Креативная экономика: сущность и способ ее измерения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №14 (304) апрель 2020 г.

Дата публикации: 03.04.2020

Статья просмотрена: 654 раза

Библиографическое описание:

Артищева, Д. Д. Креативная экономика: сущность и способ ее измерения / Д. Д. Артищева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 14 (304). — С. 239-241. — URL: https://moluch.ru/archive/304/68520/ (дата обращения: 23.04.2024).



В течение довольно долгого периода на рынке наблюдается тенденция снижения цены на сырье. Обращает на себя внимание и утверждение на глобальном рынке таких гигантов, как Facebook, Apple, Google. Суммарная капитализация этих корпорация сравнима с годовым ВВП Южной Кореи. На фоне этого практически не остается никаких сомнений, что дальнейшие перспективы мировой экономики напрямую зависят от инновационных и креативных проектов. Не менее важным значением обладает способность регионов и городов к созданию благоприятной среды для практической реализации таких инициатив. В настоящее время наблюдается повышение числа креативных людей, обладающих уникальными навыками и талантами. Это стимулирует культурное и технологическое развитие, а также позволяет создать импульс, питающий прогресс в сфере экономики.

Важность сферы инноваций в экономике уже давно стала общим местом в трудах ученых. Такие экономисты, как Филипп Агийон и Питер Ховитт [4, c.51] смогли первыми создать модель долгосрочного экономического роста, основанную на инновациях. Они показали, что развитие экономики происходит прежде за счет технологического прогресса, который уничтожает старые компании и способы производства, в результате чего им на смену приходят более прибыльные и эффективные методы и бизнесы. Расходы на технологии во всем мире в 2016 году превысили 6,3 триллиона долларов, что делает его «третьей по величине экономической «силой» точки зрения ВВП после США и Китая согласно отчету State of Global Technology [1], опубликованному в 2018 году.

Переход к использованию возобновляемых топливных ресурсов возможен именно благодаря креативной экономике. Кроме того, благодаря ей обеспечивается отход от сырьевых ориентиров, повышение качества жизни и эффективности производства.

До 2000 года понятие «креативная экономика» не было известно. Первым, кто его использовал, был профессор Джон Хокинс. Он утверждал, что традиционная экономика устарела, а на смену ей должна прийти креативная. Чем быстрее мир сможет перестроиться, тем более быстрым и безопасным будет выход из кризиса. Джон Хокинс обращал внимание на тесную связь креативной экономики с креативным бизнесом. По его словам, специфика креативной экономики выражается в особых экономических и социальных отношениях, складывающихся между самой экономикой и творческим подходом к ее совершенствованию. В настоящее время сформирован новый креативный сектор постиндустриальной экономики, основанный на использовании интеллектуального и творческого потенциала [5, c.34].

Ричард Флорида привнес несколько другое толкование в понятие «креативная экономика». В основу определения особенностей креативной экономики исследователь заложил признак рода занятий и профессий работников креативного сектора [3, c.61].

Термин «креативная экономика» часто отождествляют с категорией «экономика знаний». Причем, имеется в виду особый сектор экономики, основывающийся на разных видах интеллектуальной деятельности [2].

В качестве механизма функционирования экономики, в т. ч. креативной, выступает система определенных экономико-социальных отношений.

В связи с формированием и развитием новых потребностей возникает необходимость в поиске более совершенных и эффективных механизмов их удовлетворения. Такие потребности могут удовлетворяться разными способами — традиционными и креативными (нестандартными).

Креативная экономика базируется на принятии нетрадиционных, оригинальных, нестандартных управленческих решений в целях дальнейшего стратегического развития, а также с целью преодоления периодически возникающих кризисных и чрезвычайных ситуаций, когда возникает необходимость в поиске и реализации качественно новых путей выживания, развития, повышения конкурентоспособности в условиях рынка, а также обеспечения успеха в конкурентной борьбе.

В 2014 году такие компании, как Calvert 22 и PWC разработали свой Индекс креативного капитала, представляющий из себя особенности социального климата, институциональной инфраструктуры, образовательного и культурного сектора, информационного пространства, способствующие привлечению представителей креативных профессий и реализации их возможностей с учетом как глобальных трендов, так и региональной специфики. В фокусе Индекса находятся креативные индустрии, а также их взаимосвязь со сферой технологических инноваций, что позволяет говорить о едином инновационно-креативном секторе.

Кроме того, Индекс не ограничивается использованием официальной статистики, которая не всегда отражает действительное положение дел. Источниками информации являются результаты собственных кабинетных и полевых исследований (анкетирования креативных специалистов и экспертных опросов), данные геолокационных сервисов, социальных сетей и других интернет-платформ. Сочетание различных типов данных позволяет достигнуть большей достоверности в столь плохо формализованной и изученной сфере как новая экономика.

Структура Индекса креативного капитала представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Структура индекса креативного капитала

Индекс креативного капитала учитывает все актуальные теории новой экономики и разделен на пять структурных блоков.

Блок “Люди” определяет характеристики креативного сообщества в городе и включает в себя показатели, оценивающие социально-демографические характеристики креативного сообщества, и в то же время показатели, отражающие характер их взаимодействия внутри

Блок “Город” определяет характеристики креативного сообщества в городе и включает в себя показатели, оценивающие социально-демографические характеристики креативного сообщества, и в то же время показатели, отражающие характер их взаимодействия внутри города (культурная жизнь, городское окружение, экономическое положение).

Блок “Власть” содержит совокупность показателей, отражающих уровень заинтересованности местных органов власти в развитии креативного сектора, а также степень его открытости и доступности.

Блок “Бизнес” определяет возможности коммерциализации талантов представителей креативного сообщества с позиции наличия соответствующей инфраструктуры и её доступности.

Блок “Бренды” отражает восприятие города во внешней среде и базируется на экспертных опросах.

Каждый блок состоит из 2–4 подгрупп, включающие в себя от 3 до 5 индикаторов. Все индикаторы условно поделены на 2 типа: качественные и количественные. К количественным данным отнесли все данные, полученные из органов официальной статистики, профессиональных обзоров и интернет-сервисов, а к качественным — данные анкетирования местных креативных специалистов о том или ином аспекте развития города. На каждый блок в среднем приходится по 10–20 количественных индикаторов и 1–2 качественных. В совокупности Индекс насчитывает более 200 индикаторов.

В качестве основных источников используются данные Росстата, отдельных органов власти (региональных и муниципальных), министерств, ведомств, аналитические отчеты и статистические сборники консалтинговых компаний, профильных ассоциаций и рейтинги, подготовленные российскими и зарубежными аналитическими агентствами. Индекс дополняется данными популярных геолокационных, краудфандинг, видео и фото-сервисов, которые позволили измерить креативную активность, не фиксируемую официальной статистикой.

Такая структура позволяет не только корректно оценить текущее состояние новой экономики, но и обозначить потенциальные источники роста города. Используя свои сильные и слабые стороны, город может значительно повысить уровень развития креативной среды и темпы экономического роста.

Как показывает практика, государства уже начинают ориентироваться на развитие креативной экономики. Некоторыми развитыми странами уже составлена стратегия развития креативной экономики и сформирована необходимая креативная база. Представляется, что именно те государства, которые смогут создать условия, необходимые для развития креативной экономики, и привлечь креативных специалистов, станут в будущем лидерами по уровню экономического развития.

Литература:

  1. Отчет The Global Information Technology Report, 2018
  2. Самородова Д. Креативность: мифы и реальность //Смена. Январь, 2008.-С. 44–51
  3. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. — Пер. с англ.- М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2005.-С.61
  4. Ховитт Питер, Агийон Филипп. (1992). Модель экономического роста сквозь креативный дефицит. Эконометрика. 1998. 51c.
  5. Хокинс Джон. Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги. пер. с англ. Перевод И. Щербакова.- М. Классика-XXI, 2011. 34 с.
Основные термины (генерируются автоматически): креативная экономика, креативное сообщество, креативный капитал, блок, креативный сектор, официальная статистика, PWC, город, данные, структура индекса.


Похожие статьи

Анализ и перспективы развития креативной экономики в РФ

Креативная экономика в Российской Федерации существует уже давно, однако ученые

Ориентирование на сырьевой и индустриальный сектора экономики. На данный момент в

Адаптировать статистику под удобный сбор и представление информации по креативному...

Анализ уровня развития креативной экономики в мире

В настоящее время доля работы человека в промышленном секторе резко сокращается в связи с автоматизацией производства, тем самым высвобождая человеческий капитал, который и становится стимулом развития креативной экономики.

Творческие индустрии и городское развитие в ХХI веке

Термин «креативная (творческая) экономика» впервые был введен в оборот журналом

Творческие индустрии — это сектор экономики, создающий продукты на основе творчества и культурных ресурсов.

Развитие городов этих стран нацелено на креативную экономику.

Изменение тенденций на рынке труда в условиях цифровой...

В статье рассматривается проблема адаптации человеческого ресурса в условиях перехода и развития цифровой экономики в России и в целом в мире. Рассмотрены основные проблемы человеческих ресурсов на современном этапе...

Реализация творческого потенциала населения через...

Вопросы креативного управления городами и креативной организации городской среды впервые рассматриваются в книге английского исследователя Ч. Лэндри «Креативный город» [1]. Ч. Лэндри считает, что интерес девелоперского сообщества к созданию так называемых...

Анализ конкурентоспособности экономик стран БРИКС общие...

Развитость финансового сектора для стран БРИКС можно считать общим фактором конкурентоспособности.

На основе индекса глобальной конкурентоспособности эксперты аналитической группы ВЭФ устанавливают стадию развития той или иной страны.

Мониторинг современных тенденций городского развития

Движущей силой инновационной экономики является креативный класс, создающий постиндустриальные сервисы и продукты. В связи с этим на мировой арене развернулась борьба городов за привлечение человеческого капитала и создание условий для его развития.

Креативные пространства России как источники формирования...

Как отрасль экономики, креативные пространства включают в себя большинство отраслей и подотраслей, предоставляя широкий спектр

Креативные пространства в России пока не стали отдельным сектором экономики, как в других странах мира. Это связано, прежде всего, с тем...

Современная система управления капиталом на фондовом рынке...

Тема посвящена Фондовому рынку и управлению капиталом на нем. Рассматривается система управления на основе временных циклов. Затрагиваются современные проблемы в управлении капиталом. Ключевые слова: фондовый рынок, цикл, управление капиталом, кадровый состав...

Похожие статьи

Анализ и перспективы развития креативной экономики в РФ

Креативная экономика в Российской Федерации существует уже давно, однако ученые

Ориентирование на сырьевой и индустриальный сектора экономики. На данный момент в

Адаптировать статистику под удобный сбор и представление информации по креативному...

Анализ уровня развития креативной экономики в мире

В настоящее время доля работы человека в промышленном секторе резко сокращается в связи с автоматизацией производства, тем самым высвобождая человеческий капитал, который и становится стимулом развития креативной экономики.

Творческие индустрии и городское развитие в ХХI веке

Термин «креативная (творческая) экономика» впервые был введен в оборот журналом

Творческие индустрии — это сектор экономики, создающий продукты на основе творчества и культурных ресурсов.

Развитие городов этих стран нацелено на креативную экономику.

Изменение тенденций на рынке труда в условиях цифровой...

В статье рассматривается проблема адаптации человеческого ресурса в условиях перехода и развития цифровой экономики в России и в целом в мире. Рассмотрены основные проблемы человеческих ресурсов на современном этапе...

Реализация творческого потенциала населения через...

Вопросы креативного управления городами и креативной организации городской среды впервые рассматриваются в книге английского исследователя Ч. Лэндри «Креативный город» [1]. Ч. Лэндри считает, что интерес девелоперского сообщества к созданию так называемых...

Анализ конкурентоспособности экономик стран БРИКС общие...

Развитость финансового сектора для стран БРИКС можно считать общим фактором конкурентоспособности.

На основе индекса глобальной конкурентоспособности эксперты аналитической группы ВЭФ устанавливают стадию развития той или иной страны.

Мониторинг современных тенденций городского развития

Движущей силой инновационной экономики является креативный класс, создающий постиндустриальные сервисы и продукты. В связи с этим на мировой арене развернулась борьба городов за привлечение человеческого капитала и создание условий для его развития.

Креативные пространства России как источники формирования...

Как отрасль экономики, креативные пространства включают в себя большинство отраслей и подотраслей, предоставляя широкий спектр

Креативные пространства в России пока не стали отдельным сектором экономики, как в других странах мира. Это связано, прежде всего, с тем...

Современная система управления капиталом на фондовом рынке...

Тема посвящена Фондовому рынку и управлению капиталом на нем. Рассматривается система управления на основе временных циклов. Затрагиваются современные проблемы в управлении капиталом. Ключевые слова: фондовый рынок, цикл, управление капиталом, кадровый состав...

Задать вопрос