Аналитический расчет кинематической характеристики подвески колесных транспортных средств с двумя поперечными рычагами | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Аналитический расчет кинематической характеристики подвески колесных транспортных средств с двумя поперечными рычагами / Д. А. Свечников, М. С. Черепанов, И. М. Шмаков [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 139-147. — URL: https://moluch.ru/archive/305/68682/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье авторы предлагают аналитический аппарат расчета кинематической характеристики подвески на примере подвески с двумя неравными поперечными рычагами.

Ключевые слова: подвеска колесных транспортных средств, аналитический расчет, кинематическая характеристика.

Для создания математических моделей транспортных средств, как колебательных систем, необходимо в любой момент времени знать положение упругих элементов подвески в зависимости от перемещения колеса, то есть иметь кинематическую характеристику подвески.

В ряде случаев кинематическая схема подвески транспортного средства достаточна сложна, особенно у базовых машин высокой проходимости и грузоподъемности, поэтому кинематическую характеристику их подвесок получают, как правило, графическим путем [1, 2]. Строя в масштабе ряд положений подвески, определяют вертикальные перемещения оси колеса и соответствующие им деформации упругого элемента подвески. Однако графические построения громоздки, а также возникают трудности с использованием полученной кинематической характеристики в математических моделях. В этой связи возникает необходимость в разработке аналитического аппарата расчета кинематической характеристики подвески.

Предлагается следующая методика разработки этого аппарата.

Выбирают параметр, величина которого изменяется в процессе работы подвески, удобный для вывода уравнений связи. Это, например, может быть угол (см. Рис. 1). Затем получают уравнения связи перемещения упругого элемента и хода колеса h в функции от выбранного параметра:

, (1)

. (2)

По выражениям (1) и (2) появляется возможность построения кинематической характеристики подвески, то есть зависимости:

. (3)

При решении задач динамики транспортных средств необходимо иметь зависимость изменения перемещения упругого элемента при изменении хода колеса на некоторую величину.

Выражения для изменения перемещения упругого элемента и хода колеса при изменении угла на величину запишем в виде:

, (4)

, (5)

где , — коэффициенты влияния.

Рис. 1. Кинематическая схема подвески

Изменение хода упругого элемента при изменении хода колеса определяется выражением:

. (6)

Следующим шагом методики является получение зависимостей для коэффициентов влияния и .

Выражение (6) используется для определения положения упругого элемента подвески в любой момент времени, а также может быть применено для построения кинематической характеристики подвески в целом с использованием метода припасовки, заключающимся в следующем. Зная значение выбранного параметра, соответствующего положению статического равновесия подвески , определяют коэффициенты влияния и . Затем, задаваясь малым перемещением колеса ±, по выражению (5) определяют соответствующее изменение угла ±, а по выражению (6) — изменение хода упругого элемента. В последствии алгоритм повторяется для угла =±.

Методику аналитического расчета кинематической характеристики подвески поясним на конкретном примере независимой двухрычажной подвески с неравными рычагами, кинематическая схема которой изображена на Рис.1.

Вначале получим уравнения связи вида (1) и (2).

Общую длину упругого элемента в любой момент времени можно определить из соотношения:

, (7)

где ,,,- координаты точек С и D соответственно в системе координат XOY.

Координаты точки D постоянны и равны:

, (8)

. (9)

Координаты точки С найдем, как точку пересечения двух окружностей с центрами Е, В и радиусами , соответственно.

Запишем систему уравнений:

, (10)

где ,,,- координаты точек B и E.

Решая систему (10), получим:(11)

, (12)

где , (13)

. (14)

В выражении (11) знак перед корнем выбирают исходя из физического смысла. В данном случае знак выбирается тот, при котором ордината точки С имеет большее значение.

В выражения (11), (12), (13), (14) входят координаты точек Е и В. Координаты точки Е постоянны и равны:

, (15)

. (16)

Координаты точки В получим аналогично координатам точки С — в месте пересечения окружностей с центрами в точках А и Е и радиусами и соответственно.

, (17)

Решение системы (17) дает:

(18)

, (19)

где , (20)

. (21)

Знак перед корнем в выражении (18) определяют по аналогии с предыдущим случаем.

Координаты точки А в выражениях (20) и (21) находят по зависимостям:

, (22)

. (23)

Теперь все составляющие уравнения (7) определены, а, следовательно, получено первое уравнение связи, соответствующее выражению (1).

Получим второе уравнение связи, соответствующее выражению (2). Ординату точки М — центра колеса найдем из соотношения:

, (24)

где . (25)

Выражение (24) является вторым уравнением связи.

Получим зависимости для коэффициентов влияния и .

Возьмем частную производную по углу от выражения (7):

. (26)

Частные производные и определяются по выражениям:

, (27)

где

(28)

(29)

. (30)

В выражения (27), (29), (30) входят частные производные , , , выражения для которых имеют вид:

, (31)

, (32)

. (33)

Возьмем частные производные и :

, (34)

где

,(35)

, (36)

. (37)

Выражения для частных производных, входящих в уравнения (34), (36), (37) имеют вид:

, (38)

, (39)

. (40)

В выражения (38), (39), (40) входят частные производные и , возьмем их:

, (41)

. (42)

По выражениям (26)…(42) вычисляется коэффициент влияния .

Выражение для коэффициента влияния получим, взяв частную производную по от зависимости (24):

. (43)

Окончательно, изменение длины упругого элемента подвески при изменении хода колеса на , найдем из соотношения вида (6):

. (44)

Несмотря на кажущуюся громоздкость полученных зависимостей, с использованием для расчета ЭВМ процесс получения кинематической характеристики подвески по приведенной методике значительно упрощается по сравнению с графическим и, кроме того, появляется возможность использования полученных выше выражений в более точных математических моделях транспортных средств, как колебательных систем.

В приложении 1 приведена программа расчета кинематической характеристики подвески на языке «Бейсик», а в таблице 1 результаты расчета для подвески МАЗ-547, изображенной на рис. 1.

Таблица 1

Результаты расчета кинематической характеристики подвески

h, м

- 0,14

- 0,12

- 0,1

- 0,08

- 0,06

- 0,04

- 0,02

0

0,02

lp, м

- 0,091

- 0,077

- 0,063

- 0,05

- 0,037

- 0,025

- 0,012

0

0,012

h, м

0,04

0,06

0,08

0,1

0,12

0,14

0,16

0,18

0,2

lp, м

0,024

0,036

0,048

0,059

0,07

0,08

0,091

0,1

0,11

Исходные данные для расчета:

м; м; м; м; м;

м; м; м; м; ;

; ; .

Приложение 1

Программа расчета кинематической характеристики

5 DIM Y(2) , X(2) , M(2) , O(2) , T(2) , C(2) , U(2) , V(2)

10 INPUT “l1,l2,l3,l4,l5,l6,l7,l8,l9,l0,b,g,e,ar (Длины в метрах, углы в град)”;

L1,L2,L3,L4,L5,L6,L7,L8,L9L0,B,G,E,AR

15 CLS

16 ? TAB(10) “Расчет кинематической характеристики подвески”

17 ? “ “

20 XD=L0*SIN (G*P1/180)

30 YD=L0*COS(G*P1/180)

40 XE=L9*SIN(B*P1/180)

50 YE=L9*COS(B*P1/180)

60 FOR I=1 TO 2

70 A=AR*P1/180

80 H=0

90 FF!=0 !

100 FOR J=1 TO 10

110 IF I=1 THEN N=1 ELSE N=(-1)

120 H=H+0.02*N

130 XA=L1*SIN (A)

140 YA=(-L1)*COS(A)

150 AX=L1*COS(A)

160 AY=L1*SIN (A)

170 DK= (AX*(YA-YE)-AY*(XA-XE)) / (ABS(YA-YE)^2)

180 DF= (( L9^2 +L2^2-L5^2-L1^2)*AY) / (2*ABS (YA-YE)^2)

190 K=(XA-XE)/(YA-YE)

200 F=(L5^2-L2^2+L1^2-L9^2) / (2*(YA-YE))

210 FK=DF*K+DK*F

220 FOR Q=1 TO 2

230 IF Q=1 THEN W=1 ELSE W= (-1)

240 O(Q)=SQR ((L5^2-XE^2)*ABS(K)^2+2*(XE*F-XE*YE)*K+F*

(2*YE-F)-YE^2+L5^2)*W

250 M(Q)= F*K+XE-K*YE+O(Q)

260 X(Q)=M(Q)/(1+ABS(K)^2)

270 Y(Q)=F-K*X(Q)

280 NEXT Q

290 IF Y(1)>Y(2) THEN GOTO 350

300 YB=Y(2)

310 XB=X(2)

320 M=M(2)

330 O=O(2)

340 GOTO 390

350 YB=Y(1)

360 XB=X(1)

370 M=M(1)

380 O=O(1)

390 DM=FK-DK*YE+(((L5^2-XE^2)*K-XE*YE)*DK+(YE-F)*DF+FK*XE)/O

400 BX= (DM*(1+ABS(K)^2)-2*K*DK*M)/((1+ABS(K)^2)^2)

410 BY=DF-(DK*XB+BX*K)

420 D= (L4^2-L3^2-L9^2+ABS(XB)^2+ABS(YB)^2)/(2*(YB-YE))

430 P= (XB-XE)/(YB-YE)

440 DP=(BX*(YB-YE)-BY*(XB-XE))/(ABS(YB-YE)^2)

450 DD=(2*XB*(YB-YE)*BX+(ABS(YB)^-2*YB*

YE-L4^2+L3^2+L9^2-ABS (XB)^2)*BY)/(2*ABC(YB-YE)^2)

460 PD=DP*D+DD*P

470 FOR R=1 TO 2

480 IF R=1 THEN Z=1 ELSE Z=(-1)

490 U(R)= SQR ((L4^2-XE^2)*ABS(P)^2+2*(D*XE-YE*XE)*P+D*

(2*YE-D)-YE^2+L4^2)*Z

500 V(R)= D*P+XE-P*YE+U(R)

510 C(R)=V(R)/(1+ABS(P)^2)

520 T(R)= D-P*C(R)

530 NEXT R

540 IF T(1)>T(2) THEN GOTO 600

550 YC=T(2)

560 XC=C(2)

570 U=U(2)

580 V=V(1)

590 GOTO 640

600 YC=T(1)

610 XC=C(1)

620 U=U(1)

630 V=V(1)

640 DV=PD-DP*YE+(((L4^2-XE^2)*DP+(YE-D)*DD+PD*XE)/ U

650 CX=(DV*(1+ABS(P)^2)-2*P*DP*V)/((1+ABS(P)^2)^2)

660 CY=DD-(DP*XC+CX*P)

670 DL=ABS(((XC-XD)*CX+(YC-YD)*CY)/(SQR(ABS(XC-XD)^2+ABS(YC-YD)^2)))

680 KS=P1-E*P1/180-ATN((YB-YA)/(XA-XB))

690 MY= ABS((L8*COS(KS)/(L2^2))*((AX-BX)*(YB-YA)-(BY-AY)*(XA-XB))+AY)

700 AD=0.02*N/MY

710 LF!=DL*AD

720 FF!=FF!+LF!

730 ? TAB(15) “h=”; H; “ “ ; “f=”; FF!

740 A=A+AD

750 NEXT J

760 NEXT I

770 END

Литература:

  1. Антонов А. С., Кононович Ю. А. и др. Армейские автомобили. Теория.- М.: Военное издательство МО СССР, 1970, 526 с.
  2. Степанченко Э. П., Фалалеев П. П. Технологическое оборудование.- М.: МО СССР, 1986, 364 с.
  3. Литвинов А. С., Фаробин Я. Е. Автомобиль: Теория эксплуатационных свойств: Учебник для вузов по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство». — М.: Машиностроение, 1989.—240 с.
  4. Вахламов В. К. Автомобили: Эксплуатационные свойства: учебник для студ. Высш. Учеб. Заведений — М.: Издательский центр «Академия», 2006.-240 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ABS, YB-YE, THEN, YA-YE, кинематическая характеристика подвески, FOR, GOTO, NEXT, выражение, упругий элемент.


Ключевые слова

подвеска колесных транспортных средств, аналитический расчет, кинематическая характеристика

Похожие статьи

Экспериментальное определение угловой поперечной жёсткости кузова на подвеске относительно опорных колёс автомобиля

В статье предлагается методика определения угловой поперечной жёсткости подвески автомобиля с включением стабилизаторов и без стабилизаторов путем эксперимента.

Анализ конструктивных схем поворота колесных машин

Статья раскрывает сущность поворота колесных машин, принцип работы, преимущества и недостатки каждой конструкции, проводится анализ поворота колесных машин, работающих по разным принципам.

Обоснование разработки системы адаптивной подвески (системы активной безопасности) универсального колесно-шагающего экскаватора

Представлены предпосылки разработки системы активной безопасности колесно-шагающего экскаватора. Приведен пример оценки устойчивости колесно-шагающего экскаватора на крутом уклоне.

Исследование на прочность шарового пальца рулевой сошки автобуса

В статье анализируется шаровой палец сошки рулевого управления автобуса с использованием расчета на статическую прочность, учитывающего конкретные условия и режимы эксплуатации. Прочностные расчеты проводились с помощью метода конечных элементов, реа...

Сравнительный анализ многоступенчатого насоса типа ЦНС с оппозитным расположением колес и с гидропятой

В статье рассматривается конструкция насоса типа ЦНС с различными вариантам разгрузки осевой силы. Проведен обзор и анализ разгрузочных устройств и модификаций конструкции. Проводится сравнительный анализ использования гидропяты и оппозитного располо...

Выбор геометрических параметров ограничителя переворота гусеничного движителя устанавливаемого на автомобиль УАЗ-Патриот

Статья посвящена обзору разработанной конструкции ограничителя переворота гусеничного движителя, устанавливаемого на автомобиль УАЗ-Патриот. Произведен расчет данной конструкции на прочность. Приведен анализ определения геометрических параметров и вы...

Техническая возможность монтажа крано-манипуляторной установки на шасси автомобиля

В данной работе была приведена методика определения возможности монтажа выбранной КМУ на шасси автомобиля. Для этого необходимо произвести расчеты нагрузок на оси, расчета устойчивости в рабочем положении, подобрать насос и разработать программу техн...

Влияние учета реальной работы узлов на напряженно-деформированное состояние элементов башенной конструкции

На примере расчета металлической башни из трубчатых профилей оценена степень влияния конфигурации узлов на напряженно-деформированное состояние элементов. Рассмотрены расчетные модели башен с тремя видами узлов: жесткие, узлы с угловыми шарнирами, а ...

Обзор существующих подходов к расчету железобетонных балок в условиях кручения с изгибом

В статье рассматриваются принципы работы железобетонных балок в условиях кручения с изгибом. Представлен обзор существующих подходов к расчету данного напряженно-деформированного состояния конструкции. Особое внимание уделено подходам, представленным...

Колебания шарнирного четырехзвенника

В статье были рассмотрены вопросы кинематического анализа шарнирного четырехзвенного механизма аналитическим методом. Выведены уравнения угловых координат звеньев, также которые применяются для всех видов шарнирного- четырехзвенного механизма, за иск...

Похожие статьи

Экспериментальное определение угловой поперечной жёсткости кузова на подвеске относительно опорных колёс автомобиля

В статье предлагается методика определения угловой поперечной жёсткости подвески автомобиля с включением стабилизаторов и без стабилизаторов путем эксперимента.

Анализ конструктивных схем поворота колесных машин

Статья раскрывает сущность поворота колесных машин, принцип работы, преимущества и недостатки каждой конструкции, проводится анализ поворота колесных машин, работающих по разным принципам.

Обоснование разработки системы адаптивной подвески (системы активной безопасности) универсального колесно-шагающего экскаватора

Представлены предпосылки разработки системы активной безопасности колесно-шагающего экскаватора. Приведен пример оценки устойчивости колесно-шагающего экскаватора на крутом уклоне.

Исследование на прочность шарового пальца рулевой сошки автобуса

В статье анализируется шаровой палец сошки рулевого управления автобуса с использованием расчета на статическую прочность, учитывающего конкретные условия и режимы эксплуатации. Прочностные расчеты проводились с помощью метода конечных элементов, реа...

Сравнительный анализ многоступенчатого насоса типа ЦНС с оппозитным расположением колес и с гидропятой

В статье рассматривается конструкция насоса типа ЦНС с различными вариантам разгрузки осевой силы. Проведен обзор и анализ разгрузочных устройств и модификаций конструкции. Проводится сравнительный анализ использования гидропяты и оппозитного располо...

Выбор геометрических параметров ограничителя переворота гусеничного движителя устанавливаемого на автомобиль УАЗ-Патриот

Статья посвящена обзору разработанной конструкции ограничителя переворота гусеничного движителя, устанавливаемого на автомобиль УАЗ-Патриот. Произведен расчет данной конструкции на прочность. Приведен анализ определения геометрических параметров и вы...

Техническая возможность монтажа крано-манипуляторной установки на шасси автомобиля

В данной работе была приведена методика определения возможности монтажа выбранной КМУ на шасси автомобиля. Для этого необходимо произвести расчеты нагрузок на оси, расчета устойчивости в рабочем положении, подобрать насос и разработать программу техн...

Влияние учета реальной работы узлов на напряженно-деформированное состояние элементов башенной конструкции

На примере расчета металлической башни из трубчатых профилей оценена степень влияния конфигурации узлов на напряженно-деформированное состояние элементов. Рассмотрены расчетные модели башен с тремя видами узлов: жесткие, узлы с угловыми шарнирами, а ...

Обзор существующих подходов к расчету железобетонных балок в условиях кручения с изгибом

В статье рассматриваются принципы работы железобетонных балок в условиях кручения с изгибом. Представлен обзор существующих подходов к расчету данного напряженно-деформированного состояния конструкции. Особое внимание уделено подходам, представленным...

Колебания шарнирного четырехзвенника

В статье были рассмотрены вопросы кинематического анализа шарнирного четырехзвенного механизма аналитическим методом. Выведены уравнения угловых координат звеньев, также которые применяются для всех видов шарнирного- четырехзвенного механизма, за иск...

Задать вопрос