Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ на современном этапе развития образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (302) март 2020 г.

Дата публикации: 22.03.2020

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Аникеева, Е. П. Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ на современном этапе развития образования / Е. П. Аникеева, Н. Я. Ермоленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 12 (302). — С. 252-253. — URL: https://moluch.ru/archive/302/68195/ (дата обращения: 25.01.2022).



Давно известно, что дошкольный возраст один из самых важных периодов в процессе формирования личности человека. Он является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны.

Основная задача нашего детского сада, в принципе, как и любой другой образовательной организации — охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей, индивидуально подготовить каждого ребенка дошкольного возраста к его самостоятельной жизни, предоставив ему все необходимые знания и развив у него все необходимые навыки и умения, воспитав определенные положительные привычки. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. [3]

Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья детей.

Анализируя данные посещения детьми нашего дошкольного учреждения за 2017–2019 года, мы пришли к выводу, что процент заболеваемости детей возрос.

Год

Процент заболеваемости

2017

36 %

2018

39 %

2019

41 %

Это небольшое исследование состояния здоровья наших воспитанников позволило прийти к выводу о том, что главная задача, стоящая перед нами, — снижение риска развития хронических заболеваний, укрепление и развитие имеющегося ресурса здоровья.

Таким образом, одним из направлений в своей работе мы выделили введение здоровьесберегающих технологий в организованную образовательную деятельность, в формировании здорового образа жизни. Новизна заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий в течение всего времени пребывания дошкольника в детском саду.

В процессе своей деятельности мы стремимся к реализации следующих задач:

– обеспечивать определенные условия для физического и психологического комфорта участников воспитательного и образовательного процесса;

– формировать доступные знания о пользе занятий физической культурой, об основных гигиенических правилах;

– реализовывать комплексный подход в использовании всех методов и форм образовательной работы с детьми дошкольного возраста для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей;

– формировать основы безопасности жизнедеятельности;

– оказывать помощь семье в сохранении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

Проанализировав причины болезней дошкольников, мы пришли к выводу о необходимости решать эти проблемы комплексно. [1]

Первое, что мы сделали это анкетирование родителей на тему: «Как питается ваш ребенок дома?», «Какой режим дня у вашего ребенка?» и др. Провели цикл бесед «Я и мой ребенок», «Здоровьесберегающие технологии в детском саду и в семье», «Разговор о правильном питании», «Режим дня дошкольника». Очень помогла здесь медсестра, совместно с ней была составлена таблица состояния здоровья воспитанников на начало года и на конец года. Также активно работал психолог, проводя в течении года своё текущее анкетирование.

В процессе работы был собран материал по использованию здоровьесберегающих технологий, разработаны картотеки игр и упражнений, составлены памятки для родителей. [2]

Для успешного решения поставленных задач в нашем дошкольном учреждении созданы все необходимые условия. Это, прежде всего здоровье сберегающая предметно-развивающая среда:

– физкультурный зал, оборудованный стандартным и нестандартным оборудованием и другими спортивными атрибутами и тренажерами;

– спортивная площадка, оборудованная стационарным оборудованием для развития основных видов движения, позволяющая проводить физкультурные занятия, оздоровительный бег и спортивные мероприятия на открытом воздухе;

«Островок здоровья», который расположился на территории нашего детского сада, в тенистом саду и о котором хотелось бы рассказать подробнее, так как в этом году наша группа заняла 1 место врайонном конкурсе на лучшую презентацию «Островок здоровья». [5]

Участвуя в смотре-конкурсе «Лучшая разработка нетрадиционного физкультурного оборудования» среди групп ДОУ наша группа заняла 3 место.

Разнообразные лечебно-оздоровительные мероприятия, осуществляемые в рамках здоровьесбережения, наряду с активно проводимой разносторонней санитарно-просветительной работой, позволяют максимально использовать все доступные средства для достижения главной цели — формирование, сохранение и укрепление здоровья всех детей дошкольного учреждения. [4]

С целью повышения эффективности работы педагогов в области формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников и в рамках муниципального проекта «Важнее всего на свете — здоровые дети» в нашем деском саду прошел смотр-конкурс дидактических игр и пособий по воспитанию культурно-гигиенических навыков и культуры еды «Чистота — залог здоровья!».

В октябре 2017 г. в прошел семинар-практикум для педагогов ДОУ «Культурно-гигиенические навыки— важная составная часть культуры поведения» с целью повышения педагогической компетентности педагогов по проблеме приобщения детей к здоровому образу жизни через привитие навыков гигиены и самообслуживания, активизации мыслительной деятельности педагогов в процессе их работы в микрогруппах, который занял 1 место врайонных педагогических чтениях.

Также в ноябре в рамках проекта «Управление здоровьем», который стартовал в 2016 году на территории Белгородской области, инициированный губернатором Е. С. Савченко, педагогами ДОУ были подготовлены и проведены мероприятия по формированию основ здорового образа жизни. Своим опытом воспитания детей и привитием навыков здорового образа жизни за круглым столом «Здоровая семья — здоровый ребенок» поделились родители нашей группы.

Особую значимость в процессе сохранения здоровья детей имеют двигательные задания, подвижные игры, которые всегда интересны, обладают большим эмоциональным зарядом, дают возможность увеличивать двигательную активность детей в ДОУ. Дети показывают высокий уровень развития физических качеств, отдельных качественных сторон двигательных возможностей человека: быстроты, гибкости, равновесия, выносливости и ловкости, достаточный уровень развития основных движений у детей.

В результате проделанной работы у детей вырос интерес к двигательной деятельности, дети начинают понимать значимость заботы о своём здоровье, овладели необходимыми культурно-гигиеническими навыками. Дети стали более спокойными и уравновешенными, улучшился психологический микроклимат в группе. Уровень заболеваемости по сравнению с прошлым годом не снизился, но и не увеличился — в данном возрасте отсутствие отрицательной динамики является хорошим показателем, т. к. дети ещё маленькие и часто болеют.

Таким образом, современные подходы к организации здоровье-сберегающей среды направлены на созданиеэмоционально — комфортных условий пребывания ребенка в ДОУ и содействуют его физическому, духовному и социальному благополучию.

Литература:

  1. Каштанова Т. В. Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении: практическое пособие М.:2002
  2. Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005–127 с.
  3. Зимонина В. А. Воспитание ребёнка — дошкольника. Расту здоровым. М.; ВЛАДОС,2003–304 с
  4. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002–64 с.
  5. http://festival.1september.ru/(Теоретический семинар «Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога» Чеботарева О. В.)
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, здоровый образ жизни, дошкольное учреждение, дошкольный возраст, ребенок, группа, навык, укрепление здоровья детей.


Похожие статьи

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

Как укрепить и сохранить здоровье детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребёнка? Как привить навыки здорового образа жизни? Кода это начинать? Как помочь подрастающему ребёнку реализовать своё право на здоровье и...

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного...

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье, как одной из

Касьянова, Л.Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста...

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников

Здоровый образ жизни это — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ — это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания...

Создание здоровьесберегающей среды в группе как средство...

Современный детский сад – это место,где ребенок, взаимодействуя с окружающим миром, получает жизненный опыт в тех сферах жизни, которые важны для его развития. Дошкольный возраст – благоприятный период для выработки привычек здорового образа жизни...

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников

Здоровый ребенок — это жизнерадостный, активный, любознательный, выносливый, сильный с высоким

В связи с этим большое внимание в своей работе с детьми дошкольного возраста я уделяю

Серьезное внимание уделяю развитию коммуникативных навыков у детей: умению...

Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях ДОУ

Здоровье ребенка — самое ценное, что может быть у его родителей. Согласно современной государственной доктрине здоровье детей — это ценность и для

Дошкольное образование в своей основе имеет задачи поддержания и укрепления физического здоровья детей.

Воспитание основ здорового образа жизни у детей...

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в

- воспитание гигиенических навыков; - как развивать у детей дошкольного возраста навыки

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста... дошкольное учреждение...

Формирование здорового образа жизни у детей старшего...

Здоровый образ жизни это — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ — это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания...

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного...

ребенок, здоровый образ жизни, детский сад, задача, дидактическая игра, здоровье, игра, игровое упражнение, орган чувств, здоровье человека.

здоровый образ жизни, культура здоровья, здоровье, дошкольный возраст, укрепление здоровья, стиль жизни, общая...

Физическое развитие и состояние здоровья воспитанников...

здоровый образ жизни, ребенок, укрепление здоровья детей, родитель, группа, физическое воспитание, Физическая культура, детский сад

здоровый образ жизни, культура здоровья, здоровье, дошкольный возраст, общая культура человека, собственное здоровье, стиль...

Похожие статьи

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

Как укрепить и сохранить здоровье детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребёнка? Как привить навыки здорового образа жизни? Кода это начинать? Как помочь подрастающему ребёнку реализовать своё право на здоровье и...

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного...

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье, как одной из

Касьянова, Л.Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста...

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников

Здоровый образ жизни это — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ — это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания...

Создание здоровьесберегающей среды в группе как средство...

Современный детский сад – это место,где ребенок, взаимодействуя с окружающим миром, получает жизненный опыт в тех сферах жизни, которые важны для его развития. Дошкольный возраст – благоприятный период для выработки привычек здорового образа жизни...

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников

Здоровый ребенок — это жизнерадостный, активный, любознательный, выносливый, сильный с высоким

В связи с этим большое внимание в своей работе с детьми дошкольного возраста я уделяю

Серьезное внимание уделяю развитию коммуникативных навыков у детей: умению...

Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях ДОУ

Здоровье ребенка — самое ценное, что может быть у его родителей. Согласно современной государственной доктрине здоровье детей — это ценность и для

Дошкольное образование в своей основе имеет задачи поддержания и укрепления физического здоровья детей.

Воспитание основ здорового образа жизни у детей...

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в

- воспитание гигиенических навыков; - как развивать у детей дошкольного возраста навыки

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста... дошкольное учреждение...

Формирование здорового образа жизни у детей старшего...

Здоровый образ жизни это — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ — это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания...

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного...

ребенок, здоровый образ жизни, детский сад, задача, дидактическая игра, здоровье, игра, игровое упражнение, орган чувств, здоровье человека.

здоровый образ жизни, культура здоровья, здоровье, дошкольный возраст, укрепление здоровья, стиль жизни, общая...

Физическое развитие и состояние здоровья воспитанников...

здоровый образ жизни, ребенок, укрепление здоровья детей, родитель, группа, физическое воспитание, Физическая культура, детский сад

здоровый образ жизни, культура здоровья, здоровье, дошкольный возраст, общая культура человека, собственное здоровье, стиль...

Задать вопрос