Зарождение идеологии тюркизма | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №14 (304) апрель 2020 г.

Дата публикации: 30.03.2020

Статья просмотрена: 1682 раза

Библиографическое описание:

Ишанова, Д. М. Зарождение идеологии тюркизма / Д. М. Ишанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 14 (304). — С. 203-206. — URL: https://moluch.ru/archive/304/68486/ (дата обращения: 24.04.2024).



Данная статья посвящена изучению процесса формирования и распространения идеологии пантюркизма на территории тюркского государства. В статье раскрываются основные факторы, влияющие на развитие пантюркизма и описываются концепции известных тюркологов, связанные с пантюркизмом.

Ключевые слова: пантюркизм, турецкий мир, Османская империя, концепция, Юсуф Акчура, Зия Гекалп.

Роль политической идеологии в жизни современного общества является дискуссионным вопросом, обсуждаемым уже несколько десятилетий. Идеологии, безусловно, являются одним из основных способов воздействия на социум. Присущие любому индивиду системы ценностей, основанные на какой-либо базовой идее, определяют его поведение в различных ситуациях, выступают основой для принятия решений и осознания человеком собственного места в мире. В силу этого, идеологии как совокупность взглядов и ценностных установок с момента своего возникновения стали одним из важнейших инструментов управления обществом.

Основная часть. XIX — XX веков среди тюркских народов широко распространилось движение пантюркизма. Пантюркизм — идеология, в основе которой лежит идея объединения всех тюркоязычных народов, вне зависимости от государственной принадлежности. Главная цель этой идеологии — создание государства тюркоязычных народов, называемого мощным Туран. Социально-политические корни этого движения были связаны с углублением процесса национального пробуждения определенных народов и возникновением наций [1, с. 36].

Многие определения, касающиеся идеологии «пантюркизма», встречаются в трудах следующих авторов. Одним из первых Чарлз У. Хостлер описал: «...движение, стремительное к политическому и культурному единству всех тюркоязычных народов», Якоб Ландау: «...движение, основной целью которого является создание объединения, Союза на культурной основе тюркских народов». Автор труда «Зарождение и эволюция тюркизма», к.и.н. Рафаэль Мухамметдинов описывает: «... система идей, вытекающих из признания этнического происхождения, родства языка и близости культуры тюркских народов и пропагандирующих единство, братство и сотрудничество этих народов и способствующая их продвижению на пути прогресса и процветания».

Рассматривая особенности идеологического процесса Турецкой Республики, необходимо обратить внимание на роль пантюркизма, который способствовал возникновению и развитию целого ряда особенностей политического процесса в Турции.

Идеология пантюркизма с конца ХІХ века постоянно происходила в своем концептуальном развитии и появились практические формы своей реализации. В этот период Османская империя стала экономически, политически и культурно развивающимся государством. Необходимость реформирования общественной жизни вызвала необходимость формирования под своим лозунгом мощной идеологии, способной объединить весь комплекс преобразований. Таким образом, в Османской империи лежит идея укрепления тюркского государства на основе возникновения пантюркизма [2, с. 45–46].

К экономическим предпосылкам возникновения пантюркизма относится переход феодальной структуры экономики к капиталистическим отношениям. А распространение пантюркизма способствовало проникновению иностранного капитала, оказавшего негативное влияние на формирование самообеспеченной экономической системы Турции.

Политические предпосылки пантюркизма проявляются в спаде идеологий османизма и панисламизма, вызванных революциями 1908 и 1918–1923 годов в Турции.

Таким образом, пантюркизм поставил перед собой следующие задачи: укрепление государства национальной идеей и повышение национального самосознания тюрков и дальнейшее вовлечение в создание национального турецкого государства.

Культурными предпосылками идеологии пантюркизма стало знакомство тюрков с европейской культурой, в частности с идеями европейского национализма (пангерманизм и панславизм), а также с новизной в системе образования и культуры. Кроме того, в конце XIX века в Европе появились научные отрасли, изучающие тюркские народы и их культуру, увлеченные произведениями искусства Османской империи.

Появление идеологии пантюркизма в середине XIX в. стало логическим следствием развития националистических движений в результате ослабления центральной власти и начала развала Османской империи, обострения «Восточного вопроса». Распространение идей национализма и независимого национального существования среди христианских народов; образование на Балканах независимых и полунезависимых национальных государств из бывших османских провинций; сепаратистские тенденции в среде мусульманом; зарождение самосознания среди тюркских народов Российской империи; активное вмешательство и манипуляции европейских держав в делах внутренней и внешней политики страны — эти факторы стали причинами появления в среде османской интеллектуальной элиты, пытавшейся осмыслить происходящие вокруг события, активных дискуссий о дальнейшей судьбе и способах спасения Османской империи [3, с. 96–97].

Одной из особенностей распространения пантюркизма является высокий уровень популярности этой идеологии среди молодежи, что остается актуальным и в настоящее время. После распространения пантюркизма в Османской империи началась активная работа по привлечению новых членов в ряды его сторонников, при этом значительное внимание в своей работе пантюркисты уделяли молодежной среде — самой восприимчивой и активной части населения. Многие из идеологов пантюркизма (А. Хусеинзаде, Ю. Акчура и др.) работали преподавателями в высших учебных заведениях Османской империи, где воспитывали студентов в пантюркистском духе. Зареванд в своей работе отмечает: «Очаги» развили усиленную работу среди студентов богословского института («софты»).

Благодаря этой пропаганде софты, бывшие во время Абдулхамида ярыми защитниками панисламизма, перешли в большинстве на сторону пантуранистов, которые через этих софтов приобрели влияние на духовенство, а через последнее на простой народ» [4, с. 76]. Подобного рода деятельность объясняется активным участием молодежи в процессе идеологической интерпелляции, высоким уровнем ее мобильности и готовностью к решительной борьбе за гегемонию пантюркизма в политической системе Османской империи.

В 1904 г. в газете «Тюрк» появилась статья «Три вида политики», в которой автор татарского происхождения из Симбирска, один из первых идеологов пантюркизма Юсуф Акчура рассматривал три варианта выбора национальной идеологической доктрины для спасения слабеющей империи — пантюркизма, панисламизма и османизма — и доказывал приоритетность пантюркистской идеологии над панисламизмом и османизмом.

Как уже отмечалось выше, труд Ю.Аксуры «Три вида политики» стал своеобразным манифестом пантюркизма. В этой работе автор сначала отмечает три направления политической жизни Османской империи:

  1. Создание османской нации в результате ассимиляции и объединения нации, подчиненных Правительству Османа;
  2. Султан Османской империи должен быть руководителем политического объединения всех мусульман;
  3. Формирование политической тюркской нации, основанной на этническом факторе.

Анализируя каждое из этих направлений, Юсуф Акчура стремится выявить в каждом из них возможность дальнейшей эволюции, политическую целесообразность и полезность для тюркских народов. О тюркском направлении он пишет, например, следующее: «Мысль о создании тюркской политической нации, основанной на этническом принципе, является совершенно новой. Я не думаю, чтобы подобная идея существовала как в истории Османского государства, так и в истории других тюркских государства… Я предполагаю, что в России, где проживает большинство тюрков, идея их объединения существует в очень размытой форме. Совсем недавно возникшая «волжская литература» является больше тюркской, чем мусульманской.

Как видим, Юсуф Акчура довольно реалистичен и осторожен, оценивая современное ему состояние национального политического движения тюркских народов.

Юсуф Акчура был человеком татаро-тюркского происхождения, который внес значительный вклад в систематическое развитие пантюркизма в Турции. Ю. Акчура сознательно начинает идеологию пантюркизма в Военном училище. В течение этого периода такие непредубежденные деятели, как Наджиб Асим Бей, Велед Челеби и Тахир Бей из Бурсы, опубликовали статьи о пантюркизме, а некоторые выпуски газеты Исмаила Бея Гаспирали «Тержуман» появились в Стамбуле. Юсуф Акчура впечатлен этими работами и публикациями [5, с. 124–125].

«Благодаря этой политике все турки, проживающие в Османской империи, смогли бы легко объединиться внутри этнических и религиозных границ, а другие мусульманские нетюркские, но тюркизированные группы смогли бы продолжить ассимилироваться. Те народы, которые не были ассимилированы, но в то же время не имели чувства национальной идентификации, были полностью ассимилированы в рамках данной политики. Однако главное преимущество подобной политики заключается в том, что она объединила бы всех тюрок, проживающих в Азии и в восточных регионах Европы и объединенных единым языком, этничностью и религией».

В 1904 году Ю. Акчура пишет свою знаменитую работу «Три вида политики», которая в том же году выходит на страницах каирской газеты «Тюрок». Эта работа носила теоретический и программный характер, она создала большой резонанс в тюркском мире.

После возвращения в Стамбул в 1911 году Ю. Акчура создает пантюркистское общество «Тюркский очаг» («Тюрк оджагы»). Журнал, издаваемый на базе этого объединения, «Тюркская родина» («Тюрк юрду») пропагандировал принадлежность всех тюркоязычных народов к единой нации и, как следствие, формирование «Великого тюркского государства» [6, с. 26].

В дальнейшем процветании пантюркизма труд Зии Гекалп был очень важным. Зия Гекалп (1876–1924) — поэт, историк, политик. Его важнейший теоретический труд — «Тюркизироваться, исламизироваться, модернизироваться» (опубликована в Стамбуле в 1918 г.) и сборник статей «Основы тюркизма» (1923 г.). На раннем становлении протекционизма З.Гекалпа к национальным проблемам, большое влияние оказало труд революционных политиков и мыслителей. С 1896 года будущий политик, проживающий в Стамбуле, поддерживает идеи демократической конституции на пути свержения порядка султана.

В 1908 г. Гекалп был приглашен в Салоники на съезд партии «Единство и прогресс», и избран в состав ее центрального комитета. К этой партии он принадлежал до ее роспуска в 1918 г. В период Балканской и первой мировой войны Гекалп проявлял очень высокую активность, занимаясь различными социальными, правовыми и культурными проблемами.

После окончания военных событий он был арестован союзниками и вместе с другими турецкими националистами сослан на Мальту. После победы Мустафы Кемаля Ататюрка в 1921 г. Гекалп получил возможность возвращения на родину. После возврашение в Диярбакыр, он начал издание еженедельного журнала «Кючюк межмуа», в котором всячески поддерживал политику Мустафы Кемаля [7, с. 17].

Зия Гёкалп скончался 25 октября 1924 г. Политические взгляды Гёкалпа сложились на основе глубокого изучения им наследия многих европейских, в первую очередь французских философов и социологов. Идеи тюркизма как объединяющего фактора формировались в его сознании довольно долго. По мнению Гёкалпа, важнейшим интегрирующим фактором для тюрков должен являться язык, и в языковой независимости он видел основное условие независимости политической. И язык в национальном государстве должен быть модернизирован, очищен от неразумных чуждых влияний.

Подводя итоги, следует отметить, что в рамках идеологического процесса пантюркизм применял ряд специфических средств, заимствованных впоследствии другими идеологическими течениями. К подобным характеристикам следует отнести большое внимание, уделяемое пантюркистами работе с молодежью; активную публицистическую деятельность; работу по созданию различных организаций; активную пропаганду пантюркизма за рубежом; использование силовых методов для достижения цели.

Заключение. Таким образом, пантюркизм сегодня продолжает оставаться значимым явлением для политической жизни огромного региона. Пантюркизм как «объединительный национализм» находил благодатную почву еще и потому, что в начале ХХ века большинство тюркских народов еще не сформировалось как нации. Развитию пантюркизма и его интеграционному потенциалу способствует сохранение основных предпосылок, являющихся социально-политическим основанием для развития этой идеологии на протяжении ХХ века, и среди них реальные или мнимые угрозы турецкой идентичности, что приводит к неминуемому росту националистических настроений и популярности политических сил — основных носителей пантюркистских идей в современном турецком обществе.

Литература:

  1. Гилязов И. А. Тюркизм: Становление и развитие: Характеристика основных этапов: Учеб. пособие для студентов-тюркологов. — Казань, 2002. — 51 с.
  2. Зареванд. Турция и пантуранизм / Зареванд; введ. А. Н. Мандельштама. — Москва: Ключ-С, 2015. — 176 с.
  3. Еремеев Д. Е. История турецкой общественной мысли XI-XXI веков / Д. Е. Еремеев — М.: Квадрига, 2016. — 320 с.
  4. Налбандян З. Турция и пантуранизм / Зареванд; введ. А. Н. Мандельштама. — Ереван, 1991. — С. 74–85.
  5. Мухамметдинов Р. Ф. Зарождение и эволюция тюркизма. — Казань: Изд-во Заман, 1996. — 272 с.
  6. Вартаньян Э. Г. Идейно-политические предпосылки трагических событий рубежа XIX-XX вв. в Османской империи: доктрины паносманизма, панисламизма, пантюркизма // Историческая и социально-образовательная мысль. — История. Исторические науки. — Т. 7. 2015. — С. 26–30.
  7. Мухамметдинов Р. Ф. Зарождение и эволюция тюркизма: Из истории политической мысли и идеологии тюркских народов; Османская и Российская империи, Турция, СССР, СНГ 70-е гг. XIX в. — 90-е гг. XX в.). — Казань: Заман, 1996. — С. 17–25.
Основные термины (генерируются автоматически): Османская империя, народ, Стамбул, Турция, пантюркизм, идеолог пантюркизма, идеологический процесс, идеология пантюркизма, политическая жизнь, тюркское государство.


Ключевые слова

концепция, пантюркизм, Османская империя, турецкий мир, Юсуф Акчура, Зия Гекалп

Похожие статьи

Культура в Турции при Исмете Иненю (1938 – 1950): историческая...

При этом новые идеологические веяния более ярко проявили себя в культурной жизни

В тот же год в учебную программу нескольких лицеев Стамбула и Анкары были введены предметы

Этот шаг культурологами и историками Турции рассматривается как знаковый в повороте...

Казахская интеллигенция в борьбе с советской властью: новые...

М. Султан-Галиев обвиняется в пантюркизме, в том числе антисоветском заговоре среди советских тюркских народов.

Начавшиеся в конце двадцатых годов репрессии против интеллигенции тюркских народов, перерастают в открытые судебные процессы.

Механизмы политического присутствия Турции в «тюркских»...

Сразу же после распада СССР Турция была одним из первых государств, которая инициировала широкомасштабную политику в «тюркоязычных» странах. Несмотря на неудачи в продвижении тюркского союза в регионе, турецкая мягкая сила за эти годы достигла...

Фашистское государство: идеология и практика.

Фашистское государство: идеология и практика. Фашисты создали жёсткое тоталитарное государство. Ликвидировались все представительные, парламентские формы государственного устройства, был введён полный государственный контроль над всеми сферами общественной...

Ирано-турецкие конфликты в XVI–XVIII веках | Статья в журнале...

История Закавказья очень своеобразна и трагична. Закавказье всегда интересовало многие страны, особенно Великую Османскую Империю и Иран. Политика этих стран в районе Каспийского моря и Закавказья диктовалась серьезными экономическими и политическими...

Национальные особенности движения джадидов в Туркестане

На первом этапе джадидизм, начав с просветительской деятельности, к 1917 году переходит ко второму этапу — политическому движению. По своим территориальным особенностям движение джадидов в Средней Азии подразделялось на джадидов Туркестана, Бухары и Хивы.

Борьба традиционного и модернистского дискурсов в турецкой...

В статье рассматривается трансформация внешней и внутренней политики Турции на современном этапе. Большое внимание в исследовании уделяется проблеме борьбы традиционного и модернистского дискурсов и той роли, которую сыграли данные дискурсы в...

Противостояние Персии и Османской Империи за контроль над...

Борьбу Персии и Османской Империи за территории Закавказья в XVI-XVIII вв. можно разделить на восемь этапов, которые велись с переменным успехом.

В результате Персия и Османская Империя вышли из борьбы за господство над Закавказьем ослабленными, что...

Генезис ревкомов как чрезвычайных органов советской власти...

1991 год стал в истории человеческой цивилизации годом крушения одной из крупнейших империй Новейшего времени — Советского Союза. Тоталитарный по природе, созданный военной силой этот режим на протяжении более семи десятилетий насаждал волю...

Похожие статьи

Культура в Турции при Исмете Иненю (1938 – 1950): историческая...

При этом новые идеологические веяния более ярко проявили себя в культурной жизни

В тот же год в учебную программу нескольких лицеев Стамбула и Анкары были введены предметы

Этот шаг культурологами и историками Турции рассматривается как знаковый в повороте...

Казахская интеллигенция в борьбе с советской властью: новые...

М. Султан-Галиев обвиняется в пантюркизме, в том числе антисоветском заговоре среди советских тюркских народов.

Начавшиеся в конце двадцатых годов репрессии против интеллигенции тюркских народов, перерастают в открытые судебные процессы.

Механизмы политического присутствия Турции в «тюркских»...

Сразу же после распада СССР Турция была одним из первых государств, которая инициировала широкомасштабную политику в «тюркоязычных» странах. Несмотря на неудачи в продвижении тюркского союза в регионе, турецкая мягкая сила за эти годы достигла...

Фашистское государство: идеология и практика.

Фашистское государство: идеология и практика. Фашисты создали жёсткое тоталитарное государство. Ликвидировались все представительные, парламентские формы государственного устройства, был введён полный государственный контроль над всеми сферами общественной...

Ирано-турецкие конфликты в XVI–XVIII веках | Статья в журнале...

История Закавказья очень своеобразна и трагична. Закавказье всегда интересовало многие страны, особенно Великую Османскую Империю и Иран. Политика этих стран в районе Каспийского моря и Закавказья диктовалась серьезными экономическими и политическими...

Национальные особенности движения джадидов в Туркестане

На первом этапе джадидизм, начав с просветительской деятельности, к 1917 году переходит ко второму этапу — политическому движению. По своим территориальным особенностям движение джадидов в Средней Азии подразделялось на джадидов Туркестана, Бухары и Хивы.

Борьба традиционного и модернистского дискурсов в турецкой...

В статье рассматривается трансформация внешней и внутренней политики Турции на современном этапе. Большое внимание в исследовании уделяется проблеме борьбы традиционного и модернистского дискурсов и той роли, которую сыграли данные дискурсы в...

Противостояние Персии и Османской Империи за контроль над...

Борьбу Персии и Османской Империи за территории Закавказья в XVI-XVIII вв. можно разделить на восемь этапов, которые велись с переменным успехом.

В результате Персия и Османская Империя вышли из борьбы за господство над Закавказьем ослабленными, что...

Генезис ревкомов как чрезвычайных органов советской власти...

1991 год стал в истории человеческой цивилизации годом крушения одной из крупнейших империй Новейшего времени — Советского Союза. Тоталитарный по природе, созданный военной силой этот режим на протяжении более семи десятилетий насаждал волю...

Задать вопрос