Теория проблемно-развивающего обучения М. И. Махмутова | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (302) март 2020 г.

Дата публикации: 23.03.2020

Статья просмотрена: 8699 раз

Библиографическое описание:

Бобылева, О. В. Теория проблемно-развивающего обучения М. И. Махмутова / О. В. Бобылева, В. В. Чаркова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 12 (302). — С. 257-259. — URL: https://moluch.ru/archive/302/68316/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье подчеркивается историческое значение идей М. И. Махмутова в развитии проблемного обучения. Рассмотрены предпосылки развития и основные идеи теории проблемно-развивающего обучения. Дано краткое описание становления М. И. Махмутовым идеи активизации обучения в контексте проблемного обучения.

Ключевые слова: проблемное обучение, история педагогики и образования, тенденции развития проблемного обучения, методы обучения, теория урока.

Осмысление предшествующего исторического опыта прогрессивных ученых и педагогов является неотъемлемой частью развития современного образования [3, с. 5]. Подобное осмысление позволяет понять сущность происходящих процессов, прогнозировать педагогические инновации, а также находить решения возникающих проблем в образовании. Таким образом многие идеи великих педагогов прошлого были трансформированы и внедрены в современную педагогическую практику. Одним из примеров такой трансформации является развитие теории проблемно-развивающего обучения. Ее разработал известный ученый Мирза Исмаилович Махмутов (1926–2008), идеи которого кратко представлены в данной статье.

М. И. Махмутов известен в России и за рубежом как дидакт, государственный и общественный деятель, основоположник проблемного обучения в общеобразовательной и профессиональной школе. Под проблемным обучением М. И. Махмутов понимал такой тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов научных знаний, а система методов обучения построена с учетом целеполагания и принципа проблемности.

В своих публикациях М. И. Махмутов использует термин «проблемно-развивающее обучение» вместо термина «проблемное обучение». Это связано с тем, что интерпретация проблемного обучения, которая была предложена М. И. Махмутовым и его школой (З. Е. Михайлова, Г. И. Ибрагимов, М. А. Чошанов и др.), отличалась от других имеющихся в то время интерпретаций. Именно поэтому в рамках данной статьи под проблемно-развивающим обучением мы будем понимать проблемное обучение, которое было разработано М. И. Махмутовым и его коллегами.

Рассмотрим общие предпосылки развития проблемного обучения. Предпосылками формирования теории проблемного обучения являлись идеи активизации обучения. Проблема активизации обучающихся всегда была в центре внимания образования. На каждом этапе развития общества она решалась по-разному в зависимости от социальной ориентации школы, достижений науки и доминирующих парадигм обучения.

Генезис проблемного обучения включает в себя подготовительный этап и основной этап — этап становления собственно теории проблемного обучения. Подготовительный этап становления проблемного обучения начинается с зарождения и развития идей активизации учения (майевтика Сократа, учения Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Ф. Дистерверга, К. Д. Ушинского, Я. А. Коменского и др.). На основе идеи активизации учения на рубеже вв. начинает формироваться исследовательский метод обучения, который основан на приемах развития познавательной самостоятельности учащихся в овладении знаниями (А. Я. Герд, Г. Э. Амстронг, А. П. Пинкевич, Б. Е. Райков и др.). В первой половине века на основе идей активизации обучения и исследовательского метода начинает формироваться идеи обучения через решение проблем (Дж. Дьюи, Дж. Брунер, У. Килпатрик и др.). Таким образом, в первой половине века в контексте изучения продуктивной мыслительной творческой деятельности появилось само название обучения, которое соотносится большинством авторов с понятием «проблемное обучение».

Основной этап становления собственно теории проблемного обучения реализовался через динамику: подход, метод, тип и система. На данном этапе также происходит теоретическое осмысление роли и места проблемного обучения в учебном процессе. Становление собственно теории проблемного обучения связано в первую очередь с именем С. Л. Рубинштейна, который определил проблемную ситуацию, как начало процесса мышления и обозначил этапы этого процесса. Впоследствии А. М. Матюшкин исследовал роль проблемной ситуации в мышлении при обучении. С момента издания книги В. Оконя «Основы проблемного обучения» ученые говорят о переходе проблемного подхода в метод обучения. Далее в исследованиях Т. В. Кудрявцева и М. И. Махмутова проблемное обучение из метода переходит в тип и систему обучения.

По мнению ряда ученых, приоритет этого этапа становления проблемного обучения связан с именем ученого М. И. Махмутова [3, с. 16].. Именно М. И. Махмутов предпринял наиболее успешную попытку в отечественной педагогике доказательства того, что проблемное обучение не является ни подходом, ни методом, а представляет собой новый целостный тип обучения в практике и дидактическую систему в теории.

В книге «Современный урок» (1981) дидакт пишет о том, что некоторые педагоги понимают под проблемным обучением только исследовательский метод или совокупность поисковых методов (исследовательского, эвристического, проблемного изложения) [2, с. 35].. В таком случае рассматриваемое обучение исключает репродуктивную деятельность обучающихся и объясняющую функцию учителя. Однако ученый замечает, что без репродуктивной деятельности не может быть организовано обучение, поскольку «в природе нет только творческого усвоения». Таким образом, «проблемное обучение или вообще невозможно или же это целостный тип обучения, пришедший на смену традиционному, перестроенному на основе закономерностей логики и психологии проблемного познавательного процесса» [2, с. 25].

Развитие М. И. Махмутовым идеи активизации обучения в контексте проблемного обучения проходило следующим образом. В условиях перехода ко всеобщему среднему образованию (1950-е годы) М. И. Махмутов начинает заниматься исследованием активизации обучения. Основной акцент в исследованиях ученый сделал на изучении факторов, которые развивают активность, самостоятельность и мышление учеников, а также мотивацию учения. Проанализировав труды ученых по проблеме активизации обучения, дидакт приходит к выводу о необходимости дальнейшего развития идей активизации обучения.

В конце 1960-х и начале 1970-х годов в стране происходит модернизация содержания образования. Главной задачей школы становится развитие творческого мышления, самостоятельной познавательной деятельности и мыслительных способностей ученика. Вследствие чего ученые начинают искать теории, средства, подходы, которые позволят выполнить поставленную перед школой задачу. В свою очередь, М. И. Махмутов обращает внимание на теорию проблемного обучения. В 1970-е годы дидакт ведет исследования по изучению дидактических и психологических основ проблемного обучения. В процессе исследования проблемного обучения ученым были получены следующие результаты: проблемное обучение определено как дидактическая система; предложена новая система методов, разработанная на бинарной основе принципов проблемности, целеполагания и деятельностного подхода; предложена новая типология и структура проблемного урока; дано определение метода как системы регулятивных принципов и правил взаимодействия учителя и учащихся по решению дидактических задач; определена система принципов построения процесса обучения и организации материала.

Основные положения теории проблемного обучения М. И. Махмутова и его школы (З. Е. Михайлова, Г. И. Ибрагимов, М. А. Чошанов и др.) были опубликованы в следующих книгах: «Проблемное обучение. Основные вопросы теории» (1975), «От идеи — до внедрения» (1977), «Современный урок» (1981), «Педагогические технологии развития мышления учащихся» (1993). В книгах рассматриваются основы проблемного обучения, технология проектирования урока, системы уроков и процесса преподавания и учения, подходы к разработке педагогических технологий, которые направлены на развитие проблемного, критического мышления обучающихся и т. д.

По мнению М. А. Чошанова, идеи, изложенные в книгах «Современный урок», «Педагогические технологии развития мышления учащихся», «От идеи — до внедрения», актуальны и в настоящее время [2, с. 3]. Во-первых, это связано с тем, что они построены на теории деятельности и проблемно-развивающем обучении. Именно эти принципы отражены в методологических основах ФГОС. Во-вторых, основной акцент в работах сделан на развитие мыслительных способностей ученика, на процессе учения, а не преподавании. М. И. Чошанов пишет: «Именно потому, что идеи, предложенные М. И. Махмутовым, отражают внутренние механизмы учения, они могут быть успешно применимы и в современных условиях обучения с использованием ИКТ в различных форматах: традиционном, гибридном и дистанционном» [4, с. 2].. В-третьих, особую значимость для учителей представляют разделы книг, которые связаны с планированием уроков, технологией подготовки учебного материала к уроку, а также с анализом урока.

Эффективность проблемного обучения и правильность положений М. И. Махмутова в свое время была подтверждена педагогической практикой. Теория проблемно-развивающего обучения содействовала активизации мыслительной деятельности обучающихся, развитию творческого мышления, освоению содержания образования [1, с. 52].

В настоящее время теория проблемно-разивающего обучения стала методологической основой для формирования различных концепций (в зависимости от доминирующих форм, методов обучения и их сочетаний). Она продолжила свое развитие как педагогические технологии (проблемно-диалогового обучения, проблемно-задачного, проблемно-модельного и др.), которые основаны на принципе проблемности. Соответственно основной функцией этих технологий является развитие творческого, критического и проблемного мышления обучающихся. В настоящее время технологии проблемного обучения широко используются для достижений требований Федерального государственного образовательного стандарта.

М. И. Махмутов утверждал, что теория и технология проблемного обучения не является универсальной, она имеет границы своего применения. В частности, одна из ее границ — это необходимость хорошо подготовленного преподавателя, необходимость хорошо мотивированных обучающихся. Поэтому технология проблемного обучения является достаточно сложной в освоении. Преимущество проблемного обучения, заключается в том, что оно работает на развитие самого главного в человеке — мышления, творческого мышления и личности, чего не хватает другим технологиям [2, с. 150].

Литература:

  1. Махмутов, М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории / М. И. Махмутов — М.: Педагогика, 1975. — 158 с.
  2. Махмутов, М. И. Избранные труды: в 7 т. Т. 6 / сост. Д. М. Шакирова. — Казань: Магариф — Вакыт, 2016. — 375 с.
  3. Сафиуллина, И. А. Концепция проблемного обучения М. И. Махмутова как дидактическая система: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Казанский государственный педагогический университет. — Казань, 2001. — 188 с.
  4. Каташев, В.Г., Использование идей М. И. Махмутова в современном образовании / В. Г. Каташев, Э. Р. Гайнеев // Методист. — 2016. — № 8. — С. 37–41.
Основные термины (генерируются автоматически): проблемное обучение, проблемно-развивающее обучение, метод обучения, развитие, творческое мышление, теория, дидактическая система, исследовательский метод, основной акцент, проблемная ситуация.


Ключевые слова

методы обучения, проблемное обучение, история педагогики и образования, тенденции развития проблемного обучения, теория урока

Похожие статьи

Роль педагога в современном профильном обучении: анализ и рекомендации

В данной статье рассмотрена роль педагога в современном профильном обучении, проведен анализа деятельности педагога, выделены основные функции, которые наиболее важны для эффективного преподавания. Дана оценка важности роли педагога и предложены реко...

Метод проектов как один из аспектов реализации личностно ориентированного подхода при обучении русскому языку

Статья посвящена такой актуальной проблеме, как использование метода проектов для реализации личностно-ориентированного подхода при обучении русскому языку. Данная тема мало изучена и требует дальнейших исследований. В статье раскрывается необходимос...

Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников

Данная статья посвящена использованию инновационных технологий как средству активизации учебной деятельности младших школьников. В ней подробно рассмотрено современное положение сферы начального образования, проанализирована роль и влияние ИКТ на сов...

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Арт-педагогические технологии в условиях дошкольного образовательного учреждения

Статья посвящена применению арт-педагогических технологий и возможностей данных технологий для решения ряда психолого-педагогических задач в дошкольных учреждениях. В статье рассматривается сущность понятия арт-педагогических технологий, задачи, функ...

Критический анализ текста на уроках обществознания

В данной статье подчеркивается актуальный характер необходимости организации и осуществления деятельности по критическому анализу текста на уроках обществознания в рамках текущей общественной и образовательной парадигм. Также автором предлагаются соб...

Опыт формирования временной перспективы у современных студентов

В статье рассматривается одна из важных проблем студенческого периода личности — формирование временной перспективы. Показано, что временная перспектива отражает будущее, прошлое и настоящее. Авторами анализируется современное определение временной п...

Процесс обучения как деятельность в дидактике высшей медицинской школы

Статья раскрывает актуальность проблемы дидактики обучения в медицинском вузе. В содержании рассматривается отсутствие обоснованной теории содержательных основ профессионального образования; результаты учебного процесса высшей медицинской школы; проб...

Структурные основы педагогической деятельности

В статье в свете современной теории обучения отражены структурные основы педагогической деятельности, а также указаны приоритетные направления развития педагогической мысли.

К вопросу о создании модели выпускника начальной школы как субъекта возрождения духовности и национального самосознания

В статье анализируется проводимая в современной начальной школе работа по духовно-нравственному воспитанию, сопоставляется уровень ожиданий педагогов младших классов с результатами практической воспитательной деятельности. Также описываются предполаг...

Похожие статьи

Роль педагога в современном профильном обучении: анализ и рекомендации

В данной статье рассмотрена роль педагога в современном профильном обучении, проведен анализа деятельности педагога, выделены основные функции, которые наиболее важны для эффективного преподавания. Дана оценка важности роли педагога и предложены реко...

Метод проектов как один из аспектов реализации личностно ориентированного подхода при обучении русскому языку

Статья посвящена такой актуальной проблеме, как использование метода проектов для реализации личностно-ориентированного подхода при обучении русскому языку. Данная тема мало изучена и требует дальнейших исследований. В статье раскрывается необходимос...

Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников

Данная статья посвящена использованию инновационных технологий как средству активизации учебной деятельности младших школьников. В ней подробно рассмотрено современное положение сферы начального образования, проанализирована роль и влияние ИКТ на сов...

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Арт-педагогические технологии в условиях дошкольного образовательного учреждения

Статья посвящена применению арт-педагогических технологий и возможностей данных технологий для решения ряда психолого-педагогических задач в дошкольных учреждениях. В статье рассматривается сущность понятия арт-педагогических технологий, задачи, функ...

Критический анализ текста на уроках обществознания

В данной статье подчеркивается актуальный характер необходимости организации и осуществления деятельности по критическому анализу текста на уроках обществознания в рамках текущей общественной и образовательной парадигм. Также автором предлагаются соб...

Опыт формирования временной перспективы у современных студентов

В статье рассматривается одна из важных проблем студенческого периода личности — формирование временной перспективы. Показано, что временная перспектива отражает будущее, прошлое и настоящее. Авторами анализируется современное определение временной п...

Процесс обучения как деятельность в дидактике высшей медицинской школы

Статья раскрывает актуальность проблемы дидактики обучения в медицинском вузе. В содержании рассматривается отсутствие обоснованной теории содержательных основ профессионального образования; результаты учебного процесса высшей медицинской школы; проб...

Структурные основы педагогической деятельности

В статье в свете современной теории обучения отражены структурные основы педагогической деятельности, а также указаны приоритетные направления развития педагогической мысли.

К вопросу о создании модели выпускника начальной школы как субъекта возрождения духовности и национального самосознания

В статье анализируется проводимая в современной начальной школе работа по духовно-нравственному воспитанию, сопоставляется уровень ожиданий педагогов младших классов с результатами практической воспитательной деятельности. Также описываются предполаг...

Задать вопрос