Памятка для родителей. «Как и что читать детям о Великой Отечественной войне» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (304) апрель 2020 г.

Дата публикации: 05.04.2020

Статья просмотрена: 227 раз

Библиографическое описание:

Лучина, А. В. Памятка для родителей. «Как и что читать детям о Великой Отечественной войне» / А. В. Лучина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 14 (304). — С. 24-26. — URL: https://moluch.ru/archive/304/68621/ (дата обращения: 23.01.2022).



Нет в России семьи такой,

Где не памятен был свой герой.

И глаза молодых солдат

С фотографий увядших глядят…

Этот взгляд — словно высший суд

Для ребят, что сейчас растут …

Агранович Е.

В 2020 году мы празднуем 75-летие великой Победы. В России практически нет ни одной семьи, которую бы не затронула война. У кого-то воевали деды, прадеды, бабушки и прабабушки, кто-то работал в тылу, чтобы обеспечить советскую армию всем необходимым на фронте. В те далекие и тяжелые годы не было практически ни одного равнодушного человека к судьбе нашей Родины.

Тема войны очень глубокая и серьёзная, особенно для детей дошкольного возраста. Выдающиеся психологи Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и по их выводам — современные психологи считают, что мышление в дошкольном возрасте носит ярко выраженный конкретный, образный характер и во многом еще сохраняет тесную связь с практической деятельностью.

Алена Август, психолог, эксперт по коммуникациям говорит о важности и необходимости рассказов маленьким детям о войне: «Рассказывать о войне, конечно же, нужно. Это огромная часть нашей истории, часть, закладывающая основы понимания национального характера. Другое дело — как рассказывать. Дедушки и бабушки, помнящие и знающие войну, к большому сожалению, уходят от нас». Детям очень трудно понять то, что не проходит через их практическую деятельность. «Те высокие, нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства, под влиянием социальных условий жизни и воспитания», — писал А. В. Запорожец.

Ребенку дошкольного возраста будет непросто переосмыслить большой объем информации происходящее не с ним. «… Первое правило, которое должен соблюдать человек, повествующий о войне — рассказывать о ней не только как о большом историческом событии, тем самым переводя ее в разряд «одного из событий в учебнике», а как о событии, в котором участвовали живые люди с живыми судьбами». Такие разговоры (о живых историях) приемлемы с самого нежного возраста, лет с пяти», — рекомендует Алена Август.

С чего же целесообразно начать рассказывать ребенку для того, чтобы были сформированы начальные представления о ВОВ, солдатах, защищавших Родину, о советской армии как надежной защитнице нашей Родины, о празднике 9 Мая?

Для того, чтобы у детей появился интерес к данной теме, помимо мероприятий, проводимых в детском саду, мы составили примерный план работы с родителями ориентируясь на рекомендации психолога Алены Август:

– посещение детей и родителей музея военной техники и оружии, чтобы ребенок смог все увидеть своими глазами;

– целевая прогулка родителей и детей в сквер Марии Рубцовой.

– подготовка совместных творческих поделок на День Победы;

– посещение ребенка с родителями в библиотеку и выбор книги о подвигах, битвах, блокадах, полководцах Великой отечественной войны, ориентируясь на возраст ребенка;

– в выходной день можно посетить музеи, города — герои.

– «…возлагая цветы к памятникам боевой славы, почтить память павших минутой молчания. Малыш должен знать, что все они защищали Родину (и его тоже) от фашизма. «(1)

IMG_4864.JPG

– сделать папку — передвижку с фотографиями родных фронтовиках, работников тыла и обязательно рассказать об этом ребенку;

C:\Users\Денис\Desktop\ВСЕ ФОТО НЮШИ ИЗ АЙФОНА\Тихон Денисович вдетском саду\JDPL8944.JPG

– показать ребенку награды, которыми был награжден родственник, поделиться с ним воспоминаниями о том времени. Если еще живы ветераны войны и тыла, то обязательно побеседовать с ними, чтобы ребенок видел и из первых уст услышал слова о войне.

– участвовать на параде Победы и в шествии «Бессмертный полк».

Такие беседы надолго останутся в памяти малыша.

Когда сформированы детские представления о войне, можно им прочитать художественную литературу. В детском саду, для создания интереса к книгам о войне, организована выставка детской литературы, консультация для родителей со списком и аннотацией этих книг. Дети знакомятся с авторами детской литературы, многие из которых литературы на собственном опыте познали все тяготы войны и не раз пережившее ее в процессе создания художественных произведений, знали то, о чем говорили читателям.

Примерный список рекомендованной литературы.

Орлов Владимир «Брат мой в Армию идет».

«Сказка о громком барабане» изд-во «Детская литература», 1985 г.

Заучивание стихов об армии, мужестве, дружбе. Георгиевская С.

«Галина мама» Митяев Анатолий

«Почему Армия родная» Таежный подарок».

Чтение стихотворений: «Мать- Земля» Я Абидов,

«Навек запомни» М. Исаковский

Чтение стихотворений: «Братские могилы» В. Высоцкий, «Советский воин»,

Чтение рассказа «Отцовское поле» В. Крупин,

Чтение стихотворений: «Победой кончилась война» Т. Трутнева,

Л. Кассиль «Твои защитники». Митяева А. «Дедушкин орден

Ким Селихов, Юрий Дерюгин «На красной площади парад», 1980 г

Соболев Леонид «Батальон четверых»

Алексеев Сергей «Орлович-Воронович», «Шинель» Е. Благинина, 1975

Чтение произведений С. П. Алексеев «Брестская крепость».

Я. Длуголенский «Что могут солдаты»

О. Высотской «Мой брат уехал на границу»

Чтение рассказа А. Гайдара «Война и дети»

У. Бражнина «Шинель»

Черкашин «Кукла»

Л. Кассиль «Главное войско», 1987

Митяев Анатолий «Землянка»

Лавренев Б. «Большое сердце»

Зотов Борис «Судьба командарма Миронова», 1991«Рассказы о войне» (К. Симонов, А. Толстой, М. Шолохов, Л. Кассиль, А. Митяев, В. Осеева)Л. Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники»С. Баруздин «Рассказы о войне»С. Михалков «День Победы»С. П. Алексеев «Брестская крепость»

Я. Тайц «Цикл рассказов о войне».

Литература:

  1. Алена Август «Как правильно рассказать детям о Великой отечественной войне». Интернет ресурс. https://letidor.ru/obrazovanie/vopros-ekspertam-kak-pravilno-rasskazyvat-detyam-o-velikoy-otechestvennoy-voyne.htm
  2. Е. П. Арнаутова, Т. А. Котова Расскажем детям о Победе: методические рекомендации / авт.-сост.
  3. Л. С. Выготский «Мышление и речь».
  4. Михайлова, О. Ребенок на войне: Интерпретация художественного образа в произведениях А. Т. Твардовского, В. П. Катаева, В. О. Богомолова / О. Михайлова // Дошкольное воспитание. — 2014. — № 11. — С. 11–17. –
  5. Шорыгина, Т. А. Беседы о детях-героях Великой Отечественной войны
Основные термины (генерируются автоматически): война, ребенок, дошкольный возраст, чтение стихотворений, детская литература, детский сад, практическая деятельность, советская армия, чтение рассказа.


Похожие статьи

Проект «Детям о Великой Отечественной войне»

Проблема: у детей недостаточный уровень знаний о Великой Отечественной войне, поэтому важно сформировать у дошкольников ясные представления о войне 1941–1945гг. Цель: Расширять и обобщать знания детей об истории России.

Чтение художественной литературы как средство...

В процессе чтения художественных произведений: сказок, рассказов, стихов, потешек, и др. дети дошкольного возраста усваивают эмоции и чувства, которые помогают им установить положительную атмосферу общения с окружающими взрослыми и сверстниками.

Формирование нравственных представлений детей младшего...

художественная литература, ребенок, произведение, дошкольный возраст, чтение, художественное произведение, детский сад, ознакомление детей

Семья, семейное чтение в приобщении дошкольника к художественной литературе играют первостепенную роль.

Основные подходы к проблеме чтения художественной...

Так, для детей младшего дошкольного возраста характерны: зависимость понимания текста от

группу детей младшего дошкольного возраста для слушания чтения или рассказа

художественная литература, ребенок, произведение, дошкольный возраст, чтение...

Роль книги и чтения в жизни детей | Статья в сборнике...

Продуманный отбор книг для детского чтения определяется тем, что неизбежно влияет на литературное развитие ребёнка, формирование его литературного опыта на этапе дошкольного детства, на воспитание отношения к книге. Занятия, посвященные знакомству детей с...

Восприятие художественной литературы детьми дошкольного...

На данном этапе развития современного российского общества, выдвигаются все более новые требования к развитию личности ребенка дошкольного возраста. Важное и основное место отводится умению воспринимать, прогнозировать и фантазировать...

Педагогические условия воспитания интереса к чтению у детей...

В группе детского сада создается книжный уголок с целью формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитанию бережного отношения к книге. Располагается книжный уголок, на уровне роста детей и по мере их подрастания уголок регулируется.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного...

Приобщение детей к патриотизму и гражданственности целесообразно уже в дошкольном

чтение стихотворений наизусть (Е. Благинина «Шинель», Т. Белозеров «Майский праздник

Основная часть мероприятий включена в образовательную деятельность детей старшей и...

ребенок, книга, детская литература, семейное чтение, родитель...

Часто родители считают, что чтение книг ребенку является забавой, детским времяпровождением. Читают книги детям редко в силу отсутствия времени и занятости, наспех. Бывает так, что родители не покупают книг совсем или приобретают книги, не соответствующие...

Художественная литература как фактор формирования...

Детская художественная литература не только способствует получению ребенком новых впечатлений, знаний об окружающем мире и его ценностях, но и оказывает огромное влияние на развитие личности детей, поскольку «условием развития личности помимо реальности...

Похожие статьи

Проект «Детям о Великой Отечественной войне»

Проблема: у детей недостаточный уровень знаний о Великой Отечественной войне, поэтому важно сформировать у дошкольников ясные представления о войне 1941–1945гг. Цель: Расширять и обобщать знания детей об истории России.

Чтение художественной литературы как средство...

В процессе чтения художественных произведений: сказок, рассказов, стихов, потешек, и др. дети дошкольного возраста усваивают эмоции и чувства, которые помогают им установить положительную атмосферу общения с окружающими взрослыми и сверстниками.

Формирование нравственных представлений детей младшего...

художественная литература, ребенок, произведение, дошкольный возраст, чтение, художественное произведение, детский сад, ознакомление детей

Семья, семейное чтение в приобщении дошкольника к художественной литературе играют первостепенную роль.

Основные подходы к проблеме чтения художественной...

Так, для детей младшего дошкольного возраста характерны: зависимость понимания текста от

группу детей младшего дошкольного возраста для слушания чтения или рассказа

художественная литература, ребенок, произведение, дошкольный возраст, чтение...

Роль книги и чтения в жизни детей | Статья в сборнике...

Продуманный отбор книг для детского чтения определяется тем, что неизбежно влияет на литературное развитие ребёнка, формирование его литературного опыта на этапе дошкольного детства, на воспитание отношения к книге. Занятия, посвященные знакомству детей с...

Восприятие художественной литературы детьми дошкольного...

На данном этапе развития современного российского общества, выдвигаются все более новые требования к развитию личности ребенка дошкольного возраста. Важное и основное место отводится умению воспринимать, прогнозировать и фантазировать...

Педагогические условия воспитания интереса к чтению у детей...

В группе детского сада создается книжный уголок с целью формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитанию бережного отношения к книге. Располагается книжный уголок, на уровне роста детей и по мере их подрастания уголок регулируется.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного...

Приобщение детей к патриотизму и гражданственности целесообразно уже в дошкольном

чтение стихотворений наизусть (Е. Благинина «Шинель», Т. Белозеров «Майский праздник

Основная часть мероприятий включена в образовательную деятельность детей старшей и...

ребенок, книга, детская литература, семейное чтение, родитель...

Часто родители считают, что чтение книг ребенку является забавой, детским времяпровождением. Читают книги детям редко в силу отсутствия времени и занятости, наспех. Бывает так, что родители не покупают книг совсем или приобретают книги, не соответствующие...

Художественная литература как фактор формирования...

Детская художественная литература не только способствует получению ребенком новых впечатлений, знаний об окружающем мире и его ценностях, но и оказывает огромное влияние на развитие личности детей, поскольку «условием развития личности помимо реальности...

Задать вопрос