В статье поднимается проблема определения критериев социально опасного положения несовершеннолетних, а также отсутствия единообразного подхода к отнесению несовершеннолетних к категории социально опасного положения. В статье анализируются положения Методических рекомендаций Министерства образования и науки РФ «О порядке признания несовершеннолетних и семей находящимися в социально опасном положении и организации с ними индивидуальной профилактической работы», изучаются региональные нормативные правовые акты по рассматриваемому вопросу, приводятся пути решения обозначенных проблем.
Ключевые слова: несовершеннолетний, социально опасное положение, критерии социально опасного положения, показатели социально опасного положения, профилактика семейного неблагополучия.
Одной из важнейших задач государства является защита прав детей. Статья 38 Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ) провозглашает, что материнство, детство и семья находятся под защитой государства. Дети в силу полной или частичной физической, психической, социальной незрелости, не могут самостоятельно в полной мере реализовывать свои права без участия третьих лиц, например, родителей или законных представителей. Поэтому именно несовершеннолетние нуждаются в специальной правовой защите, которую может предоставить государство.
Особо нуждаются в защите дети, находящиеся в социально опасном положении. Статья 1 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определяет, что несовершеннолетним, находящемся в социально опасном положении (СОП) является лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
Своевременное выявление таких семей, а также детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, позволяет обеспечить профилактику огромного количества правонарушений как уголовных, так и административных, совершаемых в отношении как самих несовершеннолетних, а также непосредственно лицами, не достигшими совершеннолетия.
Как указано в Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года решение задачи по профилактике семейного неблагополучия, детской безнадзорности и беспризорности включает в себя в том числе меры по установлению единого порядка отнесения семей к категории находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в проведении в отношении них профилактической работы, а также порядка проведения профилактической работы с такими семьями.
На настоящий момент как на федеральном, так и на региональном уровнях отсутствует единый подход к отнесению семей и несовершеннолетних к категории социально опасного положения, что само собой препятствует полноценному функционированию системы помощи и профилактики таким лицам.
Исходя из легального определения можно сформулировать основные критерии социально опасного положения несовершеннолетнего. Однако данные критерии требуют более подробного рассмотрения и раскрытия их содержания. Министерством образования и науки РФ были разработаны методические рекомендации «О порядке признания несовершеннолетних и семей находящимися в социально опасном положении и организации с ними индивидуальной профилактической работы» (далее — Методические рекомендации). В них указано, что «на территории Российской Федерации отсутствует единый подход к порядку признания (отнесения) граждан к категории находящихся в социально опасном положении, а также к порядку признания несовершеннолетних и семей, утратившими данный статус».
В Методических рекомендациях перечисляются основания для признания семей и несовершеннолетних для признания их, находящихся в социально опасном положении. Однако такие основания «в действующих на территориях регионов межведомственных документах могут раскрываться подробно».
В методических рекомендациях Минобрнауки, принятых нормативных правовых актах на региональном уровне, а также в научных публикациях критерии социально опасного положения несовершеннолетних и основания социально опасного положения семьи разделены. Стоит отметить, что большинство оснований корреспондируют друг другу, поскольку так или иначе отражают нахождение несовершеннолетнего в обстановке, представляющей опасность его жизни, здоровью и нормальному развитию. На наш взгляд, находящимися в социально опасном положении следует признавать только несовершеннолетних. Если семья является источником социально опасного положения ребенка, то работу с семьей следует организовывать в контексте индивидуально профилактической работы с несовершеннолетним.
Раскрывая основания отнесения семей и детей к группе лиц, попавших в социально опасное положение, необходимо указать на их основные признаки. Выделение этих признаков позволит исключить различное толкование содержания критериев, а также унифицировать порядок постановки на учет семей и несовершеннолетних.
Первым основанием, определяющим социально опасное положение несовершеннолетнего, следует признать нахождение несовершеннолетнего в обстановке, представляющей опасность (угрозу) для его жизни или здоровья.
В первую очередь это связано с жестоким обращением с несовершеннолетним, которое может проявляться в разных действиях, как в совокупности, так и по отдельности: физическое насилие, в том числе насилие сексуального характера (развращение несовершеннолетнего) и психологическое (эмоциональное) насилие.
Вторым основанием является нахождение несовершеннолетнего в обстановке, не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию.
Невыполнение или ненадлежащее выполнение родителями (иными законными представителями) обязанности по воспитанию несовершеннолетнего может выражаться в отсутствии контроля за обучением детей, посещаемости образовательного учреждения ребенком; непринятие мер по профилактике правонарушений несовершеннолетних (формированию у несовершеннолетних правосознания и правовой культуры); поощрение родителями противоправного поведения детей; приобретение для несовершеннолетних алкогольной продукции, табачных изделий [5], отсутствие внимания, что может привести к несчастному случаю, стать жертвой повреждений и др.
Обстановка, не отвечающая требованиям ксодержанию несовершеннолетнего, предполагает наличие таких показателей как: лишение несовершеннолетнего минимальных жизненных благ, не удовлетворение его базовых потребностей, в том числе в питании, медицинском обслуживании, жилье. Родителями не соблюдаются санитарно-гигиенические правила, место проживания несовершеннолетнего не соответствует нормам СанПиНа.
Третьим основанием следует признавать — совершение несовершеннолетним правонарушения, к которым следует относить как административные правонарушения, так и преступления.
Совершение несовершеннолетним антиобщественного действия, в методических рекомендациях выделяется как отдельное основание социально опасного положения, однако на наш взгляд его необходимо объединить с предыдущим основанием. Такой подход обусловлен тем, что совершение несовершеннолетним антиобщественного действия является началом криминального пути несовершеннолетнего без применения мер для его исправления.
Социально опасное положение семьи в первую очередь связано с наличием в семье ребенка (детей), признанного находящимся в социально опасном положении.
Привлечение родителя, законного представителя кадминистративной или уголовной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ; ст. 156 УК РФ) считается четвертым основанием, определяющим социально опасное положение несовершеннолетнего.
Методические рекомендации в качестве последнего основания называют — совершение родителем, законным представителем несовершеннолетнего действий, которые могут отрицательно повлиять на его поведение. В этом случае речь идет об отсутствии личного примера в воспитании со стороны родителей, например, злоупотребление родителями, иными законными представителями, наркотическими и спиртосодержащими веществами, аморальный образ жизни, занятия проституцией, попрошайничеством, бродяжничеством.
Перечень, приведенный в Методических рекомендациях является исчерпывающим. Одновременно с этим, в региональных нормативных правовых актах и научной литературе помимо приведенных оснований встречаются и другие.
Так, в Постановлении комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Иркутской области наряду с вышеуказанными приведен такой критерий как вовлечение родителями или законными представителями несовершеннолетних всовершение правонарушений иантиобщественных действий.Родители могут привлекать детей к занятию проституцией, попрошайничеству, привлекать к совершению административных правонарушений и уголовных преступлений, привлекать к употреблению наркотической и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ и т. д.
В педагогической литературеможно также встретить такие основания отнесения семей к социально опасному положению как: частичное или полное лишение родительских прав в отношении братьев (сестер) и злоупотребление родителями своими правами[1].
Таким образом, из анализа понятия «злоупотребление родителями своими правами» следует, что выделенный в Методических рекомендациях критерий совершение родителем, законным представителем несовершеннолетнего действий, которые могут отрицательно повлиять на его поведение, имеет более узкое смысловое значение, что позволяет определить его скорее, как показатель, нежели критерий.
В распоряжении Министерства здравоохранения Забайкальского края от 28.04.2018 г. № 597/р в качестве основных критериев для определения нахождения ребенка в социально опасном положении, к примеру, выделяются следующие: отсутствие у родителей ребенка жилья; нахождение родителей ребенка в состоянии алкогольного, наркотического опьянения; проживание ребенка в антисанитарных условиях; отсутствие продуктов питания, лекарственных препаратов и т. д.
Таким образом, следует еще раз отметить, что в отечественном законодательстве отсутствует единая система отнесения несовершеннолетних и семей к категории социально опасного положения. На федеральном уровне основания для признания социально опасного положения носят рекомендательный характер, отсутствуют показатели данных критериев, что дает возможность необоснованно широкого толкования и, соответственно, злоупотребления полномочиями органами, осуществляющими постановку на учет семей и детей рассматриваемой категории. Об этом также свидетельствуют нормативные акты, принятые на региональном уровне, в которых для разных регионов обозначены совершенно разные критерии социально опасного положения.
На наш взгляд, создание единого нормативно правового акта на федеральном уровне, в котором будет исчерпывающий перечень оснований для признания социально опасного положения с уточнением их признаков, является первоочередной задачей государственной политики в рассматриваемой сфере. Ведь то, по каким критерием происходит признание тех или иных семей и детей находящимися в социально опасном положении, в каких случаях происходит их постановка на учет и снятие с него влияет в первую очередь на размер и состав данной социальной группы, а также на показатели оценки эффективности государственной работы с нею.
Литература:
- Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. ст. 4398.
- Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 26. ст. 3177.
- Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение правительства Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2014 г. № 1618-р г.//Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 35. — Ст. 4811.
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 1 декабря 2015 г. № ВК-2969/07 «О направлении методических рекомендаций» // www.consultant.ru
- Письмо Администрации Алтайского края от 05.02.2014 № 617 «Методические рекомендации по вопросу определения основных критериев отнесения семей к категории «семья, находящаяся в социально опасно положении» // www.altairegion22.ru
- Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Иркутской области от 30 декабря 2015 года № 10 «Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по организации индивидуальной профилактической работы в отношении семей и (или) несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении» // www.garant.ru
[1]В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. № 44 «под злоупотреблением родительскими правами следует понимать использование этих прав в ущерб интересам детей, например создание препятствий к получению ими общего образования, вовлечение в занятие азартными играми, склонение к бродяжничеству, попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, наркотических средств или психотропных веществ, потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ, вовлечение в деятельность общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности».