Создание интерактивного образовательного пространства как одно из условий развития личности ребенка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 октября, печатный экземпляр отправим 3 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (303) март 2020 г.

Дата публикации: 29.03.2020

Статья просмотрена: 230 раз

Библиографическое описание:

Конюшкина, Е. Г. Создание интерактивного образовательного пространства как одно из условий развития личности ребенка / Е. Г. Конюшкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 13 (303). — С. 217-219. — URL: https://moluch.ru/archive/303/68431/ (дата обращения: 16.10.2021).



Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира.

Е. И. Тихеева, профессор Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), где развивающая предметно-пространственная среда (РППС) определена как — часть образовательной среды — движущей силы становления и развития личности, а также присущих ей видов деятельности.

В центре среды стоит ребенок с его запросами и интересами, а образовательное учреждение (педагогический коллектив) предлагает качественные образовательные услуги, нацеленные на развитие самобытности, уникальности и индивидуальности каждой личности.

Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении — обеспечение доступа к общечеловеческим ценностям — социальным, духовным, нравственным.

В связи с введением в практику работы ФГОС ДО, нами был проведен анализ имеющихся условий во всех возрастных группах и выявлена проблема, что при организации РППС в нашем детском саду в большей степени применяются традиционные способы. Мы увидели необходимость создать в группах детского сада РППС с учетом особенностей восприятия мира современным ребенком. А также заинтересовать родителей в организации развивающей предметно-пространственной среды. Все это подтолкнуло педагогов к поиску новых интересных форм и инновационных подходов к созданию РППС, позволяющих совместить в едином развивающем пространстве традиционные игры, игрушки с ярким наглядным материалом и современные технологии. Это должно стать отправной точкой для работы над целым направлением — создание интерактивной образовательной среды.

Термин «интерактивность» происходит от английского слова, которое в переводе означает «взаимодействие». Учитывая то, что участниками взаимодействия являются взрослый — ребенок (дети), ребенок — ребенок, интерактивность среды раскрывает характер и степень взаимодействия между ними, обратную связь. Благодаря этому интерактивная среда обеспечивает реализацию деятельности ребенка на уровне, актуальном в данный момент, и содержит потенциальную возможность дальнейшего развития деятельности, обеспечивая через механизм «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский) его дальнейшую перспективу.

Работа в режиме интерактивности налагает определенные требования к персональной компетенции педагогов, современному обществу требуется уже не специалист исполнитель, а специалист исследователь, инициативный, творческий.

Понимая всю важность этой проблемы, в ДОУ была проведена методическая работа, наиболее эффективными методами которой явились: сайт-экспедиции, «Дизайн-мастерские», «Бюро находок», «Педагогические типографии» в ходе которых воспитатели делились своими идеями, решали проблемы, презентовали успешный педагогический опыт и технологии. В дальнейшем педагогами ДОУ были разработаны авторские проекты по созданию интерактивной развивающей предметно-пространственной среды.

Остановлюсь более подробно на наиболее ярких и значимых моментах данной деятельности.

Накануне нового учебного года воспитатели обратили внимание на пустующие стены в группах. Ведь их тоже можно оформить и использовать в работе с детьми, сделать красочными и многофункциональными. Так возникла идея создания интерактивной стены.

Интерактивная стена дает возможность взрослому и ребенку совместно участвовать в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться. Интерактивная стена — это уникальный инструмент, позволяющий совершенно необычным образом изменить образовательную среду дошкольного образовательного учреждения. Интерактивная стена может представлять собой абстрактную картину, разделенную на несколько зон:

− зона познавательного развития,

− социально-коммуникативная зона,

− зона художественно-эстетического развития и др.

Основные цели и задачи интерактивной стены.

Цель: Создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям, в соответствии с ФГОС, с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы детского сада.

Задачи:

− Создать атмосферу эмоционального комфорта.

− Создать условия для творческого самовыражения.

− Создать условия для проявления познавательной активности детей.

− Создать благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы, живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, книжных иллюстраций.

Развивающая стена в каждой группе своя. Она отражает предпочтения детей и воспитателей. Её дизайн и наполнение может соответствовать названию группы.

Оформить интерактивную стену под силу любому педагогу. Неотъемлемые части развивающей стены — материалы, игры и пособия. Они могут иметь магнитную основу и располагаться на магнитной доске с различными элементами: лесками, прищепками, ленточками и т. д.

Элементом развивающей стены может стать обычная стена с нарисованным сюжетом и небольшими металлическими пластинами или другими материалами. На них легко крепятся фигурки, карточки, картинки.

В специальных кармашках размещается разнообразный материал: маркеры, цветная изолента, фломастеры и т. д.

Для изготовления игр и пособий можно использовать пленки для ламинирования и магнитную пленку. Большинство игр — на магнитах производственного изготовления: буквы, цифры, мозаика.

Обязательное приложение к играм — образцы, схемы, карты– алгоритмы.

Содержание игр и пособий определяется возрастными и индивидуальными особенностями детей.

Интерактивная стена открывает безграничные возможности для создания неповторимых, оригинальных и индивидуальных интерактивных игр и презентаций. И совершенно неважно, будет это занятие по математике, изобразительной деятельности, обучению грамоте и т. д. — каждый элемент может предстать в новом образе. С помощью предложенных воспитателем на интерактивной стене предметов ребенок может получить необходимую информацию. От педагогического мастерства зависит, как ненавязчиво и незаметно расширить, закрепить полученный детьми опыт, развить их способности.

Интерактивная стена — эффективный способ организации как совместной, так и самостоятельной образовательной деятельности дошкольников.

Развивающая стена может стать мольбертом для творчества или выставкой детского мастерства.

Одним из элементов интерактивной развивающей среды может стать бизиборд — развивающий игровой планшет, на поверхности которого закреплены различные предметы: шнуровки, кнопки, замочки, закрутки, липучки и т. д. Всё нужно попробовать, открыть, захлопнуть, расстегнуть.

Бизиборд надолго увлекает ребенка, ставит перед ним много задач, имеет развивающее, обучающее, воспитывающее значение.

В качестве составляющих бизиборда педагоги успешно используют развивающие игры Воскобовича: «Шнур — малыш», «Геоконт», «Математические корзинки», «Змейка», «Волшебная восьмерка» и др.

Работа с интерактивной стеной предполагает постоянное общение: детей друг с другом, воспитанников и педагога.

Как работать с развивающей стеной? Например, игровое пособие «Ёлочка».

В соответствии с содержанием образовательной деятельности воспитатель подбирает и размещает необходимый демонстрационный, дидактический материал в кармашки, задания на магниты, на лески, с которыми в дальнейшем работают и педагог, и воспитанники. Например, в конвертах могут находиться карточки — схемы, карты — алгоритмы: «Чьи следы?», «Лабиринты», «Поможем зверятам найти дорогу домой», задания для детей: «Собери картинку по цифрам», «Найди отличия», творческие задания «Рассели животных по своим домикам», «Дорисуй картинку», «Расставь цифры по порядку», «Подбери фигуры по размеру, цвету», «Украшения для елочки» и другие.

«Елочка» для родителей может быть наполнена заданиями по определенной теме, консультациями, советами, информацией о детях, их занятиях, увлечениях, успехах.

Таким образом, интерактивная образовательная среда в нашем дошкольном учреждении выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионализма педагогов, замечательного творческого коллектива единомышленников — педагогов, детей и родителей.

Поиск инновационных подходов к организации развивающей предметно-пространственной среды не должен останавливаться на месте, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.

Литература:

  1. Баглей О. В. Конкурс на создание лучшей развивающей среды //Воспитатель ДОУ. 2015. № 1.
  2. Дыбина О. В. и др. Предметно-развивающая среда интегрированной деятельности детей дошкольного возраста: понятие, принципы, компоненты// Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 1 (27)
  3. Микляева Н. В. особенности создания и развития интерактивной среды // Управление ДОУ. 2013. № 5
  4. Цквитария Т. А. В помощь старшему воспитателю. Кн.2. Диагностика, предметно-пространственная среда. М., 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): интерактивная стена, развивающая стена, ребенок, развивающая предметно-пространственная среда, детский сад, воспитатель, группа, дошкольное образовательное учреждение, интерактивная образовательная среда, образовательная среда.


Похожие статьи

Интерактивная предметно-развивающая среда ДОУ как...

Предметно-развивающая среда – составная часть развивающей среды дошкольного детства. Среда будет являться стимулом к развитию только в том случае, если будет иметь определенную направленность и структуру в соответствии с актуальными потребностями ее...

Развивающая предметно-пространственная среда как средство...

В дошкольной педагогике под развивающей предметно-пространственной средой

Предметно-развивающая среда способствует наибольшему развитию индивидуальности

С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды в группе...

Построение развивающей среды в ДОУ | Статья в журнале...

Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на

На стенах развешаны рамки на доступной для детей высоте, в которые легко вставляются

развивающая среда, предметно-развивающая среда, социальный опыт, ребенок, развитие...

Предметно-развивающая образовательная среда как...

Предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения должна способствовать своевременному и качественному развитию не только всех психических процессов, но и физическому развитию ребенка. Её содержание должно быть построено в...

Интегрированная информационно-коммуникационная...

В данной статье предложена модель интегрированной информационно-коммуникационной образовательной предметной среды детского сада при организации образовательного процесса с информационно-коммуникационными технологиями в обучении детей...

Предметно-пространственный компонент...

Предметно-пространственный компонент информационно-образовательной среды детского сада.

Организация детей на занятия происходит следующим образом: педагог компьютерного класса приводит детей из группы в класс (и обратно), или детей сопровождает помощник...

Создание предметно-развивающей среды в группе детского...

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости...

Создание развивающей предметно-пространственной среды...

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе ДОУ в контексте ФГОС ДО.

Создавая предметно — развивающую среду группы мы руководствовались нормами

ребенок, развивающая предметно-пространственная среда, детский сад, игра, малыш...

Развивающая предметно -пространственная среда...

«Развивающая предметно-пространственная среда — часть образовательной среды

Предметно-развивающая среда — это система материальных объектов деятельности

При создании предметно-развивающей среды нашей группы нужно учитывать специфику ОУ и.

Похожие статьи

Интерактивная предметно-развивающая среда ДОУ как...

Предметно-развивающая среда – составная часть развивающей среды дошкольного детства. Среда будет являться стимулом к развитию только в том случае, если будет иметь определенную направленность и структуру в соответствии с актуальными потребностями ее...

Развивающая предметно-пространственная среда как средство...

В дошкольной педагогике под развивающей предметно-пространственной средой

Предметно-развивающая среда способствует наибольшему развитию индивидуальности

С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды в группе...

Построение развивающей среды в ДОУ | Статья в журнале...

Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на

На стенах развешаны рамки на доступной для детей высоте, в которые легко вставляются

развивающая среда, предметно-развивающая среда, социальный опыт, ребенок, развитие...

Предметно-развивающая образовательная среда как...

Предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения должна способствовать своевременному и качественному развитию не только всех психических процессов, но и физическому развитию ребенка. Её содержание должно быть построено в...

Интегрированная информационно-коммуникационная...

В данной статье предложена модель интегрированной информационно-коммуникационной образовательной предметной среды детского сада при организации образовательного процесса с информационно-коммуникационными технологиями в обучении детей...

Предметно-пространственный компонент...

Предметно-пространственный компонент информационно-образовательной среды детского сада.

Организация детей на занятия происходит следующим образом: педагог компьютерного класса приводит детей из группы в класс (и обратно), или детей сопровождает помощник...

Создание предметно-развивающей среды в группе детского...

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости...

Создание развивающей предметно-пространственной среды...

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе ДОУ в контексте ФГОС ДО.

Создавая предметно — развивающую среду группы мы руководствовались нормами

ребенок, развивающая предметно-пространственная среда, детский сад, игра, малыш...

Развивающая предметно -пространственная среда...

«Развивающая предметно-пространственная среда — часть образовательной среды

Предметно-развивающая среда — это система материальных объектов деятельности

При создании предметно-развивающей среды нашей группы нужно учитывать специфику ОУ и.

Задать вопрос