Ключевые слова: дорожное движение, длительность фаз, перекресток улиц, светофорный цикл, левый поворот
Правила дорожного движения Российской Федерации трактуют понятие перекрёсток, как «место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрёстка начала закруглений проезжих частей». Эта конструктивная особенность делает перекрёстки местами повышенной опасности, где часто возникают задержки движения и происходят дорожно-транспортные происшествия.
Динамика показателей количества ДТП по Волгоградской области за период с 2013 по 2017 годы неустойчива. Данные колеблются: в 2013г. — 2633 пострадавших, в 2015 г. — 1762, а в 2017 г. — 2293 человека. По данным отечественной статистики, только на перекрестках улиц происходит 30 % ДТП от их общего количества в городах. В каждом городе есть свои очаги аварий. Волгоград в этом смысле не является исключением. В городе насчитывается 10 перекрестков-«убийц», расположенных в различных районах областного центра. В Центральном районе чаще всего аварии происходят на перекрестке улиц Невской и Рокоссовского.
Актуальность проблемы. Предупреждение и сокращение количества дорожно-транспортных происшествий (ДТП) на перекрёстках является одной из важных проблем современного общества и организации дорожного движения. Актуальность проблемы подтверждается изданным в конце 1995 г.
Федеральным законом «О повышении безопасности дорожного движения» и принятой в его развитие указанной выше Федеральной целевой программой. В этих законодательных актах уделяется серьезное внимание проблеме предупреждения ДТП, вопросам организации дорожного движения, совершенствования контроля скоростных режимов транспортных средств и поведения водителей в местах повышенной опасности, к которым относятся перекрестки улиц, пешеходные переходы и пересечения дорог.
Объектом исследований и последующей разработки является реальный перекрёсток УДС — пересечение улиц Рокоссовского, Невской и пр. Маршала Жукова, являющимися магистральными улицами.
После анализа ДТП и проведения натурных исследований были установлены причины возникновения дорожно-транспортных происшествий, заторовых ситуаций на пересечении ул. Невской, Рокоссовского и пр. Маршала Жукова:
1) Большие пешеходные потоки, из-за большой продолжительности запрещающего сигнала светофора многие пешеходы не соблюдают правила дорожного движения и переходят улицу в неположенном месте;
2) Расположение остановочных пунктов на проезжей части, а не в карманах;
3) Через участок УДС проходит большее число автобусов, троллейбусов, автобусов малой вместимости, желающих забрать пешеходов-пассажиров;
4) Недостаточная, при большом количестве маршрутов общественного транспорта длина остановочного пункта;
5) Отсутствие отдельной фазы для осуществления левого поворота, из-за чего транспортные средства, желающие совершить левый поворот, накапливаются на середине перекрёстка и могут продолжить движение только после того как загорится красный сигнал светофора, создавая тем самым заторовые и аварийные ситуации.
6) Отсутствие некоторых дорожных знаков и полное отсутствие дорожной разметки, что снижает информативность перекрёстка. Существующий светофорный цикл представлен в таблице 1.
Таблица 1
Светофорный цикл на пересечении ул. Невской, Рокоссовского и пр. Маршала Жукова
1 |
73 сек |
3 |
31 сек |
3 |
||||
2 |
28 сек |
3 |
76 сек |
3 |
||||
3 |
62 сек |
3 |
42 сек |
3 |
||||
4 |
76 сек |
28 сек |
3 |
|||||
5 |
71 сек |
39 сек |
3 |
|||||
Предлагаемые мероприятия по повышению БДД на перекрёстке:
1) Выделить отдельную фазу для автомобилей, движущихся по пр. Маршала Жукова и ул. Невской, совершающих поворот налево;
2) Уменьшить время ожидания пешеходами зелёного сигнала светофора.
3) Для предотвращения пересечения дороги пешеходами в неположенных местах установить пешеходные заграждения;
4) Для повышения информативности перекрёстка установить знаки и нанести разметку;
5) Организовать остановочные пункты в карманах.
Данные методы позволят сократить количество ДТП с участием автотранспортных средств путём разделения основных и поворотных потоков, а также благодаря ограничению доступа пешеходов на дорогу в неположенных местах.
Согласно исследованиям, время терпеливого ожидания пешеходом зелёного сигнала составляет, в среднем, 30 секунд. В настоящий момент красный сигнал для пешеходов, пересекающих пр. Маршала Жукова и ул. Невскую составляет 71 секунду, что более чем в два раза превышает порог терпеливого ожидания.
1) Длительность фаз по ул. Невской (К-КЖ-З-Ж): 73–3–31–3;
2) Длительность фаз по ул. Рокоссовского в сторону Советского района (К-КЖ-З-Ж): 76–3–28–3;
3) Длительность фаз по ул. Рокоссовского в сторону Тракторозаводского района (К-КЖ-З-Ж): 62–3–42–3;
4) Стрелка поворот направо с ул. Невской на ул. Рокоссовского (К-З): 42–68;
5) Стрелка поворот направо с пр. Маршала Жукова на ул. Рокоссовского (К-З): 28–82;
6) Стрелка поворот направо с ул. Рокоссовского на ул. Невскую ипр. Маршала Жукова (К-З): 31–79;
7) Длительность пешеходной фазы при пересечении ул. Рокоссовского (К-З-МЗ): 76–28–3;
8) Длительность пешеходной фазы при пересечении пр. Маршала Жукова, ул. Невской (К-З-МЗ): 71–39–3.
В таблице 2 представлен предлагаемый светофорный цикл.
Таблица 2
Предлагаемый светофорный цикл на пересечении ул. Невской, Рокоссовского ипр. Маршала Жукова
1 |
73 сек |
3 |
31 сек |
3 |
||||
2 |
28 сек |
3 |
76 сек |
3 |
||||
3 |
62 сек |
3 |
42 сек |
3 |
||||
68 сек |
42 сек |
|||||||
28 |
82 сек |
|||||||
79 |
31 |
|||||||
4 |
76 сек |
28 сек |
3 |
|||||
5 |
71 сек |
39 сек |
3 |
|||||