Соотношение понятий цивилизационной и этнокультурной идентичности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №12 (302) март 2020 г.

Дата публикации: 23.03.2020

Статья просмотрена: 186 раз

Библиографическое описание:

Пастюк, А. В. Соотношение понятий цивилизационной и этнокультурной идентичности / А. В. Пастюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 12 (302). — С. 229-231. — URL: https://moluch.ru/archive/302/68262/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье рассматриваются понятия «цивилизационная идентичность и этнокультурная идентичность. Раскрывается необходимость переосмысления традиционных подходов к пониманию идентичности. На основе анализа научных трудов отечественных и зарубежных исследований выделяются специфические черты отдельных видов идентичности.

Ключевые слова: этнокультурная идентичность, цивилизационная идентичность.

Изменения современного социально-политического ландшафта, происходящие в последние годы, обуславливают актуализацию исследований и научного переосмысления феномена идентификации. Возникает необходимость в пересмотре существующих подходов к пониманию идентичности, а также формированию новых представлений о факторах, которые оказывают влияние на её изменения. Важно отметить, что увеличение темпов и масштабов социальных преобразований приводит не только к изменению отдельных идентичностей и возникновению новых признаков и объектов для идентификации, но и к трансформации самого понятия «идентичность». Более того, общности, которые имеют глубоко закрепленные в рамках длительных исторических периодов идентичности, зачастую просто не успевают за общемировыми социальными изменениями, что приводит к возникновению неопределенности в отношении идентификации.

Последнее утверждение приобретает особую значимость в контексте постсоветского пространства. Возникновение новых границ и распад единого государства, а также последовавшая за ним деконструкция советской идентичности обусловили как появление множества новых идентичностей, так и существенную актуализацию старых — территориальных, культурных этнических и других. В условиях, когда на место масштабной советской идентичности не сформировался равноценный аналог, существенная часть населения обратилась к идентичностям более низкого уровня.

Стоит подчеркнуть, что само «идентичность» зачастую рассматривается с совершенно различных ракурсов. Так, например, согласно традиционному определению идентичности, она представляет собой тождественность определенных группы индивидов по ряду признаков или объектов идентификации: ценностей, стилей поведения, культурных кодов и паттернов. Таким образом, согласно данному подходу идентичность определяется общностью социальной группы на основе конкретных критериев. Однако, с другой стороны, идентичность представляет собой психоэмоциональный результат самоотнесения собственного «Я» с образом определённой социальной группы или конкретной общности. Более того, существует мнение, что идентичность вообще не может существовать вне рамок репрезентации [1].

Можно сказать, что в том случае, когда речь идет об объективной тождественности индивидов в рамках конкретной социальной группы используется понятие «общность», которое отражает сходство индивидов в рамках определенного общества. Также в данном контексте используется понятие коллективная идентичность, в рамках которое подчеркивается единство социальной группы при всем многообразии личных характеристик индивидов её составляющих.

Вместе с тем, выделяется и субъективное самоотождествление индивидом себя с определенной общностью. Фактически индивид самоидентифицирует себя как часть определенного общества или участника конкретной социальной группы.

В западной научной мысли идентичность уже долгое время является объектом исследований. Так, Э. Эриксон рассматривал идентичность как феномен, который постепенно преобразуется в рамках развития личности. Более того, идентичность изменяется и под воздействием окружающей социокультурной реальности, например, в рамках адаптации к изменяющимся условиям. Согласно Эриксону, идентичность представляет собой сформированный индивидом образ себя в рамках его отношений к окружающей социальной и культурной действительности. Большое значение для формирования идентичности имеет окружающая социальная реальность и особенности её восприятие индивидом. Кроме того, Эриксон отмечает, что идентичность включает в себя два аспекта: положительный, т. е. соответствие индивида социальному окружению и его отрицанию [2].

Переходя к конкретным видам идентичности, стоит отметить, что зачастую основным критерием для классификации выступают объекты идентичности, с которыми отождествляют себя индивиды. Культурная идентичность определяется самоотождествлением индивида с объектами определенной культуры: культурными кодами или артефактами, ценностями, стилями поведения и паттернами присущими конкретной культурной общности.

Культурная идентичность также подразделяется на: индивидуальную и коллективную. Первая представляет собой целостный образ самого себя, слитый с культурой в её универсальной и локальной диалогичности. В свою очередь, коллективная культурная идентичность — это самосознание общности, выступающее как динамическая информационно-знаковая система, являющаяся результатом саморефлексии — конструирования и представления единства общности как самобытного целого на основе культурных ценностей, норм, установок и стереотипов [3].

В свою очередь, этнокультурная идентичность объединят в себя этнический и культурный компоненты идентичности. Стоит отметить, что этнос представляет собой сложившуюся в рамках исторического хронотопа общность людей, которая характеризуется социальной целостностью и культурным своеобразием. В случае человек не просто субъективно причисляет себя к определенной этнической общностью, но и разделяет присущие ей культурные признаки, символы и ценности.

Таким образом, этнокультурная идентичность определяется социокультурной матрицей отдельного этноса, с которой отождествляет себя индивид, а также исторической общностью, представителем которой он себя ощущает.

Понятие культуры неразрывно связано с цивилизацией, которая представляет собой, во-первых, уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры, а во-вторых, определенное общество с присущими ему признаками не только культурного характера, но и экономического, политического, духовного и др.

В свою очередь, цивилизационный подход достаточно глубоко изучен Н. Я. Данилевский, который определил, что классифицировал цивилизации по культурно историческому типу. Основные различия между цивилизациями заключаются в политических, религиозных и социо-экономических признаках. Стоит отметить, что цивилизации одновременно объединяют в себе несколько этносов и выступают надэтнической общностью. Кроме того, Данилевский считал, что цивилизации проходят несколько этапов своего развития — от возмужания до зрелости и постепенного угасания [4].

Модель цивилизационной идентичности, как культурной идентичности наивысшего уровня, предложена И. В. Кондаковым который отмечает, что цивилизационная идентичность складывается из трёх взаимоувязанных элементов, к которым относится локалитет, менталитет и глобалитет определённой цивилизации.

Менталитет фиксирует обращённость данной локальной цивилизации к её ценностно-смысловому своеобразию (включая этнокультурные и социально-психологические атрибуты) в интерлокальном контексте [5]. Согласно данной позиции, взаимодействие менталитета, глобалитета и локалитета порождает изменения и динамику цивилизационной идентичности.

По нашему мнению, этнокультурная идентичность имеет особую специфику, определяемую, как возможностью определения объективной этнической принадлежности, так и большим числом различных объектов идентичности присущих этнокультурным общностям.

По отношению к хронотопу постсоветского пространства стоит отметить, что глубокие социально-политические трансформации повлекли за собой постепенной исчезновение советской идентичности. Вместе с тем, на территории новообразованных государств так и не сформировалась идентичность аналогичного уровня. Фактически, на первый вышли идентичности национального и этнокультурного уровня, а в некоторых случаях существенно актуализировались и локальные идентичности. Несмотря на попытки сконструировать на пространстве России и сопредельных государств цивилизационную идентичность, к настоящему времени этот процесс всё еще далек до завершения.

Литература:

  1. Анисимов О. С. Идентичность: типы и условия их осуществления на базе цивилизационной идентичности // Мир психологии. — 2012. — № 1 (69). С. 12–18.
  2. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М.: Прогресс, 1996. — 344 c.
  3. Матузкова Е. П. Культурная идентичность: к определению понятия // Вестник БФУ им. И. Канта. — 2014. — № 2. — С. 62–68.
  4. Данилевский, Н. Россия и Европа. — М.: Книга, 1991. — 574 c.
  5. Кондаков И. В. Цивилизационная идентичность России: сущность, структура и механизмы // Вопросы социальной теории. — 2010. — № 4. — С. 282–304.

[1] Статья подготовлена в рамках проекта № 18-311-00343 «Локализация культурно-цивилизационной идентичности населения приграничных регионов России и Украины», поддержанного Российским фондом фундаментальных исследований (Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учеными)

Основные термины (генерируются автоматически): идентичность, цивилизационная идентичность, социальная группа, этнокультурная идентичность, культурная идентичность, изменение, понимание идентичности, постсоветское пространство, советская идентичность, стиль поведения.


Ключевые слова

этнокультурная идентичность, цивилизационная идентичность

Похожие статьи

Этническая идентичность как одна из разновидностей...

Социально-культурная идентичность Я основывается на соответствии личных представлений о социально допустимом поведении требованиям, предъявляемым самим обществом и принятым в нём. Чем они ближе друг другу, чем больше совпадают...

Формирование национальной идентичности | Статья в журнале...

Данная работа рассматривает понятия слов «идентичность» и «национальная идентичность». Описывает возникновение и использование их в системе образования. Определяет задачи в воспитании у учащихся национальной идентичности и способы их решения.

Национальные интересы и социальная идентичность

Социальная идентичность общества и национальные интересы взаимозависимы и тесно переплетены. Социальная идентичность определяется отождествлением интересов личности с интересами общества и государства в экономической, политической, социальной, культурной...

Этническая идентичность в изменяющихся социокультурных...

Этническая идентичность в изменяющихся социокультурных условиях современной России.

Культура уже не рассматривается как жёсткая и замкнутая система. Она предстаёт в непрерывном изменении, в динамизации форм и типов, как единое поле непрерывных...

Кино как средство конструирования этнической идентичности

В данной работе рассмотрены основные аспекты трансляции этнической идентичности через призму национального кинематографа и оценены возможности ее анализа с его помощью. Ключевые слова: этнический кинематограф, этническая идентичность.

Социальная идентичность личности | Статья в журнале...

«Я», которое составляет Вас, обретает все это — тело или психику, — лишь когда само участвует в жизни. Хосе Ортега-и-Гасет. Социальная идентичность — это понятие, с которым сталкивается каждый специалист.

Подходы к анализу идентичности в науке о международных...

Таким образом осуществляется взаимовлияние идентичности с той средой, в которой она

Россия после распада СССР и краха советской идентичности столкнулась с острым

Социальная идентичность — это «наборы смыслов, которые актор приписывает себе с точки...

Гражданская идентичность и политическая культура...

В современных условиях глобализации и межкультурного взаимодействия, проблемы взаимоотношений различных этнических, религиозных и культурных меньшинств стали предметом самого пристального внимания многих политических философов.

Трансформации этнической идентичности студенческой молодежи

Этничность (этническая идентичность) — это важнейшая составляющая общей социальной идентичности человека. По мнению Л. М. Дробижевой, этническая идентичность это — не только самоотождествление, но и представление о своем народе, его языке, культуре...

Похожие статьи

Этническая идентичность как одна из разновидностей...

Социально-культурная идентичность Я основывается на соответствии личных представлений о социально допустимом поведении требованиям, предъявляемым самим обществом и принятым в нём. Чем они ближе друг другу, чем больше совпадают...

Формирование национальной идентичности | Статья в журнале...

Данная работа рассматривает понятия слов «идентичность» и «национальная идентичность». Описывает возникновение и использование их в системе образования. Определяет задачи в воспитании у учащихся национальной идентичности и способы их решения.

Национальные интересы и социальная идентичность

Социальная идентичность общества и национальные интересы взаимозависимы и тесно переплетены. Социальная идентичность определяется отождествлением интересов личности с интересами общества и государства в экономической, политической, социальной, культурной...

Этническая идентичность в изменяющихся социокультурных...

Этническая идентичность в изменяющихся социокультурных условиях современной России.

Культура уже не рассматривается как жёсткая и замкнутая система. Она предстаёт в непрерывном изменении, в динамизации форм и типов, как единое поле непрерывных...

Кино как средство конструирования этнической идентичности

В данной работе рассмотрены основные аспекты трансляции этнической идентичности через призму национального кинематографа и оценены возможности ее анализа с его помощью. Ключевые слова: этнический кинематограф, этническая идентичность.

Социальная идентичность личности | Статья в журнале...

«Я», которое составляет Вас, обретает все это — тело или психику, — лишь когда само участвует в жизни. Хосе Ортега-и-Гасет. Социальная идентичность — это понятие, с которым сталкивается каждый специалист.

Подходы к анализу идентичности в науке о международных...

Таким образом осуществляется взаимовлияние идентичности с той средой, в которой она

Россия после распада СССР и краха советской идентичности столкнулась с острым

Социальная идентичность — это «наборы смыслов, которые актор приписывает себе с точки...

Гражданская идентичность и политическая культура...

В современных условиях глобализации и межкультурного взаимодействия, проблемы взаимоотношений различных этнических, религиозных и культурных меньшинств стали предметом самого пристального внимания многих политических философов.

Трансформации этнической идентичности студенческой молодежи

Этничность (этническая идентичность) — это важнейшая составляющая общей социальной идентичности человека. По мнению Л. М. Дробижевой, этническая идентичность это — не только самоотождествление, но и представление о своем народе, его языке, культуре...

Задать вопрос