Благотворительная деятельность мещан городов Марийского края в XIX — начале ХХ века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 10 октября, печатный экземпляр отправим 14 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №14 (304) апрель 2020 г.

Дата публикации: 06.04.2020

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Костогрызова, С. Е. Благотворительная деятельность мещан городов Марийского края в XIX — начале ХХ века / С. Е. Костогрызова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 14 (304). — С. 206-207. — URL: https://moluch.ru/archive/304/68596/ (дата обращения: 26.09.2020).



Статья посвящена благотворительной деятельности мещан Козьмодемьянска и Царевококшайска в XIX — начале ХХ в. Рассматривается деятельность мещанских обществ городов Марийского края по оказанию по оказанию помощи военнослужащим, малоимущим, строительству храмов.

Ключевые слова: Царевококшайск, Козьмодемьянск, Марийский край, мещанство, мещанское общество, благотворительность, старообрядцы.

Благотворительная деятельность в городах Марийского края была распространена так же, как и в других городах Российской империи. Известны имена меценатов П. Ф. Бычкова, И. А. Пчелина, Е. П. Зубковой, А. И. Губина.

Ценные сведения о благотворительной деятельности мещан Марийского края содержат воспоминания и записки современников: «Город Царевококшайск», опубликованной в приложении к журналу «Нива» в 1901 г. [6], воспоминания внучки козьмодемьянского купца П. Ф. Бычкова — Н. А. Крюковой [5]. Также источниковой базой по данной теме служат Указы и циркуляры Казанского губернского правления [3, с.55], приговоры общего городского собрания купцов и мещан Козьмодемьянска [7, с. 270].

Корни благотворительности и меценатства в России восходят еще к периоду Древнерусского государство, года христианство было принято в качестве государственной религии. На протяжении столетий благотворительность осуществлялась в форме личной милостыни, которая рассматривалась как богоугодное дело. В процессе развития государственных и общественных институтов осознание властью и обществом социальных проблем традиционное понимание русского благотворения как выполнения религиозно-нравственного долга дополнялось новыми представлениями о роли благотворительности [2, с. 184].

В случае войны мещане считали своим долгом внести свой вклад в победу российской армии. Во время Отечественной войны 1812 г. козьмодемьянские мещане и купцы собрали 2364 рубля 70 копеек [7]. В феврале 1813 г. мещане собрали 425 рублей на покупку лошадей для гусарских полков [7, С. 270].

Согласно Указам и циркулярам Казанского губернского уездного правления, сведения о лицах купеческого и мещанского звания, имеющих право на получение медали в память войны 1853–1856 гг. [3, л. 55–61].Среди мещан были представлены следующие кандидаты на награждение: Александр Иванов Шеин (в 1855 г. пожертвовал на пользу действующей армии в Европейской Турции 15 рублей), Григорий Федоров Черепанов (в 1855 г. пожертвовал в пользу действующей армии в Азиатской Турции 10 рублей, в 1856 г. в пользу государственного ополчения — 5 рублей), Федор Алексеев Серебряков (в 1855 г. пожертвовал в пользу действующей армии в Азиатской Турции 10 р., в 1856 г. в пользу государственного ополчения — 5 рублей), Степан Осипов Карнеев (в 1855 г. пожертвовал в пользу действующей армии в Азиатской Турции 5 рублей, в 1856 г. в пользу государственного ополчения — 5 рублей), Варлаам Матвеев Шеин (в 1855 г. пожертвовал в пользу действующей армии в Азиатской Турции 10 рублей, в 1856 г. для государственного ополчения — 3 рублей) Петр Васильев Толстов (в 1855 г. пожертвовал в пользу армии в Азиатской Турции 5 рублей, в 1856 г. в пользу государственного ополчения — 5 рублей), Василий Алексеев Байдаровцев (в 1855 г. пожертвовал в пользу Азиатской Турции 10 рублей), Федор Петров Сорокин (в 1855 г. пожертвовал в пользу действующей армии в Азиатской Турции 5 рублей). В 1856 г. в пользу государственного ополчения — 3 рубля), Василий Иванов Замятнин (в 1855 г. пожертвовал в пользу действующей армии в Азиатской Турции 10 рублей, в 1856 г. в пользу государственного ополчения — 3 рубля), Василий Иванов Замятнин (в 1855 г. пожертвовал в пользу действующей армии в Азиатской Турции 25 р. в пользу отправленного из Казанского гарнизона батальона из 400 человек в действующую армию — 10 рублей, на рубахи и бинты — 2 рубля). В 1856 г. для государственного ополчения — 30 рублей), Иван Осипов Монин (в 1855 г. пожертвовал на пособие Казанского Гарнизонного батальона 5 рублей, на рубахи и бинты — 5 рублей, в 1856 г. для государственного ополчения — 15 рублей). По религиозной принадлежности все мещане в данном списке являлись православными, за исключением Степана Карнеева, который был старообрядцем.

Национально-освободительное движение балканских народов, начавшиеся в 1875 г., получило широкую поддержку российской общественности, в том числе и жителей Марийского края. Жители Козьмодемьянска, как и жители других городов Российской империи, внесли пожертвования в помощь балканским народам. Среди козьмодемьяцев, пожертвовавших свои денежные средства в октябре 1875 г. в помощь жителям Балкан, среди которых были и мещане: Н. Ф. Волкова, С. И. Пичугин, мещанин Александров [8, с. 41].

В Козьмодемьянске за счет общественности было создано Особое городское попечительство, состоявшее при Городской управе под председательством городского головы. Его членами могли стать лица мужского и женского пола, способные жертвовать от 3 рублей в год. 2–21 августа 1877 г. на собрании членов Козьмодемьянского городского попечительства были названы руководящие лица и назначены фамилии уполномоченных по сбору пожертвований. Среди семи уполномоченных по сбору пожертвований было трое мещан: М. С. Лихачев, Г. О. Лещев, А. Д. Каратинов, А. А. Фетищев. Из Отчетов о действиях Козьмодемьянского городского попечительства для пособия нуждающимся семействам воинов со времени его учреждения мы узнаем, что за неполных 5 месяцев было собрано 292 [8, с. 39].

Козьмодемьянские и царевококшайские мещане в начале ХХ в. также принимали активное участие в благотворительной деятельности. В Царевококшайске в начале ХХ в. Зимой на Святки устраивали благотворительную ёлку для детей из бедных семей. В. А. Мошков отмечает, что инициаторами благотворительных вечеров чаще всего выступают мещане [6, с. 732]. Важное значение в жизни мещан Козьмодемьянска имели религиозные праздники, в особенности Пасха, Рождество, Вербное Воскресенье. По свидетельствам Н. А. Крюковой, представители разных сословий города, в том числе и мещанства, участвовали в благотворительной деятельности: во время религиозных праздников приносили в приюты и богадельни подаяния. «Приносились и привозились в приюты корзины пирогов, блюда сладкого риса с изюмом или вареной пшеницы, стопы ватрушек с творогом» [5, с. 150]. Также приносили и другие продукты: молоко, квас, куличи и крашеные яйца на Пасху, пряники, конфеты, плюшки на Рождество.

О том, что мещане городов Марийского края принимали активное участие в благотворительной деятельности, говорит помощь в строительстве старообрядческого храма в Козмодемьянске, оказанная мещанкой Анфисой Малышевой. В 1821 г. старообрядческий храм во имя Преображения Господня в Козьмодемьянске был построен местными старообрядцами в бывшей Ямской слободе. В период правления императора Николая I церковь была отобрана у общины, использовалась не по назначению, в ней расположили склад казенных вещей. После принятия манифеста «Об укреплении начал веротерпимости» апреля 1905 г. Преображенский храм был построен заново на новом месте. Большой вклад в строительство внесла козьмодемьянская мещанка Анфиса Матвеевна Малышева. Она пожертвовала 6000 рублей и выделила участок земли для строительства храма с садом и огородом [4, c. 398].

Таким образом, благотворительная деятельность мещан городов Марийского края заключалась в пожертвованиях армии и семьям военнослужащих, вложении средств в строительство храмов, материальной помощи малоимущим семьям.

Литература:

  1. Андреев В. Восхождение к истоку //Ведомости Козьмы и Дамиана. 2000. — С. 3.
  2. Бякина В. П., Качалова В. Г. Благотворительность и меценатство в Российской империи // Ученые записки СПб филиала РТА № 3 (40) 2011. С. 184.
  3. ГАРМЭ. Ф. 17. Оп.1. Д. 269. Указы и циркуляры Казанского губернского уездного правления, сведения о лицах купеческого и мещанского звания, имеющих право на получение медали в память войны 1853–1856 гг. Л. 55–61.
  4. Козьмодемьянск, Казанская губерния // Церковь. — 1913.- № 16. С. 398.
  5. Крюкова Н. А. Догорающий сад. Йошкар­Ола, 2013. 308 с.
  6. Мошков В. А. Город Царевококшайск: путевые заметки. [Приложение к журналу «Нива»]. СПб, 1901. С. 726–732.
  7. Приговор общего городского собрания купцов и мещан Козьмодемьянска о сборе денег «на защиту отечества» //Козьмодемьянск в конце XVI — начале XX веков: документы и материалы по истории города / Федеральное агентство по образованию, Марийский государственный университет; сост. А. Г. Иванова. — Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2008. — С. 270–271.
  8. Тарасова М. В. Из истории общественно-политической жизни Козьмодемьянска второй половины XIX в.// Марийский археографический вестник. — 1993. — № 3. С. 39–45.
Основные термины (генерируются автоматически): Марийский край, благотворительная деятельность, Козьмодемьянск, мещанин, рубль, активное участие, Бычков, государственное ополчение, Российская империя, старообрядческий храм.


Ключевые слова

благотворительность, старообрядцы, Царевококшайск, мещанство, Козьмодемьянск, Марийский край, мещанское общество

Похожие статьи

Из истории благотворительной деятельности купечества...

Участие дошкольников в благотворительной деятельности как...

Активная благотворительная деятельность проходила в церковно-приходских школах Калуги и ряде

Благотворительность — это деятельность по вложению капитала в форме имущественных и.

Благотворительность в России: прошлое и настоящее

благотворительная деятельность, благотворительность, социальная помощь, россия, профессиональная деятельность, современное общество, Европа, государственное призрение, государственный уровень... Становление и развитие отечественной парадигмы...

Симбирское губернское ополчение (1876 – 1911 гг.)

Изучение Государственного ополчения, оформление которого в системе вооруженных сил государства было положено Уставом о воинской повинности (1874 г.) и Положением о Государственном ополчении...

Государственная благотворительность в России во второй...

Традиции государственной благотворительной деятельности в России имеют давние традиции, восходящие к X-XI вв.

Кроме того, российской общество при Петре было еще не готово к восприятию благотворительной деятельности, выдержанной в традициях Западной...

Этос купца | Статья в журнале «Молодой ученый»

Церковь активно пользовалась привозимыми из других стран товарами: вином, оливковым

В российском обществе предпринимательская деятельность воспринималась в целом, как

Купцы принимали активное участие в благоустройстве городов и в помощи горожанам.

Вклад ростовских купцов Парамоновых в просвещение...

Одним из показателей здоровой государственной жизни является забота о просвещении народа всех слоев населения. Жизнь настойчиво выдвигает к гражданам государства требования стремиться познать мир и человека, овладеть опытом предыдущих поколений...

Богадельни и больницы в монастырях Верхнего Поволжья...

Одним из важнейших направлений благотворительной деятельности монастырей Верхнего Поволжья во второй половине XVIII – начале XX в. являлась организация богаделен, приютов и медицинских учреждений на территориях и силами самих обителей.

Государственная политика в отношении верхневолжских карел...

В ХIХ в. Российская империя представляла собой многонациональное государство, в состав которого

Особенно активно процесс переселения и обустройства карел в этом районе

В этот период формируется государственная политика России в отношении переселенцев-карел.

Конфессиональная политика государства в отношении сектантства...

Статья посвящена исследованию эволюции конфессиональной политики Российского государства в отношении сектантства и старообрядчества во второй половине XIX — начале XX веков. Особое внимание уделено анализу основных нормативно-правовых актов...

Похожие статьи

Из истории благотворительной деятельности купечества...

Участие дошкольников в благотворительной деятельности как...

Активная благотворительная деятельность проходила в церковно-приходских школах Калуги и ряде

Благотворительность — это деятельность по вложению капитала в форме имущественных и.

Благотворительность в России: прошлое и настоящее

благотворительная деятельность, благотворительность, социальная помощь, россия, профессиональная деятельность, современное общество, Европа, государственное призрение, государственный уровень... Становление и развитие отечественной парадигмы...

Симбирское губернское ополчение (1876 – 1911 гг.)

Изучение Государственного ополчения, оформление которого в системе вооруженных сил государства было положено Уставом о воинской повинности (1874 г.) и Положением о Государственном ополчении...

Государственная благотворительность в России во второй...

Традиции государственной благотворительной деятельности в России имеют давние традиции, восходящие к X-XI вв.

Кроме того, российской общество при Петре было еще не готово к восприятию благотворительной деятельности, выдержанной в традициях Западной...

Этос купца | Статья в журнале «Молодой ученый»

Церковь активно пользовалась привозимыми из других стран товарами: вином, оливковым

В российском обществе предпринимательская деятельность воспринималась в целом, как

Купцы принимали активное участие в благоустройстве городов и в помощи горожанам.

Вклад ростовских купцов Парамоновых в просвещение...

Одним из показателей здоровой государственной жизни является забота о просвещении народа всех слоев населения. Жизнь настойчиво выдвигает к гражданам государства требования стремиться познать мир и человека, овладеть опытом предыдущих поколений...

Богадельни и больницы в монастырях Верхнего Поволжья...

Одним из важнейших направлений благотворительной деятельности монастырей Верхнего Поволжья во второй половине XVIII – начале XX в. являлась организация богаделен, приютов и медицинских учреждений на территориях и силами самих обителей.

Государственная политика в отношении верхневолжских карел...

В ХIХ в. Российская империя представляла собой многонациональное государство, в состав которого

Особенно активно процесс переселения и обустройства карел в этом районе

В этот период формируется государственная политика России в отношении переселенцев-карел.

Конфессиональная политика государства в отношении сектантства...

Статья посвящена исследованию эволюции конфессиональной политики Российского государства в отношении сектантства и старообрядчества во второй половине XIX — начале XX веков. Особое внимание уделено анализу основных нормативно-правовых актов...

Задать вопрос