Ключевые слова: стадия возбуждения уголовного дела, сроки на стадии возбуждения уголовного дела, исчисление сроков, разумный срок.
Гарантией охраны прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, является ограничение уголовно-процессуальным законом промежутка времени, в течение которого органы и должностные лица, осуществляющие уголовное преследование, обязаны рассмотреть сообщение о преступлении, возбудить уголовное дело или принять иное решение, предусмотренное УПК РФ.
Отправной точкой начала деятельности следственный органов является получение сообщения о преступлении. Процедура приема и регистрации заявления (сообщения) о совершенном преступлении регламентирована ведомственными регламентами. Так, например, действует Приказ МВД России от 1 марта 2012 № 140 [1] «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях», Приказ Следственного комитета России от 11 октября 2012 г. № 72 [2] «Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы следственного комитета Российской Федерации.
Не смотря на детальную регламентацию деятельности должностных лиц, относительно процедуры принятия сообщения о преступления указанные приказы не содержат указания на сроки, в которые должна происходить регистрация сообщений о преступлениях. Пункт 21 Приказа № 72 устанавливает обязанность должностного лица, принявшего сообщение о преступлении, принять меры к незамедлительной й его регистрации в книге учета сообщений о преступлении. Пункт 18 Приказа 140 определяет регистрацию заявлений (сообщения) о преступлении, об административном правонарушении и происшествии как присвоение каждому принятому (полученному) заявлению (сообщению) очередного порядкового номера КУСП и фиксация в ней кратких сведений по существу заявления (сообщения) Положения Приказа № 140 аналогично порядку, предусмотренному в актах Следственного комитета, предусматривают необходимость незамедлительной регистрации заявлений (сообщений) о преступлении, о происшествии в Книги учета заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях.
При этом, п.34. Приказа № 140 устанавливает, что срок ожидания в очереди при личной подаче заявления о преступлении, об административном правонарушении и происшествии в дежурную часть территориального органа не должен превышать 30 минут.
Допустимо предположить, что срочность и безотлагательность такого действия как сообщение о преступлении справедливо детально регламентируется в ныне действующих ведомственных актах, однако, для предотвращения возможности злоупотребления правом со стороны властного субъекта, а так же создания условий реализации прав граждан на обращение в правоохранительные органы за защитой нарушенных прав необходимо установить обязательный для всех ведомственных структур срок как ожидания принятия обратившимися заявления, так и его регистрации с учетом необходимости получения удостоверяющего документа-талона КУСП, входящего номера, или иной отметки позволяющей достоверно установить факт подачи заявления.
Ст. 144 УПК РФ устанавливает кротчайшие сроки для проведения предварительной проверки сообщения о преступлении. Так, уполномоченное лицо обязано принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления сообщения. Указанный срок является общим. В соответствии с ч.3 ст. 144 УПК РФ руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить общий срок проверки до 10 суток срок, при этом законодатель не устанавливает обязательных к исполнению требований к содержанию такого мотивированного ходатайства. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления. Течение суточных суток начинается в день сообщения, независимо от времени, когда такое сообщение поступило в уполномоченные органы. При этом, в соответствии со ст. 128 УПК РФ срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток [3].
Статьей 6.1 УПК РФ устанавливается право на разумный срок уголовного судопроизводства, являющегося неотъемлемой составляющей права на судебную защиту. регулирование порядка исчисления разумного срока уголовного судопроизводства с направлено прежде всего на обеспечение права на судопроизводство в разумный срок для лиц, привлеченных в качестве подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых начато производство одного из связанных с проверкой сообщения о преступлении процессуальных действий в порядке, предусмотренном частью первой.1 статьи 144 УПК РФ, либо следственных действий, направленных на их изобличение в содеянном. До 13 июня 2019 года правоприменительная практика и толкование ст.6.1 УПК РФ сходились в единстве мнений, о том, что процессуальные гарантии указаний нормой предоставляются лицу, к которому так или иначе применены властные меры уголовной репрессии, будь то лицо не наделенное статусом подозреваемого, но в отношении которого проводятся явно свидетельствующие о его подозрении действия (в контексте дела Маслова), подозреваемый или обвиняемы наделенные в установленном УПК РФ порядке соответствующим статусом. Переломным является принятие Постановления Конституционного Суда РФ от 13.06.2019 N 23-П «По делу о проверке конституционности части третьей статьи 6.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Б. А. Сотникова» [4].
Права потерпевших от преступлений, которым гарантируется государственная защита, реализуются, в частности, посредством использования уголовно-процессуальных механизмов, предполагающих обязанность органов предварительного расследования при выявлении признаков преступления возбуждать уголовные дела, осуществлять от имени государства уголовное преследование по делам публичного и частно-публичного обвинения, обеспечивая неотвратимость ответственности виновных. Невыполнение или ненадлежащее выполнение данной обязанности, выражающееся в том числе в длительном затягивании решения вопроса о наличии оснований для возбуждения уголовного дела, в неоднократном и необоснованном прерывании проверки по заявлению о преступлении, ведет к нарушению разумного срока разрешения дела и ограничению доступа потерпевших к правосудию.
Статус потерпевшего физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации приобретает незамедлительно с момента возбуждения уголовного дела после оформления постановления дознавателя, следователя, судьи или определением суда, или в случае если на если на момент возбуждения уголовного дела отсутствуют сведения о лице, которому преступлением причинен вред, решение о признании потерпевшим принимается незамедлительно после получения данных об этом лице. Однако вредные последствия, причиненные лицу в следствии совершения преступления возникают с момента их причинения конкретному лицу (или с момента, когда лицу стало об этом известно), и такое лицо, по является потерпевшим в силу самого факта причинения ему преступлением вреда, а не вследствие вынесения решения о признании его потерпевшим. Тем самым правовой статус лица как потерпевшего устанавливается исходя из фактического его положения и лишь процессуально оформляется постановлением дознавателя, следователя или суда о признании потерпевшим, но не формируется им.
Следовательно, лицу, которому запрещенным уголовным законом деянием причинен вред, должна обеспечиваться возможность реальной судебной защиты в форме восстановления нарушенных преступлением прав и свобод, в разумный срок. Ранее, по принятия соответствующего постановлена Конституционного суда, положения ст. 6.1 УПК РФ — в системе действующего правового регулирования по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой, исключали из оценки разумности срока уголовного судопроизводства, продолжительность стадии возбуждения данного дела (проверки заявления о преступлении).
Право на осуществление уголовного судопроизводства в разумный срок является принципом отечественного уголовного процесса, и справедливо его распространение на все стадии уголовного судопроизводства, в том числе на стадию возбуждения уголовного дела, и соответственно, на всех участников стадии возбуждения уголовного дела с учетом соблюдения всех императивно закрепленных способов его исчисления.
Литература:
- Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29 августа 2014 г. N 736 г. Москва // Министерство внутренний дел Российской Федерации. URL: https://247.56.мвд.рф/document/7056643 (дата обращения: 20.03.2020).
- Приказ СК России от 11.10.2012 N 72 «Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации» (вместе с «Инструкцией об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации») (Зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2013 N 27314) // Следственный комитет Российской Федерации. URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-sk-rossii-ot-11102012-n-72/ (дата обращения: 20.03.2020).
- Бюллетень № 1 2004 года // Верховный Суд Российской Федерации. URL: https://www.vsrf.ru/documents/newsletters/1611/ (дата обращения: 20.03.2020).
- Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 года N 425-О // консультант плюс. правовые системы. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_326755/ (дата обращения: 20.03.2020).