Актуальность использования службы медиации в дошкольных образовательных организациях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (304) апрель 2020 г.

Дата публикации: 03.04.2020

Статья просмотрена: 578 раз

Библиографическое описание:

Ганус, М. А. Актуальность использования службы медиации в дошкольных образовательных организациях / М. А. Ганус. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 14 (304). — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/archive/304/68541/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье рассмотрена актуальность использования службы медиации в дошкольных образовательных организациях, рассмотрены цели, задачи и основные направления службы медиации в образовательных организациях.

Создание службы медиации — это совместный путь всего коллектива: сначала каждый начинает с себя, позже — все вместе осваивают новый взгляд на отношения и формируют навыки их построения. Так взрослые должны давать детям образец того, как общаться друг с другом, как преодолевать проблемы и восстанавливать отношения.

Ключевые слова:дошкольные образовательные организации, медиатор, службы медиации, конфликт, толерантность, уважение.

С января 2011г. в России вступило в силу законодательство, институционализирующее медиацию в российском правовом пространстве. Закон закрепляет понятие медиации как особой формы посредничества.

Понятие «процедуры медиации» обозначено так: «способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения» (п.2 ст.2 Закона о медиации) [2].

Таким образом, медиатор — это «независимое физическое лицо, независимые физические лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора».

Конфликты в детской среде редко бывают статическими. Поэтому ход конфликта в основном зависит от роли и влияния личности педагогов (взрослых) и сверстников [3, с.62].

Различные исследования и наблюдения показывают, что конфликты являются распространенным явлением. В учреждениях образования — это чаще всего межличностные конфликты, сторонами которых есть как дети, так и родители, педагоги.

Поэтому цель создания службы медиации в дошкольных образовательных организациях заключается в том, чтобы учить и формировать ненасильственное поведение, умение избегать конфликта, а в случае его возникновения — не дать конфликту перерасти в насилие.

То есть деятельность служб медиации, должно реализовать два общественно значимые стратегические задачи: уменьшение социальной напряженности межличностных отношений в ДОУ средствами медиации (посредничества) формирование навыков бесконфликтного общения и навыков выхода из конфликтных ситуаций у всех участников образовательного процесса.

Дети — это активные члены общества и поэтому, важным шагом миростроительстве является построение мирного образовательного пространства и уменьшение уровня конфликтов в образовательной среде.

Сегодня, в процессе реформирования системы образования, конфликты между различными участниками образовательного процесса, е чаще всего становятся преградой для достижения цели всестороннего развития ребенка.

И как показывает опыт — мир не приходит сам. Чтобы он был — его нужно строить, а для этого необходимо предупреждать конфликты и, если они уже возникли — их решать. В детском образовательном пространстве жизнь бурлит во всей полноте, и каждый конфликт — уникален. Поэтому очень часто его течение зависит от влияния личности педагога и медиатора. Поэтому внедрение восстановительных практик в учебно-воспитательный процесс учебных заведений — это один из путей достижения данной цели, что и объясняет актуальность создания службы медиации в дошкольных образовательных организациях.

Медиация является эффективным инструментом восстановительного подхода, который сочетает ценности, принципы, практики и методы разрешения конфликтов.

Период обучения для ребенка — это период, когда формируются те же ценности, создающие сознание человека, и которые она будет нести везде всю свою жизнь.

Формирование таких ценностей, как толерантность, уважение, поддержка, порядочность и т. д. — является залогом для обучения детей жизненно важной стратегии гармоничного общения и сосуществования в обществе.

Под влиянием конфликта и медиации этот набор ценностей подтверждается и утверждается, что в свою очередь помогает образованию достичь своей цели — воспитать достойную личность с устойчивыми навыками ненасильственного поведения и стремлением создавать мирные стратегии поведения в обществе.

Деятельность службы медиации в дошкольных образовательных организациях должна реализовать два общественно значимые стратегические задачи:

– уменьшение социальной напряженности межличностных отношений в коллективе средствами медиации;

– формирование навыков бесконфликтного общения и навыков выхода из конфликтных ситуаций среди всех участников образовательного процесса (как педагогов, так и дошкольников, родителей), прошедшие обучение по соответствующей образовательной программой и разделяют ценности восстановительного подхода [4, с.298].

Задачами службы согласия могут быть:

– помощь сторонам конфликта найти взаимоприемлемый вариант решения ситуации при применении восстановительных практик;

– формирование умений и навыков у участников образовательного процесса разрешать конфликты ненасильственным мирным путем;

– профилактика насилия и жестокого обращения в образовательной среде;

– содействие налаживанию позитивных отношений между участниками / участницами образовательного процесса;

– содействие снижению конфликтности и правонарушений в учебном заведении;

– содействие формированию культуры мира в ученических коллективах и заведении в целом;

– информирование участников образовательного процесса о принципах и ценностях восстановительных практик и тому подобное.

Организация работы службы медиации в дошкольных учреждениях пройдет удачно при условии соблюдения нескольких принципов.

Преимущество ценностей медиации. Все должны понимать, что некоторые вещи обязательные, статические и незыблемы. В частности, добровольность участия, равные права сторон, нейтральность медиатора конфиденциальность процесса, распределение ответственности за решения.

Самостоятельность. Служба медиации имеет особый статус.

Автономность довольно относительная и распространяется на выбор форм и методов работы, на способы распространения информации, организации процесса медиации, постановку целей. И, конечно же, на отчетность.

Открытость. Любой из участников / родителей образовательного процесса может обратиться в службу медиации.

Развитие. У службы понимания должно быть постоянное профессиональное сопровождение, которое обеспечивает непрерывное обучение и супервизии. Сама служба всегда остается гибкой и готовой к изменениям.

Служба медиации должна приносить пользу участникам образовательного процесса: содействие в решении конфликтов, делать восстановительные практики более популярными, работать над предупреждением насилия, способствовать формированию культуры мира, налаживанию позитивных отношений между сверстниками [5, с.71].

Создание служб медиации — это следующий этап внедрения в учебных заведениях процесса миростроительства и включения философии восстановления и медиации культуры в дошкольном учреждении. Успех медиации зависит преимущественно от правильно организованного процесса. Учитывая все преимущества медиации, ее потенциальные возможности и результативность необходимо отметить: медиация — не панацея. Это инструмент, должен применяться только по назначению. В специально оборудованных условиях, после определенной подготовки.

Таким образом, главное преимущество создания службы медиации в дошкольных образовательных организациях это возможность отработать альтернативные методы приостановления конфликтов. Более того, руководствуясь принципом добровольности, конфиденциальности, равенства сторон и независимости и беспристрастности посредника.

Исходя из этого, внедрение и дальнейшее развитие службы медиации в дошкольных образовательных организациях представляется эффективным, позволяющее решать самые актуальные задачи в системе современного образования.

Литература:

  1. ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // РГ — Федеральный выпуск 31 декабря 2012 г. № 5976 (303).
  2. ФЗ от 27.06.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»: Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // РГ -Федеральный выпуск. 30 июля 2010 г. № 5247.
  3. Маврин О. В. Технологии урегулирования конфликтов (медиация, как эффективный метод разрешения конфликтов): учебное пособие/О. В. Маврин. — Казань: изд-во Казань. Ун –та, 2014. 96 С.
  4. Михайлов Д. Е. Эффективность применения медиативных технологий в дошкольной образовательной организации // Современные проблемы образования в поликультурном регионе (Шестые Лозинские чтения): Материалы Международной научно-методической конференции. 2015. и 23–24 апреля. Часть I. — Псков: Псковский государственный университет, 2015. С. 297–300.
  5. Семенова Н. В., Цубина Т. В. Дошкольная и школьная медиация: дань моде или способ формирования безопасной школьной среды // Национальная Ассоциация ученых. 2015. № 6–1 (11). С. 71–74.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, служба медиации, конфликт, бесконфликтное общение, восстановительный подход, навык выхода, ненасильственное поведение, образовательная среда, создание службы медиации, социальная напряженность.


Похожие статьи

Образовательная медиация как действенный инструмент защиты...

В статье рассматриваются особенности деятельности службы примирения образовательной организации на основе медиативного подхода; раскрыты возможности образовательной медиации в обеспечении и защите основных прав детства.

Медиации как технология урегулирования конфликтов...

Структура работы службы медиации пересматривается и корректируется в процессе деятельности. Многие учителя и ученики заинтересовались данной службой и принимают активное участие в ее работе. Конечно, за недостатком времени часто конфликты приходится...

Медиация в современной школе: как провести беседу...

Каждый участник образовательного процесса каждый день вступает в различные

Конфликт — наиболее острый способ развития и завершение значимых противоречий, возникающих в

Медиатор — третья сторона, участвующая в процессе медиации, посредник между...

Медиация как конструктивный метод урегулирования...

Ключевое отличие медиации, состоящее в отсутствии у медиатора права на вынесение вердикта и в максимальной ориентированности процедуры на интересы и потребности сторон, делает ее наиболее предпочтительным способом разрешения споров в современных условиях.

Модели онлайн-медиации в условиях образовательной системы

В статье рассматриваются модели онлайн-медиации, использующиеся в образовательной среде как эффективный и оперативный способ урегулирования конфликтов между всеми участниками образовательного процесса.

Медиация как альтернативный способ разрешения конфликтных...

Медиация (от лат. «mediare» – посредничать) – это процедура примирения конфликтующих

Медиация как факт уже много веков существует в различных формах, и сегодня в своем

Чрезвычайно важным качеством посредника является наличие у него навыков медиации...

Медиация как альтернативный способ разрешения семейных...

Ключевые слова: медиация, семейная медиация, семейные споры, семейные конфликты. Медиацияпроцесс, посредником которого является нейтральное третье лицо при разрешении конфликта между двумя и более противоборствующими сторонами.

Разрешение конфликтов в образовательной организации

В статье рассматривается сущность разрешения конфликтов в образовательной организации.

В процессе общения появляются противоречия и различия в мнениях, поступках. Поэтому так же, как и общение, конфликты считаются частью нашей повседневной...

Особенности бесконфликтного поведения в среде...

Сегодня ключевым следствием напряжения в социальной и политической сфере в стране является интенсивный количественный рост социально-психологических конфликтов. Возрастают конфликтные противоречия между различными социальными группами...

Похожие статьи

Образовательная медиация как действенный инструмент защиты...

В статье рассматриваются особенности деятельности службы примирения образовательной организации на основе медиативного подхода; раскрыты возможности образовательной медиации в обеспечении и защите основных прав детства.

Медиации как технология урегулирования конфликтов...

Структура работы службы медиации пересматривается и корректируется в процессе деятельности. Многие учителя и ученики заинтересовались данной службой и принимают активное участие в ее работе. Конечно, за недостатком времени часто конфликты приходится...

Медиация в современной школе: как провести беседу...

Каждый участник образовательного процесса каждый день вступает в различные

Конфликт — наиболее острый способ развития и завершение значимых противоречий, возникающих в

Медиатор — третья сторона, участвующая в процессе медиации, посредник между...

Медиация как конструктивный метод урегулирования...

Ключевое отличие медиации, состоящее в отсутствии у медиатора права на вынесение вердикта и в максимальной ориентированности процедуры на интересы и потребности сторон, делает ее наиболее предпочтительным способом разрешения споров в современных условиях.

Модели онлайн-медиации в условиях образовательной системы

В статье рассматриваются модели онлайн-медиации, использующиеся в образовательной среде как эффективный и оперативный способ урегулирования конфликтов между всеми участниками образовательного процесса.

Медиация как альтернативный способ разрешения конфликтных...

Медиация (от лат. «mediare» – посредничать) – это процедура примирения конфликтующих

Медиация как факт уже много веков существует в различных формах, и сегодня в своем

Чрезвычайно важным качеством посредника является наличие у него навыков медиации...

Медиация как альтернативный способ разрешения семейных...

Ключевые слова: медиация, семейная медиация, семейные споры, семейные конфликты. Медиацияпроцесс, посредником которого является нейтральное третье лицо при разрешении конфликта между двумя и более противоборствующими сторонами.

Разрешение конфликтов в образовательной организации

В статье рассматривается сущность разрешения конфликтов в образовательной организации.

В процессе общения появляются противоречия и различия в мнениях, поступках. Поэтому так же, как и общение, конфликты считаются частью нашей повседневной...

Особенности бесконфликтного поведения в среде...

Сегодня ключевым следствием напряжения в социальной и политической сфере в стране является интенсивный количественный рост социально-психологических конфликтов. Возрастают конфликтные противоречия между различными социальными группами...

Задать вопрос