планируемыми результатами, контролировать свою деятельность в процессе достижения результата, умеют определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, при необходимости корректировать свои действия. Дети умеют оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения, владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности и смысловое чтение.

Безусловно, для детей и родителей дополнительные платные услуги показывают широкие возможности обучения (дистанционное обучение, практика с носителями языка и т. д.), дают более качественные знания. Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что дополнительные платные образовательные услуги оказывают положительное влияние на качество образования в психолого — педагогическом аспекте, общеучебном аспекте, личностном аспекте. Потребители платных услуг получают хорошие знания, показывают высокие результаты при проведении контроля. С психологической точки зрения, обучающиеся высокомотивированы на изучение предмета, уверенные в собственных знаниях, с удовольствием участвуют в различных конкурсах и активно формируют портфолио.

На уровне отдельного образовательного учреждения повышение эффективности образовательного процесса происходит за счет повышения мотивации всех его участников. Принцип платности предполагает выбор потребителем образовательного учреждения, образовательных программ, что влечет за собой конкуренцию учебных заведений за привлечение учащихся и выигрывает тот, кто предлагает более качественные услуги по той же цене или услуги такого же качества, но по более низким ценам. Повышается скорость разработки и внедрения передовых программ и методов обучения. При оказании платных услуг у образовательного учреждения появляется возможность материально поощрять работников и приглашать преподавателей более высокого уровня компетенции. В результате, обучающиеся по платным образовательным программам показывают, как правило, более высокие знания по предмету.

Литература:

  1. Безруков В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).- Екатеринбург, 2000.
  2. Браверман А. А. Маркетинг в российской экономике переходного периода: методология и практика. — М.: Экономика, 1997.
  3. Запесоцкий А. С. История одного негосударственного вуза // Педагогика. — 2000.
  4. Зиятдинова Ф. Г. Социальное положение и престиж учительства: проблемы, пути решения/ М., 1992.
  5. Котлер Ф. Основы маркетинга Краткий курс Пер с англ — М Издательский дом «Вильяме», 2007.
  6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. с изменениями 2019 г.
Основные термины (генерируются автоматически): услуга, английский язык, иностранный язык, балл, диагностическая работа, доля учащихся, задание, класс, контролируемый элемент содержания, обучающийся.


Ключевые слова

качество знаний, диагностика, платные дополнительные образовательные услуги, бесплатное образование

Похожие статьи

Особенности оценивания знаний по иностранному языку...

Обучение любому иностранному языку подразумевает обучение различным видам речевой

Независимое письменное задание оценивается по качеству письма в целом: степень

Основные термины (генерируются автоматически): балл, английский язык, требование...

Самостоятельная работа при обучении иностранному языку

Самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности.

Виды тестов в обучении иностранному языку | Статья в журнале...

Иностранные языки. Варианты и ответы централизованного тестирования. 11 класс: Пособие для подготовки к тестированию.–

самостоятельная работа, задание, иностранный язык, группа, уровень овладения, умение, учебный процесс, работа, процесс обучения, речевая...

Особенности организации контрольно-оценочной деятельности...

Данная статья направлена на описание технологических и дидактических особенностей организации контроля и оценивания в процессе обучения иностранному языку с использованием сервиса Google Classroom.

Тест как одно из средств контроля обученности иностранному...

задание, тестовый контроль, правильный ответ, учебный материал, текст задания, тест, итоговый тест, русский язык, тестовое задание, проверка.

Диагностический тест как система проверки знаний учащихся на... Разумное сочетание традиционного и тестового контроля...

К вопросу оценки и отметки на уроках английского языка...

В пансионе воспитанниц контрольная работа по английскому языку в 5–7 классах является комплексной работой и включает в себя

− сравнение данных результатов достижений учащихся с предыдущим уровнем их достижений и определение места учащегося на пути...

О требованиях к результатам обучения иностранному языку...

Повышение значимости языков, неизбежно влечет за собой изменения не только в методике

Требования к уровню владения иностранным языком, также как и требования к обучению в

Сформировать вышеперечисленные способности (компетенции) у учащихся можно только на...

Индивидуальный подход в обучении английскому языку в школе

иностранный язык, задание, индивидуальный подход, английский язык, ученик, учащийся, урок, обучение, дифференцированное обучение, учитель. Из опыта индивидуализации обучения иностранным языкам. Индивидуализированное обучение младшего школьника...

Формирование коммуникативной компетенции при изучении...

Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам означает формирование у школьников коммуникативной компетенции языковой, разговорной, практической, социально лингвистической и мыслительной, когда ученик готов использовать иностранный язык как...

Похожие статьи

Особенности оценивания знаний по иностранному языку...

Обучение любому иностранному языку подразумевает обучение различным видам речевой

Независимое письменное задание оценивается по качеству письма в целом: степень

Основные термины (генерируются автоматически): балл, английский язык, требование...

Самостоятельная работа при обучении иностранному языку

Самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности.

Виды тестов в обучении иностранному языку | Статья в журнале...

Иностранные языки. Варианты и ответы централизованного тестирования. 11 класс: Пособие для подготовки к тестированию.–

самостоятельная работа, задание, иностранный язык, группа, уровень овладения, умение, учебный процесс, работа, процесс обучения, речевая...

Особенности организации контрольно-оценочной деятельности...

Данная статья направлена на описание технологических и дидактических особенностей организации контроля и оценивания в процессе обучения иностранному языку с использованием сервиса Google Classroom.

Тест как одно из средств контроля обученности иностранному...

задание, тестовый контроль, правильный ответ, учебный материал, текст задания, тест, итоговый тест, русский язык, тестовое задание, проверка.

Диагностический тест как система проверки знаний учащихся на... Разумное сочетание традиционного и тестового контроля...

К вопросу оценки и отметки на уроках английского языка...

В пансионе воспитанниц контрольная работа по английскому языку в 5–7 классах является комплексной работой и включает в себя

− сравнение данных результатов достижений учащихся с предыдущим уровнем их достижений и определение места учащегося на пути...

О требованиях к результатам обучения иностранному языку...

Повышение значимости языков, неизбежно влечет за собой изменения не только в методике

Требования к уровню владения иностранным языком, также как и требования к обучению в

Сформировать вышеперечисленные способности (компетенции) у учащихся можно только на...

Индивидуальный подход в обучении английскому языку в школе

иностранный язык, задание, индивидуальный подход, английский язык, ученик, учащийся, урок, обучение, дифференцированное обучение, учитель. Из опыта индивидуализации обучения иностранным языкам. Индивидуализированное обучение младшего школьника...

Формирование коммуникативной компетенции при изучении...

Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам означает формирование у школьников коммуникативной компетенции языковой, разговорной, практической, социально лингвистической и мыслительной, когда ученик готов использовать иностранный язык как...

Задать вопрос