Повышение качества воспитания и образования через внеурочную деятельность школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (302) март 2020 г.

Дата публикации: 22.03.2020

Статья просмотрена: 326 раз

Библиографическое описание:

Завадская, И. Ю. Повышение качества воспитания и образования через внеурочную деятельность школьников / И. Ю. Завадская, Д. М. Каирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 12 (302). — С. 262-264. — URL: https://moluch.ru/archive/302/68268/ (дата обращения: 20.01.2022).



В статье авторы пытаются определить значение внеурочной деятельности в жизни детей, попавших в трудную ситуацию.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, воспитание, трудные подростки.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, а также одним из видов организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность — это деятельность, организованная во внеурочное время для всестороннего развития учащихся в содержательном досуге, их участии в общественно-полезной деятельности и всякого рода самоуправления, сотрудничества.

Целью внеурочной деятельности является создание условий, которые обеспечивают интеллектуальное и творческое развитие ребенка, а также проявление своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Правильно организованная система внеурочной деятельности поможет развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ученика и обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей осуществляется в любой момент их деятельности. Но наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от учебы время.

Во внеурочной деятельности создаются такие условия для развития личности ребёнка, в соответствии с которыми формируются индивидуальные способности, познавательная активность, нравственные черты личности, коммуникативные навыки, происходит закладка основ для адаптации ребёнка в сложном мире, как интеллектуального и гармонично развитого члена общества.

Но сложная и противоречивая современная жизнь мощно влияет на несформированное сознание, чувства и поведение детей. Нашим детям очень трудно в сегодняшнем обществе. Одна из самых болезненных проблем, переживаемых обществом — потеря ценностных ориентаций у его членов, падение престижа семьи как социального института.

Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда для детей разного социального статуса и педагогов. Это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений, которыми будет заполнено свободное время детей. И эта эмоционально наполненная среда получит новое название — организованный досуг.

Внеурочная деятельность в современной школе обрела роль неотъемлемой части образовательного и воспитательного процесса, стала для многих детей школой социализации. В образовательных учреждениях для этого реализуется несколько видов деятельности, соответствующих сложившимся направлениям, а именно художественно-эстетическим, спортивно-оздоровительным, духовно-нравственным, общеинтеллектуальным, общекультурным и социальным. Объемное развитие видов внеурочной деятельности увеличивает количество детей, охваченных организованным досугом.

Процесс развития личности зависит от окружающего социального пространства, субъектами которого являются семья, школа, сверстники, сам ребёнок и т. д. Нравственная, положительно ориентированная среда, которая создается на базе внеурочных занятий, благоприятно воздействует на формирование личности ребёнка, социализирует детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Часто дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, не знают, как и кому об этом рассказать. Они убегают из дома, сбегают со школьных занятий, демонстрируют свою якобы независимость, тут и приходят на помощь маленьким беглецам и хулиганам профессиональные педагоги, тренеры, наставники, которые с помощью различных способов мотивации привлекают ребят во внеурочную деятельность.

Каждый педагог знает, что в ребенке обязательно есть какой-либо талант, нужно только его распознать и помочь ему раскрыться. Конечно, с трудными детьми эта задача труднее в разы, но это не останавливает умелых грамотных учителей-воспитателей.

Конечно же, успешность реализации внеучебной работы со школьниками определяется уровнем мотивации детей, которая, к сожалению, редко отвечает ожиданиям педагогического коллектива. Повысить интерес учащихся к конкретным направлениям внеурочной работы помогает выбор нестандартных форм занятий, отличающихся от традиционных уроков не только по форме и содержанию, но и по стилю общения педагога с детьми. Наша задача — задача педагогов — сформировать высоконравственное, духовно-культурное, социально-адаптированное поколение.

Проблема распределения свободного времени всегда являлась насущной для нашего общества, так как наиболее продуктивное воспитание личности происходит в свободное от обучения время. Поэтому внеурочная деятельность вшколе направлена на развитие у школьников внутренней дисциплины, самосознания и способности делать правильный нравственный выбор.

Так, в МБОУ г.Астрахани «СОШ № 58», в которой обучаются 208 учеников в среднем звене, из них 16 ребят, попавших в трудную жизненную ситуацию. Это школьники, поставленные на учет в КДН, на внутришкольный учет, а также ребята группы риска. Конечно же, эти дети не обладают достаточной внутренней дисциплиной, они обделены необходимым контролем со стороны родителей, но благодаря профессионально подготовленным учителям-наставникам, ребята находят для себя те увлечения, погружаясь в которые, чувствуют свой личностный подъем, учатся по-другому смотреть на мир, находят для себя новый круг общения. В данной школе внеурочная деятельность развивается по всем сложившимся направлениям, согласно ФГОС. Большей популярностью среди трудных подростков пользуется спортивно-оздоровительное и художественно-эстетическое направления. Ребята с удовольствие посещают секции баскетбола, волейбола, футбола, а также становятся воспитанниками мастерской «Умелые ручки». Очень нравится школьникам литературно-театральные занятия, где ребята не только становятся настоящими ценителями литературы, но и могут попробовать себя в роли актера самодеятельного театрального кружка.

Огромные трудности в воспитании, само собой, возникают и у родителей трудных, но безусловно талантливых детей, поэтому педагогам-воспитателям приходится проводить работу с родителями, осуществлять психологическую поддержку, разъяснять условия труда и отдыха в школе и дома, объяснять какую помощь они могут и должны оказать своему ребенку.

Учитель, работающий с детьми не только во время учебного процесса, но и продолжающий воспитывать и обучать школьников во время внеурочной деятельности, должен быть творческим, профессионально грамотным, способным к экспериментальной и научно-исследовательской деятельности, умелым организатором учебно-воспитательного процесса, эрудированным, владеть современными образовательными технологиям. Должен уметь признавать право ребенка на ошибку, уважать любые его идеи, знать психологию детей с разными жизненными статусами, уметь создавать доверительные межличностные отношения.

Как видим, успешность и эффективность в создании условий, которые обеспечат интеллектуальное и творческое развитие ребенка, обусловлены необходимостью образования и использования атмосферы взаимопонимания, сотрудничества и уважения, в которой и будут воспитываться, обучаться и развиваться наших дети.

Литература:

  1. Архипова О. В. Жизнь после уроков: радость познания // Дополнительное образование и воспитание. — 2013. — № 12. — С. 19–21.
  2. Баженова Е. В. Инновационная образовательная модель внеурочной деятельности «Всему учит детство» // Дополнительное образование и воспитание. — 2013. — № 4. — С. 10–16.
  3. Дорожков А. А. Создание единого воспитательно-развивающего пространства лицея: принципы, условия, механизмы // Воспитание и дополнительное образование. — 2013. — № 1. — С. 10–14.
Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, ребенок, трудная жизненная ситуация, наполненная среда, организованный досуг, ребята, создание условий, творческое развитие ребенка, учебно-воспитательный процесс, школьник.


Похожие статьи

Роль внеурочной деятельности в формировании личности...

Внеурочная деятельность — это воспитательная деятельность, направленная на

Для учителя, проводящего внеурочную деятельность, необходимо организовать свою работу

Внеурочная деятельность дает возможность каждому ребенку осознать уникальность своей...

Внеурочная деятельность как составная часть...

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) — формулирует основную педагогическую цель, а именно воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Внеурочная деятельность как средство формирования...

Идея всестороннего развития личности ребенка на основе возрастающей активности самой личности. При этом речь должна идти о

При включении ребенка в дополнительную образовательную деятельность, организованную на внеклассных занятиях, появляются...

Внеурочная деятельность как средство достижения...

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения...

Проектирование развивающей образовательной среды...

Главные векторы развития познавательного и творческого потенциала детей в начальной школе

ООП включает в себя в её содержательной части наряду с учебными программами такие

Главным ресурсом, который обеспечивает развитие творческого потенциала детей в...

Организационно-педагогические условия социально...

Внеурочная деятельность — это один из видов деятельности школьников, направленных на социализацию обучаемых, развитие творческих

Общественно-полезная деятельность школьников уже в начальных классах должна учить детей самостоятельности в организации...

Внеурочная деятельность младших школьников | Статья...

Внеурочная деятельность является составной частью системы образования и воспитания детей. Внеурочная деятельность ориентирована на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных образовательных программ...

Влияние учебно-воспитательной среды на сохранение...

Рассмотрим составляющие творческой деятельности: среда и условия, личность творца, процесс деятельности, продукт творческой деятельности. Из перечисленных составляющих личность ребенка мы принимаем как данность с теми задатками, уровнем воспитания и...

Формы организации внеурочной деятельности подростка, как...

Цель такого взаимодействия – создание, расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства в микросоциуме – ближайшей среде жизнедеятельности ребенка, обеспечение его успешной адаптации к современным социокультурным условиям.

Похожие статьи

Роль внеурочной деятельности в формировании личности...

Внеурочная деятельность — это воспитательная деятельность, направленная на

Для учителя, проводящего внеурочную деятельность, необходимо организовать свою работу

Внеурочная деятельность дает возможность каждому ребенку осознать уникальность своей...

Внеурочная деятельность как составная часть...

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) — формулирует основную педагогическую цель, а именно воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Внеурочная деятельность как средство формирования...

Идея всестороннего развития личности ребенка на основе возрастающей активности самой личности. При этом речь должна идти о

При включении ребенка в дополнительную образовательную деятельность, организованную на внеклассных занятиях, появляются...

Внеурочная деятельность как средство достижения...

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения...

Проектирование развивающей образовательной среды...

Главные векторы развития познавательного и творческого потенциала детей в начальной школе

ООП включает в себя в её содержательной части наряду с учебными программами такие

Главным ресурсом, который обеспечивает развитие творческого потенциала детей в...

Организационно-педагогические условия социально...

Внеурочная деятельность — это один из видов деятельности школьников, направленных на социализацию обучаемых, развитие творческих

Общественно-полезная деятельность школьников уже в начальных классах должна учить детей самостоятельности в организации...

Внеурочная деятельность младших школьников | Статья...

Внеурочная деятельность является составной частью системы образования и воспитания детей. Внеурочная деятельность ориентирована на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных образовательных программ...

Влияние учебно-воспитательной среды на сохранение...

Рассмотрим составляющие творческой деятельности: среда и условия, личность творца, процесс деятельности, продукт творческой деятельности. Из перечисленных составляющих личность ребенка мы принимаем как данность с теми задатками, уровнем воспитания и...

Формы организации внеурочной деятельности подростка, как...

Цель такого взаимодействия – создание, расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства в микросоциуме – ближайшей среде жизнедеятельности ребенка, обеспечение его успешной адаптации к современным социокультурным условиям.

Задать вопрос