Малые формы фольклора в системе речевого развития у детей старшего дошкольного возраста на занятиях в ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (304) апрель 2020 г.

Дата публикации: 05.04.2020

Статья просмотрена: 2107 раз

Библиографическое описание:

Федотова, О. А. Малые формы фольклора в системе речевого развития у детей старшего дошкольного возраста на занятиях в ДОУ / О. А. Федотова, А. О. Родионова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 14 (304). — С. 43-45. — URL: https://moluch.ru/archive/304/68501/ (дата обращения: 18.04.2024).



Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые формы фольклора. Это потешки, прибаутки, колыбельные песни, пестушки, заклички, приговорки, дразнилки, молчанки, перевертыши, переклички, считалки, пословицы, поговорки, сказки и др.

Все эти формы погружают ребёнка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душу. Одна из движущих сил развития ребёнка — сила примера. Книга сознательно и целеустремлённо направляет ход его мыслей, побуждает к подражанию, совершенствует и облагораживает ум и сердце ребёнка, развивает речь.

Фольклор — это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.

Фольклорные произведения отвечают требованиям художественности, доступности, соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей, удобны для первоначального знакомства с литературными понятиями, позволяют развивать творческие способности детей.

Знакомство с фольклорными произведениями разных жанров способствует интеллектуальному развитию дошкольников, активизации словаря детей, формированию у них образности речи, умения правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.

Использование устного творчества (детского фольклора) позволяет в легкой непринужденной форме обогащать активный словарь ребенка. Детский фольклор способствует легкому установлению с ребенком эмоционального контакта, эмоционального общения. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства — речевые, смысловые, звуковые. Они забавляют ребенка и в то же время способствуют развитию активной речи детей.

Главное направление развития речи у детей 4–5 лет — это формирование контекстной речи. На пятом году жизни происходят заметные изменения в основании способов словообразования. Ребенок начинает подмечать связь между структурой слова и функцией предмета (человека, объекта), который этим словом обозначается, вследствие чего дети активно экспериментируют со словами. Ребенок играет словами, получая от этого удовольствие, подмечая разнообразие форм.

Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребёнка, вызывает положительные эмоции, способствует запоминанию текста, расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. Задача воспитателя помочь им в этом.

В старшем дошкольном возрасте ко всему перечисленному добавляются частушки, шутки, прибаутки, пословицы, перевертыши, считалки, драматизация сказок, театрализованные игры. Дети могут устраивать своими силами концерты для малышей. Они сами составляют программу, распределяют роли, проводят репетиции, готовят помещение. Такой концерт продолжается десять — пятнадцать минут. Его программа разнообразна: чтение известных детям младшей группы потешек с использованием наглядного материала (игрушек, предметов, картинок); пересказ известной детям сказки; чтение новых для малышей потешек; игра — драматизация или кукольный театр; народные игры; загадывание загадок. Дети, ведущие концерт, предлагают зрителям — малышам выступить по желанию, хором произнести звукоподражание и т. д.

Важными условиями ознакомления с малыми формами фольклора, способствующими освоению произведений фольклора как художественных произведений, являются:

  1. отбор произведений фольклора с учетом возрастных особенностей;
  2. формирование представлений о жанровых особенностях фольклора;
  3. использование наглядного материала, способствующего освоению содержание произведений устного народного творчества (предметы быта, народные игрушки);
  4. создание условий для активного использования детьми произведений фольклора в самостоятельной деятельности (театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры, изобразительная деятельность).

Весьма важно, чтобы фольклорные произведения произносились выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, сожалением, радостью, удовлетворением, размышлением, утверждением и т. п.), а также сопровождались жестами, мимикой.

На пятом году жизни ребенка начинает привлекать повествование, причем повествование-импровизация, которое сродни творческому рассказыванию. Полезно организовать:

  1. Игры — драматизации по народным сказкам: «Гуси-лебеди», «Зимовье зверей», «Рукавичка», а также авторским рассказам «Кто сказал мяу?» В. Сутеева и др.
  2. Сюжетно-ролевые игры по мотивам фольклорных и литературных произведений.
  3. Разыгрывание театрализованных представлений.
  4. Включение в педагогический процесс ситуации устного рассказа (перед детьми ставится цель оформить свои мысли в виде рассказа, а взрослый оказывает необходимую помощь, подсказывая сюжетные ходы, логические связи, а не редко и начало предложений).
  5. «Ситуация письменной речи», когда ребенок диктует свое сочинение, а взрослый записывает. Письменная речь — речь контекстная. При письме также замедляется темп речи. Все это создает условия для того, чтобы ребенок более правильно оформлял свои высказывания.
  6. Игры-хороводы.

В работе с детьми дошкольного возраста одной из серьезнейших задач является развитие у ребенка мышления, формирование правильной речи и умение понимать ее оттенки. Именно в этом незаменимым помощником являются малые формы фольклора. И чем раньше соприкасается с ними человек, тем лучше.

Чистоговорки и скороговорки готовят ребенка к правильному использованию в дальнейшем интонационных средств выразительности: смена силы голоса, темпа речи, в зависимости содержания высказывания (произносить громко, тихо, шепотом; быстро, умеренно, медленно), т. е. развивают голосовой аппарат.

Упражнения и игры со стихотворными текстами, считалки способствуют развитию фонематического слуха, помогают детям легче преодолевать трудности произношения звука — слоговых сочетаний.

Забавные песенки-потешки создают благоприятный эмоциональный фон, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание, улавливать ритм речи, учат разговорной речи (большинство из них построено на диалогах).

Современные исследователи подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости степени сформированности тонких движений пальцев рук. Развитию мелкой моторики помогают игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов-потешек. Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаем, развиваем творческую фантазию образную речь, воспитывает художественный вкус.

Чем разнообразней, красочнее, образнее речь тех, кто общается с ребенком, тем больший интерес она вызывает у него, чем более своевременно помогут ему овладеть правильным произношением звуков, тем совершеннее станет его речь и вместе с тем более, будут развиваться мышление малыша. Яркие эпитеты, текстовые повторы, меткие сравнения произведений народного творчества позволяют ребенку познакомиться с миром древнерусской культуры, с историей русского народа.

Значительная роль в решении задач образовательного процесса дошкольников принадлежит фольклору, в том числе малым формам фольклора. Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интенсивной и содержательной. Кроме того, детский фольклор выступает одним из средств активизации речи детей.

Применение фольклора на занятиях в ДОУ должно способствовать развитию и улучшению диалогической речи дошкольников, ее грамматического строя, эмоциональному и интонационному обогащению речи детей, а также совершенствованию звуковой культуры речи.

Литература:

  1. Алексеева, Н.В., Градусова Л. В. Методологическое сопровождение деятельности педагогов дошкольной образовательной организации по приобщению дошкольников к фольклору [Текст]// Международный студенческий научный вестник. — 2016. — № 5–2. — С. 263–264.
  2. Архипенко, Я. Р. Роль игрового детского фольклора в развитии речи дошкольников [Текст]// Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3. — С. 1–4.
  3. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст]/ Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с.
  4. Иванова, А.И., Спицына, Т. В. Значение фольклора как важной части музыкального воспитания и развития дошкольников [Текст]// Международный студенческий научный вестник. — 2016. — № 4–5. — С. 630–635.
  5. Щемерова, Н.Н., Агеева, С. В. Интеллектуально-речевое развитие старших дошкольников в процессе ознакомления с фольклором [Текст]// Контентус. — 2015. — № 3. — С. 7–12.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский фольклор, малая форма фольклора, игра, наглядный материал, жизнь ребенка, окружающий мир, письменная речь, темп речи, устное народное творчество.


Похожие статьи

Развитие речи детей раннего возраста посредством...

Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики

В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких людей, и только в совместной работе с родителями...

Фольклор, как эффективное средство для развития речи детей...

Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества.

Малый фольклорный жанр – это миниатюрные произведения, созданные для детей – песенки

ребенок, ранний возраст, богатейший материал, малая форма фольклора, игра, детский...

Устное народное творчество как средство воспитания и развития...

Устное народное творчество содержит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяющие уже с малых лет побуждать детей к речевой активности. Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают...

Использование малых форм фольклора в младшем дошкольном...

Ознакомление детей раннего возраста с народным фольклором. ребенок, игра, народное творчество, малыш, малая форма фольклора, малый

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ранний возраст, богатейший материал, малая форма фольклора...

Народный фольклор — средство развития личности ребёнка

Посредством малых форм фольклора у детей развивается чуткость к языку, они учатся

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и

Ознакомление детей раннего возраста с народным фольклором. ребенок, устное...

Малые формы детского русского народного фольклора как...

Детский фольклор — часть народной педагогики, его жанры интуитивно основаны на учете

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои

Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны.

Роль игрового детского фольклора в развитии речи дошкольников

Письменная речьречь контекстная. При письме также замедляется темп речи.

Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаем, развиваем творческую фантазию образную речь...

Использование народного фольклора в речевом развитии...

Детский фольклор дает возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии.

Народный фольклор — средство развития личности ребёнка. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью.

Ознакомление детей раннего возраста с народным фольклором

Ознакомление детей 2-3 лет с устным народным творчеством я осуществляю в

1. Устное народное творчество для детей содержит в себе образовательные моменты для

Эти действия способствуют развитию у детей речи. 3. Для развития театрализованной игры очень...

Использование русского фольклора в развитии младших...

Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познаёт окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой. А. М. Горький.

Похожие статьи

Развитие речи детей раннего возраста посредством...

Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики

В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких людей, и только в совместной работе с родителями...

Фольклор, как эффективное средство для развития речи детей...

Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества.

Малый фольклорный жанр – это миниатюрные произведения, созданные для детей – песенки

ребенок, ранний возраст, богатейший материал, малая форма фольклора, игра, детский...

Устное народное творчество как средство воспитания и развития...

Устное народное творчество содержит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяющие уже с малых лет побуждать детей к речевой активности. Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают...

Использование малых форм фольклора в младшем дошкольном...

Ознакомление детей раннего возраста с народным фольклором. ребенок, игра, народное творчество, малыш, малая форма фольклора, малый

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ранний возраст, богатейший материал, малая форма фольклора...

Народный фольклор — средство развития личности ребёнка

Посредством малых форм фольклора у детей развивается чуткость к языку, они учатся

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и

Ознакомление детей раннего возраста с народным фольклором. ребенок, устное...

Малые формы детского русского народного фольклора как...

Детский фольклор — часть народной педагогики, его жанры интуитивно основаны на учете

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои

Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны.

Роль игрового детского фольклора в развитии речи дошкольников

Письменная речьречь контекстная. При письме также замедляется темп речи.

Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаем, развиваем творческую фантазию образную речь...

Использование народного фольклора в речевом развитии...

Детский фольклор дает возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии.

Народный фольклор — средство развития личности ребёнка. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью.

Ознакомление детей раннего возраста с народным фольклором

Ознакомление детей 2-3 лет с устным народным творчеством я осуществляю в

1. Устное народное творчество для детей содержит в себе образовательные моменты для

Эти действия способствуют развитию у детей речи. 3. Для развития театрализованной игры очень...

Использование русского фольклора в развитии младших...

Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познаёт окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой. А. М. Горький.

Задать вопрос