Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Самостоятельная деятельность обучающихся как инструмент решения задач учебного проекта

Педагогика
20.03.2020
51
Поделиться
Библиографическое описание
Князева, О. Г. Самостоятельная деятельность обучающихся как инструмент решения задач учебного проекта / О. Г. Князева, Е. В. Попова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 12 (302). — С. 273-275. — URL: https://moluch.ru/archive/302/68227/.


На занятиях по астрономии, обучающиеся изучают физические свойства и особенности строения планет, а во внеурочное время осваивают технику папье-маше изготавливая макет. В ходе изготовления макета обучающимися проводится изучение и исследование.

Ключевые слова: деятельность, изучение, исследование, папье-маше, планеты.

Римский философ говорил: «Не для школы, а для жизни мы учимся». В наше время эти слова особо актуальны. Общество нуждается в человеке, владеющим универсальными умениями и знаниями.

Проектный метод обучения является основанием технического образования. Это интегрированный вид деятельности по созданию изделий и оказанию услуг, имеющих личную и общественную значимость [2].

Очевидно, что теория и практика проектного подхода позволяет в единстве осуществлять обучение, развитие и воспитание обучающихся. Кроме того, создается положительная мотивация для самообразования. Именно при выполнении творческих проектов обучающиеся выявляют и оттачивают свои профессиональные навыки и способности, получают первоначальную специальную подготовку, в результате чего у них формируется осознанное профессиональное мышление. В свою очередь исследовательская деятельность является самостоятельной работой над приобретением новых знаний по выбранной теме как на занятиях, так и во внеурочной деятельности [3].

Таким образом,проектно-исследовательская деятельность — это деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов, отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка «реализуемости» исследования, определение необходимых ресурсов.

Однако в чем же отличие исследовательской деятельности от проектной и конструктивной. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процесса исследования. Необходимо подчеркнуть саму ценность получения новых знаний в процессе исследования как его главного продукта.

Вывод: метод учебного проекта — это способ организации самостоятельной деятельности обучающихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себя проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентационные, исследовательские, поисковые и прочие методики [1].

В работе над проектом мы выделили следующие основные этапы:формулировка основной проблемы исследования, определение целей и задач исследования, планирование, реализация, презентация.

Для профилизации такой общеобразовательной дисциплины как Астрономия, возможно изучение и исследование Солнечной системы, где логическим итогом может стать изготовленный макет в технике папье-маше. Например, для профессии строитель или дизайнер. Данное исследование возможно приурочить к памятной дате. Так в нашем колледже в честь великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова обучающиеся по профессии Мастер отделочных строительных и декоративных работ на протяжении двух месяцев изготавливали макет «Солнечная система» (рис. 1), который наглядно показывает относительные размеры и расположение планет. Данный макет был изготовлен в технике папье-маше и представлен обучающимся и преподавателям Голышмановского агропедколледжа.

Рис. 1. Готовый макет «Солнечная система»

На занятиях по астрономии, обучающиеся изучали физические свойства и особенности строения планет, строение звезд и различных небесных тел, а во внеурочное время с удовольствием осваивали технику папье-маше. Звездное небо привлекало внимание людей ещё с древних времен, и вот, чтобы глубже погрузиться в загадочный и таинственный мир астрономии юными исследователями было принято совместное решение об изготовлении макета. Создание моделей с использованием этой техники занимает много времени и требует определенных навыков. Но те, кто изучает профессию мастера отделочных, строительных и декоративных работ, легко и с интересом осваивают основные элементы этой техники: изготовление клея, склеивание по образцу, удаление его из формы и сушка, подравнивание полей, уборка, штукатурка, грунтовка, создание шероховатости и рельефа, выбор цвета и колерование поверхностей, отделка.

Благодаря знаниям, полученных на занятиях по астрономии, и самостоятельному изучению различных источников информации, обучающимися были получены более подробные сведения о планетах Солнечной системы: их строении, размерах относительно Солнца и друг друга, температуре поверхности на солнечной стороне и в тени, рельефе, наличии или отсутствии атмосферы, продолжительности светового дня и календарного года на каждой из планет. Не стоит забывать и о том, что кроме планет в Солнечной системе присутствуют и другие космические объекты, в том числе и созданные человеком, их изучение в дальнейшем позволит нам создать и учесть малейшие детали и, возможно, в будущем создать более подробный макет. А на сегодняшний день в результате совместной проектно-исследовательской работы обучающиеся изготовили большую и красочную модель, более подробно познакомились со строительными и отделочными материалами, их свойствами и способами обработки, немаловажен и вопрос декорирования конечного изделия.

Работа, проделанная в ходе исследовательского проекта, помогла обучающимся более детально изучить не только законы движения небесных тел и их свойства, но и познакомил с различными способами моделирования, конструирования и декорирования макетов. Кроме того, обучающимися был снят и смонтирован видеоролик об изготовлении данного макета, тем самым отработан и закреплен навык презентации и защиты проектов, что играет немаловажную роль в развитии личностных качеств будущего специалиста.

Литература:

  1. Куклина, Е. Н. Основы учебно-исследовательской деятельности: учеб. пособие для СПО / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 186 с. — (Профессиональное образование).
  2. Матяш, Н. В. Инновационные педагогические технологии: Проектное обучение [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений ВПО / Н. В. Матяш. — 5-е изд., стер. — М.: ИЦ Академия, 2016. — 160 с.
  3. Самыгин, С. И. Организация научно-исследовательской и педагогической деятельности [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений ВПО / С. И. Самыгин, Г. И. Колесникова, Д. С. Загутин. — Ростов н/Д.: Феникс, 2017. — 349 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
деятельность
изучение
исследование
папье-маше
планеты
Молодой учёный №12 (302) март 2020 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 273-275):
Часть 4 (стр. 249-333)
Расположение в файле:
стр. 249стр. 273-275стр. 333

Молодой учёный