Использование цифровых технологий для развития навыков иноязычного общения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (302) март 2020 г.

Дата публикации: 20.03.2020

Статья просмотрена: 241 раз

Библиографическое описание:

Черная, Д. В. Использование цифровых технологий для развития навыков иноязычного общения / Д. В. Черная. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 12 (302). — С. 301-305. — URL: https://moluch.ru/archive/302/68233/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье рассматриваются социальные сети как цифровые технологии, использующиеся для развития навыков общения на иностранном языке. В данной работе анализируются основные преимущества и минусы использования данной образовательной технологии в современном образовательном процессе. Выделяются некоторые рекомендации по использованию социальных сетей для их успешного использования при изучении иностранного языка.

Ключевые слова: социальные сети, цифровые технологии, современные технологии, общение на иностранном языке, современное образование.

The article deals with using of social networks in modern educational process. It considered of digital technologies and its advantages and disadvantages. There are some conclusions about its successful using for learning English.

Key words: social networks, digital technologies, modern technologies, learning English, modern education.

Развитие науки и техники привело к тому, что образование подверглось многим изменениям. Обучение становится доступнее, вне зависимости от географического положения студента, а технические средства все чаще заменяются мобильным устройством.

О масштабности влияния интернет технологий на образование свидетельствует появление отдельного термина smart-образование, которое обозначает деятельность по объединению учебных заведений и профессорского преподавательского состава для осуществления совместной образовательной деятельности в Интернете [2].

Социальные сети как образовательная технология— проблемы использования

Перед тем как обратится к рассмотрению условий использования социальных сетей как новых образовательных сред, обратимся к их определению:

Социальная сеть — это платформа, онлайн-сервис или сайт, предназначенный для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений, визуализацией которых являются социальные графы [8].

Виртуальные сети могут быть профессиональными, созданными с целью обмена, получения определенного опыта, навыков. Например, социальная сеть Facebook изначально использовалась студентами Гарварда только в качестве образовательного ресурса, затем, к 2004 году в социальной сети появились такие функции как общение, прослушивание музыки и просмотр видеоматериалов.

Специализированные социальные сети, как правило, однофункциональны — созданы для обмена деловыми контактами, а также различными материалами, помогающими в профессиональной деятельности. Примером такого ресурса может быть сайт Puzzle.English, материал которого позволяет в игровой форме выучить язык. Информация в нем разбита на блоки, а материал загружен как в социальной сети: видеоролики и игры длятся не более 15 минут, грамматические задания и упражнения также ограничены по времени.

Польза профессиональных социальных сетей при использовании их в качестве образовательно-развивающего ресурса очевидна. Однако социальные сети, которые не являются профессиональными, также могут быть интегрированы в образовательный процесс при определенных условиях.

Для начала рассмотрим функции социальных сетей на примере социальной сети Вконтакте, для этого обратимся к статистическим данным опроса, приведенных в таблице 1:

Таблица 1

Функция социальной сети

Статистические данные

Развлекательная, просмотр роликов и фильмов — 47 %

C:\Users\user\Desktop\Даша\Без названия (12).png

Коммуникативная — 88 %

C:\Users\user\Desktop\Даша\Без названия (9).png

Развлекательная, игры в приложениях -11 %

C:\Users\user\Desktop\Даша\Без названия (10).png

Развлекательная, прослушивание музыки

— 47 %

C:\Users\user\Desktop\Даша\Без названия (11).png

Образовательная — 36 %

C:\Users\user\Desktop\Даша\Без названия (8).png

Таким образом, мы видим, что использование социальных сетей как образовательного ресурса не распространено. Только 36 % опрошенных людей используют их в качестве образовательного ресурса. Такие социальные сети, как ВКонтакте, Твиттер и другие могут стать новой образовательной средой, если они будут восприниматься людьми как образовательный ресурс, а не только лишь как средство коммуникации, что мы можем видеть по результатам опроса.

Тем не менее, в научных трудах Давыденко Л. В., Зенкиной Л. В., Нейман С. Ю., Дальке С. [1–10] и других исследователей подчеркивается преимущество использования социальных сетей в образовании. На основе их мнения, можно выделить несколько преимуществ использования цифровых технологий в образовании:

  1. Оперативность. Доступ к информации в любой точке мира, в любое время [7].
  2. Наличие уже структурированного материала [7].
  3. Развитие креативности [2].
  4. Комбинирование различных технологий (кейс-технология, технология, технология педагогической студии) [2].
  5. Увеличение профессиональных ресурсов, и статей, а также доступа к ним [3].
  6. Предоставление широкого спектра возможностей для проектной деятельности [3].

Тем не менее, многие из авторов приходят к выводу, что данная образовательная технология нуждается в доработке. В труде Д. Я. Околот рассматривается один из недостатков использования сетей как новых образовательных сред — отсутствие информационной безопасности. Автор приводит примеры нескольких проблем, которые могут возникать в информационных сообществах и могут наносить определенный психологический урон пользователям [4].

Одной из важных проблем при использовании социальных сетей является отсутствие методической литературы и рекомендаций по их использованию. Без этого процесс их интеграции является хаотичным, бесцельным. Это также подчеркивается в работе Давыденко Л.В, в котором «отсутствие разработанной концепции и научно-методического обеспечения результативного применения данных технологий в учебном процессе» выделяется в качестве недостатка использования социальных сетей в образовательном процессе [1].

В труде Сысоева рассматривается блог-технология в обучении иностранному языку. Автор делится алгоритмом составления задания, описывает какие цели, и задачи должны быть поставлены при их формулировке [6]. Однако, цельный методический материал, позволяющий интегрировать социальные сети в образовательный процесс, не разработан.

Вопрос о повышении или снижении мотивации к обучению при использовании социальных сетей в образовании также является спорным. В труде Черемисина А.Г подчеркивается, что социальные сети — способ повысить мотивацию студента к определенной деятельности [8]. Преподаватель, используя социальные сети, собирает интересный материал, что делает студентов более заинтересованными в их профессиональной области. Это, однако, противоречит нашему выводу, о том, что социальные сети не воспринимаются как образовательный ресурс студентами. Ведь даже при наличии интересного и структурированного материала только 36 % (по данным нашего опроса) из всего количества респондентов будут использовать его. Поэтому, для нашего исследования более близкой точкой зрения будет мнение Шалимова А. Б. Автор cчитает, что социальные сети отвлекают от выполнения задач [9].

Отношение общества к использованию социальных сетей как образовательных сред также важно. Нами был осуществлен опрос, в котором респонденты описывали свое отношение использования виртуальных сетей в обучении:

C:\Users\user\Desktop\Даша\Без названия (13).png

Таким образом, как мы видим, использование социальных сетей в образовании в целом допускается, однако с некоторыми уточнениями.

Мнение педагогов о применении современных образовательных технологий социальных сетей также важно. В труде Давыденко Л. В. проводится опрос среди педагогов, который показывает, что 60 % учителей положительно относятся к применению социальных сетей как образовательных сред [1].

Использование социальных сетей как новой образовательной среды в образовании допустимо. Тем не менее, для их качественной интеграции в образовательный процесс необходимы преобразования. Исследователями, которых мы цитировали, часто подчеркивается необходимость методических преобразований социальных сетей для их использования при обучении. Создание четкой методической базы: методических инструкций и пособий — один из этапов подготовки использования социальных сетей как новой образовательной среды.

Не менее важной проблемой является влияние социальных сетей на психическую деятельность человека. Их неграмотное использование может нанести психологический урон. Это также доказывает, что социальные сети как новые образовательные среды могут быть интегрированы в образовательный процесс только при соблюдении нескольких условий. Главными из них являются:

  1. Создание четкой методической инструкции и методологии;
  2. Обеспечение психологической безопасности пользователей;

Литература:

  1. Давыденко Л. В. Социальная сеть «Вконтакте» в образовательном процессе по химии [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 72–77.
  2. Зенкина С. В., Панкратова О. П. Аналитический обзор современных информационных образовательных технологий // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2014. № 1.
  3. Нейман. С.Ю, Дальке С.. [Текст]/ Нейман С.Ю, Дальке С. Г. Принципы построения системы дистанционного образования. — 2017. Санкт- Петербургский образовательный вестник.
  4. Рудинский И. Д., Околот Д. Я. Социальные сети образовательного назначения как объект защиты при подготовке специалистов по информационной безопасности. Открытое образование. 2019;23(1):46–56. https://doi.org/10.21686/1818–4243–2019–1–46–56
  5. Сенькова, Т. А. Методика формирования речевых навыков и основные принципы обучения говорению на иностранном языке / Т. А. Сенькова // Труды БГТУ. — Минск: БГТУ, 2014. — № 5 (169). — С. 196–198
  6. Сысоев П. В. Блог-технология в обучении иностранному языку // Язык и культура. 2012. № 4(20). С. 115–127.
  7. Чванова C., Храмова М.В // Развитие социальных сетей и их интеграция в систему образования России [Текст] / М. С. Чванова, М. В. Храмова, В. Ю. Лыскова, Д. И. Михайлова, А. Ю. Моргунова, А. А. Молчанов // Образовательные технологии и общество [Текст]. — 2014. — № 3. — С. 472–493 (определение)
  8. Черемисин А. Г., Багдасарова Д. Г. Образование и социальные сети: положительные и отрицательные их аспекты использования. [Текст]/ Черемисин А. Г., Багдасарова Д.Г// Образование и социальные сети: положительные и отрицательные их аспекты использования — 2017. Вестник Донецкого педагогического института № 2.
  9. Шалимов. А. Б. Социальные сети как современная образовательная среда. [Текст]/Шалимов А.Б// Cоциальные сети как современная образовательная среда — 2013. Дискуссия. № 11(41)
Основные термины (генерируются автоматически): сеть, социальная сеть, образовательный процесс, образовательный ресурс, иностранный язык, образовательная среда, образовательная технология, преимущество использования, прослушивание музыки, психологический урон.


Похожие статьи

Использование открытых образовательных ресурсов при...

учебный процесс, преподаватель, иностранный язык, студент группы, сеть, ресурс, образовательный процесс, материал, современный

Применение образовательных интернет-ресурсов в процессе... учебный процесс, преподаватель, иностранный язык...

Социальные сети как средство обучения и взаимодействия...

сеть, социальная сеть, образовательный процесс, возможность, учебный процесс, коммуникативное пространство, молодая аудитория, образовательное учреждение, сетевой учебный контент, учебная площадка.

Технология «безбумажного» обучения иностранным языкам...

Рассматривается возможность интеграции технологии «безбумажного» обучения в процесс языковой подготовки студентов технического вуза. Данная технология является эффективным способом реализации функций информационно-обучающей среды современного учебного...

Некоторые особенности работы в электронной образовательной...

Внедрение электронных информационных ресурсов в обучение иностранному языку в вузе

Можно с уверенностью сказать, что выучить иностранный язык только с помощью таких

В заключение отметим, что важность перехода на электронные образовательные ресурсы и...

Методический потенциал электронных образовательных...

иностранный язык, учебный процесс, учебный материал, ресурс, электронный образовательный ресурс, учебный контент, учебная деятельность, технологическая реализация, электронное обучение, высшая школа.

Использование социальных сетей в образовательном процессе

Использование социальных сетей в образовательной среде/ [Электронный ресурс].

сеть, учебный процесс, социальная сеть, образовательный процесс, преподаватель, Россия, студент, самостоятельная работа, педагогическая деятельность, совместная работа.

Использование интернет-ресурсов педагогами... | Молодой ученый

Образовательно-воспитательное пространство сети Интернет... Информационная образовательная среда учебного

Возможности использования интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой...

Использование сети Интернет при обучении иностранному языку

Интернет, иностранный язык, учебная деятельность, процесс обучения, ресурс сети, современное образование, информационно-образовательное пространство, иноязычная коммуникативная компетенция...

Электронная обучающая среда как средство повышения...

Причин для внедрения в образовательный процесс вуза такой электронной обучающей среды как Moodle достаточно много, но

Электронная обучающая среда Moodle — это отличная платформа для экспериментирования с новыми технологиями, приложениями и инструментами.

Похожие статьи

Использование открытых образовательных ресурсов при...

учебный процесс, преподаватель, иностранный язык, студент группы, сеть, ресурс, образовательный процесс, материал, современный

Применение образовательных интернет-ресурсов в процессе... учебный процесс, преподаватель, иностранный язык...

Социальные сети как средство обучения и взаимодействия...

сеть, социальная сеть, образовательный процесс, возможность, учебный процесс, коммуникативное пространство, молодая аудитория, образовательное учреждение, сетевой учебный контент, учебная площадка.

Технология «безбумажного» обучения иностранным языкам...

Рассматривается возможность интеграции технологии «безбумажного» обучения в процесс языковой подготовки студентов технического вуза. Данная технология является эффективным способом реализации функций информационно-обучающей среды современного учебного...

Некоторые особенности работы в электронной образовательной...

Внедрение электронных информационных ресурсов в обучение иностранному языку в вузе

Можно с уверенностью сказать, что выучить иностранный язык только с помощью таких

В заключение отметим, что важность перехода на электронные образовательные ресурсы и...

Методический потенциал электронных образовательных...

иностранный язык, учебный процесс, учебный материал, ресурс, электронный образовательный ресурс, учебный контент, учебная деятельность, технологическая реализация, электронное обучение, высшая школа.

Использование социальных сетей в образовательном процессе

Использование социальных сетей в образовательной среде/ [Электронный ресурс].

сеть, учебный процесс, социальная сеть, образовательный процесс, преподаватель, Россия, студент, самостоятельная работа, педагогическая деятельность, совместная работа.

Использование интернет-ресурсов педагогами... | Молодой ученый

Образовательно-воспитательное пространство сети Интернет... Информационная образовательная среда учебного

Возможности использования интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой...

Использование сети Интернет при обучении иностранному языку

Интернет, иностранный язык, учебная деятельность, процесс обучения, ресурс сети, современное образование, информационно-образовательное пространство, иноязычная коммуникативная компетенция...

Электронная обучающая среда как средство повышения...

Причин для внедрения в образовательный процесс вуза такой электронной обучающей среды как Moodle достаточно много, но

Электронная обучающая среда Moodle — это отличная платформа для экспериментирования с новыми технологиями, приложениями и инструментами.

Задать вопрос