Статья посвящена феномену мобильного телевидения, особенностям его развития и становления, основополагающим стандартам. Приведено сравнение мобильного телевидения трех стран: России, Японии и Южной Кореи.
Ключевые слова: мобильное телевидение, Южная Корея, Япония, Россия, мобильное устройство, контент.
Мобильное телевидение — «четвертый экран» после кино, монитора компьютера и телевидения. Это одна из самых важных услуг для населения, пользующаяся популярностью. Прежде всего, это прием контента со спутников связи на средствах передвижения (машина, паром). Предполагает и «материал», находящийся в руках пользователя. Речь о телефонах и плеерах последних моделей.
Все началось с Японии и Южной Кореи — лидеров по внедрению мобильного контента. Охват данной аудитории велик, скорость расширения покрытия в этих странах превышает европейские. Дело в том, что Южная Корея получила шесть лицензий на эфирное вещание в далеком 2005 году. Именно эта дата является годом становления мобильного телевидения. Южнокорейские операторы тогда встали на ноги. Вещатели зарабатывали не только на рекламе, но и на применении абонентской платы.
После ведущие производители, телерадиовещатели, операторы сотовой связи — все они начали создавать контент мобильного телевидения. Теперь увидеть его можно из любой точки мира. У пользователя существует три варианта. Первый — просмотр загруженного видео. Главное условие: сотовая связь. Второй предполагает онлайн — просмотр. Здесь речь идет о программах, которые транслируются в реальном времени. К плюсам можно отнести высокое качество картинки и приемлемую цену. Третий вариант — потоковое видео, иначе говоря, streaming. Можно просматривать данные, необходима только сотовая связь, предварительная загрузка не требуется. В идеале — беспроводной Wi-Fi, подойдет также 3G, 4G.
Вернемся к Японии и Южной Корее. Благодаря активной поддержке государства, число подписчиков мобильного телевидения этих стран растет с каждым днем. Оно уже превышает десять миллионов человек. Откуда такие цифры? Все просто: у корейцев уходит много времени на дорогу. Поэтому они гораздо проще относятся к инновациям. По сведениям KOBACO, жители тратят на мобильное телевидение на двадцать минут меньше, чем на традиционное. Данная компания, исследовав интерес корейцев к мобильному телевидению, пришла к следующему результату: японцы и корейцы тратят на него больше времени, чем на чтение газет. Так в среднем один час уходит на просмотр видео — контента, в то время как чтению уделяется только сорок две минуты. К тому же в Южной Корее и в Японии аудитория не платит за просмотр видео, так как реклама — основа бюджета каналов. Станции финансируются из госбюджета.
Российские операторы заинтересовались мобильным телевидением гораздо позже. Но на сегодняшний день это не помешало мобильному телевидению оставаться перспективным направлением. Это происходит потому, что пользователи все чаще начали использовать современную технику. Речь идет о планшетах и смартфонах. Не остаются в стороне и высокоскоростные сети передачи данных, сниженная абонентская плата ведущими операторами рынка.
К слову говоря, российский пользователь на сегодняшний день имеет 55 каналов вещания на своем мобильном устройстве. Это возможно, благодаря применению IP.
Контент, который обычно смотрят по телевизору, россияне активнее смотрят в мобильных устройствах. Все это происходит потому, что количество гаджетов, имеющихся у населения, увеличивается. К тому же сокращается стоимость услуг мобильного интернета, улучшается качество 3G/4G -инфраструктуры. Мобильные операторы продолжают борьбу за своего клиента. Ведущие — «Билайн», «МТС», «Мегафон»- предлагают свой пакет услуг. Подход к каждому у них отличается. Так, например, «Билайн» имеет более развитую сеть, большое количество телевизионных каналов. «МТС», в свою очередь, обладает самой большой аудиторией, которая просматривает телевидение с мобильных устройств. При этом все три компании занимают свою нишу на рынке России, предлагают свой пакет услуг, различный перечень обновлений и уникальные предложения.
Что смотрят? Какой запрос пользователя? Для начала привлекательная картинка. Популярные темы: новости, шоу, спорт, мультфильмы. Важно понимать, что основным препятствием для развития мобильного телевидения является потребление контента. Пользователь мобильного устройства, если отвлечется, скорее всего, уже не вернется к просмотру передачи, в отличие от «зрителя перед телевизором».
Стоит ли переделывать сюжет «под экран телефона»? Ряд российских экспертов считает, что нет. Аргументируя это тем, что для этого нужна финансовая составляющая. К тому же ряд пользователей России ожидает привычный формат видео. Они считают, что просмотр любимой передачи с телефона не должен отличаться от телевидения и другого устройства.
Что не скажешь о жителях Южной Кореи. Они считают, что от экрана смартфона зависит многое. Поэтому телевизионщикам приходится отказываться от картинки, снятой дальним или общим планами. Акцент в таком случае делается на крупные и макропланы.
Видеоконтент, как и в России, как правило, длится от двух до пяти минут. Именно таким должен быть хронометраж, по мнению большинства исследователей. А дальше по классике: продолжительность кадра две секунды, этого достаточно.
Соответственно, мобильное телевидение предоставляет пользователю возможность выбора программы, ее просмотра в удобное для него время в любом месте. Социальные сети в этом плане занимают значительное место. Встраивая видео в свои станицы, они популяризируют услуги. Лидером является YouTube, более 50 % от всего трафика уходит на него. Мобильное телевидение набирает все большую популярность. Вот почему по прогнозам Erisson, 70 % мобильного трафика к 2021 году будет занимать видео картинка.
Литература:
- Колесникова В. В. Специфика мобильного телевидения // Актуальные проблемы телевидения и радиовещания. — Воронеж: Воронежский Государственный Университет, 2017. — С. 90–98.